Нераспространённые и распространённые предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Липко Татьяна Васильевна

Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.

Проведённый мною урок – это интегрированный урок с использованием межпредметных связей (литература и  искусство) и  технологии проблемного обучения.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения. 

                                      Урок русского языка в 5 классе

 (Использование технологии проблемного обучения,  межпредметные связи: литература, искусство)

     Цель урока:

изучить новые термины; научиться отличать односоставные и двусоставные                             предложения от распространённых и  нераспространённых; отработать навыки находить нераспространённые и распространённые предложения в  тексте.

    Воспитательная цель:

 нравственное и эстетическое воспитание.

(Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование всесторонне-развитой личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус).

Развивающая цель: развитие  познавательных способностей учеников.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование урока: проектор; кактус-комнатное растение; выставка  рисунков учащихся, выполненных различными красками; записанные на доске нравственные качества.

 Девиз урока:

                     « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,

                                                                                             и душа, и мысли»

                                                                                                                              А. П. Чехов.

                                 Ход урока

I.

  1. Организационный момент.

  1. Фронтальный опрос:

- Назовите главные  члены предложения. Приведите примеры.

-Назовите второстепенные члены предложения. Приведите примеры.

-Как называют предложения, у которых есть и подлежащее и сказуемое?

Пример (двусоставные предложения).

-А какие предложения называются односоставными?

II.

 Беседа по девизу урока:

- О какой красоте идёт речь в высказывании?

(о внешнем облике и о внутреннем мире человека)

     -Как по-другому называют внутренний мир человека? 

                                                                         (духовный,  духовность)

На доске записано значение слова, выписанное из  толкового словаря С. И. Ожегова:

          Духовность – свойство души, состояние в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными.

 - Какие нравственные  качества должен в себе воспитывать человек? (называют)

- Сопоставьте свои ответы с записью на доске. (учитель раскрывает доску)

Нравственные качества:

порядочность,

честность,

доброта,

скромность,

доброжелательность,

чуткость,

взаимопомощь,

сострадание,

милосердие,

человеческое достоинство…

- Как вы думаете, труднее быть внешне красивым или внутренне? Почему?

( Духовно человек развивается и совершенствуется всю жизнь, а нарядиться можно мгновенно)

- Какая пословица вам вспомнилась после наших рассуждений?

 (По одёжке встречают, а по уму провожают)

- Что важнее: внешняя красивость или душевная красота?

 (Душевная)

- Обращаем ли мы внимание на  внешность человека, если он добрый, честный…?

- А если он красив, но злой…?

( Связь со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»: Почему добрый царь не позвал на пир двенадцатую чародейку? Потому что она была хромоногой, старой? Или была другая причина?)

   Вывод: очень хорошо, когда личность гармонична: когда  внутренний мир  человека соответствует его  внешнему облику. Каждый из вас уже красив. И ваша задача не испортить первозданную красоту плохими поступками.

III. Объяснение нового материала.

1. Объяснение осуществляется путём работы над предложениями, записанными на доске.

Дети трудятся.

Дети дружно трудятся

- Подчеркните в предложениях  грамматическую основу. Каковы предложения по составу: односоставные или двусоставные?  Отличаются ли они  друг от друга?

(Оба предложения двусоставные. Но во втором предложении  помимо грамматической основы есть второстепенный член предложения – обстоятельство)

  1. Продолжим наблюдение, записав ещё два предложения:

Осень.

Наступила золотая осень. 

-Каковы эти предложения по составу: односоставные или двусоставные?  Отличаются ли они  друг от друга?

(Первое предложение - односоставное, второе – двусоставное и в нём  есть определение.)

- Смысл каких предложений  в каждой из групп полнее: первых или вторых? (Вторых)

-  Из чего состоят два первых предложения? 

(только из грамматических основ: Дети трудятся. Осень.).

- За счёт чего распространяются вторые предложения?

(за счёт второстепенных членов предложения: обстоятельства и определения).

- Какова роль второстепенных членов предложения? 

(они расширяют, распространяют предложения)

Сделаем вывод: какие предложения называются распространёнными?

(Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространёнными)

- Какие нераспространённые? Вы догадались?

(Верно! Те, у которых нет ни одного второстепенного члена предложения)

- Скажите, ребята, достаточно ли хотя бы одного второстепенного члена предложения, чтобы предложение стало распространённым?

( Да, именно такие предложения и были в наших примерах)

IV. Закрепление нового материала.

  1. Читаем стихотворение Николая Доризо «Красота»:

                 Вот кактус.

