Главные вкладки

    Обобщающий урок по теме "Причастие"
    видеоурок по русскому языку (7 класс) на тему

    Шаповалова Евгения Яковлевна

    Повторение и обобщение по теме "Причастие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока36.6 КБ
    Файл презентация к уроку2.84 МБ

    Предварительный просмотр:

                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

               «Основная общеобразовательная школа  № 53» пгт Изъяю

                                   Печорский  район  Республика  Коми

                                                                             

                          Урок  русского  языка  в 7 классе

    ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  ПО  ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

                                                     

                                                                             Составитель:  Шаповалова Е.Я.,

                                                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                     первая квалификационная категория

                                                          Пгт Изъяю

                                                                2013г

    Открытый  урок  русского  языка  в  7 классе.

    Тема: повторение  и  обобщение  изученного  о  причастии.

    Цели урока:

    Образовательные:

    - повторить основные теоретические сведения о причастии;

    - повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные                        с причастием;

    - способствовать формированию умения правильно употреблять причастия            в речи.

    Развивающие:

    - развивать монологическую речь учащихся;

    - развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение ИКТ;

    - развивать логическое мышление.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь и уважение к родному языку;

    - воспитывать чувство прекрасного.

    Оформление: стенд «Здравствуй, гостья-зима!», видеоклип «Зима»,                              презентация  «Сказка о причастии», «Гадание по Григорию Остеру».

    Ход урока.

    1. Слово учителя.  Сегодня у нас обобщающий  урок по теме «Причастие».   Посмотрите, что вы должны знать и  уметь (слайд №1)   Должны  знать и уметь:
    • безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении;
    • опознавать  действительные  и  страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
    • определять написание  -н-, -нн-  в суффиксах  причастий и отглагольных прилагательных;
    • определять слитное и раздельное написание не с причастиями;
    • выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова;
    • пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов.

    Урок  сегодня  пройдет  в форме  игры. За правильный ответ вы получите  жетон – «ум». Каждый из вас постарается набрать  себе               как можно больше «умов», чтобы получить хорошую отметку.

    Лексическая тема нашего урока  «ЗИМА» (показ видеоклипа «Зима»).   Многие  поэты и писатели посвятили этой поре  замечательные строчки.  Помните,  у  Пушкина?   Зима! Крестьянин, торжествуя,

                                                                    На дровнях обновляет путь…

    Сегодня  мы  не раз встретимся с описанием зимы.

       2.   Начнём  урок с разминки: найти на слух причастия, объяснить их     написание:

    К. Бальмонт «Снежинки»:  В лучах блистающих скользит умелая,

                                                     Средь хлопьев тающих снежинка белая.

                                                     Под ветром воющим дрожит, взметается,

                                                     На нем, лелеющем, светло качается.

    А.С. Пушкин «Зимнее утро»:  Вся комната  янтарным блеском озарена,

                                                     Веселым треском трещит затопленная печь…

    М.Ю. Лермонтов «Зима»:  Уж занесло овраги снегом на заре.

                                                      Лишь заяц крадется к норе

                                                      И, прыгая назад-вперед,

                                                      Свой след запутанный кладет.

                                         Зима! Из глубины снегов

                                          Встают, чернея, пни дерёв,

                                          Как призраки, склонясь листвой,

                                          Над замерзающей рекой.

    1. А  в  прозе  зима изображается вот так: чтение текста упр 149. 

    А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню  с её крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.  Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

    Задание: озаглавить текст, выписать  словосочетания прич.+сущ,  выделить суффиксы.

    1. Игра «Четвертое лишнее (раздаточный материал  - приложение 1)
    2. Работа по ключу. Как различаются действительные и страдательные причастия?     Распределить  в два столбика  действительные и страдательные причастия: сверкающий, скользящий, заваленный, продуваемый, нахмуренный, затянутый, несущиеся, прозябший, падающие.   Нарисовать ключ.                               (слайд)
    3. Как определяется вид и время причастий? Определить вид и время: сверкающий, нахмуренный, прозябший.                  Проверка.
    4. Вспомните, как определяется род, число и падеж причастий (по определяемому слову).

