Урок по теме "Что такое рассказ?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с целью ознакомления рассказом как видом повествования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Что такое рассказ?"    

Цели:

ознакомление с рассказом как видом повествования;

развитие устной и письменной речи, аналитических способностей уч-ся

воспитание бережного отношения к языку.

Задачи:

дать понятие о рассказе как виде повествования; научить отличать от других повествовательных текстов;

показать особенности строения рассказа, научить выделять его структурные части;

подготовить к созданию собственных рассказов

-  Актуализация знаний

1  Знакомство с темой. Определение задач, которые необходимо выполнить на уроке.

(презентация  к уроку: СЛАЙД 1)

2   Вспомните типы речи. Как их различать?

 Составление схемы по ходу ответов.   СЛАЙД 2

3   Представьте, что вам нужно рассказать  о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков.  Содержание  какого текста - повествования, описания, рассуждения - вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

-  В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?

-  Содержание  какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

  см. СЛАЙД 3

-  Формирование новых понятий и способов действий

1  Тема нашего урока - рассказ. Разновидностью  какого типа речи он является?

2  В окружающем мире, в нашей жизни немало интересного. Умеем ли мы об этом рассказывать? Хватает ли нам для этого наших знаний?

 Как-то на уроке учитель попросил пятиклассников вспомнить, что интересного происходило в школе или дома. Первым стал рассказывать Вася:

- Меня зовут Вася. Мне 10 лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я её очень люблю.

Попробовали другие, получилось  примерно то же самое. Учителю ответы не понравились:

- Как-то вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе. СЛАЙД 4

3   Почему ответ Васи не является рассказом? Что можно считать рассказом?

- Сравните ваши выводы с определением на экране. Какое слово в определении является ключевым? (слово "случай")   СЛАЙД 5

4   А что такое случай? Попробуем объяснить это после чтения стихотворения.  СЛАЙД 6

-  Найдите строчки, где говорится о разных случаях.

- Допишите предложение: Случай - это...

5  Подбор и запись в тетрадях синонимов и эпитетов к слову СЛУЧАЙ

см  СЛАЙД 7

6 Составление предложений с использованием схем.  СЛАЙД 8

- Что показывают приведенные схемы? (как можно начинать рассказ)

- Используя схемы, составить предложения, которые бы могли быть началом рассказа.

Например: "То, о чем я собираюсь рассказать, приключилось со мной прошлым летом". "Со мной произошло нечто важное, о чем мне хочется вам поведать".

7  Что еще необходимо знать, чтобы уметь составлять хорошие рассказы? Найдите ответы на экране.  СЛАЙД 9

( для чего и кому рассказываешь, в какой последовательности)

8  СЛАЙД 10: знакомство с композицией рассказа.

- Попробуйте строение рассказа представить в виде схемы.

9  Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор. Изобразим постройку, которая бы соответствовала построению рассказа. Это поможет лучше представить структуру рассказа,  место каждой его  части  в тексте. В основании постройки лежит случай, верхушка - кульминация.  СЛАЙД 11

 Дома вы можете изобразить и другие постройки, наглядно изображающие части рассказа.

-  Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

10  Работа с текстом. см КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Анализ рассказа Гуттуева  "Этот простой русский язык"

- Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

- Выделите структурные части рассказа.

- Где выражена основная мысль рассказа?

- Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?

11 Научились ли мы отличать рассказ от других повествовательных текстов?

 Сравните два  сочинения пятиклассников на тему "Первый раз на ёлке". Получились ли у них рассказы?

СЛАЙД 12: Рассказ Тани.

- Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке?  Интересно ли вам было слушать это сочинение?

(это не рассказ, ни о каком случае не говорится)

СЛАЙД 13: Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

- Можно ли считать, что Оля повествует о случае?

- Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

- Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

- Было ли смешно. когда читали рассказ?

- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

- Назовите структурные части рассказа.

12  Творческая работа. СЛАЙД 13

- Рассмотрите рисунки. Какой случай на них изображен?

- Составьте по ним рассказ.

-,Выделите структурные части рассказа.

-  Итог урока. Рефлексия.

- Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

Д/З:  1. Составить рассказ на тему «Как я однажды…»

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

2. Попробуйте изобразить композицию рассказа в виде какого-нибудь архитектурного сооружения (вспомни пример с урока)



Предварительный просмотр:

Карточки для работы на уроке по теме «Рассказ»

Э. Гуттаев

Этот простой русский язык

Никите казалось, что русский язык учить очень легко: ведь он такой простой. Да и кто не знает русского языка, разве что маленькие дети?!

