Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Гвоздева Светлана Викторовна

Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в которой представлен материал по теме в виде таблице, а также задания для активизации деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_nepolnoe_predl.pptx45.08 КБ
Файл разработка урока17.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

полные неполные Двусостав ные Трамвай идет? Кто написал комедию «Ревизор»? Идет! Гоголь Односостав ные Определённо- логичные Кого ждешь? Учителя Неопределен - но-личные О чём сообщили по радио? О погоде на завтра Безличные Надо идти на стадион. А мне сегодня не хочется Назывные Густой, непроходимый лес Вот хвойный. Вот лиственный

Слайд 2

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения. В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г.. нцов с пальмовой веткой для изв .. щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба — о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Слайд 3

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире. Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.



Предварительный просмотр:

Тема. Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях.

Цели: ознакомить с неполными предложениями, употреблением в них тире; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

— Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

— Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме сказуемого.

— Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме подлежащего.

III. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь (читает сказку). Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

— Нужно исправлять,— поморщился Знайкин,— очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план излагаемого учителем теоретического материала.)

— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения:

Я читаю интересную книгу.

Сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением книгу. В результате образуется непрерывная цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

— Какую книгу ты читаешь?

— Интересную.

Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения). Определение интересную требует звена книгу, слово книгу требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено я.

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Неполные предложения часто встречаются в диалоге:

— Смотрите, смотрите: летит! — закричал вдруг Павлик.

— Где летит? Кто?

— Да Уточкин же!

Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).

На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:

— А что же слон? Он пришел?

Пришел,— отвечает мама...

— А он смешной?

Немножко (А. Куприн).

Каждая реплика прибавляет новое к теме диалога.

Неполными могут быть и односоставные предложения. Например:

— В каком классе учишься?

— В восьмом.

Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений:

Землю солнце красит, а человека — труд.

К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое — звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнениями обстоятельства):

Сила наша — в единстве, доблесть — в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине (А. Серафимович).

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:

Татьяна — в лес, медведь за нею (А. Пушкин). По полям бегут ручьи, на дорогах — лужи (С. Маршак).

2. Работа по таблице из презентации (Слайд 1)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Задание 1 (слайд 2)

• Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

• Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

• Объясните употребление тире.

• Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба — о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 2 (Слайд 3)

• Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

— Какие бывают предложения по строению и значению?

— Какие предложения называются неполными?

— Где чаще всего употребляются неполные предложения?

— Когда в неполном предложении ставится тире?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал об односоставных и неполных

предложениях.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя

Литература:

  1. Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2014.
  2. Русский язык. 8кл. В 2 ч. Учебник для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2013.
  3. И.П. Васильевых  «Уроки русского языка в 8 классе». Пособие  для учителя.
  4. Г.Е. Фефилова «Все уроки русского языка» 8 класс.  Харьков «Издательская группа “Основа”2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Разработка урока с презентацией по русскому языку по теме:"Фонетика"

Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...

Презентация урока по русскому языку на тему "Неполные предложения" 8 класс(для детей с ОВЗ)

Презентация урока по русскому языку на тему "Неполные предложения"Тема урока: «Неполные предложения» Цель урока: сформировать  понятие об особенностях строения неполных...