    Зимой все с нетерпением ждут самый замечательный праздник – Новый год.   Потом приходит Рождество и святки, когда можно будет гадать. Давайте посмотрим программу «Гадание по рукам, ушам, ногам и шее» Димы Воробьева, выполним задания.  (слайды)

    1.  Написать словарный диктант, обозначить орфограммы на  правописание суффиксов и окончаний причастий:

    на сверкающем льду; на разрисованных морозом окнах; на деревьях, покрытых инеем; под засыпанными снегом елками;  на небе, затянутом тучами; блистающие на солнце сугробы; на продуваемой ветром полянке.   (на  листочках на отметку)

    1.  СКАЗКА  О  ПРИЧАСТИИ.  Когда-то Настина мама нарисовала диафильм о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, а дочь создала мультфильм-сказку

     о том, почему в суффиксах иногда нужно писать  Н.  
    На первом уроки при изучении причастий рассказывается  сказка.   Будто есть целая семья: папа – глагол, мама – прилагательное.                        И  у них  четыре ребенка. Две пары близнецов:   Действительные причастия Настоящего и Прошедшего   времени и Страдательные причастия Настоящего  и Прошедшего времени .  Как и все дети, они одними свойствами  похожи на папу, другими – на маму,   а друг от друга отличаются суффиксами.

    Самый капризный ребенок - Страдательные причастия Прошедшего времени: у него больше суффиксов,  оно может быть полным и кратким.                      

    С веселого  пересказа этой сказки начинается урок   по правописанию двух       н  в страдательных причастиях  прошедшего времени и н                                        в прилагательных,  образованных  от  них.    

    -  Сегодня вы, ребята, узнаете еще об одном капризе   Страдательного причастия Прошедшего  времени: оно  любит убегать к маминой родне,               к Прилагательным,  и надолго поселяться там.Оно натягивает  шапку-приставку, берет с собой любимые «игрушки» – зависимые слова,   надевает «калоши» – два Н  и бежит что есть силы…                                                         Теперь следите за слайдами и комментируйте происходящее  сами. (просмотр  слайдов - мультфильм)

    -  Торопится, бежит, поскользнулся на огрызке яблока  и упал…

    -  Шапка-приставка  слетела,  коробка с «игрушками» - зависимыми  словами  рассыпалась,   с ноги слетела «калоша» – буква Н.

    -  В каком же виде  появилось  Причастие  в доме Прилагательных?

    -  Без приставки, без зависимых слов и  с одним  Н.                                                          -  Следовательно, как пишутся прилагательные, перешедшие   из страдательных причастий? (Одно Н пишется, если нет приставки и зависимых слов)

     Групповая работа: запись  с  объяснением:  усыпанный  снегом,  заснеженный  лес,  путаные следы,  заваленные  дорожки,  мороженые  листья.

    1.  Блиц-турнир «Верите ли вы?»                                                                                            Верите ли вы,  ЧТО ГЛАГОЛ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА?

                               что причастие – это самостоятельная часть речи?

                               что у причастий можно определить вид?

                         что правописание суффиксов ЕМ-ИМ зависит от спряжения?

                           что  причастия не склоняются?

                     что действительные причастия обозначают признак предмета,

                             испытывающего   действие со стороны  другого предмета?

                             что причастие бывает в предложении сказуемым?

                             что причастие изменяется по родам?

    1.   Рефлексия.  Было ли интересно на уроке?

                              Что повторили? Что узнали нового?

                              Какой этап урока был интересным?

                             Что осталось непонятым?    

    1. Подведение итогов: отметки за словарный диктант ,

    жетоны за правильные ответы.

    1.   Видеоклип «Зима»
    2.   Отметки за урок.
    3.  Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (6-8 предложений) на тему «Зима», используя   материал урока.

             

    Литература:  

    1. Ю.Л. Львова «Творческая лаборатория учителя»                                              М. «Просвещение» 1992 г.
    2. Г. Б. Остер  «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее»                     [Стихи  для детей]    М. Век.  1994 г.

    Приложение  

    1.  

    1. ЧЕТВЕРТОЕ  ЛИШНЕЕ:

    Тающий снег    

    порхающие  снежинки

    озябшие  птицы

    завывающий ветер

    Обледеневшие  деревья           засыпанный снегом                             покрытые льдом                          заснеженный  лес                            Нахохлившиеся воробьи  замерзшие  лужи

    блистающий на солнце иней  

    побелевшая роща.

    1. Работа по ключу:  Диктуемые слова ученики записывают строго                      в новую строчку, распределяя по залогу.  После записи соединяют  все слова  по порядку,  получается  ключ.

