Категория состояния как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Коваленко Анна Алексеевна

Первый урок в разделе "Категория состояния". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kategoriya_sostoyaniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Категория состояния как часть речи

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познавательные: изучить и усвоить новую часть речи – категории состояния.
  2. Развивающие:

– развить у учащихся  разной степени обученности и обучаемости самостоятельности и личной активности при углублении знаний и закреплении материала;

– продолжить работы по развитию долговременной памяти, образного мышления и логических навыков сравнения/сопоставления.

  1. Обучающая:

– развить умения видеть слова категории состояния в различных текстах; развитие умения отличать слова категории состояния от наречий;

– выработать умения составлять предложения со словами категории состояния, правильное выполнение синтаксического разбора таких предложений, конструирование предложений с синонимической заменой, продолжение работы по формированию у  учащихся знаний и умений по орфографии, синтаксису, пунктуации и развитию речи.

Задачи:

1) Актуализировать знания по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния;

2) Развить умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия,

3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Методические приёмы: объяснение учителя, лингвистический анализ, тренировочные упражнения.

Ход урока

Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи»

 (В.В. Виноградов)

Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.

        Запись в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».

Работа с эпиграфом:

Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Прочитайте, пожалуйста, выразительно.

– Вычлените ключевые слова из предложенного эпиграфа.

– Какую информацию о нашей части речи вы получили в эпиграфе?

– А теперь давайте посмотрим, что мы сегодня должны узнать?

        Объяснение нового материала:

(работа по группам)

Итак, мы начинаем работу в группах.

Кластеры на доске:

  1. Как образовался термин «категория состояния»? (значение слов)
  2. История создания категории состояния как части речи.
  3. Жизнь категории состояния в современном русском языке.

I группа:

- Найдите в толковом словаре толкования слова категория 

Категория (с греч. – высказывание, суждение):

1. Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);

2. В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);

3. Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория)

Состояние –  

1. см. состоять.

2. Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в к-рых находится кто-что-н. В состоянии войны. С. погоды. С. здоровья. В состоянии покоя.

3. Физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Больной в тяжёлом состоянии. Обморочное с. Находиться в состоянии восторга.

4. Звание, социальное положение (устар,). Купеческое с. Лишение прав состояния.

5. Имущество, собственность. Ваша библиотека — целое с. Нажить с. Человек с состоянием. * В состоянии с неопр. — о возможности делать что-н. Сейчас я не в состоянии читать.

- Скажите, какое значение слова категория состояния применимо к изучаемой теме?

- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния?

II группа

        – Пользуясь выдержками из статей известных лингвистов, изучающих категорию состояния как часть речи, ответьте на вопросы:

Кем и когда был введен термин «категория состояния»

– Какие точки зрения существуют на категорию состояния? Назовите представителей первой и второй точки зрения.

– Почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?

Уже с первой трети XIX в. в русских грамматиках последовательно выделялся ряд слов, промежуточных между именами, глаголами и выражающими состояние.

Термин «категория состояния» впервые был введён Щербой Л. В. в 1928 году. Кроме того, он обозначил категорию состояния как особую часть речи. К ней он относил следующие слова: можно, нельзя, холодно, жаль, светло, надо. Краткие прилагательные рад, способен, должен, готов, по мнению учёного, тоже относятся к категории состояния. Виноградов В. В. также считал, что эти прилагательные по своему значению сближаются с категорией состояния.

Профессор Абакумов С. И. учитывал синтаксическую функцию слов категории состояния и называл их безлично-предикативными словами.

Шахматов А. А. использовал термин «предикативные наречия» (то, что утверждается о ком или о чем–либо).

 

Существует две точки зрения на категорию состояния как часть речи.

 

I точка зрения:

Категория состояния — это особая часть речи со своим категориальным значением, морфологическими и синтаксическими признаками. (Щерба Л. В., Виноградов В. В., Галкина-Федорук Е. М., Гвоздев А. Н., Шанский Н. М., Тихонов А. Н.)

