Рабочая программа по русскому языку в 8 кл.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Руденко Лидия Николаевна
Рабочая программа по русскому языку на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с требованиями: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (ст. 2 п.10): - Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, утвержденного Приказом Министерства образования РФ№ 1039 от 05. 03. 2004; - Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта; - БУП 2004, утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.; - Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2008. Учебник «Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8v_klass.docx115.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Рабочая программа по русскому языку.            8 «в» класс.                                

                                                                                  Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку на 2014 – 2015 учебный год  составлена в соответствии с требованиями:

 - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (ст. 2 п.10):

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, утвержденного Приказом Министерства образования РФ№ 1039 от 05. 03. 2004;

- Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- БУП 2004, утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.;

- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И. Львова.  -  М.: Мнемозина, 2008.

Учебник «Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010

                                                             Цели и задачи  изучения предмета

Преподавание русского языка в 8-м классе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка;

-интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,  развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- формирование  умений   опознавать,   анализировать,   классифицировать  языковые  факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах  человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

                                                           Задачи:

- развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

-  на базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения;

- развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой   компетенции.

Содержание обучения русскому языку  отобрано и структурировано на основе деятельностно-системного подхода, максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

Общая характеристика учебного курса «Русский язык»

Программа  предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся 8 класса, чтобы успешно готовиться к ГИА.

      Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.

    Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

     В целом курс русского языка направлен на  всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности. Программа  содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Планирование уроков предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в нем отводится повторению и увеличению количества часов на закрепление сведений по фонетике, лексикологии, орфографии, словообразованию, морфемике, морфологии.

Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в 8 классе

Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с различными словарями, работа по составлению таблиц

Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.

С целью совершенствования учебного процесса планируются

активные формы проведения занятий: собеседования, практикумы, консультации;

формы контроля: проверочная работа, самостоятельная работа, контрольное тестирование, промежуточное тестирование, изложение, сочинение.

       Место предмета в базисном учебном плане.

                 В соответствии с Федеральным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 105часов из расчета 3 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Гуляй- Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год , утверждённым приказом директора от 29.08.2014 г. № 242 рабочая программа рассчитана на 105 часов в год. В соответствии с расписанием учебных занятий и внеурочной деятельности МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год,  утверждённым приказом директора от 29.08.2014г. № 242 рабочая программа рассчитана на 105 часа  в год.

           

                                                                     

                                                                                              Содержание учебного предмета.

Русский язык – национальный язык русского народа (2 ч)

Язык как основное средство общения. Русский язык как государственный язык РФ, как средство межнационального общения. Роль языка в мире.

Повторение изученного в 5 – 7 классах (8 ч)

Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного 
употребления. Лингвистические словари. Трудные случаи орфографии. 
Трудные случаи орфографии.

Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки 
завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), 
выделение смысловых отрезков (выделительные знаки). Трудные случаи 
пунктуации

Функциональные разновидности русского языка (14 ч)

Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения. 
          Задачи речи. Основные способы воздействия на читателя (слушателя).

Разговорная речь. Особенности разговорной речи, основные жанры.

Синтаксические средства разговорной речи.

Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового стиля, основные жанры.

Синтаксические особенности официально-делового стиля.

Публицистический стиль. Цель, сфера применения.

Основные жанры публицистического стиля речи.

Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля

Язык художественной литературы. Особенности по цели высказывания, средства выразительности

            Синтаксис и пунктуация     (71ч.)

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (1 ч.)                                                                                                                    Словосочетание как единица синтаксиса (3 ч.)                                                                                                                              Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Виды словосочетаний по способу связи. Средства связи слов в словосочетании. Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса (19ч)

Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, 
семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений 
по характеру выражения отношения к действительности.

Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды 
предложений по наличию необходимых членов предложения.

Предложение как элемент текста. Слово-предложение.

Структура предложения

Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ.

Морфологические способы выражения подлежащего.

Морфологические способы выражения разных видов сказуемого.

Способы связи сказуемого с подлежащим.

Предложения распространенные и нераспространенные. Синонимия 
нераспространенных и распространенных предложений.

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения 
(определение).

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения 
(дополнение).

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения 
(обстоятельство).

Культура речи. Правильное построение простого предложения.

Односоставные предложения (11ч)

Односоставные предложения, их грамматические признаки.

Виды односоставных предложений.

Назывное предложение. Именительный представления.

          Определённо-личное предложение.

Неопределённо-личное предложение.

Обобщённо-личное предложение.

Безличное предложение .

Морфологические средства выражения главного члена в безличном 
предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив.

Простое осложнённое предложение (37 ч )

Предложения с однородными членами предложения (8 ч)

Однородные члены предложения, их признаки.

Способы связи однородных членов предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений 
с однородными членами.

Однородные и неоднородные определения.

Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

Предложения с обособленными членами предложения (20 ч)

Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения.

Обособленные второстепенные члены предложения со значением 
добавочного сообщения.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Обособленные определения.

Обособленные приложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными определениями.

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Обособленные обстоятельства.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными обстоятельствами.

Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными дополнениями.

Сравнительный оборот.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения со сравнительным оборотом.

Уточняющие члены предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с уточняющими членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Предложения с вводными конструкциями, 
обращениями и междометиями (9 ч)

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, 
воздействия на собеседника.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Группы вводных слов и выражений по значению.

Вводные предложения.

Вставные конструкции.

 Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями.

Предложения с обращениями. Обращение и способы его выражения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений 
с обращением.

Основные функции обращения.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения 
предложений с обращениями и междометиями.

Повторение изученного (10 ч )

                                                                Тематическое планирование

№п/п

        Раздел

Содержание по темам

Количество  часов.

1.

Введение — (2часа)

Русский язык—национальный язык русского народа.

1

2.

Роль русского языка в международном общении.

1

3-4

Повторение

( 8 часов)

Слово как единица языка

2

5.

Лексика активного и пассивного употребления

1

6-7.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.

