"Наш дар бесценный". Урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Шипухова Людмила Ивановна

Конспект урока по теме "Богатство и выразительность русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МОУ  СОШ  с. Васильевка

  «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Внеклассное занятие по русскому языку в 6 классе.

                                  Учитель Шипухова Л.И

           

Тема: «Наш дар бесценный». Внеклассное занятие по предмету.

Цель: 1.Расширение понятий учащихся о богатстве, выразительности и    

              образности русского языка.

             2.Обучение грамотному высказыванию; совершенствование  

               монологической речи учащихся, её выразительности, образности;

               знакомство с различными  словарями. 

            3.Развитие интереса  к изучаемому предмету, воспитание бережного      

               отношения к языку.

Оборудование: Словарь синонимов, антонимов, Толковый словарь, словарь  

              русских имён и фамилий;   высказывания о языке великих писателей,  

              наглядный и раздаточный  материал, иллюстрации, изображения

              природы.

                                          Ход  урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока

          1.Чтение и комментирование высказываний о языке

-Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как и сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи.

                                                        Н.В.Гоголь

- Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                                                          К.Г.Паустовский

  1. Слово учителя.

- В России живут носители 130 языков. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа,- это целый мир, полный прелести и волшебства. В силу исторических особенностей, именно русский язык стал вторым родным языком народов России, средством их межнационального общения.

    Русский язык величайший в мире по образности и красоте. Наш язык особый, животворящий, полный разума. В нем столько музыки и столько неисчерпаемой силы. Язык творений Пушкина и Гоголя, Тургенева и Толстого, Достоевского. Некрасова, Чехова, Горького и других великих писателей.

    Главное богатство русского языка- это его слова, его лексика. Сколько слов в русском языке? Их несчётное множество. Как говорится в восточном афоризме :»Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова «. Поэтому возможности языка в выражении чувств, настроений, мыслей поистине беспредельны. В нашей жизни нет ничего, что не было бы названо словом. Большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений. Измените содержание речи, поставьте слово в новый текст- и обернётся оно новым значением.

           2.Сообщение учащегося.      

Мы произносим слово «мир»- и перед нашим мысленным взором встают безбрежное небо и необъятный  морской простор, неприступные горные вершины и необозримые степи. Нам видятся города-гиганты и затерявшиеся в тайге селенья, широкие ленты дорог и непроходимые лесные чащи- всё бесконечное, неповторимое многообразие природы, стран, народов.

      Но вот в другом случае мы слышим слово «мир»- и думаем о дружбе и согласии народов и стран, мирном небе над головой, жизни людей без страданий и крови. И мы с великой благодарностью вспоминаем тех, кто отдал свои жизни во имя избавления человечества, кто в страшных боях Великой Отечественной войны отстоял свободу и независимость нашей Родины.

      3.Чтение стихотворения  Игоря Иванова «Тишина».

 

     Последний визг последней мины-

И навзничь рухнула война…

Над ней, наполненная дымом,

Склонилась робко тишина.

      Но автоматы и орудья.

      Мир возвещая, в небо бьют-

      И с удивленьем слышат люди.

      Как в тишине гремит салют!

           Пусть много лет от майской даты

           Прошло, меняя лик страны,

           Но помнят бывшие солдаты

           Рожденье этой тишины.

                Для тех, кто в жизни беспокойной

                Познал все тяготы сполна,

                И в гуле молотков отбойных

                Не исчезает тишина.

                       Нет, не в долгу мы у потомков:

                       Пусть нам лишенья суждены-

                       На всё готовы ради громкой

                       Победной этой тишины.  

              4.Учитель:

- Удивительно устроено человеческое восприятие: вот слушали мы стихотворение, а перед глазами вставали различные картины: последние взрывы на войне, праздничный салют в День Победы, гул отбойных молотков, а звучание последних строк наполняет сердце гордостью за наш великий народ, который может преодолеть любые невзгоды. А  все эти картины появились в нашем воображении, благодаря слову.

             5.Сообщения учеников.

