Обобщающий урок русского языка в 7 классе по темам "Причастие" и "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по темам "Причастие" и "Деепричастие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: «Обобщающий урок по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Повторительно-обобщающий урок

Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы образования.

Цели урока:

Образовательные:

  1. закрепить знания о правописании причастий и деепричастий.
  2. закрепить способы образования глагольных форм;
  3. обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках причастий и деепричастий;
  4. повысить словарный запас учащихся;
  5. определять глагольные формы и их роль в языке, отличать их от глаголов и прилагательных.

Развивающие:

  1. развитие умения находить в тексте причастия и деепричастия, видеть границы причастных и деепричастных оборотов.
  2. развитие творческой активности;
  3. развитие речи учащихся;
  4. развивать основные мыслительные операции учащихся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, логическое и абстрактное мышление;
  5. способствовать дальнейшему формированию операционного компонента учебной деятельности учащихся через постановку целей и задач урока, самостоятельное выполнение заданий.

Воспитывающие:

  1. воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое
  2. воспитание любви к русскому языку;
  3. повышение культуры речи;

Оборудование:

  • Информационные карточки
  • Карта успеваемости ученика

Дидактические материалы:

Учебники:

Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. – М.: Дрофа, 2009.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, - М.: Дрофа, 2005.

Подготовка к уроку

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, ПАРТНЕР ПО ПЛЕЧУ ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки.

Этап урока

Содержание

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационная часть

Приветствует учащихся.

Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу»

Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

1 мин

2. Основная часть

Тема урока: «Обобщающий урок по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Перед началом урока даю инструктаж: «На столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, которое я назову. Работаете по структурам».

Проверка знаний по пройденным темам. 

Карточки для каждого участника с текстом

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел.

Задания:

Подчеркните деепричастия и причастия,  докажите, что это причастие, деепричастие.

Проводим «Рели Робин». Участники по плечу комментируют свои ответы друг другу.

Проверка правильности ответов: называю номер стола и участника, он отвечает на вопрос.

Сегодня мы займемся повторением и обобщением важной темы “Причастие и деепричастие”. Повторим правописание этих форм, будем конструировать предложения с обособленными членами, потренируемся в правильном использовании причастий и деепричастий в речи.

В тетрадях запишем число и классная работа.

Комментированное письмо у доски.

Один ученик пишет, класс объясняет причину такого написания. Осуществляется проверка усвоения сразу нескольких орфограмм, формируется навык грамотного письма.

Не зная причины; негодуя; посеянный; по нехоженым тропам; расцвечены флагами; жареный гусь: не построенная, а  сломанная: в проснувшемся лесу; строящийся дом; на виднеющемся островке; вопрос не решен.

Молодцы! А теперь вспомним схемы предложений с причастными и деепричастными оборотами.

На доске нарисованы схемы:

[ – = ×,│ ~~~~│]

[–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]

Расскажите об этих предложениях, глядя на схемы.

Составьте предложение, соответствующее схеме, используя причастные и деепричастные обороты. Начало предложения у нас уже есть:

[ – = ×,│ ~~~~│]

Турист добрался до маленькой поляны,  освещенной солнцем.

«Рели Коуч» На карточках нарисованы схемы. В ходе коллективной работы составляется предложение с обособленными оборотами, которое соответствует заданной схеме.

 [ – = ×,│ ~~~~│], и [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]

  1. Ручеек, _._._._._._._._._._._._., бежал около деревьев, ~~~~~~~~~~~~.
  2. Поляна со всех сторон была окружена лесом, ~~~~~~~~~~~~~~~~.
  3. Ручеек, _._._._._._._._._._._._., затейливо извивался вдоль реки, ~~~~~~~~~~~~.
  4. Осенние деревья стояли, ~~~~~~~~~~~~.

Запись под диктовку.

Однажды черный кот Степан сидел на крыльце и, не торопясь, умывался. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Маленький рыжий пес, дрожа от любопытства, тянулся мокрым носом к Степану.

(По К.Паустовскому.)

Использую структуру «Раунд Робин» объясните постановку знаков препинания.

Проверка правильности ответов: называю номер стола и участника, он комментирует предложение.

 Морфемный разбор слов из текста (у доски 2 ученика, остальные работают в тетрадях) торопясь, заложенной.

Морфологический разбор слов из текста (2 ученика у доски, остальные работают в тетрадях) заложенной, дрожа.

Различные виды разборов являются одним из видов аналитико-синтетических упражнений, позволяющих обобщить и проверить теоретические знания.

Самостоятельная работа.

