Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках при- и пре-"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

     Создание технологической карты урока сопряжено с определенными трудностями. Возможно, представленная разработка поможет учителям в составлении технологических карт других уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologich.karta_uroka.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель ГБОУ СОШ 1460 Гильманова С. С.

Тема урока – «Гласные в приставках при- и пре-»

Тип урока  закрепление знаний

Дата урока  11. 11. 2014 г.

Образовательные ресурсы: 1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013. 2. Презентация. 3. Раздаточный дидактический материал (карточки). 4. «Справочник ученика»

План урока:          

 I. Организационный момент.  

II. Формулировка учениками темы и цели урока.

III. Актуализация знаний:

          1. Устное рассказывание правила друг другу (работа в парах, взаимооценка).

          2. Монологическое высказывание одного из учеников.

          3. Приведение примеров на данное правило из домашнего задания с объяснением лексического значения слов (самооценка).

          4. Практическая работа с последующей самопроверкой.  

IV. Анализ предложений (предложения составлены со словами, выбор приставки в которых зависит от умения различать значения слов).

V. Запись трудных слов в «Справочник ученика»; комментарий учеников и учителя.

VI. Динамическая пауза (физкультминутка).

VII. Творческое задание: составление предложений с записанными словами.

VIII. Итоговый контроль: самостоятельная работа (оценивает учитель).

IX. Рефлексия:

           1. Игра «Голосование».

           2. Мини-анкета.

X. Домашнее задание.  

XI. Итоговое слово учителя.

Цели урока:       

-  организовать процесс закрепления  правила правописания гласных в приставках при- и пре- (формировать представление о зависимости написания гласных в приставках при- и пре- от их лексического значения);  закрепить правописание слов с трудно определяемым значением приставок при- и пре-;

-  мотивировать на определение лексического значения приставок; учить объяснять значение слов с приставками при- и пре- и правильно писать их; различать значения и правописание слов с данными приставками;

- способствовать расширению словарного запаса.

Формы и методы обучения – 1. Форма: урок-практикум. 2. Методы: словесный, наглядный, практический (источник знаний); активизация познавательной деятельности,  работа по применению ЗУН  (дидактические задачи);  аналитический  (логика обучения);  частично-поисковый  (характер деятельности обучаемых)

Основные термины и понятия:  орфограмма, морфема, приставка, лексическое значение, чередующиеся гласные, предложение

Планируемые образовательные результаты:

        Научатся:

- применять правило правописания гласных в приставках при- и пре- (выбирать гласную  в зависимости от лексического значения слова); писать слова  с трудно определяемым значением приставок при- и пре-;

- определять лексическое значение приставок; объяснять значение слов с приставками при- и пре- и правильно писать их; различать значения и правописание слов с данными приставками

Получат возможность научиться:

-  строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные УУД);

- проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные УУД);

- объяснять языковые  явления, выявляемые в  ходе закрепления знаний (познавательные УУД);

- осуществлять самоанализ результатов обучения (личностные УУД)

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия  на уроке

УУД

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Личностные (Л)

Организационный момент

1. Задает вопросы:

- Какую тему изучали вчера?

- Достаточно одного урока для усвоения материала?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Зачем современному человеку знать правила орфографии?

2. Формирует позитивный настрой:

- Желаю всем в конце урока   получить оценку «5» за самостоятельную работу.

1. Формулируют тему и цель урока; объясняют значимость изучения орфографии.

2. Подписывают карточки с дидактическим материалом, которые сдадут в конце урока, записывают дату урока.

Фронтальная беседа

1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме (П).

2. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдают правила речевого поведения,  высказывают и обосновывают свою точку зрения (К).

3. Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляют самоопределение (Л).

Актуализация знаний

1. Организует работу в парах: рассказать правило, поставить друг другу оценку в тетрадь.

2. Спрашивает, кто получил «5», и слушает выступление одного ученика; соглашается или не соглашается с оценкой.

3. Просит привести примеры из домашнего задания и объяснить условия выбора орфограммы в приставках при- и пре-; предлагает объяснить выбор чередующейся гласной в корнях слов; предлагает оценить свою домашнюю работу.

4. Дает задание выполнить   работу на карточке № 1. Затем просит осуществить самопроверку (демонстрирует слайд), прокомментировать выполнение задания.  

Карточка № 1. Вставьте буквы и най   и найдите четвертое лишнее.

1. Пр…бавить, пр…лечь,

пр…морский (парк),

пр…подаватель.

2. Пр…мудрая, пр…кратил,

пр…тих, пр…града.

3. Пр…болел, пр…землился,

пр…езд (домой),

пр…слонился.

4. Пр…сытился, непр…рывный, пр…восходный,

пр…неприятный.

1. Устное рассказывание правила друг другу.

2. Монологическое высказывание одного из учеников, получивших «5».

3. Приведение примеров на данное правило из домашнего задания (по цепочке) с объяснением лексического значения слов (далее - самооценка выполнения домашнего задания);

попутное повторение: объяснение выбора чередующейся гласной в корнях слов.

4. Практическая работа с последующей самопроверкой:  ученики поочередно комментируют выбор гласных в приставках, сравнивают результат своей работы с изображением на слайде; осуществляют самооценку (карточка № 1).

Работа в парах, взаимооцен-ка.

Индивидуаль-ное задание.

Коллективная работа, самооценка

Самостоятель-ная работа аналитического характера, самопроверка и самооценка

1. Осуществляют целеполагание, планирование, оценивают результа-ты работы, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

2. Объясняют языковые  явления, выявляемые в  ходе закрепления знаний (П).

3. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдают правила речевого поведения,  высказывают и обосновывают свою точку зрения (К).

4. Осуществляют самоанализ результатов обучения (Л).

