Открытый урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Вдовенко Ирина Алексеевна

Пушкин входит в жизнь каждого человека с детство и стоновится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onegin_i_lenskiy.docx28.18 КБ
Office presentation icon onegin_i_lenskiy.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

9 класс                         Тема: Онегин и Ленский в деревенском кругу.

Письмо Татьяны. (Слайд 1)

Цели:

обучающие: вчитаться, прочувствовать страницы романа, глубже постигнуть психологию и характер главного героя; осмыслить авторское отношение к любви  Татьяны; определить место центрального события главы в общем развитии действия романа;

развивающие: создать условия для развития речи, языкового чутья учащихся, умения давать оценку героям, формулировать свою точку зрения;

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к художественному тексту, к слову.

Тип урока: урок углубленной работы с художественным текстом.

Методы: проблемно – поисковый, диалогический.

Презентация к уроку.

Средства обучения: мультимедийная система, ПК.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Основная часть.

1. Слово  учителя.

                  –Здравствуйте, ребята. Я рада  видеть вас и рада  предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к страницам  известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Пушкин входит в  жизнь каждого человека с детства и становится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов  не был таким воспитателем молодого поколения  и  облагораживателем юных чувств, как Пушкин».
                   Сегодня мы поразмышляем над 2 и 3 главами романа. Мне бы хотелось, чтобы вы прочувствовали страницы романа,
 глубже постигли психологию и характер главного героя; осмыслили  авторское отношение к любви  Татьяны; определили  место центрального события главы в общем развитии действия романа. Обратимся ко 2 главе.

2. Работа по тексту 2 главы.

- В какой среде оказался Евгений Онегин в деревне, чем занялся? 

В деревне Онегин – богатый помещик,  «сельский житель, заводов, вод, лесов, земель хозяин полный», теперь его окружают соседи - провинциальные помещики; он должен определить и свои отношения с крепостными крестьянами.

(Слайд 2)

-Что об этом  говорит автор? (IV строфа)

                 Один среди своих владений,

                 Чтоб только время проводить,

                 Сперва задумал наш Евгений

                 Порядок новый учредить.

                 В своей глуши мудрец пустынный,

                 Ярем он барщины старинной

                 Оброком лёгким заменил;

                 И раб судьбу благословил.

-Сказано об этом бегло. По существу же Онегин совершил для своих крестьян большое дело. Так поступали некоторые будущие декабристы.

 А как сложились его отношения с окружающими помещиками?

Отношения с соседями сложились иначе: IV строфа, 9-14.

Попытки помещиков завязать знакомство с Онегиным не привели ни к чему, и, убедившись в его нежелании устанавливать дружеские связи, к определению «опаснейший чудак» соседи добавили новые определения: (V строфа).

-На что это очень похоже?

Это очень похоже на отношение фамусовского общества к Чацкому.

- Нашёл ли Онегин в деревне смысл существования, достойные занятия, удовлетворён ли он жизнью? Сделаем вывод.

Вывод: Нет, не нашёл. Он скучает и здесь, хотя и заменил барщину оброком, хотя подружился с интересным, образованным человеком.

-Кто этот молодой человек? Обратимся к строфе VI (строки 8-14). Если мы сопоставим Онегина и Ленского,  что заметим?

  Оба получили нерусское образование, оторваны от русской жизни. Но Онегин успел разочароваться, а Ленский – идеалист: «Он верил, что душа родная…» (8,9,10 строфы) Мертвящее влияние светского общества его не коснулось. И в личных,  и в общественных отношениях он ждёт от жизни осуществления своих идеалов,  почерпнутых из книг.

-Во что верит Ленский?

Он верит в, лучшие человеческие чувства – любовь, дружбу.

-Найдите момент их встречи (строфа 13, 5-7 строки), прочитайте до строфы XX. Какой можно сделать вывод? (Слайд 3)

Вывод: Во взглядах и настроениях Ленский и Онегин – разные. Но Ленский близок Онегину по уровню развития, по духовным запросам и интересам. Они спорили об истории, философии, читали поэтические произведения и т.п. А ведь с другими соседями им пришлось бы говорить «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне, (XI)».Отношение провинциального общества  было к ним разное (XII). Это их и сблизило.

- С изображением  Ленского Пушкин связывает в романе свои литературно-полемические выступления против пассивно-мечтательного, «унылого» романтизма. Вот почему так иронически звучат строфы, где обрисовывается поэзия Ленского:

                         Он пел разлуку и печаль,

                         И нечто, и туманну даль.