2

8-9.

Пунктуация. Функции знаков препинания. Простое осложнённое предложение. Простые и сложные предложения

2

10.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

11.

Функциональные разновидности русского языка   (14часов)

Понятие о функциональных  разновидностях русского языка

1

12-13.

Разговорная речь.  Языковые средства разговорной речи

2

14- 15.

Р.Р. Сжатое изложение (упр.107)

2

16-18.

Языковые средства официально-делового стиля. Образцы деловых бумаг. Стандарт оформления.

3

19.

Научный стиль речи.

1

20-21.

Публицистический стиль речи.  Основные жанры  публицистики.

2

22.

Язык художественной литературы

1

23.

Обобщение темы: «Функциональные разновидности языка»

1

24.

Р.р. Сочинение-рассуждение: «Роль образных средств в языке» (по тексту упр.142)

1

25.

Синтаксис и пунктуация (71ч.)    Словосочетание, предложение (23ч.)

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Виды синтаксической связи

1

26-27.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Типы подчинительной связи.

2

28.

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

1

29-32

Понятие о предложении. Основные виды предложений.

4

33-34

Р.р. Сочинение на морально- нравственную тему.

2

35.

Структура предложения. Грамматическая основа предложения

1

36.

Подлежащее и способы его выражения.

1

37-39

Виды сказуемого и способы его выражения.

3

40.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

41.

Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

1

42.

Второстепенные члены предложения.

1

43.

Определение. Виды определений.

1

44.

Дополнение. Виды дополнений.

1

45.

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

46.

Употребление второстепенных членов предложения.

1

47.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

48.

Односоставные предложения        (11часов)

Виды односоставных предложений.

1

49.

Назывное предложение

1

50-51.

Определённо-личные предложения

2

52.

Неопределённо-личные предложения.

1

53.

Обобщённо-личные предложения

1

54-55.

Безличные предложения

2

56.

Обобщение темы: «Односоставное предложение»

1

57.

(37ч.)

Простое осложнённое предложение

1

58.

Тест по теме «Односоставные предложения»

1

59.

Предложения с однородными членами    (8часов)

 Понятие об однородных членах предложения.

1

60.

Способы связи однородных членов предложения.

1

61.

Однородные и неоднородные  определения.

1

62.

Интонационные особенности предложений с однородными определениями

1

63-64.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

65.

Культура речи. Употребление однородных членов предложен.

1

66.

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения».

1

67-68.

Предложения с обособленными членами   (20ч.)

Понятие об обособленных членах предложения.

2

69.

Обособление определений и приложений.

3

72-73.

Р.р.Сжатое  изложение по упр.503

Описание картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг».

2

74-75.

Обособление обстоятельств.

2

76.

Обособление дополнений.

1

77-78.

Р.Р. Сочинению о Родине ( упр. 525, текст Шукшина)

2

79-81.

Сравнение как одно из  средств выразительности языка. Обособление сравнительных оборотов

3

82-83.

Уточняющие и присоединительные члены предложения.

2

84.

Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

1

85.

Употребление обособленных членов предложения. Обобщение темы: «Обособленные члены предложения»

1

86.

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

87-90

Предложения с вводными  конструкциями,  обращениями,  междометиями  (9часов)

Вводные и вставные конструкции

4

91-92.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

2

93.

Предложения с междометиями и словами   да, нет

1

94.

Контрольный диктант  по теме «Предложения с вводными конструкциями. Обращение»

1

95.

Анализ контрольного диктанта

1

96.

Повторение (9часов)

Предложение как единица синтаксиса. Простое и сложное предложение.

1

97.

Предложения с однородными членами и обращениями.

1

98.

Предложения с обособленными определениями и приложениями.

1

99.

Предложения с обособленными обстоятельствами и дополнениями.

1

100-101.

Предложения с вводными словами и конструкциями

2

102.

Контрольное тестирование

1

103.

Анализ контрольного тестирования

1

104-105.

Повторение и обобщение изученного

2

                                               

                                                           Календарно-тематическое  планирование       8 «в» класс                                                                                                                        

Раздел. Содержание по темам.

Колич

Дата

по пл.

Дата

факт

Основные виды УД

Требования к результатам обучения

Вид контроля

1

Русский язык—национальный язык русского народа.

(2)

1

02.09

Словарный диктант, чтение и обсуждение статьи учебника, составление тезисов, синтакси-ческий разбор предложения.

Воспитывать бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности.

Текущий

2

Роль русского языка в международном общении.

1

03.09

Обсуждение статей Конституции, создание устных и письменных высказываний о роли языка.

Развивать речевые навы-ки: умение  выдвигать тезисы и

аргументировать.

Текущий

3

Повторение.

Слово как единица языка.

(8)

1

05.09

Фонетический, орфоэпический, морфемный и словообразовательный разбор слов; разъяснение смысла лингвистического выражения

Уметь выполнять фонети-ческий, орфоэпический, морфемный и словообра-зовательный анализ слова; развивать речь обучающ.

Текущий

4

Виды языкового разбора.

1

09.09

Орфографический лексический и морфологический анализ слов; объяснение лингвистичес-кого смысла рисунков.

Уметь выполнять орфо-графический лексический, морфологический анализ слов; развивать речь обучающихся.

Текущий

5

Лексика активного и пассивного употребления

1

10.09

Чтение статьи, составление предложений  с терминами: историзмы, архаизмы, неоло-гизмы… Работа с устаревшей лексикой, с толковыми словарями. Подбор синонимов.

Знать определения терминов, уметь работать с различными словарями

Текущий

6

Орфография. Правописание морфем

1

12.09

Рассказ по таблице о разделах  русской орфографии. Объяснительный и выборочный диктант на правила правописания морфем.

Знать правила правописания морфем. Уметь применять их на практике.

Текущий

7

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

16.09

Работа с текстом, выписать слова с изученными  орфо-грамммами.

Знать правила слитного, дефисного и раздельного написания орфограмм. .