 

II точка зрения:

Категория состояния не является особой частью речи. («Грамматика — 80», Буланин Л. Л., Мещанинов И. И., Шапиро А. Б., Мигирин В. Н.)

  • . Не все лингвисты признавали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказывали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.

(Сообщения учащихся о деятельности Л.В. Щербы и В.В. Виноградова)

  • Давайте познакомимся с фрагментами работ Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о словах категории состояния и сделаем вывод: почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?

Лев Владимирович Щерба

Статья «О частях речи в русском языке»

Сейчас формально категорию состояния можно определить так: это слова в соединении со связкой, не являющиеся однако ни полными прилагательными, ни именительным падежом существительного; они выражаются или неизменяемой формой, или формой существительного с предлогом.

Если не признавать наличия в русском языке категории состояния, то такие слова, как пора, холодно, навеселе и т.п., все же нельзя считать наречиями, и они просто остаются вне категорий слов.

Есть слова (нельзя, можно, надо, жаль и т.п.), которые чаще всего по формальному признаку неизменяемости, зачисляют в наречия… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что указанные слова не подводятся под категорию наречий, так как не относятся ни к глаголу, ни к прилагательному, ни к другому наречию.

Виктор Владимирович Виноградов

«Русский язык (Грамматическое учение о слове)»

Под категорию состояния подводятся несклоняемо-именные и наречные слова, которые имеют формы времени и употребляются только в функции сказуемого. Многие из слов, подводимых под категорию состояния, могут сочетаться и с другими вспомогательными глаголами, кроме быть ( стало жаль, становится больно; делается досадно и т. д.)

Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

III группа

Работа с учебником стр. 126–127.

Промежуточный вывод: Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

        Обратная реакция

        – А теперь попробуйте найти из предложенных слов в орфографической разминке слова категории состояния.

        Бежим, направо, колесо, горестно, загадочно, ветрено, полотно, замечательно, влево, принудительно, скверно, решено, радостно, невозможно.

IV. Аналитическая работа

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

Утро солнечно и радостно.

Глаза светились радостно. 

На душе у ребят радостно.

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово)

-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?

Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.

! - Давайте заполним таблицу на доске (для заполнения каждого столбца таблицы к доске вызываются ученики, наиболее «сильный» заполняет четвёртый столбец; при необходимости работающие у доски обращаются за помощью к классу). В тетрадь данную таблицу мы не переносим.

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на доску. (Один из учеников читает материал): 

«Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)

– Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения:

– Какой частью речи являются выделенные слова? Почему вы так решили?

– А теперь давайте определим значение каждого слова, относящегося к это части речи.

Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО,  СКУЧНО,  ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);

2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);

3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);

4) оценку действий:  МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).

Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют  сравнительную_степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.

IV. Задания на закрепление.

Следующее задание. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:

И скучно, и грустно, и некому руку подать…

        В небесах торжественно и чудно,

        Спит земля в сиянье голубом…

        Что же мне так больно и так трудно?

        Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

- Какую роль играют слова категории состояния в поэтическом тексте?

V. Самостоятельная работа с текстом. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Подведение итогов занятия.

- Итак, мы сегодня познакомились с какой частью речи?

– А теперь я вас попрошу, используя слова новой части речи определить свое состояние после урока?

VI. Домашнее задание. Написать сочинение–миниатюру по теме: «Зачем нам нужна категория состояния как часть речи?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...

Презентация по теме:"Категория состояния как часть речи"

Презентация представляет материал к уроку 7 класса по теме "Категория состояния", где содержится теоретическая составляющая и тренировочные упражнения....

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Категория состояния как часть речи

конспект урока русского языка в 7 классе  с презентацией...

Урок по теме "Категория состояния как часть речи"

Первый урок в системе уроков, посвящённых изучению слов категории состояния....

Урок по теме "Категория состояния как часть речи"

Презентация содержит материал по теме "Категория состояния как часть речи"...

Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»

Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"...