А)  - Слово- сложное и тонкое творение человека. Оно устроено не менее сложно, чем самая совершенная машина. Слово живёт потому, что живет народ, его создавший. Слова рождаются, когда это нужно народу. Ни один человек, как бы он ни был велик, не может дать жизнь слову без поддержки народа. Жизнь слова в языке- увлекательная история со множеством загадок, неожиданных поворотов, неразрешённых вопросов.

      Известно ли вам, что хорошо всем знакомое слово «скот» является заимствованным из германских языков и первоначально означало «деньги, имущество», так как основным видом богатства считался именно скот, который нередко использовался в качестве обменной единицы при купле-продаже. В древнерусском языке слово «скотница» означало «казна». Обменной единицей в древности было и платье- от названия этой одежды и произошёл глагол «платить».

Б)     Что такое «гостинец», знает каждый. А о том, как оно произошло, стоит рассказать. Понятно, что «гостинец» происходит от слова «гость». Может быть потому, что, идя в гости, берут с собой подарок? А вот и нет! Просто слово изменило свой первоначальный смысл, а произошедшие от него понятия остались без изменения. В древнерусском   языке «гость» означало «купец», а «гостинец»- это дорога, по которой приехали купцы. Такое значение до сих пор сохраняется в диалектах.

В).     Что бы подумали наши далёкие предки, если бы услышали, что у кого-то в животе пусто? Уж точно бы они не предложили бедняге поесть! Ведь когда-то слово «живот» означало «жизнь»! Тогда даже бились не на живот, а на смерть. Не жалеть живота своего! То есть – не на жизнь, а на смерть! И животные называются так потому, что они живые.

Г).  Слова не только рождаются, но и умирают, то есть выходят из повседневного употребления. С развитием общества меняется культура, экономика, быт, а вместе с этим исчезают и слова, называющие предметы ушедшего быта. Иногда слово само исчезает, а корень его остаётся. Например, было слово «прати», которое означало «мыть, стирать». Слово умерло, но корень его живёт в слове «прачечная»

                     

                   6. Учитель о фразеологизмах

     -А ,кроме того, ребята, в русском языке сотни слов и выражений., каждое из них имеет свою историю, которая обусловлена историческими событиями, обстоятельствами общественной жизни, развитием культуры и техники. Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам удивительные стороны психологии народа. Вместе с тем, слово представляет своеобразный человеческий документ, как бы запись в дневнике общественного сознания. В этом смысле поэт Вяземский назвал язык «исповедью народа».

     До нашего времени сохранилось выражение «бить баклуши». Происхождение его ищут в приволжских областях, где баклушей называют небольшое озеро, диаметром 50-100 метров. Слово «баклуша» в этом значении известно на протяжении всего Поволжья, начиная от Ярославля и кончая Астраханью, а также в прилегающих к Поволжью областях. Раньше любимым занятием сельских подростков было истребление лягушек в баклушах. Иногда просто ударяли палкой по баклуше, обрызгивая друг друга ради озорства. Если посмотреть со стороны, то создаётся впечатление, что они бьют баклушу. Когда подросток, уставший и промокший, возвращался домой, рассерженная мать награждала его подзатыльником и упрекала: «Опять баклуши бил? Нет, чтобы матери помочь в огороде!» И это выражение, смысл которого «бездельничать, проводить время в забавах», закрепилось в языке, стало крылатым.

                  7.Практическая работа ( раздаточный материал)

- А хорошо ли вы знаете значения фразеологических оборотов? Замените словосочетания фразеологическими оборотами.

     *пожелать совершенно искренне       ( от всего сердца)

     *бесследно исчезнуть                          (как сквозь землю провалиться)

     *не причинить ни малейшего вреда   (пальцем не тронуть)

    *прошло много времени                       (много воды утекло)

     *впасть в уныние, отчаяться                (повесить нос)

     *хорошенько запомнить                       (зарубить на носу)

     *усиленно думать над трудным вопросом  (ломать голову)

     *делать что-нибудь небрежно              (спустя рукава)

     *всё нипочём, ничего не страшно        (море по колено)

     *обманывать, вводить в заблуждение  (водить за нос)

 

                    7а. Устно объясните значение:

Пальчики оближешь-                     Держать язык за зубами-

Дать нагоняй-                                   Вариться в собственном соку-  

Сломя голову-                                  Навострить лыжи-

Молоть ерунду-                                Клевать носом-

Кот наплакал-                                  Задирать нос-

                    8. Учитель о русских фамилиях

Но не только слова и выражения рассказывают нам о далёком прошлом. Наши фамилии зачастую повествуют о том, кто были наши предки, чем занимались.

