Скажи, что в имени моём? Интегрированный урок по лицейскому курсу (Язык - история)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Липко Татьяна Васильевна

Представляю вашему вниманию урок по ономастике и  антропонимике: «Скажи, что в имени моём?». Это развивающий урок по лицейскому курсу.

Идея провести какое-то  мероприятие  с использованием имён  возникла случайно. Однажды я услышала в исполнении  Жанны Бичевской  трогательное произведение. Это была  « Песня о святых мучениках». Мне очень захотелось, чтобы мои ученики её тоже услышали.  С нетерпением желала  увидеть их реакцию на подобную песню. Так  родилась идея.

Самым трудоёмким  оказался процесс , предшествующий уроку. Подготовка к уроку вызвала у детей неподдельный интерес : они с удовольствием работали над презентациями, провели небольшое исследование по наиболее популярным именам в лицее и классе как среди учеников, так и среди учителей. Ребята инсценировали стихотворение. Каждый ученик приготовил рассказ (сочинение) о своём имени. Результаты превзошли мои ожидания!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скажи, что в имени моём?

                               Интегрированный урок  по лицейскому курсу

                                                     (Язык - история)      

                                              «Имя действительно направляет жизнь человека

                                               по известному руслу, и не даёт потоку жизненных

                                               процессов протекать,  где попало.

                                               Но в этом русле сама личность должна определить

                                               своё нравственное содержание».

                                                                                                       (Проспер Мериме)

Цели урока:

1. Дать общее представление о происхождении имени,  вызвать интерес к собственному имени, показать связь имён с историей определённой эпохи.

2. Воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к личности.

3. Сегодня вы увидите и услышите индивидуальные и командные  творческие отчёты по предложенной теме.

 Оборудование:

                        презентации: «Популярные имена и эпоха», «Александры»,

                        стихотворение С.Я.Маршака «В защиту детей»,

                        стихотворение Евгения Долматовского «Октябрины»,

                        сценка по стихотворению Юрия Благова ",

                        колыбельная в исполнении Анны Герман,

                        видеоклип на песню Жанны Бичевской.

Ход урока

Ребята, Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других?

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя.

Каждому хочется, чтобы оно звучало нежно, красиво, чтобы ласкало слух, звучало как хорошая музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

Выбор имени новорождённому малышу, часто единственному,---всегда проблема для родителей.

  Мы предлагаем вам посмотреть сценку по стихотворению Юрия Благова, придуманную первой творческой группой.

                   Дед, стараясь для внучонка,

                   Нахватал из разных мест

                   Ряд имён, звучащих звонко:

                   Товий…Муций…Свен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовём посовременней-

Гелий…Атом…Космодром…

                  Дочь, захваченная спором,

                  Шумно лезет на рожон

                  С целым импортным набором:

                  Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой…Сысой…Кузьма…Фома…

                Сочинительством премудрым

                Занимаясь вчетвером,

                Ночь проспорили, а утром

                Мальчик назван был Петром.

 

Почему спорщикам удалось договориться? (Из любви к ребёнку ему дали понятное имя, традиционное. Это помогло прекратить спор).

А сейчас многие из вас сделают для себя открытие. Оказывается, есть целая наука, которая изучает собственные имена.

 Вторая творческая группа представляет вам презентацию «Популярные имена и эпоха»

 

Известный детский поэт С.Я.Маршак был противником новомодных имён, появившихся в начале ХХ века после Великой Октябрьской революции и в эпоху научных открытий. Поэтому у него появилось стихотворение «В защиту детей».

 

Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «В защиту детей».

 Если только ты умён,

 Ты не дашь ребятам

 Столь затейливых имён,

 Как Протон и Атом.

       Удружить хотела мать

       Дочке белокурой,

       Вот придумала назвать

       Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо - Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

       Для друзей искал отец

       Имя похитрее,

       И назвал он, наконец,

       Дочь свою Идея.

А один оригинал,

Начинён газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

     Пусть поймут отец и мать,

     Что с прозваньем этим

     Век придётся вековать

     Злополучным детям.

         

Ребята, а что думаете вы? Вы согласны с поэтом? Что делать тем людям, которые получили такие непривычные имена? ( Поменять имя. Гордиться тем, что оно необычное, запоминающееся…)

Послушайте, какой совет даёт другой поэт,  чтобы защитить тех родителей, которые рискнули дать своим любимым чадам новомодные имена.

Послушайте стихотворение Евгения Долматовского «Октябрины».

    Сергеями, Андреями, Иванами,

    Иринами, Маринами, Татьянами

    Теперь детей стараются назвать.

    А было время – именами странными

    Одаривали их отец и мать.

    Вот стали взрослыми,

    А то и старыми,

    Энергия, Ванцетти, володар,

    И Военмор- во славу Красной Армии,

    И Трудомир – в честь мира и труда.

    Родварком окрещён, рождённый в Арктике.

    Поняв, что этот век неповторим,

    Старались и краскомы , и рабфаковки

    Его вручить наследникам своим.

    И в новых именах бессмертье видели.

    Их увлеченье не было игрой.

    Не надо обижаться на родителей,

    Перемудривших раннею порой.

К чему призывает поэт? ( Строго не судить родителей, относиться уважительно и к родителям, и к людям, носящим эти имена).

А какова история вашего имени? Расскажите, как можно вас назвать, какое имя вам больше всего нравится? Что вам известно о вашем имени?

(Ученики читают  домашние сочинения «Моё удивительное имя»).

Смотрим презентацию третьей творческой группы, которая называется «Александры».

Домашнее задание:

                                   запишите имена с удвоенными согласными (Анна, Алла..),

                                  …одинаково встречающиеся женские и мужские имена

                                                                                                              (Василий-Василиса)

                                                                                     редкие  имена (Юнлен, Олимпиада…)

 Давайте посмотрим видеоклип и послушаем очень трогательную песню Жанны Бичевской  « Песня о святых мучениках»  

(http://video.mail.ru/mail/lisska09/7/10.html)

Это своеобразная молитва, посвящённая памяти расстрелянной семьи последнего царя России Николая II. Все члены этой семьи причислены к лику святых (канонизированы).

Каждый из вас  в этот момент может подумать о своём святом, которого  вы должны были запомнить, посмотрев презентацию ребят.

.

Это будет наша с вами коллективная дань памяти всем ангелам-хранителям.

Вводы: 

Храните, ребята, своё имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда своё доброе, честное имя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"

Интегрированный  урок  предназначен  для обучающихся 10 класса. Тема по  ОБЖ: "История  создания  ВС  РФ"...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...

Программа по истории 5-9 классы. Интегрированный курс Всеобщая история.История России (линейная система)

Программа по истории 5-9 классы.      Интегрированный курс Всеобщая история.История России (линейная система)...