Обобщающий урок по теме "Причастие"
видеоурок по русскому языку (7 класс) на тему

Шаповалова Евгения Яковлевна

Повторение и обобщение по теме "Причастие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока36.6 КБ
Файл презентация к уроку2.84 МБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

           «Основная общеобразовательная школа  № 53» пгт Изъяю

                               Печорский  район  Республика  Коми

                                                                         

                      Урок  русского  языка  в 7 классе

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  ПО  ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

                                                 

                                                                         Составитель:  Шаповалова Е.Я.,

                                                                 учитель русского языка и литературы,

                                                                 первая квалификационная категория

                                                      Пгт Изъяю

                                                            2013г

Открытый  урок  русского  языка  в  7 классе.

Тема: повторение  и  обобщение  изученного  о  причастии.

Цели урока:

Образовательные:

- повторить основные теоретические сведения о причастии;

- повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные                        с причастием;

- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия            в речи.

Развивающие:

- развивать монологическую речь учащихся;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение ИКТ;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать чувство прекрасного.

Оформление: стенд «Здравствуй, гостья-зима!», видеоклип «Зима»,                              презентация  «Сказка о причастии», «Гадание по Григорию Остеру».

Ход урока.

  1. Слово учителя.  Сегодня у нас обобщающий  урок по теме «Причастие».   Посмотрите, что вы должны знать и  уметь (слайд №1)   Должны  знать и уметь:
  • безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении;
  • опознавать  действительные  и  страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
  • определять написание  -н-, -нн-  в суффиксах  причастий и отглагольных прилагательных;
  • определять слитное и раздельное написание не с причастиями;
  • выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова;
  • пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов.

Урок  сегодня  пройдет  в форме  игры. За правильный ответ вы получите  жетон – «ум». Каждый из вас постарается набрать  себе               как можно больше «умов», чтобы получить хорошую отметку.

Лексическая тема нашего урока  «ЗИМА» (показ видеоклипа «Зима»).   Многие  поэты и писатели посвятили этой поре  замечательные строчки.  Помните,  у  Пушкина?   Зима! Крестьянин, торжествуя,

                                                                На дровнях обновляет путь…

Сегодня  мы  не раз встретимся с описанием зимы.

   2.   Начнём  урок с разминки: найти на слух причастия, объяснить их     написание:

К. Бальмонт «Снежинки»:  В лучах блистающих скользит умелая,

                                                 Средь хлопьев тающих снежинка белая.

                                                 Под ветром воющим дрожит, взметается,

                                                 На нем, лелеющем, светло качается.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»:  Вся комната  янтарным блеском озарена,

                                                 Веселым треском трещит затопленная печь…

М.Ю. Лермонтов «Зима»:  Уж занесло овраги снегом на заре.

                                                  Лишь заяц крадется к норе

                                                  И, прыгая назад-вперед,

                                                  Свой след запутанный кладет.

                                     Зима! Из глубины снегов

                                      Встают, чернея, пни дерёв,

                                      Как призраки, склонясь листвой,

                                      Над замерзающей рекой.

  1. А  в  прозе  зима изображается вот так: чтение текста упр 149. 

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню  с её крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.  Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

Задание: озаглавить текст, выписать  словосочетания прич.+сущ,  выделить суффиксы.

  1. Игра «Четвертое лишнее (раздаточный материал  - приложение 1)
  2. Работа по ключу. Как различаются действительные и страдательные причастия?     Распределить  в два столбика  действительные и страдательные причастия: сверкающий, скользящий, заваленный, продуваемый, нахмуренный, затянутый, несущиеся, прозябший, падающие.   Нарисовать ключ.                               (слайд)
  3. Как определяется вид и время причастий? Определить вид и время: сверкающий, нахмуренный, прозябший.                  Проверка.
  4. Вспомните, как определяется род, число и падеж причастий (по определяемому слову).

