Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Презентации, демоверсии, материалы к сочинениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

А

агЕнт

алфавИт

аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б

балОванный, прич.

баловАть

балУясь

бАнты, им.п.мн.ч

бОроду, вин.п.ед.ч.

бралА

бралАсь

бухгАлтеров, род.п. мн.н

В

вЕрба

вернА

вероисповЕдание

взялА

взялАсь

включЁн

включЁнный

включИм

включИт

 включИшь

влилАсь

вОвремя

ворвалАсь

воспринялА

воссоздалА

вручИт

Г

гналА

гналАсь

граждАнство

Д

давнИшний

дефИс

диспансЕр

добелА

добралА

добралАсь

довезЁнный

дОверху

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся

 дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дОсуха

Е

еретИк

Ж

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

ждалА

жилОсь

З

завИдно

зАгнутый

зАгодя

закУпорив

закУпорить

зАнял

занялА

 зАняло

занятА

зАнятый

заселЁн

запертА

зАтемно

звалА

звонИм

звонИт

 звонИшь

знАчимость

знАчимый

зимОвщик

зАсветло

И

избалОванный

Иксы

импЕрский

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпать

К

каталОг

квартАл

киломЕтр

клАла

клЕить

кОнусы,кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий

кровоточИть

кУхонный

Л

лгалА

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

лилА

лилАсь

ловкА

лыжнЯ

М

мЕстностей род.п. мн.ч

мозаИчный

молЯщий

мусоропровОд

Н

навЕрх

навралА

наделИт

надОлго

надорвалАсь

нажИвший

 нажитА

нажИлся-убрать

назвалАсь

накренИт

налилА

налИвший

 налитА

намЕрение

нанЯвшийся

нарвалА

нарОст

насорИт

нАчал

 началА

нАчали

начАв

начАвший

начАвшись

нАчатый

начАть

нАчатые-убрать

нЕдруг

недУг

некролОг

нЕнависть

ненадОлго

низведЁн

нОвости,новостЕй

нОгтя, род.п ед.ч.

О

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИт

облегчИть

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть

 ободрЁнный

 ободрЁн

 ободренА

ободрИшься

обострЁнный

обострИть

одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИт

опломбировАть

опОшлят

определЁн

оптОвый

освЕдомиться, освЕдомишься

отбылА

отдалА

отдАв

отключЁнный

откУпорил

отозвалА

отозвалАсь

Отрочество

П

партЕр

перезвонИт

перелилА

плодоносИть повторЁнный

поделЁнный

поднЯв

позвалА

позвонИт, позвонИшь

полилА

 положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял,

 понялА

портфЕль

пОручни

послАла

прибЫв

прИбыл

прибылА

прИбыло

придАное

призЫв

прИнял

 прИняли

принУдить

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

прозорлИва

процЕнт

Р

рвалА

С

свЁкла

сверлИт

 сверлИшь

сирОты

слИвовый

снялА

снятА

сОгнутый

создалА

созданА

сорИт

срЕдства,им.п.мн.ч. 

срЕдствами

стАтуя

столЯр


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Фаламеева Е.В. Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Золотая Долина Партизанского района Приморского края

Слайд 2

Сочинение-рассуждение В сочинении-рассуждении на лингвистическую тему нужно раскрыть роль и значимость тех или иных языковых явлений в речевой деятельности, а точнее – в предложенном вам тексте. Основным по предлагаемой теме рассуждения будет вывод о том, что выбранные вами языковые явления выполняют определенную функцию в тексте. Они значимы для речевой деятельности человека .

Слайд 3

Алгоритм работы над сочинением Внимательно прочитайте предложенной высказывание (цитату о языке, о каком-либо явлении языка) Чтобы правильно понять исходный тезис, найдите (укажите) в этом высказывании ключевые слова и выражения.

Слайд 4

3 . Соотнесите смысл высказывания с лингвистическими знаниями: на этом этапе вы выступаете в роли переводчика образного выражения на язык теории. Для этого необходимо определить (назвать, указать) термины, лингвистические понятия, явления, которые будут использованы в вашем сочинении для аргументации.

Слайд 5

4. Продумайте начало сочинения на лингвистическую тему. Это могут быть: Слова автора высказывания; Собственное объяснение высказывания; Определение понятий, входящих в состав высказывания.