                  9.Чтение стихотворения уч-ся «Прадеды» Георгия Граубина

Кем был твой прадед на Руси- свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов, отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину.

У Дегтярёва дёготь гнал, в дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров и с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров, он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил, мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих, фамилии простые.

Взгляни- и ты увидишь в них историю России.

             10.   Учитель о фамилиях:

-А знаете ли вы, ребята, что фамилия у русских людей, хотя и существует несколько веков, но долго оставалась привилегией только богатых? Когда нужно было зарегистрировать крестьян, писали его имя и отчество: Иван, Петров сын. Эти отчества, отвечающие на вопрос «Чей это сын?», и стали впоследствии типичными русскими фамилиями на  -ов,-ев. Иногда сыновей записывали и по матери. Отсюда и фамилии Марьин, Надеждин.

   От старинных кличек и прозвищ образовались «звериные», «птичьи», «рыбьи» фамилии: Волков, Щукин, Соловьёв. Однако объяснить происхождение большинства фамилий даже учёным нелегко, а иногда невозможно.

     -Ребята, а  как вы думаете, от чего образовались ваши фамилии?

( Петров, Алексанина, Серёгина, Володин, Афонин- от отчеств;

   Гуськов- от прозвища или клички;

   Дудкин- от дела, которым занимался предок;

   Лавринова- от растения лавр;

    Дёмин- скорее всего от отчества, т.к. ивестно было имя Дёмка, Дёма

                10а) Физкультминутка

-Вы, наверное, устали?

-Да!

-Ну, тогда все дружно встали?

-Да!

-Ножками потопали-1,2,3!

-Ручками похлопали-1,2,3!

-Вправо ниже наклоняйся-1,2,3!

-Влево тоже не стесняйся-1,2,3!

-Покружились, повертелись-1,2,3!

-И за парты все уселись-1,2,3!

               11. Учитель об именах

Мы говорим о фамилиях. А как обстоит дело с именами? Едва появившись на свет, человек получает имя. Но как возникали имена у народа и что они означают? Происхождение русских имён относится к далёкой древности и тогда они представляли собой имена – клички, взятые от названий животных, птиц, растений, деревьев, вещей, например: Волк, Лось Карась, Калина. Имена связывались с событиями из жизни и быта людей и появлялись имена Веснянка, Добрыня, Светлана, а после принятия христианства появились имена греческого или библейского происхождения. Найдите в тексте своё имя, посмотрите, что оно означает.

Алексей   ( от греч.- «помощник»)

Александр ( от греч.- «защитник»)

Анатолий  ( от греч. – «восточный»)

Валерий    ( римское- «крепкий, бодрый»)

Василий   ( от греч. – «царственный»)

Галина     ( от греч.- «спокойная, безмятежная»)

Иван         ( из евр.- благодать Божия

Виктор      ( из латин. – «победитель»)

Елена   (от греч.-  «светильник, факел»)

Маргарита  ( латин.- «жемчуг» )

Анастасия ( от греч.- «воскресение»)

Марина  ( латин.- «морская»)

Людмила ( древнерус.- «людям милая»)

Владимир ( древнерус.- «владеющий миром» )

Максим   (от латин.- «величайший»)

Ольга   (древнерус.- «святая»)

Татьяна   ( латин.- «устроительница»)

Юлия   ( лат. – «кудрявая, пушистая» )

Кристина  ( др.греч. « христианка» )

                    12. Практическая работа.