Текущий

8

Пунктуация. Функции знаков препинания. Простое осложнённое предложение.

1

17.09

Рассказ о функциях знаков препинания, выборочный диктант с обоснованием постановки знаков препинания.

Уметь обосновывать постановку знаков пре-пинания в простом ослож-нённом предложении.

Текущий

9

Простые и сложные предложения

1

19.09

Лингвистический рассказ о  сложных предложениях и о простых осложнённых пред-ложениях. Практикум: «Разли-чай простые и сложные предл.

 Знать основные функции знаков препинания, уметь находить пунктограммы в предложениях.

Текущий

10

Диагностический контроль.

1

23.09

Написание контрольного диктанта.

Применение изученных орфограмм.

Диагностический

11

Функциональные разновидности  русского языка. 

Понятие о функци-ональных  разновидностях русского языка.

(14)

1

24.09

Обсуждение эпиграфа, статьи учебника, определение стиля текстов, работа над новыми терминами, работа со словарём, рассказ по схеме.

Знать основные сферы общения: разговорно-бытовую, деловую, научную, общественно-политическую; словесно-художественное творчест.

Текущий

12

Разговорная речь

1

26.09

Лингвистический рассказ о сфере применения, задачах, жанрах разговорной речи, работа с текстами, составление диалогов.

Умение анализировать тексты разных типов речи.

Текущий

13

Языковые средства разговорной речи

1

30.09

Работа с текстами, составление диалогов с использованием этикетных слов. Обсуждение роли жестов и мимики в устном общении (работа со словарём).

Знать языковые средства разговорной речи, уметь применять их в диалогах.

Текущий

14

Р.Р.Подготовка к написанию сжатого изложения (упр.107)

1

01.10

Определение темы и идеи текста, микротем, обсуждение способов компрессии, составление плана.

Знать приёмы сжатия текста, уметь применять их на практике, уметь составлять план текста.

Текущий

15

Р.Р. Работа над сжатым изложением.

1

03.10

 Написание  изложение текста.

Умение сжато передавать содержание текста.

Итоговый

16

Официально-деловой стиль речи.

1

07.10

Лингвистический  рассказ о сфере применения, задачах, жанрах официально-делового стиля.

Анализ речевых образцов официально-делового стиля речи (справка, расписка, доверенность)

Текущий

17

Языковые средства официально-делового стиля.

1

08.10

Обсуждение языковых средств официально-делового стиля, работа с образцами  деловых бумаг: изучение, создание собственных речевых высказываний по  образцам.

Знать языковые средства официально-делового стиля, уметь оформлять деловые бумаги: заявле-ние, автобиография, объяснительная.

Текущий

18

Образцы деловых бумаг Стандарт оформления.

1

10.10

Изучение образцов деловых бумаг. Создание собственных речевых высказываний по  образцам.

Уместное употребление в собственном речевом высказывании лексиче-ских, морфологических и синтаксических средств.

Текущий

19

Научный стиль речи.

1

14.10

Изучение статьи , составление плана научной статьи, работа с текстами: определение сферы применения, задач, жанра,  ха-рактеристика языковых средств.

Умение создавать тексты научного стиля, анализировать их, знать их основные признаки.

Текущий

20

Публицистический стиль речи

1

15.10

Изучение статьи о публицисти-ческом стиле, составление плана, чтение текстов, опреде-ление их стилистических особенностей.

Знать отличительные признаки публицисти-ческого стиля. Уметь анализировать  речевые образцы  данного стиля.

Текущий

21

Основные жанры  публицистики.

1

17.10

Изучение жанров публицис-тики. Создание собственных заметок, репортажей, очерков, отзывов, интервью…

Знать жанры публици-стики, сферу применения, основные задачи и осо-бенности стиля. Уметь создавать очерки, отзывы, заметки, репортажи…

Текущий

22  

Язык художественной литературы

1

21.10

Изучение статьи о художествен-ном  стиле, составление плана, чтение текстов, определение стиля по задачам, сфере приме-нения, языковым особенностям.

Знать жанры худ.  лите-ратуры, основные задачи и особенности языка, язы-ковые средства.

Текущий

23

Обобщение темы: «Функциональные разновидности языка»

1

22.10

Чтение текстов, определение стиля, типа речи, создание текста заданного типа и стиля.

Знать функциональные разновидности языка, их жанры и языковые особен

Текущий

24

Р.р.Сочинение-рассуждение: «Роль образных средств в языке» (по тексту упр.142)

1

24.10

Самостоятельная работа над языковым материалом.

Уметь аргументированно обосновать своё мнение о роли образных средств.

Контроль-ный

25

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Виды синтаксической связи.

(23)

1

28.10

Лингвистический рассказ: «Синтаксис и пунктуация…» по плану, определение средств связи в словосочетаниях. Составление простых осложнённых  предложений заданной характеристики.

Закрепить понятие смы-словой и грамматической связи в словосочетании и предложении; уметь определять вид синтакси-ческой связи(соч., подч.) в предложении, словосочет.

Текущий

26

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

29.10

Лингвистический  рассказ о словосочетании и его типах связи, разбор словосочетаний, выписанных из предложений.                                                                                                                                                                                                              

Уметь отличать словосо-четания от других сочета-ний слов (сложная форма будущего времени, фра-зеологизм, грамм. основа)

Текущий

27

Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

1

31.10

Чтение статьи, подбор словосо-четаний с разными типами под-чинительной связи, распредели-тельный диктант, синтаксичес-кий разбор словосочетаний.

Знать и различать типы подчинительной связи, уметь выполнять синтаксический разбор словосочетаний.

Текущий

28

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

1

11.11

Произношение словосочетаний, устранение лексических ошибок,  составление словосочетаний с выбором правильного варианта.

Соблюдение  орфоэпи-ческих, грамматических и лексических норм при построении словосо-четаний разных видов.

Текущий

29

Понятие о предложении.