Изучение нового материала

1. Дает задание записать

предложения, выполнить  пунктуационный разбор;

(попутное повторение:  

предложение простое,

сложное, с прямой речью);

объяснить лексическое значение одинаковых по звучанию слов в каждой паре предложений и сделать вывод о правописании приставок в этих словах (предложения составлены со словами, выбор приставки в которых зависит от умения различать значения слов).

      1. Ученики пр…ступили к выполнению задания и справились с ним без ошибок.

      2. Герой фильма пр…ступил закон, и от этого пострадали другие люди.

      3. «Внучка, пр…твори дверь и пр…крой окно»,- попросила бабушка.

      4. Человечество мечтало о полете в космос, и Юрий Гагарин пр…творил эту мечту в жизнь.

2. Предлагает познакомиться с другими парами слов,  похожими по звучанию, но имеющими разное лексическое значение и разные гласные в приставках при- и пре-. (Демонстрирует слайд.)

1. Выполняют пунктуационный разбор предложений; объясняют лексическое значение одинаковых по звучанию слов и выбор гласной в приставках при-, пре-; делают вывод о зависимости правописания данных слов от их лексического значения.

2. Объясняют значение слов  на слайде презентации; делают записи  в «Справочнике ученика»:

1. Приступить (к работе) = начать Преступить (закон, черту)

2. Притворить (дверь) = прикрыть  Претворить (мечту в жизнь) = осуществить

3. Прибывать (в город) = приезжать

Пребывать (в городе) = находиться

4. Приклонить (ветку) =  пригнуть  Преклоняться = восхищаться

5. Придать (значение, форму)  = добавить                      

Предать (друга)

6. Приходящая (няня)

Преходящее (явление) = временное

7. Приёмник                           Преемник (директора)

8. Призреть (сироту) = приютить

Презирать (обманщиков)

Самостоятель-ная работа.

Индивидуаль-ные ответы. Самопровер-ка

Коллективная работа

1. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (К).

2. Проектируют путь преодоления затруднений в обучении (Р).

3. Объясняют языковые  явления, выявляемые в  ходе закрепления знаний (П).

4. Осуществляют самоанализ результатов обучения (Л).

Первичное осмысление и закрепление

1. Динамическая пауза (физкультминутка): учитель демонстрирует видеоролик.

2. Предлагает творческое задание: составить предложения с записанными в «Справочник» словами.

3. Организует самостоятельную работу.

Карточка № 2. Вставьте буквы и укажите в скобках значение приставки.

Пр … ехать (    ), пр … восходя-щие силы противника (     ),

пр … -волжский город (     ),

пр … быть вовремя (    ), пр … -образить дачный участок (     ), пр … рвать рассказ (     ),

пр …везти подарки (    ),

пр …глушить звук (     ),

пр…рывистая линия (     ),

пр …клонение потомков (    ), пр … странный вид (     ),

пр … клонить к земле (     ),

пр … поднять голову (    ),

пр … брежные водоросли (    ),

пр … скверный характер (     ),

пр … бывать в горах (    ), опасный пр … ступник (     ),

пр … творить  мечту в жизнь

(   ), пр … влекать к работе (    ), пр … любопытные дети (    ),

пр … лечь на диван (  ).

1. Выполняют физические упражнения.

2. Составляют предложения с новыми словами.

3. Выполняют самостоятельную работу (карточка № 2), сдают на проверку учителю.

Творческая работа в парах

Самостоятель-ная работа (контроль учителя)

1. Анализ, синтез, выбор основания для сопоставления информации, выдвижение гипотез  (П).                   2. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной и письменной форме (К).                                                  3. Проектируют путь преодоления затруднений в обучении (Р).

Итоги урока. Рефлексия

1. Предлагает игру «Голосование». Задание: проголосовать за слово, если уверен, что можешь объяснить его значение и написание (на доске записаны 4 слова с разными значениями приставок при- и пре-, а также 2 словарных слова).  

2. Просит ответить на вопросы мини-анкеты.

3. Дает общую позитивную оценку деятельности учеников на уроке; ставит оценки за синтаксический разбор предложений; выражает уверенность, что все успешно справились с самостоятельной работой.

1. Играют: голосуют за то слово, в котором могут объяснить выбор гласной в приставке; делают вывод о наличии словарных слов, предназначенных для запоминания (тема следующего урока).

2. Отвечают на вопросы анкеты.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил правило правописания гласных в приставках при- и пре- …

а) хорошо; б) не совсем хорошо;                   в) плохо.

2. Допускаю ошибки, потому что …  

а) не записал таблицу в «Справочник» (первый урок изучения темы);      

б) не выучил правило;  

в) небрежно делал домашнее задание;  

г) не понял объяснение учителя;

д) бываю невнимательным на уроке, отвлекаюсь;  е) мне требуется дополнительное время.

Коллективная работа в игровой форме

Самоанализ деятельности

1. Рефлексия способов и условий действий (П).                                             2. Самооценка. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л).                 3. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (К).

Домашнее задание

1. Дает задание: прочитать слова в рамках на стр. 115, 116, составить  с ними словосочетания, постараться запомнить написание слов.

2. Дополнительное задание (по желанию): выписать из толкового словаря другие слова с трудно определяемым значением приставок при- и пре-.

Записывают задание в дневник.  Обсуждают  уровень сложности домашнего задания.

Самоанализ деятельности.

Обсуждение в парах

1. Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляют самоопределение (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки  как словообразующие морфемы" соответствует требованиям ФГОС. Урок разработан по учебнику Л.М.Рыбченковой...

Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...

Технологическая карта урока русского языка «Приставки»

Технологическая карта урока русского языка «Приставки»Тема урока: Приставки5 классЦель: Обучающая: актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от пред...