  1. Преобразуйте сложные предложения в простые с причастным оборотом.
    1. Птицы, которые летят на юг, опускаются на ночлег.
    2. Дом, который построили на берегу озера, маленький и уютный.
  2. Замените причастный оборот деепричастным.
    1. Щенок, испугавшийся чужой собаки, забился в конуру.
    2. Только что проснувшийся малыш свесил босые ножки с кровати.
  3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
    1. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
    2. Войдя в лес, солнце село.

Слушают учителя.

Читают текст, находят в нем причастия и деепричастия, подчеркивают их как члены предложения.

Участники работают с партнером по плечу. По очереди называют подчеркнутое слово и аргументируют свой выбор.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадях число и классная работа.

Один ученик выходит к доске, класс находит орфограмму и объясняет ее.

Ученики смотрят на доску и комментируют строение предложений, изображенных в виде схемы.

Ученики предлагают варианты продолжения предложения

Ученики работают в парах. На двоих один листочек и одна ручка. Составляют предложения, соответствующие схемам.

Учащиеся записываю в тетрадях предложения под диктовку.

Работая в группах, участники объяснят постановку знаков препинания в предложениях. Начинает участник №1, комментирует 1 предложение. Все 4 участника аргументируют постановку знаков препинания, каждый в своем предложении.

2 ученика выходят к доске и делают морфемный разбор слов, остальные работают в тетради

2 ученика выходят к доске и делают морфемный разбор слов, остальные работают в тетради

Ученики выполняют самостоятельную работу на листочках

30 сек

2,5 мин

3 мин

2 мин

30 сек

1 мин

3 мин

2 мин

1,5 мин

4 мин

5 мин

2 мин

2 мин

1 мин

2 мин

7 мин.

3. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Напишите юмористическое сочинение-миниатюру на тему «Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в причастие (деепричастие)».

 Оценка урока учащимися и учителем, заполнение карт успеваемости.

Сегодня мы обобщали наши знания о причастии и деепричастии.

Какие виды заданий показались вам наиболее интересными и полезными для усвоения темы?

Какие правила мы сумели повторить?

(Итоговая беседа целесообразна потому, что в ее ходе удобно выделить главные моменты урока, осуществить обратную связь.)

Чир на выбор учащихся.

Слушают.

Записывают д\з

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы

Повторяют за учителем.

2 мин

2 мин

1 мин

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

РЕЛИ РОБИН (Нахождение в тексте причастий и деепричастий)

1 балл за правильное слово.

Максимум 5 баллов.

Комментированное письмо у доски

1 балл за правильный ответ (заполняется учителем)

РЕЛИ КОУЧ (Составление предложений по схемам)

1 балл за правильное предложение. Максимум 2 балла.

РАУНД РОБИН (Комментирование знаков препинания)

Если все правильно – 2 балла,

Если незначительная ошибка – 1 балл,

Есть ошибки – 0 баллов.

Морфемный разбор слова

1 балл (заполняется учителем)

Морфологический разбор слова

2 балла (заполняется учителем)

Самостоятельная работа

1 балл за правильный ответ.

Максимум 6 баллов.

(заполняется учителем)

ИТОГО

19-15 – «5»

14-9 – «4»

8-4 – «3»

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел.

Задание:

Подчеркните деепричастия и причастия,  докажите, что это причастие, деепричастие.

Проводим «Рели Робин». Участники по плечу комментируют свои ответы друг другу.

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел.

Задание:

Подчеркните деепричастия и причастия,  докажите, что это причастие, деепричастие.

Проводим «Рели Робин». Участники по плечу комментируют свои ответы друг другу.

«Рели Коуч»

  1. [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]

Ручеек, _._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._., бежал около деревьев, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.

  1. [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]

Ручеек, _._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._., затейливо извивался вдоль реки, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.

  1. [ – = ×,│ ~~~~│]

Поляна со всех сторон была окружена лесом, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.

  1. [ – = ×,│ ~~~~│]

Деревья стояли в городе, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.

Самостоятельная работа.

Ф.И. __________________________________________________________________________________________________

1. Преобразуйте сложные предложения в простые с причастным оборотом.
1. Птицы, которые летят на юг, опускаются на ночлег.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дом, который построили на берегу озера, маленький и уютный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Замените причастный оборот деепричастным.
1. Щенок, испугавшийся чужой собаки, забился в конуру.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Только что проснувшийся малыш свесил босые ножки с кровати.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Войдя в лес, солнце село.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

Урок обобщения  и систематизации изученного по теме "Предлог"...

Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс

Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"

. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...

"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе

Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...