  Но однажды на уроке литературы с ним произошел случай, который заставил его задуматься.

Учительница попросила его прочитать басню «Ворона и лисица». Никита  быстро, почти бегом , вышел к доске. Встал руки по швам и начал:

- «Ворона и лисица»!

Получилось с хрипотцой, видно, от волнения. Пришлось повторить:

- «Ворона и лисица».

- Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель ворона взгромоздясь…

Слово было трудное. Он это «взгромоздясь» повторил дома, наверное, раз двести. Но здесь получилось хорошо. Никита читал выразительно, менял голос:

- Какие перышки, какой носок!

И верно…И верно…И верно…

Вот досада. Никиту прямо в жар бросило. В классе начали шушукаться. Учительница ждала.

- Какие перышки, какой носок!

И верно… И верно…  

Никита опять замолчал. Какой же это голосок у неё должен быть?

- Английский, - подсказал кто-то.

Никита подхватил:

- И верно, английский…

По классу пролетел смех.

- Немецкий! – подсказали опять.

- И верно, немецкий…- уже почти шёпотом повторил Никита.

Тут уж класс так и взорвался от смеха. Не смеялась только учительница.

   

  - И верно, ангельский быть должен голосок, - поправила она.

Никита не знал, какую отметку поставила ему учительница. Да разве в этом дело? Ему от стыда хотелось провалиться. Будь он неладен , этот «ангельский голосок». И почему он дома не спросил, что это за слово «ангельский»?

Однако Никита кое-что понял. Понял, что этот русский язык совсем не так прост. Его изучай да изучай. Недаром же говорят, что русский язык как море – безбрежный да глубокий.

Вопросы и задания.

1  Как вы понимаете значение слова «ангельский»?

2 Действительно ли  текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

3  Выделите структурные части рассказа.

4  Где выражается основная мысль рассказа?

5  Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Что произошло хоть раз» или что такое рассказ? (начало презентации)

Слайд 2

Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале , потом , затем … и наконец (к нему ставится вопрос что произошло? ) о писание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой? ) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему? )

Слайд 3

Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

Слайд 4

Подумайте, почему ответ Васи не является рассказом. А что можно считать рассказом? В окружающем мире, в нашей жизни происходит немало интересного. Однажды на уроке пятиклассников попросили рассказать, что интересного происходило с ними дома или в школе. Первым начал отвечать Вася. Меня зовут Вася. Мне десять лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я ее очень люблю. Почти то же самое получилось и у других . Учителю ответы не понравились: -Вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе.

Слайд 5

Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.

Слайд 6

1 Найдите строчки, где говорится о разных случаях . 2 Допишите предложение: Случай – это …

Слайд 7

Случай Синонимы История Происшествие Эпизод Событие Эпитеты Обыкновенный Необычный Смешной Забавный Интересный Волнующий

Слайд 8

Что показывают приведенные схемы? Используя их, составьте и запишите предложения, которые могли бы быть началом рассказа. случилось Однажды было произошло приключилось рассказать О случае поведать можно повествовать живописать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Что произошло хоть раз» или что такое рассказ ? (продолжение презентации)

Слайд 2

При составлении рассказа надо знать -не только что скажешь, но и - для чего и кому ты будешь рассказывать ( от адресата зависит , каким будет рассказ: коротким или подробным, серьёзным или шутливым…) -в какой последовательности изложишь события ( как построишь рассказ). В основе рассказа лежит событие, поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события.

Слайд 3

Построение (композиция) рассказа 1 Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. 2 Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. 3 Развязка – результат развития события, его заключительный момент. В рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать . В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти. Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке. Попробуйте изобразить строение рассказа в виде схемы.

Слайд 4

Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор, из него можно построить всевозможные фантастические постройки. Изобразим построение рассказа в виде архитектурного сооружения: это поможет более наглядно представить его структурные части.

Слайд 5

Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила действия? Является ли её высказывание рассказом?

Слайд 6

Можно ли считать, что Оля повествует о случае? Выделите случай, который лежит в основе рассказа. Достаточно ли полно раскрыто событие? Как построен рассказ? Соразмерны ли части рассказа?

Слайд 7

Рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ. Какой случай лежит в основе вашего сочинения? Какие структурные части можно выделить в получившемся рассказе ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...