1

12.11

Чтение статьи, составление пла-на, обсуждение ранее извест-ного и нового материала, син-таксический разбор  предлож.

Уметь определять границы предложений и передавать их в устной  и письменной речи.

Текущий

30

Основные виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Интонация предложения.

1

14.11

Лингвистический рассказ о видах предложений по цели высказывания, работа с мате-риалами презентации; составле-ние предложений по фотокол-лажу

Уметь интонационно выражать вопрос, побуждение , сообщение, чувства радости, восхищения, грусти, негодования, страха…

Текущий

31

Основные виды предложе-ний по количеству грамм-матических основ, по нали-чию второстепенных чл.

1

18.11

Составление предложений по схемам, выборочный диктант, синтаксический разбор предложений.

Уметь отличать распро-странённые предложения от нераспространённых, простые от сложных.

Текущий

32

Р.р. Подготовка к сочинению на морально - нравственную тему. (Милосердие)

1

19.11

Прослушивание текста, определение главной мысли, формулировка тезиса, подбор рабочих материалов.

Уметь составлять план сочинения, готовить рабочие материалы.

Итоговый

33

Р.р. Сочинение на морально - нравственную тему. (Милосердие)

1

21.11

Самостоятельная работа над сочинением.

Уметь выдвигать тезис, находить аргументы, делать выводы

Текущий

34

Структура предложения.

Грамматическая основа предложения.

1

25.11

Определение терминов: подле-жащее и сказуемое, основа предложения, составление предложений.

Уметь выделять грамматическую основу в простом и сложном предложении.

Текущий

35

Подлежащее и способы его выражения.

1

26.11

Обсуждение морфологических способов выражения подлежа-щего, распределительный диктант, составление схем, пунктуационный разбор.

Знать определение подлежащего и морфологические способы его выражения.

Текущий

36

Виды сказуемого и способы его выражения. Простое  глагольное сказуемое.

1

28.11

Самостоят. изучение информ. по учебнику, выписать из пред-ложений основы, определить вид сказуемых; найти ослож-нённые предложения.

Познакомить с видами сказуемого, знать морфо-логические способы выражения простого глагольного сказуемого

Текущий

37

Составное глагольное сказуемое.

1

02.12

Составить предложения по ил-люстрациям, выделить  основы.

Знать морфолог. способы выражения составного глагольного сказуемого.

Текущий

38

Составное именное сказуемое.

1

03.12

Изучение информации  по учебнику, выписать из предло-жений основы, определить вид .

Знать морфол. способы выражения составного именного сказуемого.

Текущий

39

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

05.12

Составление схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым. Выборочный дик-тант, работа со словарями.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь разли-чать все виды сказуемого.

Текущий

40

Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

1

09.12

Лингвистический рассказ о главных членах предложения. Устранение ошибок в употреб-лении главных членов предлож.

Умение правильно согла-совывать подлежащее и сказуемое.

Текущий

41

Второстепенные члены предложения.

1

10.12

Рассказ  по схеме: «Второсте-пенные члены предложения», синтаксический разбор предл.

Уметь определять все вто-ростепенные члены, их виды и способы выражен.

Текущий

42

Определение. Виды определений.

1

12.12

Чтение статьи учебника, составление сложного плана, с, выделить опреде-ления, объ-яснить пунктуацию; выписать из предложений приложения.

Уметь выделять согласо-ванные и несогласован-ные определения и ука-зать способы морфологи-ческого выражения.

Текущий

43

Дополнение. Виды дополнений.

1

16.12

Анализ статьи учебника, указать вид, способ морфологи-ческого выражения, упражне-ние на различение подлежащего и прямого дополнения.

Уметь выделять прямые и косвенные дополнения и определять способы их морфологического выражения.

Текущий

44

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

17.12

Анализ статьи учебника, найти в предложениях обстоятельства, указать вид, способ морфологи-ческого выражения.

Уметь выделять все виды обстоятельств и опреде-лять способы их морфо-логического выражения.

Текущий

45

Употребление второстепенных членов предложения.

1

19.12

Исправление недочётов в использовании определений, объяснение смысла рисунков, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом.

Находить и исправлять ошибки, вызванные нарушением синт. норм построения предложения и употребления главных  и второстепенных членов.

Текущий

46

Р.р.Подготовка к сочине-нию по лингвистическому высказыванию (упр.313)

1

23.12

Чтение и обсуждение лингвис-тического высказывания, формулировка тезиса, подбор аргументов, вывод.

Уметь составлять план сочинения-рассуждения, подбирать материал в соответствии с планом.

Текущий

47

Р.Р. Работа над сочинением по лингвистическому высказыванию (упр.313)

1

24.12

Самостоятельная работа над сочинением.

Составить текст, редакти-рование содержания..

Итоговый

48

Односоставные предложения.

Виды односоставных предложений.

(11)

 1

26.12

Чтение статьи, комментиро-вание, распределительный  диктант с графическим выделением основ.

Уметь различать односоставные  и двусо-ставные  предложения.

Текущий

49

Назывное предложение

1

13.01

Рассказ о назывных предложе-ниях и их роли в  языке, выбо-рочный диктант, чтение стихот-ворений , синтаксич., разбор.

Уметь находить их в тексте назывные пред-ложения, использовать в собственной речи.

Текущий

50

Определённо-личные предложения

1

14.01

Устное лингвистическое выска-ывание, выделение основ в предложении, характеристика формы глагола-сказуемого.

Знать способы выражения сказуемого в определён-но-личном предложении.

Текущий

51

Употребление определённо-личных предложений в речи.

1

16.01

Подбор синтаксических синонимов, составление текстов реклам, выделение основ, определение вида предложения.

Расширить понятия о синтаксических синони-мах. Уметь производить синонимическую замену.

Текущий

52

Неопределённо-личные предложения.

1

20.01

Объяснительный диктант с вы-делением  основ в предложе-нии, характеристикой  глагола.-сказуемого.