                                  Разве он цветок?

На бугорке земли шершавой

Нелепо скрюченный виток

Колючей проволоки ржавой.

Однако даже он

                           И тот

Однажды вдруг

                  В степи кромешной

Цветёт,

          Да как ещё цветёт,

С какой доверчивостью нежной!...

Спит красота в любом из нас.

Мы все красивы от рожденья-

Однажды

               Вдруг,

                         Хотя б на час

Или хотя бы на мгновенье,

Спит красота.

                     И жаль мне тех,

В ком глухо спят её порывы,

Тех,

     Кто ушёл от нас навек,

Не зная, как они красивы.

- О чём это стихотворение?

- В каких строчках заключена основная мысль?

( Спит красота в любом из нас. Мы все красивы от рожденья)

- Какие чувства оно пробудило у вас?

- Какой вывод можно сделать из услышанного?

(Необходимо научиться видеть красоту, не растрачивать первозданную красоту, постоянно совершенствовать себя,  помогать другим раскрыть себя)

  1. Задание к тексту (стихотворение,  а затем и задание к нему перед детьми в

     на экране)

- Выпишите из стихотворения нераспространённые предложения

(Вот кактус. Разве он цветок?)

- А кто-нибудь знает, какими частями речи является слова «вот» и «разве»?

(это частицы: «вот- указательная, а «разве»-вопросительная)

- Автор сравнивает   кактус с человеком. А какой он человек-кактус? (учитель демонстрирует кактус в цветочном горшке)

- Какими чертами характера   обладает человек-кактус? 

(неприступный, способный ранить, причинить душевную боль…)

- Как вы думаете, ребята, шипы у этого цветка только для того, чтобы ранить? (шипы у него для защиты)

-Скажите, может ли такой человек совершить добрый поступок? Как об этом сказано в стихотворении? ( Наверное, может. Он просто нуждается сам в защите. Возможно, он более раним, чем другие. Может быть, его часто обижали в жизни, как собачку Кусаку, из рассказа Леонида Андреева)

                                                                   

  1. Викторина:

(Детям заранее предложила дома нарисовать следующие цветы:  розу,  лилию,  хризантему, колокольчик, ромашку, одуванчик, календулу, петушиные гребешки.  Рисунки выполнялись  различными красками: гуашью, акварелью, пастелью,  углем. Если дети будут испытывать затруднения при ответе, они смогут воспользоваться заранее приготовленными подсказками. От мастерства маленького художника зависит точность рисунка, его узнаваемость).

- Какой цветок напоминает нежного, но очень слащавого человека?

(лилия)

-Какой  цветок ассоциируется с человеком, который никогда не умолкает? (колокольчик)

-А какой  похож на человека очень привлекательного, но способного больно ранить? (роза)

- Какой цветок даже внешне похож на очень стойкого человека? (хризантема)

- Какой  цветок ассоциируется с человеком-драчуном? (петушиные гребешки)

-  Какой  напоминает человека, быстро меняющего своё настроение, с неустойчивым характером? (одуванчик)

- А какой похож на крайне скромного, неброского, но очень милого человека? (ромашка)

- Какой цветок напоминает человека, готового всегда прийти на помощь? (календула)

В конце урока учитель изобразительного искусства отметит наиболее удачные  ученические работы . 

                                                                                                      Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение   о человеке-цветке: « Знакомый незнакомец», используя в нём предложения на изученную тему. ( Вы должны описать кого-либо из одноклассников, знакомых, используя  отличительные особенности цветов, растений. Мне бы не хотелось, что бы вы писали о человеке-чертополохе, человеке-полыни. Возможно, кто-то пожелает написать о человеке-букете. Помните, что букет – это умело составленная композиция. Если вас что-то раздражает в этом букете, помогите составить красивую композицию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Распространённые и нераспространённые предложения» 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе...

Презентация "Нераспространённые и распространённые предложения."

Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Распространённые и нераспространённые члены предложения. Второстепенные члены."...

"Нераспространённые и распространённые предложения"

Данный конспект урока по теме:"Нераспространённые и распространённые предложения" подготовлен для изучения темы в 5 классе, для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида....

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".

Учебный  предмет:  русский  языкКласс: 5Автор  УМК:  С.И. Львова  Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Нераспространённые и распространённые предложения

Тема:  Нераспространённые и распространённые предложения.Класс  5УМК: под редакцией Т.А. Ладыженская « Русский язык.5 класс».Тип урока:  урок комплексного применения УУД при...