Слайд 6

5. Пишите сочинение в соответствии со структурой рассуждения Модель 1 (от общего к частному) ТЕЗИС (чье-либо высказывание) АРГУМЕНТ 1 (языковое явление, о котором идет речь в высказывании) ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА АРГУМЕНТ 2 ( языковое явление, о котором идет речь в высказывании ) ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА ВЫВОД

Слайд 7

МОДЕЛЬ 2 (от частного к общему) ВСТУПЛЕНИЕ ПЕРВЫЙ ПРИМЕР ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ и его роль ВТОРОЙ ПРИМЕР ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ ТЕЗИС (ВЫВОД)

Слайд 8

6. Следите за грамотностью своей работы (ГК1 – ГК4) и фактической точностью (ФК1) 7. Старайтесь выдержать абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

Слайд 9

8. Напишите сочинение на чистовик, проверьте написанное.

Слайд 10

Используемая литература 1. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 –х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2): учебное пособие)/ Т.И. Павлова, Л.Н. Гунина . – Изд. 2-е, исправ . И дополн . – Ростов н/Д: Легион, 2012 – 96с. – (Мастер-класс.) 2. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно - методическое пособие/ Т.И. Павлова, Н. А. Раннева . - Изд. 3-е, исправ . и дополн . – Ростов н/Д: Легион, 2011 – 103с. – (Мастер-класс.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно-выразительные средства

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Что такое эпитет? Это красочное определение Что такое метафора? Это слово в переносном значении Что такое гипербола? Это преувеличение Что такое риторический вопрос? Это вопрос, не требующий ответа Что такое инверсия? Это обратный порядок слов

Слайд 4

Познакомимся с некоторыми тропами: Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее. Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума . Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.

Слайд 5

Синекдоха Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее». Розы в хрустале Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.

Слайд 6

Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение. Литота – наоборот, преуменьшение

Слайд 7

СРАВНЕНИЕ Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто». ___________________ Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите эти цветы.

Слайд 8

Анафора и эпифора Анафора – единоначатие. Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки зрения синтаксиса. Парцелляция – это деление предложений «на порции» с помощью запятых или точек на отрезки. Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.

Слайд 9

Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Слайд 10

Вопросно-ответная форма изложения Вопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними . Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией , бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.

Слайд 11

Перифраза Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова . Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — « голубое золото». (В. Войнович)

Слайд 12

Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части . Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)

Слайд 13

Окказионализмы Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Слайд 14

Оксюморон Оксиморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

Слайд 15

Лексический повтор Лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова . — Эти люди — ваши родственники? — Да, — сказал он. — Все эти люди — родственники? — Безусловно, — сказал он. — Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)

Слайд 16

Контекстуальные синонимы Контекстные (или контекстуальные) синонимы Была , правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин ) То было видение... Передо мною появились два ангела ... два гения. Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья. (И. Тургенев)

Слайд 17

Контекстуальные антонимы Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова , которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте . Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Слайд 18

Ирония Ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка . Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И. Ильф, Е. Петров)

Слайд 19

Инверсия Инверсия - обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст - вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами ). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М. Неверов)

Слайд 20

Гротеск Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического . Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)

Слайд 21

Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.. Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья . Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)

Слайд 22

Эллипсис Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.

Слайд 23

Риторическое обращение Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится . Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович )

Слайд 24

Риторический вопрос Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

Слайд 25

Потренируемся!

Слайд 26

Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств. «Съешь ещё тарелочку» Метонимия «Все флаги в гости будут к нам» Синекдоха «Крошки во рту не было» Литота «Весь город говорил об этом» Метонимия «Мужичок с ноготок» Литота «О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безбожно?» Олицетворение и обращение

Слайд 27

« телевидеоманы , «электронные почтальоны» Контекстные синонимы «дар данайцев» Фразеологизм « роботообразные » — « наркообразные » Контекстные антонимы, окказионализмы «мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете» Градация «смотрим, смотрим, в промежутках … жуем, жуем, жуем…» Повторы «душа человеческая», «человек разумный» Инверсия «В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа», «мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам» Метафора

Слайд 28

«неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга» Ряд однородных членов предложения А человек разумный — разве в этом случае разумный? . Риторический вопрос «как невольники на галерах» Сравнительный оборот (1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания. Вопросно-ответная форма построения «гибельная суть… «культуры», «величайшим даром цивилизации» Эпитеты

Слайд 29

Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос

Слайд 30

Какое средство выразительности использовано? (17)И что же, пакостник унялся? ( 18)Притормозил ? (19)Засовестился? Парцелляция

Слайд 31

Какое средство выразительности использовано? Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. Лексический повтор

Слайд 32

Какое средство выразительности использовано? Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Антонимы

Слайд 33

Какое средство выразительности использовано? Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Риторический вопрос

Слайд 34

Какое средство выразительности использовано? Пакость чаще всего творится скрытно. Метонимия

Слайд 35

Какое средство выразительности используется в предложениях? «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. Метафора «зачирикали» Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Могу сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретают из-за красивых корешков. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Парцелляция