Зимой все с нетерпением ждут самый замечательный праздник – Новый год.   Потом приходит Рождество и святки, когда можно будет гадать. Давайте посмотрим программу «Гадание по рукам, ушам, ногам и шее» Димы Воробьева, выполним задания.  (слайды)

  1.  Написать словарный диктант, обозначить орфограммы на  правописание суффиксов и окончаний причастий:

на сверкающем льду; на разрисованных морозом окнах; на деревьях, покрытых инеем; под засыпанными снегом елками;  на небе, затянутом тучами; блистающие на солнце сугробы; на продуваемой ветром полянке.   (на  листочках на отметку)

  1.  СКАЗКА  О  ПРИЧАСТИИ.  Когда-то Настина мама нарисовала диафильм о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, а дочь создала мультфильм-сказку

 о том, почему в суффиксах иногда нужно писать  Н.  
На первом уроки при изучении причастий рассказывается  сказка.   Будто есть целая семья: папа – глагол, мама – прилагательное.                        И  у них  четыре ребенка. Две пары близнецов:   Действительные причастия Настоящего и Прошедшего   времени и Страдательные причастия Настоящего  и Прошедшего времени .  Как и все дети, они одними свойствами  похожи на папу, другими – на маму,   а друг от друга отличаются суффиксами.

Самый капризный ребенок - Страдательные причастия Прошедшего времени: у него больше суффиксов,  оно может быть полным и кратким.                      

С веселого  пересказа этой сказки начинается урок   по правописанию двух       н  в страдательных причастиях  прошедшего времени и н                                        в прилагательных,  образованных  от  них.    

-  Сегодня вы, ребята, узнаете еще об одном капризе   Страдательного причастия Прошедшего  времени: оно  любит убегать к маминой родне,               к Прилагательным,  и надолго поселяться там.Оно натягивает  шапку-приставку, берет с собой любимые «игрушки» – зависимые слова,   надевает «калоши» – два Н  и бежит что есть силы…                                                         Теперь следите за слайдами и комментируйте происходящее  сами. (просмотр  слайдов - мультфильм)

-  Торопится, бежит, поскользнулся на огрызке яблока  и упал…

-  Шапка-приставка  слетела,  коробка с «игрушками» - зависимыми  словами  рассыпалась,   с ноги слетела «калоша» – буква Н.

-  В каком же виде  появилось  Причастие  в доме Прилагательных?

-  Без приставки, без зависимых слов и  с одним  Н.                                                          -  Следовательно, как пишутся прилагательные, перешедшие   из страдательных причастий? (Одно Н пишется, если нет приставки и зависимых слов)

 Групповая работа: запись  с  объяснением:  усыпанный  снегом,  заснеженный  лес,  путаные следы,  заваленные  дорожки,  мороженые  листья.

  1.  Блиц-турнир «Верите ли вы?»                                                                                            Верите ли вы,  ЧТО ГЛАГОЛ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА?

                           что причастие – это самостоятельная часть речи?

                           что у причастий можно определить вид?

                     что правописание суффиксов ЕМ-ИМ зависит от спряжения?

                       что  причастия не склоняются?

                 что действительные причастия обозначают признак предмета,

                         испытывающего   действие со стороны  другого предмета?

                         что причастие бывает в предложении сказуемым?

                         что причастие изменяется по родам?

  1.   Рефлексия.  Было ли интересно на уроке?

                          Что повторили? Что узнали нового?

                          Какой этап урока был интересным?

                         Что осталось непонятым?    

  1. Подведение итогов: отметки за словарный диктант ,

жетоны за правильные ответы.

  1.   Видеоклип «Зима»
  2.   Отметки за урок.
  3.  Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (6-8 предложений) на тему «Зима», используя   материал урока.

         

Литература:  

  1. Ю.Л. Львова «Творческая лаборатория учителя»                                              М. «Просвещение» 1992 г.
  2. Г. Б. Остер  «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее»                     [Стихи  для детей]    М. Век.  1994 г.

Приложение  

  1.  

  1. ЧЕТВЕРТОЕ  ЛИШНЕЕ:

Тающий снег    

порхающие  снежинки

озябшие  птицы

завывающий ветер

Обледеневшие  деревья           засыпанный снегом                             покрытые льдом                          заснеженный  лес                            Нахохлившиеся воробьи  замерзшие  лужи

блистающий на солнце иней  

побелевшая роща.