Знать способы выражения сказуемого в неопреде-лённо-личном предлож.

Текущий

53

Обобщённо-личные предложения

1

21.01

Лингвистическая  дуэль, преобразование двусоставных предложений в односоставные, мини-соч. описание плаката.

Обобщённо-личные предложения в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

Текущий

54

Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в безличном предложении.

1

23.01

Объяснение происхождения терминов, распределение предложений по способу выражения сказуемого, разбор предложений.  

Умения опознавать без-личные глаголы, разли-чать наречия, краткие прил. и слова категории состояния.

Текущий

55

Способы выражения сказуемого в безличном предложении.

1

27.01

Лингвистический рассказ, определение видов односо-ставных предложений.

Знать способы выражения сказуемого в безличном предложении.

Текущий

56

Обобщение темы: «Односоставное предложение»

1

28.01

Устное лингвист. высказыван., самостоятельная работа по оп-ределению видов односост. пр.  

Знать все виды однососта-вных предложений. Уметь опред.  их на практике.

Текущий

57

Тест по теме «Односоставные предложения»

1

30.01

Определение видов односо-ставных  предложений, графи-чески выделить основы, обозначить морфолог. способ выражения главных членов.

Применение изученных орфограмм по теме «Односоставные предложения»

Итоговый

58

Простое осложнённое предложение

1

03.02

Лингвистическая дуэль, орфографич., пунктуационный разбор, графическое выделение синтаксических  конструкций в осложнённых предложениях.

Знать, чем может быть осложнено предложение, уметь находить их в предложении.

Текущий

59

Предложения с однородными членами     Понятие об однородных членах предложения.

(8)

1

04.02

Устное высказывание, чтение и анализ статьи учебника, синта-ксический, пунктуационный разбор, графическое выделение однородных  чл, составл. схем.

Знать признаки однород-ных членов предложения, уметь находить их в тек-стах,  самостоятельно конструировать предлож.

Текущий

60

Способы связи однородных членов предложения.

1

06.02

Устное высказывание с обоснованием мнения, орфографический, пунктуационный разбор, составление схем.

Знать способы связи однородных членов, уметь выделять их устно и письменно.

Текущий

61

Однородные и неоднородные  определения.

1

10.02

Изучение статьи учебника, анализ примеров, составление плана, синтаксический разбор, выборочный диктант.

Уметь различать однородные и неоднородные  определения. 

Текущий

62

Интонационные особен-ности предложений с одно-родными определениями.

1

11.02

Чтение предложений с однородными определениями, комплексный анализ текста.

Уметь правильно интони-ровать предложения с однородными определен.

Текущий

63

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

13.02

Лингвистический рассказ, син-таксический, пунктуационный, лексический, орфографический разбор, составление схем.

Выполнять синтаксиче-ский и пунктуационный разбор предложений данного типа.

Текущий

64

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

1

17.02

Устный лингвистический рас-сказ, работа с текстом: орфогра-фич., синтаксический,  пункту-ационный разбор, графическое выделение однородных  членов, составление схем.

Правильно ставить знаки препинания , использовать такие синтаксические конструкции как выразительные средства.

Текущий

65

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

1

18.02

Изучение статьи учебника, редактирование предложений, работа с текстом о лингвисте А.А.Шахматове.

Знать типичные ошибки в построении предложений с однородными членами, приёмы исправления недочётов.

Текущий

66

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения».

1

20.02

Запись предложений под диктовку, синтаксический, пунктуационный разбор.

Контроль умений и навыков по теме.

Итоговый

67

Предложения с обособленными членами  

Понятие об обособленных членах предложения.

(21)

1

24.02

Изучение статьи учебника, анализ примеров, составление плана, синтаксический,  пунктуационный разбор, графическое выделение обособленных членов.

Дать понятие об обособленных членах предложения.

Текущий

68

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

1

25.02

Чтение предложений с обособленными членами, составление предложений, графическое выделение в них обособленных конструкций.

Уметь правильно интонировать предложения с обособленными членами.

Текущий

69

Обособление определений и приложений.

1

27.02

Изучение статьи учебника, анализ примеров, устный рассказ по схеме, сравнение текстов с обособленными членами и без них, вывод.

Знать условия обособления определений и приложений, уметь выделять их в предложении.

Текущий

70

Обособление определений и приложений с обстоя-тельственным значением.

1

03.03

Устный лингвистический рассказ, запись предложений, графическое выделение обособленных членов, пунктуационный разбор.

Уметь определять дополнительное обстоятельственное значение у определений.

Текущий

71

Обособление приложений.

1

04.03

Изучение статьи учебника, анализ примеров, вставить в предложения обособленные приложения,  выборочный диктант.

Знать условия обособления распространённых и нераспространённых приложений.

Текущий

72

Р.р.Подготовка к изложению по упр.503

Описание картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг».

1

06.03

Работа с текстом: определение темы, идеи; определение микротем, подбор способа сжатия текста.

Умение применять различные способы сжатия (компрессии) текста.

Текущий

73

Работа над изложением по упр.503

1

10.03

Сжатое изложение текста

Речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность.

Итоговый

74

Обособление обстоятельств.

1

11.03

Устный лингвистический рассказ, синт.,пункт.; замена предлож. синт. синонимами.

Знать условия обособления обстоятельств и дополнений, уметь применять знания на практике.

Текущий

75

Обособление обстоятельств.

1

13.03

Графическое выделение обособл. чл., пунктуационный,   орфограф. разбор, составление  предложений с обособленны- ми членами по фотографиям.

Текущий

76

Обособление дополнений.

1

17.03

Устное высказывание, составление предложений с данными дополнениями, их пунктуационный разбор, комплексный анализ текста.

Текущий

77

Р.Р. Подготовка к сочинению о Родине (по упр. 525)

1

18.03

Составление плана, подбор эпиграфа, формулировка тезиса, аргументов, вывода.

Составление плана, отбор материала в соответствии с планом.