     Распределить в два столбика  действительные и страдательные причастия: сверкающий, скользящий, заваленный, продуваемый, нахмуренный, затянутый, несущиеся, прозябший, падающие.  

                             


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок в 7 классе Повторение и обобщение изученного о причастии

    Слайд 2

    Должны знать: Что такое причастие; определение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; способ определения окончания причастий; правила написания суффиксов - ущ - (- ющ -), - ащ -(- ящ -),-ем– (-им-), -н-, - енн , - нн -; условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями; правило выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова; Должны уметь: определять признаки глагола и прилагательного в причастии; определять действительные и страдательные причастия; правильно писать окончания причастия; правильно употреблять суффиксы- ущ - (- ющ -), - ащ -(- ящ -),-ем–(-им-),-н-,- енн -,- нн - правильно писать НЕ с причастиями; выделять причастный оборот, стоящий после определяемого слова; пользоваться причастиями и причастными оборотами при описании природы.

    Слайд 3

    Действительные Ключ Страдательные скользящий сверкающий заваленный продуваемый прозябший нахмуренный затянутый несущиеся падающие Работа по ключу: распределить в два столбика действительные и страдательные причастия: скользящий, сверкающий, заваленный , продуваемый, прозябший, нахмуренный, затянутый, несущиеся, падающие .

    Слайд 4

    Выделить причастные обороты: Григорий Остер. «Гадание…» Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле. Шея, постепенно переходящая в хвост, выдает ехидность и ядовитость.

    Слайд 5

    Выписать причастия, определить, какие они - действительные или страдательные: Оборванные уши с видетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина. Уши , прижатые к голове кастрюлей, намекают, что кто-то одел её вам на голову .

    Слайд 6

    Дописать окончания причастий. Босые ноги говорят о лете, обутые в валенки – о зиме, промокш .. ноги в грязных ботинках - о весенних каникулах . Нога сорок пятого размера, мощным ударом распахнувш .. дверь, говорит о больших неприятностях , ожидающ .. всех присутствующих .

    Слайд 7

    Широкая спина скрывает дрожащих товарищей . Спина, измазанная мелом, развивает чувство юмора у идущих сзади. Мурашки, бегущие по спине, предупреждают, что вы сидите на муравейнике. Определить род, число, падеж причастий.

    Слайд 8

    Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях. Объяснить правописание не с причастием:

    Слайд 9

    СКАЗКА О ПРИЧАСТИИ. На первом уроки при изучении причастий рассказать сказку. Будто есть целая семья: папа – глагол, мама – прилагатель - ное . И у них четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия Настоящего и Прошедшего времени и Страдательные причастия Настоящего и Прошедшего времени . Как и все дети, они одними свойствами похожи на папу, другими – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами. Самый капризный ребенок - Страдательные причастия Прошедшего времени: у него больше суффиксов, оно может быть полным и кратким. С веселого пересказа этой сказки начинается урок по правописанию двух н в страдательных причастиях прошедшего времени и н в прилагательных, образованных от них.

    Слайд 10

    Сказка о причастии . Страдательное причастие Прошедшего в ремени любит убегать к маминой родне, к Прилагательным, и надолго поселяться там. Оно натягивает шапку-приставку, берет с собой любимые «игрушки» – зависимые слова, надевает «калоши» – два Н и бежит что есть силы… Теперь следите за слайдами и комментируйте происходящее сами. Торопится , бежит, поскользнулся на огрызке яблока и упал… Шапка-приставка слетела, коробка с «игрушками» - зависимыми словами рассыпалась, с ноги слетела «калоша» – буква Н. В каком же виде появилось Причастие в доме Прилагательных? (Без приставки, без зависимых слов и с одним Н. Следовательно, как пишутся прилагательные, перешедшие из страдательных причастий?

    Слайд 12

    Рефлексия . Было ли интересно на уроке? Что повторили? Что узнали нового? Какой этап урока был интересным? Что осталось непонятым? Дома: написать сочинение-миниатюру ( 6-8 предложений) о зиме, используя материал урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме «Разветвляющиеся алгоритмы». Урок - "детективное» расследование "Найти человека!"

    Открытый урок в 8 «Б» классе Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся и требования совр...

    Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

    Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

    Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

    Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

    Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

    Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

    Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

    Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...