Разработка урока с презентацией по русскому языку по теме:"Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika.ppt | 202 КБ |
fonetika.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изучает фонетика?
На какие группы делятся буквы русского языка?
Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
Вычеркните звуки, которых нет в русском языке А, О, И, Е, У, Я, Э, Ю, Ы.
Что такое транскрипция?
Чем согласные звуки Р, М, Н, Л, Й, отличаются от остальных согласных?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука?
Что изучает орфоэпия?
Чем согласные Ч, Щ отличаются от других согласных звуков?
Какие буквы не дают звуков?
/Йа не хачу на урок рускава йазыка. Скажэм, што у тэба балит зуп. Встрэтимса в бисэткэ. Здэлайэм удачки и пайдом удить рыбу./
1. Приятнее найти под елкой гриб, Чем получить ангину или грипп. 2. Слышится в пустыне глас, Смотрит зорко глаз – алмаз. 3. Сделал дело – гуляй смело, Поработал ты умело.
СЕЛО се-ло 2 слога /Село/ /С/ - согл, звонкий парный, мягкий парный. /Е/ – гласный, безударный. /Л/ – согл, глухой парный, твердый парный. /О/– гласный, ударный. 4буквы, 4звука
Покупайте бигудя Завивайте все кудря.
Столяр устранит поломку И починит вашу полку.
Зимние польта согреют вам душу, Не дадут замерзнуть в зимнюю стужу.
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора
Ход урока.
- Организационный момент, постановка цели.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он превратился в заседание Клуба знатоков Фонетики русского языка. А вы, соответственно, знатоки, которым предстоит решить массу сложных вопросов. Цель нашего заседания: обобщение знаний, полученных путем наисложнейших исследований и опытов, проведенных вами на предыдущих уроках.
- Основная часть.
Так как ученые очень серьезные и занятые люди, и некогда тратить время на лишние слова. Поиграем в игру – молчанку. На экране вы видите вопрос, молча поднимаете руку и говорите краткий ответ.
- Что изучает фонетика?
- На какие группы делятся буквы русского языка?
- Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
- Вычеркните звуки, которых нет в русском языке А, О, И, Е, У, Я, Э, Ю, Ы.
- Что такое транскрипция?
- Чем согласные звуки Р, М, Н, Л, Й, отличаются от остальных согласных?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука?
- Что изучает орфоэпия?
- Чем согласные Ч, Щ отличаются от других согласных звуков?
- Какие буквы не дают звуков?
Один не очень грамотный ученик написал своему товарищу письмо. Так как он учился в пятом классе и как раз изучал тему «Фонетика», он решил зашифровать свое послание, чтобы его не прочитал учитель. Но при письме допустил несколько ошибок. Расшифруйте текст и исправьте допущенные ошибки.
Я не хочу на урок русского языка. Скажем, что у тебя болит зуб. Встретимся в беседке. Сделаем удочки и пойдем удить рыбу.
Какие буквы в вашем переводе не совпали со звуками в записке?
Почему так произошло?
Какую основную ошибку допустил ученик?
Как мы изображаем мягкость в траскрипции?
Как обозначить мягкость на письме?
А теперь вам предстоит попробовать себя в качестве шифровальщиков. Затраскрибируйте следующие двустишия.
Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Слышится в пустыне глас
Смотрит зорко глаз – алмаз.
Сделал дело – гуляй смело
Поработал ты умело.
Какие фонетические процессы заметили в этих двустишиях?
А теперь, уважаемые знатоки, вам необходимо разбить слова, продиктованные мной на две группы. В первую группу вы включите слова, где буквы Е,Ё,Ю,Я дают один звук, а во второй – два звука.
Осетр, тюки, ряженый, зябко, лепесток
Ерунда, вьюга, затмение, янтарь, ёмкость.
При каких условиях буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука, а при каких один?
Ну что ж, уважаемые знатоки, мы с вами подошли к наиболее сложному вопросу нашего заседания – фонетическому разбору. Что это такое?
Посмотрите внимательно на экран. Перед вами фонетический разбор слова село. Проверьте, правильно ли произведен этот разбор.
СЕЛО се-ло 2 слога
Село
Сʼ - согл, звонкий парный, мягкий парный.
Е – гласный, безударный.
Л – согл, глухой парный, твердый парный.
О – гласный, ударный.
4буквы, 4звука.
А теперь сами разберите слова юга, ежи, Яга. (по вариантам).
Сегодня наше заседание знатоков проходит очень плодотворно. В наш клуб обратился агент по рекламе и попросил подредактировать рекламные тексты.
Покупайте бигудя
Завивайте все кудря.
Сто⁄ляр устранит поломку
И починит вашу полку.
Зимние польта согреют вам душу,
Не дадут замерзнуть в зимнюю стужу.
3. Итог:
Для чего необходимо изучать фонетику?
Зачем нам необходимо знание орфоэпии?
Назовите основные фонетические процессы.
Что на уроке было не понятно?
Домашнее задание: сочинить сказку «Путешествие по фонетике».