Текущий

78

Р.Р.Работа над сочинением о Родине.

1

20.03

Самостоятельная работа над сочинением.

Речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность.

Итоговый

79

Сравнение как одно из  средств выразительности языка.

1

31.03

Изучение статьи учебника, анализ примеров, определение в предложениях способов выражения сравнения.

Умение находить сравнение в предложении, использовать его как изобразительное средство в собственной речи.

Текущий

80

Обособление сравнительных оборотов 

1

01.04

Орфографический,пунктуационный, синтаксический  разбор.

Умение находить сравнение и другие виды обособлений в предложении, выделять их знаками препинания.

Текущий

81

Обособление сравнительных оборотов

1

03.04

Графическое выделение всех видов обособления, синонимическая замена, пунктуационный, синтаксический  разбор.

Текущий

82

Уточняющие и присоединительные члены предложения.

1

07.04

Изучение статьи учебника, анализ примеров, графическое выделение всех видов обособления, пункт. разбор.

Знакомство с уточняющими и присоединительными членами предложения.

Текущий

83

Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения

1

08.04

Лингвистическая дуэль, пунктуационный  разбор текста с графическим  пояснением, синонимическая замена CПП деепричастными оборотами.

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с уточняющими и присоединительными членами предложения.

Текущий

84

Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

1

10.04

Редактирование предложений, мини-сочинение с использованием обособленных членов.

Знать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Текущий

85

Употребление обособленных членов предложения.

1

14.04

Устный лингвистический рас-сказ, составление предложений по схемам, синтаксическая замена (синонимия).

Знать нормы употребления обособленных членов предложения.

Текущий

86

Обобщение темы: «Обособленные члены предложения»

1

15.04

Орфографический и пунктуаци-онный  разбор текста с графич.  выделением, синонимическая замена CПП обособленными определениями и обстоятельств.

Умение различать обособленные члены предложения, выделять их знаками препинания.

Текущий

87

Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения»

1

17.04

Запись предложений под диктовку, синтаксический разбор, графическое объяснение орфограмм, морфемный разбор.

Находить в предложениях  обособленные члены, выделять их знаками препинания и графически.

Итоговый

88

Предложения с вводными  конструкциями,  обращениями,  междометиями  

Вводные и вставные конструкции

(9)

1

21.04

Чтение статьи учебника, обсуждение её содержания, пишем предложения, включая в них вводные конструкции разных значений; придумать концовку текста; распределительный диктант.

Знать сведения о вводных и вставных конструкциях и их роли в предложении. Уметь находить их в тексте, отличать от созвучных слов, выделять запятыми.

Текущий

89

Предложения с вводными конструкциями.

1

22.04

Сочинение-миниатюра по картине с использованием вводных конструкций.

Знать вводные конструкции, их роль в речи, деление на группы по значению, уметь выделять их знаками препинания.  

Текущий

90

Предложения с вводными конструкциями.

1

24.04

Выразит. чт. текста, сжатое изложение с использованием вводных конструкций.

Текущий

91

Предложения с вставными конструкциями.

1

28.04

Составление схемы сообщения, работа со словарными статьями, в которых используются вводные конструкции, работа с текстом, синтаксический разбор предложения.

Иметь понятие о вставной конструкции, находить в предложении, в тексте; объяснять пунктуацию.

Текущий

92

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

29.04

Рассказ об обращении, чтение статьи учебника, отметить новые сведения, выполнение упр., объяснение орфограмм и пунктуации, синт. разбор.

Знать определение обращения, уметь находить его в предложении и выделять знаками препинания.

Текущий

93

Обращение. Тренировочный тест.

1

05.05

Лингвистический рассказ, составление предложений с обращениями, вводными конструкциями, тренировочный тест.

Умение находить в предложениях вводные конструкции, обращения, и выделять их знаками препинания.

Текущий

94

Предложения с междометиями и словами   да, нет

1

06.05

Чтение статьи учебника, выполнение упр. на выработку умений отличать междометия от других частей речи.

Знать роль междометий в языке. Уметь выделять их знаками препинания.

Текущий

95

Контрольный диктант  по теме «Предложения с вводными конструкциями»

1

08.05

Запись текста под диктовку, самостоятельная работа над грамматическим заданием.

Контроль знаний и уме-ний по теме«Предложе-ния с вводными констру-кциями, с обращениями»

Итоговый

96

Анализ контрольного диктанта

1

12.05

Анализ ошибок, подбор проверочных слов, объяснение правил написания морфем…

Формирование орфогра-фической и пунктуацион-ной  зоркости.

Текущий

97

Повторение

Предложение как единица синтаксиса. Простое и сложное предложение.

(8)

1

13.05

Устное высказывание, распре-делительный, выборочный диктанты, синтаксический и пунктуационный  разбор предложения, мини-тест.

Знать отличие простых предложений от сложных, все виды осложнений в простом предложении; уметь выполнять синтакс. и пунктуац.  разбор.

Текущий

98

Предложения с однородными членами и обращениями.

1

15.05

Устное высказывание, работа с текстом: синтаксический и пунктуационный  разбор предложения, мини-тест.

Знать определение одно-родных членов, обраще-ния, их интонационные особенности; уметь правильно выполнять синтаксический и пунктуационный  разбор.

Текущий

99

Предложения с обособленными членами

1

19.05

Лингвистическое высказыва-ние, работа с текстом, графич. выделение обособленных членов предложения, синтакси-ческий и пунктуационный  разбор,  мини-тест.

Знать сведения об обособленных членах предложения; уметь выполнять синтакси-ческий и пунктуационный  разбор

Текущий

100

Предложения с обособленными членами

1

20.05

Лингвистическая дуэль, работа с текстом, графич. выделение обособленных чл.предложения, синтаксический и пунктуацион-ный  разбор, мини-тест.

Знать сведения об обосо-бленных чл. предложения; уметь выполнять синтаксический и пунктуационный  разбор.

