Задание №3 ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Коверзнева Тамара Ивановна

В работе представлены задания из открытого банка ФИПИ  для отработки умения определять средства выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_gia_no3._vyrazitelnost_rechi.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

 I вариант

1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?

1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3) Эти доски и пригодятся.

4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

2.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».

1) метафора

2) аллитерация

3) фразеологизм

4) сравнение

3.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) Я стал придавать огромное значение внешности.

2) Все поблёкли, стушевались передо мною.

3) Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

4) А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

3) — С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

4) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»

1) просторечная лексика

2) эпитет

3) книжная лексика

4) сравнительный оборот

7. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?

1) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.

2) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.

3) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

4) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

8. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорово, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.

1) – Что я, пуп земли?

2) – Большая тайга, вековая, дремучая, густая, прекрасная!

3)   Коротенькие волосы у него смешно топорщились над круглым, красным от таёжного загара лбом.

4)  Тайга представлялась ему громадой мачтовых стволов и сплошной хвойной зелени, прорезанной  тонкими лучами солнца и звенящим звуком электропил…

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.

3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.

11. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)  В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.

2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.

3) – Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.

4) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали:  там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.

 12. В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение?

1) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.

2) На крышке её была выложена английская надпись…

3) Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.

4) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсясравнение.

1) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…

2) Облака точно густой, чёрный дым.

3) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.

4) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…

15. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.   

2) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать.   

3) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать.     

4) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!  

II вариант

1. В каком варианте ответа указаны средства выразительности речи, использованные в предложении: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах – я наклонилась и вдыхала его долго-долго»?        1) олицетворение и гипербола

2) эпитеты и сравнение

3) синонимы и противопоставление

4) фразеологизм и метафора

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.

2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.

3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяпросторечная лексика.

1) — Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил.

2) — Как это — баба? — спросил он с недоумением.

3) Ну и подпрыгнул, когда он зашипел.

4) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».

1) сравнительный оборот

2) аллегория

3) фразеологизм

4) метафора

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю. 

2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. 

3) Солнце уже клонилось к закату, и  было совсем по-вечернему.

4) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

7. В каком предложении средством речевой выразительности является сравнительный оборот?

1) Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!

2) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

3) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.

4) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

2) Музей не возьмёт копии.

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсясравнение.

1) Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.

2) Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.

3) Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода.

4) Да, здесь не сцена, а правда.

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.

2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.

3) Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Санька приготовился кдраке.

4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.

1) Когда в большую перемену Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревянную крышку, девчонки окружили пианино плотным кольцом.

2) Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня.

3) Все слушали музыку, и всем, даже ничего не понимавшим в ней, она нравилась.

4) Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя.

12. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

 

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1)  – Братцы, – закричал он, – железный! Как это прекрасно!

2)  Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки...

3) Это навсегда останется тайной, как их дотошные родители столько времени были слепы и глухи…

4) А может, чем больше, тем было даже лучше.

14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

1) сравнительный оборот

2) метафора

3) слово разговорного стиля

4) фразеологизм

15. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков.

2) Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание.

3) 3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей.

4) Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья.

16. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня».

1)  олицетворение

2)  слова просторечного стиля

3)  сравнение

4)  фразеологизм

1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?

1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.

4) По мере перехода в высшие классы свободного времени становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.

3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.

4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.                                                                                                                                                                                        

2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.   

4) М-мда! – задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:

– Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего  исполнителя стихотворений Пушкина!

                                         

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. 
А когда спасают, то долго не думают…

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».

2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3) А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) –Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...

8. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Вот наконец она появилась. Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, 
с тонюсенькой талией.

2) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»

9. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи являетсяметафора.

1) Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!

2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.

3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.

4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Везде часовые, натянута колючая проволока.

2) Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг.

3) Трудно понять, где её края и куда она заворачивает.

4) Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Проклятый рост!

2) В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «Новое увлечение».

3) Это был страшный вопрос.

4) Я знал его как свои пять пальцев.

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  И всё, что может быть осыпано, – плечи, столы, закуски, причёски танцующих – было осыпано разноцветными копеечками конфетти.

2) Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев.

3) Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств.

4) Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...