 - Прочтите имена и выпишите сведения о своём имени, именах своих родителей, братьев, сестер.                                                                                  

-Вы заметили, что многие русские имена состоят из двух корней. Вспомните и вы подобные из сказок, былин и запишите их.( Святослав, Борислав, Любомир, Святозар, Всеволод, Ярослав)

                    13.Учитель о языке.

Язык- это история народа, история развития его культуры. Но как часто мы даже не задумываемся о том, какое сокровище досталось нам в наследство, и небрежно обращаемся с ним. Ещё чаще забываем о правильном написании слов и постановке знаков препинания, считая их ненужными и бесполезными. Однако, отсутствие знаков препинания, неправильная их расстановка, а также ошибочное написание затрудняют понимание высказывания, искажают мысль.

                   14. Чтение ст-я А. Шибаева «Грустные вести»

Пришло письмишко мне,

Гляжу – из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу-

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен.

Нет, нет, не шутит он! Боюсь

Мой друг серьёзно болен.

Вернется, надо подлечить:

Заставить правила учить!

Учитель: - А вы, ребята поняли, о чём писал мальчик из лагеря и какие ошибки он допустил? Какие орфограммы вы назовёте?

          15.Мини- сочинение.

- Составьте и вы ответ другу, подружке о своей школьной жизни.

           16.Инсценировка «Знаки препинания»

Вед.         У последней точки на последней строчке

                 Собралась компания знаков препинания.

Восклиц.  Прибежал чудак Восклицательный знак.

   знак       Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

                  Ура! Долой! Караул! Разбой!

Вопрос.     Притащился кривоносый Вопросительный знак

 знак          Задаёт он всем вопросы: Кто? Зачем? Откуда? Как?

       

Запятые    Явились запятые, девицы завитые.

                  Живут они в диктовке на каждой остановке.

Двоеточ.     Прискакало двоеточие.

Многоточ.  Прикатило многоточие.

Точка и       И прочие, и прочие, и прочие…

Точка с

запятой

Запятые      Заявили запятые: -Мы девицы занятые,

                    Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Точ. с         Отозвалась с той же строчки тётя Точка с запятой:

 запят.       - Если нет над вами точки, запятая – знак пустой!

Двоеточ.     Двоеточие, мигая, закричало: - Нет, постой!

                    Я важней, чем запятая или точка с запятой.

                    Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

                    В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу!

Многоточ.    Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:

                    - Если вам угодно знать, я важней, чем прочие

                      Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Вопр. знак       Вопросительный знак удивился: То есть как?

Воскл. знак     Восклицательный знак возмутился: То есть как!      

     

Точка           И сказала точка, точка – одиночка:

                    -  Мной кончается рассказ, значит я важнее вас!

Учитель: - А как вы думаете, ребята, кто из знаков препинания главнее?

Учитель:  Неправильно поставленные знаки препинания, а также отсутствие запятых и пауз при чтении может поставить смысл написанного буквально с «ног на голову». Послушайте ст- е:

…Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь  из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна…

            17а. Практическая работа. Расставьте знаки препинания в ст- и. (раздаточный материал , ст-е «Кисель»).

            17б. Весёлая викторина.

1.«Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать».

2. «В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней».

3. «Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях»

4. «Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо».

            18. Учитель о прозе.                                                                   Удивительно красивой, образной и певучей может быть и проза. Образцом произведений в прозе являются произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Толстого, Гоголя, Чехова и других писателей земли русской.

              19.Чтение прозы наизусть.

а) Н.В. Гоголь. Отрывок из повести «Майская ночь или утопленница»

б) И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы».

              20.Итог урока

 - Что же нового, интересного узнали вы на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков (системно -деятельностный подход) Седова Р.С. Предмет английский язык класс 8, класс 11

Тема урока "Употребление  условных предложений смешанного типа." 8 классТема урока "Употребление Future Perfect (Active & Passive)", 11 класс...

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...

План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»

Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...

Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)

Программа  учебного предмета   английский  язык Класс 3(индивидуальное обучение  по отдельному учебному предмету английский язык  для детей с задержкой психического ...

Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...

Бесценное многообразие языков Российской Федерации

Статья посвящена исследованию групп языков, на территории Российской Федерации...