Текущий

101

Предложения с вводными и вставными конструкциями

1

22.05

Лингвистическое высказыва-ние, работа с текстом, синтаксический и пунктуацион-ный  разбор, мини-тест.

Знать сведения о  вводных  и вставных конструкциях; уметь выполнять синта-ксический и пункт. разбор

Текущий

102

Предложения с вводными словами и конструкциями

1

26.05

Работа с текстом, тренировочное тестирование.

Уметь выполнять тесты.

Текущий

103

Контрольное тестирование

1

27.05

Самостоятельная работа с тестами.

Контроль знаний и умений по курсу 8 класса.

Промежуточный

104

105

Анализ контрольного тестирования. Повторение и обобщение.

2

29.05

30.05

Анализ ошибок, запись с комментариями.

Уметь работать с справоч-ными материалами, словарями.

Текущий

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2-х ч. Учебник  для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2010г
  2. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 8 класс: пособие для учащихся/ С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2008 (Лингвистический тренажер)
  3.  Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.  – М., 2000

   4.   Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы.  – М., 1996

   5. Учебное пособие «Русский язык. Тематические тесты.8класс» Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону. Легион.2011г.

   6. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. Г.А.Богданова М.: Просвещение, 1999. 

     9. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Автор А.Б. Малюшкин. Москва. Творческий центр. 2004г.

    10.Тестовые задания по русскому языку: 8 класс: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)

    11. Единый государственный экзамен: Контрольно-измерительные материалы/ В.И.Капинос и др. – М., 2002-2010

   

Материально-техническое обеспечение

Печатный наглядный материал: таблицы к урокам  русского языка в 8 классе;

дидактический материал:  карточки, перфокарты, схемы, алгоритмы.

Мультимедийное оборудование.

Результаты освоения курса «Русский язык»

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание трудно проверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

    Знать:

  1. части речи и их формы;
  2. синтаксическую роль разных частей речи;
  3. орфографические правила, объяснение правописания слов с труднопроверяемыми орфограммами;
  4. синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

Уметь:

  1. проводить текстоведческий анализ текста разных стилей и типов речи;
  2. анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
  3. проводить элементарный анализ текста,  обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;

  1. по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать все виды осложнений в простом предложении;
  2. различать простые и сложные предложения;
  3. составлять схемы простых и сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам;
  4. по пунктуации: применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении;
  5. по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;
  6. писать заявление, автобиографию;

                                                           

   

С                            СОГЛАСОВАНО                                                                                             СОГЛАСОВАНО

П                      Протокол заседания                                                                                      Заместитель директора по УВР

М                     Методического совета                                                                                      _________/ Грекова Г.А.

        МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ

                        От 27.08.2014года  № 6                                                                                   _______________20___    года

Р                      Руководитель МС_______   / Грекова Г.А.  

                                           

                                                   Банк контрольных работ

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

        Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая.

        Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем. Тропинка огибает камни. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные неспелыми ягодами.

       Вот и вершина. Туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала озер. Их берега заросли густой растительностью.

       Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь.                                                                         (110 слов)

                                                                                                                               

Грамматическое задание

 I  вариант                                                                                                                                                                                                         1Произведите синтаксический разбор первого предложения

  1. Из 2 и 4 абзаца выпишите по 2-4 глагола с проверяемой безударной гласной и с чередующейся гласной в корне.
  2. Разберите по составу: расстилается, снова, берущей.
  3. Выделите графически причастные и деепричастные обороты в 3 и 4 абзаце текста.

II вариант

 1.Произведите синтаксический разбор четвертого предложения третьего абзаца

  2.Из  3  абзаца выпишите по 2-4 глагола с проверяемой безударной гласной и с чередующейся гласной в корне.

  3.Разберите по составу: наслаждались, ведущую, слева.

  4. Выделите графически причастные и деепричастные обороты в 1 и 2 абзаце текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»

          Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, он мгновенно бросается на жертву.

          Размеры жертвы крокодила не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а подождет, пока добыча «отмокнет».

         Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

          Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.

                                                                                                                       (103 слова)

Грамматическое задание

I вариант

  1. Подчеркните грамматическую основу в первом предложении текста и во втором второго абзаца
  2. Подчеркните все члены предложения в первом предложении третьего абзаца
  3. Выпишите из текста одно слово, в котором букв больше, чем звуков.

II вариант

  1. Подчеркните грамматическую основу во втором предложении последнего абзаца и в последнем предложении текста
  2. Подчеркните все члены предложения в предпоследнем предложении

     3. Выпишите из текста одно слово, в котором звуков больше, чем букв.

Тест по теме «Односоставные предложения» I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.

 б) Часам к двум пополудни началась гроза.

 в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)

 г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.

а) односоставное;

 б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);

 б) односоставные предложения;

 в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

 б) Хорошо в зимнем лесу!

 в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

 г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения:       Тропинки в лесу замело снегом.

а) двусоставное;

 б) определенно-личное;

 в) безличное;

 г) неопределенно-личное.

6. Какая схема соответствует предложению:    Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

а) [двусоставное], и [двусоставное];

 б) [двусоставное], и [определенно-личное];

 в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

 б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

 в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.

 г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

 б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

 в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

 г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

 Тест по теме «Односоставные предложения»    

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Веет в поле легкий ветерок.

 б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

 в) Свет луны во все концы.

 г) В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения                 Земля как невеста:

а) односоставное;

 б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...

 а) односоставные предложения;

 б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;

 в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределенно-личное предложение.

а) Встречай друзей, сынок!

 б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

 в) Наконец-то позвали меня.

 г) В классе тепло.

5. Определите тип предложения:    В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

а) неопределенно-личное;

 б) определенно-личное;

 в) безличное.

6. Какая схема соответствует предложению:  Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

а) [двусоставное], и [двусоставное];

 б) [определенно-личное], и [двусоставное];

 в) [безличное], и [двусоставное].

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.

