Разработка урока с презентацией по русскому языку по теме:"Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Галактионова Эльвира Викторовна

 

Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonetika.ppt202 КБ
Microsoft Office document icon fonetika.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОНЕТИКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

Слайд 2

Что изучает фонетика?

Слайд 3

На какие группы делятся буквы русского языка?

Слайд 4

Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

Слайд 5

Вычеркните звуки, которых нет в русском языке А, О, И, Е, У, Я, Э, Ю, Ы.

Слайд 6

Что такое транскрипция?

Слайд 7

Чем согласные звуки Р, М, Н, Л, Й, отличаются от остальных согласных?

Слайд 8

Когда буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука?

Слайд 9

Что изучает орфоэпия?

Слайд 10

Чем согласные Ч, Щ отличаются от других согласных звуков?

Слайд 11

Какие буквы не дают звуков?

Слайд 12

/Йа не хачу на урок рускава йазыка. Скажэм, што у тэба балит зуп. Встрэтимса в бисэткэ. Здэлайэм удачки и пайдом удить рыбу./

Слайд 13

1. Приятнее найти под елкой гриб, Чем получить ангину или грипп. 2. Слышится в пустыне глас, Смотрит зорко глаз – алмаз. 3. Сделал дело – гуляй смело, Поработал ты умело.

Слайд 14

СЕЛО се-ло 2 слога /Село/ /С/ - согл, звонкий парный, мягкий парный. /Е/ – гласный, безударный. /Л/ – согл, глухой парный, твердый парный. /О/– гласный, ударный. 4буквы, 4звука

Слайд 15

Покупайте бигудя Завивайте все кудря.

Слайд 16

Столяр устранит поломку И починит вашу полку.

Слайд 17

Зимние польта согреют вам душу, Не дадут замерзнуть в зимнюю стужу.



Предварительный просмотр:

Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора

Ход урока.

  1. Организационный момент, постановка цели.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он превратился в заседание Клуба знатоков Фонетики русского языка. А вы, соответственно, знатоки, которым предстоит решить массу сложных вопросов. Цель нашего заседания: обобщение знаний, полученных путем наисложнейших исследований и опытов, проведенных вами на предыдущих уроках.

  1. Основная часть.

Так как ученые очень серьезные и занятые люди, и некогда тратить время на лишние слова. Поиграем в игру – молчанку. На экране вы видите вопрос, молча поднимаете руку и говорите краткий ответ.

  • Что изучает фонетика?
  • На какие группы делятся буквы русского языка?
  • Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?
  • Вычеркните звуки, которых нет в русском языке А, О, И, Е, У, Я, Э, Ю, Ы.
  • Что такое транскрипция?
  • Чем согласные звуки Р, М, Н, Л, Й, отличаются от остальных согласных?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука?
  • Что изучает орфоэпия?
  • Чем согласные Ч, Щ отличаются от других согласных звуков?
  • Какие буквы не дают звуков?

Один не очень грамотный ученик написал своему товарищу письмо. Так как он учился в пятом классе и как раз изучал тему «Фонетика», он решил зашифровать свое послание, чтобы его не прочитал учитель. Но при письме допустил несколько ошибок. Расшифруйте текст и исправьте допущенные ошибки.

Я не хочу на урок русского языка. Скажем, что у тебя болит зуб.   Встретимся в беседке. Сделаем удочки и пойдем удить рыбу.

Какие буквы в вашем переводе не совпали со звуками в записке?

Почему так произошло?  

Какую основную ошибку допустил ученик?

Как мы изображаем мягкость в траскрипции?

Как обозначить мягкость на письме?

А теперь вам предстоит попробовать себя в качестве шифровальщиков. Затраскрибируйте следующие двустишия.

Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Слышится в пустыне глас

Смотрит зорко глаз – алмаз.

Сделал дело – гуляй смело

Поработал ты умело.

 

Какие фонетические процессы  заметили в этих двустишиях?

А теперь, уважаемые знатоки, вам необходимо разбить слова, продиктованные мной на две группы. В первую группу вы включите слова, где буквы Е,Ё,Ю,Я дают один звук, а во второй – два звука.

Осетр, тюки, ряженый, зябко, лепесток

Ерунда, вьюга, затмение, янтарь, ёмкость.

При каких условиях буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука, а при каких один?

Ну что ж, уважаемые знатоки, мы с вами подошли к наиболее сложному вопросу нашего заседания – фонетическому разбору. Что это такое?

Посмотрите внимательно на экран. Перед вами фонетический разбор слова село. Проверьте, правильно ли произведен этот разбор.

СЕЛО се-ло 2 слога

Село

Сʼ - согл, звонкий парный, мягкий парный.

Е – гласный, безударный.

Л – согл, глухой парный, твердый парный.

О – гласный, ударный.

4буквы, 4звука.

А теперь сами разберите слова юга, ежи, Яга. (по вариантам).

Сегодня наше заседание знатоков проходит очень плодотворно. В наш клуб обратился агент по рекламе и попросил подредактировать рекламные тексты.

Покупайте бигудя

Завивайте все кудря.

Сто⁄ляр устранит поломку

И починит вашу полку.

Зимние польта согреют вам душу,

Не дадут замерзнуть в зимнюю стужу.

3. Итог:

Для чего необходимо изучать фонетику?

Зачем нам необходимо знание орфоэпии?

Назовите основные фонетические процессы.

Что на уроке было не понятно?

Домашнее задание: сочинить сказку «Путешествие по фонетике».