Слайд 36

Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет) Эпитет Метафора Олицетворение Синекдоха

Слайд 37

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев) Сравнение Метафора Литота Эпитет

Слайд 38

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 39

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)? Эллипсис Градация Инверсия Оксюморон

Слайд 40

Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? Мы пьём из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами Когда ж пред смертью с глаз Завязка упадёт, И всё, что обольщало нас, С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша! Эпитет Развёрнутая метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 41

Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? Метафора Синекдоха Метонимия Эпитет

Слайд 42

Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин) Оксюморон Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 43

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)? Умолчание Градация Инверсия Оксюморон

Слайд 44

Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 45

Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Эпитет Метафора Гипербола Метонимия

Слайд 46

Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Антитеза Гадация Инверсия Лексический повтор

Слайд 47

Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский) Эпитет Метафора Сравнение Метонимия

Слайд 48

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)? Умолчание Градация Инверсия Антитеза

Слайд 49

Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 50

Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский) Эпитет Метафора Гипербола Оксюморон

Слайд 51

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)? Лексический повтор Градация Оксюморон Антитеза

Слайд 52

Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин) Эпитет Метафора Метонимия Сравнение

Слайд 53

Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 54

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)? Лексический повтор Градация Оксюморон Эллипсис

Слайд 55

Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…

Слайд 56

Разноаспектный анализ текста (1)Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём. (2)Вода шла сильно, во вест размах реки. (3)Всплёскивала рыба. (4)В мутноватом свете ночи было видно, как круги от всплесков стремительно уносятся течением, растягиваясь и разрываясь. Определите тип речи. Обоснуйте ответ. Описание повествование Рассуждение Найдите в тексте эпитеты Найдите в тексте метафоры Укажите средства связи 1 и 2 предложений Союз Лексический повтор Наречие времени Однокоренные слова Контекстные синонимы Слова, соотносящиеся как обозначение части и целого



Предварительный просмотр:

Комментарии к цитатам

(По сборнику ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.

Под ред. Цыбулько И. П )

Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.

Цитата

Комментарий

Примеры

1

В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский

Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.

Лексическое и грамматическое явления.

2

Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский

Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика  изучает строй языка и его законы.  Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.

Лексическое и грамматическое явления.

3

Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин

Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

4

Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня

Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить.

Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.

Таким образом, условное и повелительное  наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.

Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях.

5

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое  явления, обоснование пунктограммы.

6

Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия

Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.  

Содержание и структура реплик участников диалога.

7

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский

Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.

Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.

8

К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин

Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.

Использование языковых единиц.

9

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский

В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и  интонационную законченность.

Лексическое и грамматическое явления.

10

Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров

В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения  помогают понять характер говорящего / пишущего.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

11

Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.  А. А. Зеленецкий

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Использование эпитетов.

12

Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина

Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.

Лексические явления,  изобразительно-выразительные средства языка.

13

Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

И. И. Постникова

Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).

Лексическое и грамматическое явления.

14

Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский

Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями).  Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания.  Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.

Использование местоимений в тексте.

15

Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский

Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.

Содержание и структура предложений (члены предложения,  обращения, вводные слова и  конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).

16

Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.  В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Функции знаков препинания.

17

Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор

Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

18

Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков

Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений.

Изобразительно-выразительные средства языка.

19

Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин

Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:

- звучание слов передаётся с помощью букв,

- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,

- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,

- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.

Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).

 20

Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова

Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.

Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.

21

Языком  человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц

Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

22

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он  образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

23

Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова

При работе над текстом писатель пользуется  большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

24

Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.

Г. Я. Солганик

Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном.  Художественный образ создаётся автором с помощью  лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.

Лексические явления, изобразительно-выразительные средства

25

Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г. Чернышевский

Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.

Лексическое и грамматическое явления.

26

Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов

Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.  

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

27

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский

Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.

Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.

Лексическое и грамматическое явления,  обоснование орфограммы.

28

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

М. В. Панов

Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Употребление языковых единиц

29

Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой

Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.

Употребление форм имени существительного и глагола.

30

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. В. Степанов

Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет  связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.

Лексическое и грамматическое явления.

31

Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр

Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.

Лексическое и грамматическое явления.

32

Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка

В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.

Употребление фразеологизмов в тексте.

33

Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко

Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.

Лексическое и грамматическое явления.

34

Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко

Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.  Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего.

 Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).

Лексическое и грамматическое явления.

35

Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко

Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

36

Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.

Функции абзаца.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ

Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...

Готовимся к ГИА

Варианты диагностической работы 9 класса...

Готовимся к ЕГЭ, 11 класс

2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...

Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"

Данная цель урока  - научить ребят  использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать  знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...