 б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

 в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

 г) Минута и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

 б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

 в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

 г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

         Март – первый весенний месяц. Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

          В России март не всегда бывает теплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток снег, освобождая из снежного плена деревья.

                                                                                                                        (102 слова)

Грамматическое задание

I вариант

  1. Подчеркните грамматическую основу в первом предложении текста
  2. Разберите по членам предложения четвертое предложение второго абзаца
  3. Объясните графически постановку знаков препинания в третьем предложении текста
  4. Найдите в первом абзаце текста предложение с причастным оборотом и графически выделите его.

II вариант

  1. Подчеркните грамматическую основу в первом предложении второго абзаца текста
  2. Разберите по членам предложения предпоследнее предложение текста
  3. Объясните графически постановку знаков препинания в последнем предложении текста.
  4. Найдите во втором абзаце текста предложение с деепричастным оборотом и графически выделите его.

 

                    Контрольный диктант по теме: « Обособленные члены предложения»

  В субботу утром, еле-еле ощутимым за серой пеленою широкого, спокойного дождя, я пошел в лес за грибами. Нашелся и товарищ, молодой офицер. Он снабдил меня длинной офицерской плащ-палаткой, сам тоже укрылся накидкой с капюшоном, а обулся в резиновые рыбацкие сапоги.

  Небольшая речонка Каширка, огибавшая деревню, разлилась. Пройдя с трудом речку, мы вскарабкались по мокрому крутому склону горки и оказались в березовом мелколесье.

  Между деревьями вились, то сплетаясь, то расплетаясь, узкие тропинки, выбитые скотиной. Длинные травяные гривки между тропинками блестели, густо осыпанные дождевыми каплями. В густой траве, на самом дне, торчали желтые валуи, смачные и осклизлые. Разумеется, я сразу понял, что улов будет богатый. Ах, до чего же это приятно собирать грибы ранним утром!

(По А. Киму)                                              (113 слов) 

                                                            Грамматическое задание

 I  вариант                                                                                                                                                                                                                1. Графически выделить все обособленные члены предложения в 1и 2 абзацах.

        2.Синтаксический разбор предложения.

 Пройдя с трудом речку, мы вскарабкались по мокрому крутому склону горки и оказались в березовом мелколесье.

        3.Морфемный разбор слов: блестели, расплетаясь, огибавшая, густо.

II вариант

  1. Графически выделить все обособленные члены предложения в 3 абзаце.
  2. Синтаксический разбор предложения.

 Между деревьями вились, то сплетаясь, то расплетаясь, узкие тропинки, выбитые скотиной

  1. Морфемный разбор слов: оказались, осыпанные, пройдя, густой.

Контрольный диктант по русскому языку по теме: «Вводные слова» с грамматическим  заданием по типу ГИА

МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море — капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы — нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)

  1. Укажите способ образования слова беспредельной
  2. Обведите все обращения в овал.
  3. Выпишите из диктанта приложение
  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу:

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи.

  1. 1,2                                     2.  3,4                                    3.    1,2,3,4.
  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:
  1. 6 букв и 6 звуков
  2. 6 букв и 5 звуков
  3. 5 букв и 5 звуков
  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей
  1. Управление
  2. Согласование
  3. Примыкание
  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие
  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)

                                           

                                                 Итоговый тест за год. 8 класс.

1.Укажите набор цифр с правильной  расстановкой  знаков  препинания в предложении       

Он (1) очевидно (2) замешкался (3) поднимая с пола (4) оброненную много дней назад (5) маленькую (6) серебряную пуговицу (7) которая (8) как капелька росы (9) светилась на полу (10) отражая (11) солнечные лучи.

1) 2,4,7,10,11             2) 1,2,3,7,8,9,10        3)3,6,7,10,11              4)1,2,3,4,7,10

2. Отметьте слово, которое пишется слитно:

1) (в)шестых;    2) (в)последствии;    3) кое(у)кого;    4) (в)течение суток.

3.  Укажите пример с пунктуационной ошибкой.

1) Все: поля, луга, леса напоминало о доме.                3) Поля, и луга, и леса напоминали о доме.

2) Поля, луга, леса – все напоминало о доме.               4) И поля, и луга, и леса напоминали о доме.

4. Укажите верную характеристику предложения   В еловом лесу и сыро, и даже немного мрачно.

1) Простое нераспространенное предложение                              3) Неполное предложение

2) Простое распространенное предложение                                  4) Сложносочиненное предложение

5. Укажите тип предложения   В этом сразу убедишься, положив срезанную шляпку гриба на бумагу, предварительно покрытую клейстером или другим клеем.

1) определённо-личное     2)неопределённо-личное      3)безличное      4) назывное     5) двусоставное

6. В каком предложении неверно указано подлежащее?

1) Татьяна Николаевна остановилась в недоумении.                 3) Чай пить – не дрова рубить.

2) Присутствующие были очень удивлены.                                4) Девять – нечётное число.

7 . Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) На улице начал сгущаться сумрак.                           3) Лицо Антипа было сурово.

2) Смердяков умолял его остаться.                               4) Впереди уже был виден мост.

8. В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.    3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

 2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.                  4) Он специально пропустил это занятие.

9. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) Что-то тревожное послышалось в его голосе.           3) Меня здесь не понимают.

2) В горах ночью прохладно.                                           4) Звонкое, радостное утро.

10. В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером в парке зажигались огни.                            3) Он почти всю свою жизнь лет пятьдесят проработал в газетах.

2) Мы расположились в палатке поджав ноги.            4) Он трудился не покладая рук.

11. В каком предложении перед  КАК ставится запятая?

1) Дождь лил как из ведра.                       3) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

2) У тебя брошка как пчёлка.                   4) Молодость как песня жаворонка на заре.

12. Укажите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

1) Листва была навалена горами и нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.

2) Вдали показалась пристань – маленький красный домик, выстроенный на барке.

3) Пётр, помня видимо совет Лопатина, сделался  вдруг ласков.

4) Ты не пой, соловей, под моим окном.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...