  1. Работа по ключу:  Диктуемые слова ученики записывают строго                      в новую строчку, распределяя по залогу.  После записи соединяют  все слова  по порядку,  получается  ключ.

 Распределить в два столбика  действительные и страдательные причастия: сверкающий, скользящий, заваленный, продуваемый, нахмуренный, затянутый, несущиеся, прозябший, падающие.  

                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 7 классе Повторение и обобщение изученного о причастии

Слайд 2

Должны знать: Что такое причастие; определение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; способ определения окончания причастий; правила написания суффиксов - ущ - (- ющ -), - ащ -(- ящ -),-ем– (-им-), -н-, - енн , - нн -; условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями; правило выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова; Должны уметь: определять признаки глагола и прилагательного в причастии; определять действительные и страдательные причастия; правильно писать окончания причастия; правильно употреблять суффиксы- ущ - (- ющ -), - ащ -(- ящ -),-ем–(-им-),-н-,- енн -,- нн - правильно писать НЕ с причастиями; выделять причастный оборот, стоящий после определяемого слова; пользоваться причастиями и причастными оборотами при описании природы.

Слайд 3

Действительные Ключ Страдательные скользящий сверкающий заваленный продуваемый прозябший нахмуренный затянутый несущиеся падающие Работа по ключу: распределить в два столбика действительные и страдательные причастия: скользящий, сверкающий, заваленный , продуваемый, прозябший, нахмуренный, затянутый, несущиеся, падающие .

Слайд 4

Выделить причастные обороты: Григорий Остер. «Гадание…» Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле. Шея, постепенно переходящая в хвост, выдает ехидность и ядовитость.

Слайд 5

Выписать причастия, определить, какие они - действительные или страдательные: Оборванные уши с видетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина. Уши , прижатые к голове кастрюлей, намекают, что кто-то одел её вам на голову .

Слайд 6

Дописать окончания причастий. Босые ноги говорят о лете, обутые в валенки – о зиме, промокш .. ноги в грязных ботинках - о весенних каникулах . Нога сорок пятого размера, мощным ударом распахнувш .. дверь, говорит о больших неприятностях , ожидающ .. всех присутствующих .

Слайд 7

Широкая спина скрывает дрожащих товарищей . Спина, измазанная мелом, развивает чувство юмора у идущих сзади. Мурашки, бегущие по спине, предупреждают, что вы сидите на муравейнике. Определить род, число, падеж причастий.

Слайд 8

Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях. Объяснить правописание не с причастием:

Слайд 9

СКАЗКА О ПРИЧАСТИИ. На первом уроки при изучении причастий рассказать сказку. Будто есть целая семья: папа – глагол, мама – прилагатель - ное . И у них четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия Настоящего и Прошедшего времени и Страдательные причастия Настоящего и Прошедшего времени . Как и все дети, они одними свойствами похожи на папу, другими – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами. Самый капризный ребенок - Страдательные причастия Прошедшего времени: у него больше суффиксов, оно может быть полным и кратким. С веселого пересказа этой сказки начинается урок по правописанию двух н в страдательных причастиях прошедшего времени и н в прилагательных, образованных от них.

Слайд 10

Сказка о причастии . Страдательное причастие Прошедшего в ремени любит убегать к маминой родне, к Прилагательным, и надолго поселяться там. Оно натягивает шапку-приставку, берет с собой любимые «игрушки» – зависимые слова, надевает «калоши» – два Н и бежит что есть силы… Теперь следите за слайдами и комментируйте происходящее сами. Торопится , бежит, поскользнулся на огрызке яблока и упал… Шапка-приставка слетела, коробка с «игрушками» - зависимыми словами рассыпалась, с ноги слетела «калоша» – буква Н. В каком же виде появилось Причастие в доме Прилагательных? (Без приставки, без зависимых слов и с одним Н. Следовательно, как пишутся прилагательные, перешедшие из страдательных причастий?

Слайд 12

Рефлексия . Было ли интересно на уроке? Что повторили? Что узнали нового? Какой этап урока был интересным? Что осталось непонятым? Дома: написать сочинение-миниатюру ( 6-8 предложений) о зиме, используя материал урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....