Но в иронии нет злого умысла. Ряд мест о  Ленском  и его поэтических опытах говорит о симпатии к нему автора.

Вслед  за  Ленским на страницах романа  возникает  картина деревенской жизни помещиков средней руки. Воссоздаётся патриархальный уклад жизни Лариных. Обратимся к строфам (XXX-XXXVII).

- Для чего Пушкин описывает быт Лариных?

Познакомить читателя со средой, в которой воспитывалась Татьяна.

-В рассказе о жизни Лариных мы чувствуем симпатии автора. Что привлекает Пушкина в этой семье?

 Простота отношений, отсутствие фальши, патриархальность, связанная с народными обычаями. Здесь нет той пропасти, какой отделено от народа светское общество Москвы и Петербурга. (Слайд 4)

- Как автор показывает разницу между сёстрами Лариными? Прочитать подробное описание портрета Ольги. (Слайд 5)

В этой же главе (XXIV)  автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов нам ясно, что речь пойдёт о лице замечательном, не менее важном, чем главный герой.

-А почему нет её  портрета?

(  Пушкина интересует не внешность, а её внутренний мир, её незаурядность, её  интерес в детстве не к куклам, а к сказкам няни, тяга к природе, к русским поверьям и одновременно к сентиментальностям романам, которые она жадно читает, романтически представляя себя  героиней то одного, то другого произведения). (Слайд 6)

Вывод:  Итак, мы познакомились с героями. Наступила пора завязки главной сюжетной линии.  Это встреча  героев.

-   Какое впечатление произвела встреча Онегина и Татьяны на них обоих?

 Вспомним  разговор двух приятелей после посещения дома Лариных. Обратимся к  IV строфе III главы.

 

3. Работа по тексту III главы.

-Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт».

Прав. Татьяна поразила его глубиной душевного мира, поэтичностью, робостью, замкнутостью. Онегин разбирается в людях.

 -Что помешало развитию пробудившегося интереса к девушке?

Душевная опустошённость, холодность не способствовали развитиям пробудившегося интереса  к девушке. Онегин забыл о встрече.

- А как восприняла эту встречу Татьяна? (VII строфа)

Она вообразила его героем своего романа, потому что он не был похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне.

-С кем делится она своей тайной? Почему?

 Она делится тайной с няней, потому что та ей ближе всех домашних. От близости к няне эта доверчивая простота и искренность, с которой Татьяна пишет письмо. Оно поэтично, просто. В нём слышится волнение, трепет.

 - Инсценировка « Письмо Татьяны». (Слайд 7)

 -Каким оно вам показалось?

 Оно поэтично, просто. В нём слышится волнение, трепет.

Каким представляется Онегин Татьяне?

 Он не похож  на героя, возникшего в воображении Татьяны.

- Итак, письмо отправлено. Я предлагаю вам, ребята, проследить, как дальше развёртываются события.  «Бледна как тень, с утра одета» (то есть  готова к приезду Онегина), «Татьяна ждёт». Наконец Онегин приезжает.   Какой он находит Татьяну?

В отчаянном волнении.

-В последней, 41 строфе 3 главы  автор смотрит на Онегина глазами Татьяны. Чтобы ярче подчеркнуть это романтическое восприятие, поэт резко прерывает рассказ и заканчивает строфу прозаическими словами, обращёнными к читателю:

Мне должно после долгой речи

И погулять и отдохнуть:

Докончу после как-нибудь.

III. Рефлексия

Какие чувства вызвали в вас герои романа? Закончите предложение «Меня огорчило…», «Меня обрадовало…», «Я согласен…», «Я не ожидал»

.  

4. Завершение урока.

 Каким же показан герой в новой обстановке, среди новых людей? 

В деревенском обществе он чужой; к Ленскому относится снисходительно, они - друзья «от делать нечего». Любовь Татьяны он разделить не может.

III.    Итог  урока.

       

IV. Домашнее задание:  IV и  V главы.

IV. 1. Как Онегин отнёсся к письму Татьяны? Читал ли нравоучение Татьяне или исповедовался перед ней?

         2. Как проводил свой день Онегин в деревне?

V.     1. В какое общество попадает Онегин на имениях Татьяны?

         2. Вспомнить дядю Онегина, его соседей, быт Лариных и составить общую характеристику провинциального общества.

         3. Письмо Татьяны наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...