Урок по теме:"Глагол"с применением технологии критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тарасова Альмира Рафаиловна

Урок по теме:"Глагол" с применением технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык - 6 класс. Учитель высшей категории: Тарасова Альмира Рафаиловна

Урок составлен с применением технологии критического мышления

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели урока: повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения употреблять глаголы в речи; развитие критического мышления.

Ход урока:

  1. Слово учителя. Фронтальный опрос по разделам языка.

 Назовите основные разделы языка.

Мы продолжаем  говорить о морфологии: разделе  языка, который изучает части речи.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).

Открываем тетради и записываем тему урока.

  1. Стадия вызова.

Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, полученные в 5 классе. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучали о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске: « Вызываю вас на мысль…». Итак, составляем кластер (созвездие, пучок) о глаголе в тетради. ( Работа 2 мин)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

                        Совершенный    несоверешенный   вид                                        .

                                                                                  спряжение: 1 и 2.                          .

что делать?                                                      

что сделать?----обозн.действ.   -----------   глагол------------  время(настоящее, будущее (лицо и число)

                                                                        прошедшее         (число и род)  

                           

                                  явл. сказуемым

3.Прием «Корзина»

Работа в парах.

- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Но ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом не повторяя ранее сказанного. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель  (прикрепляет листочки с ответами к корзине) записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.

4. Работа с текстом. НРК. (Текст по творчеству Е.Рочева)

Ребята, мы вспомнили сведения о глаголе, которые были изучены в 5 классе. Итак, глагол – это…

Глаголы бывают двух видов…

Глаголы изменяются…

Синтаксическая роль глагола…

Какое место занимает глагол по частотности употребления в речи? (Статистика) Выступление учащегося.

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Н.В. Гоголь писал, например: «Найти верный глагол для фразы - это значит дать движения фразе».

«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначения глагола - выражать само действие!» - это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы в глаголе, ибо глагол - это действенность характера».

Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в ее движении, развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу неодинаковая роль. Так, в официальном стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. Самым частым является глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.

В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы.

Закрепим наши знания на практике. Перед вами лежит листок с предложениями. Прочитайте его внимательно про себя. Вслух.

Осторожна и бо..злива весна в этом году в тундр(и,е). ( Не)может она ра(з,с)топить глубокие сугробы.  Вот важенка пр..бл…жает…ся к гнезду  в котором сидит серая  куропатка. (С,з)гон…т она наверное птицу ра(з,с)руш…т гнездо. . А заботливое  со..нце поднялось уже на высоту больш… дерева. Загустел птичий звон в небе и т…шина ноч(и,е) отступила перед этой музыкой.

(По  Е.Рочеву)

Прочитали, а теперь в тетради запишите номера высказываний (верных и неверных). Верите ли вы, что…

  1.  Текст состоит из одного предложения
  2. Он состоит из нескольких любых предложений.
  3. Он состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  4. В тексте несколько частей.
  5. В тексте одна часть.
  6. Текст обязательно должен иметь заголовок.
  7. Текст не всегда имеет заголовок
  8. Предложения объединены одной темой.

Ответы:

В                                                Не В

3,5,7,8                                                1,2,4,6

Проведение физкультминутки. Как мы здороваемся.

Вы, европейцы, здороваетесь за руку.

Вы, индийцы, здороваетесь, сложив ладони у лица.

Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном.

Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами.

Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая.

Продолжаем работу с текстом.

  1. Придумайте нашему тексту заголовок. (Весна в тундре) Иллюстрация.
  2. Какие непонятные слова здесь встретились.( Важенка- это олениха).

2. Списать, объяснить пропущенные орфограммы, знаки препинания.

3.Разобрать последнее предложение, дать характеристику.

4.Найти глаголы, определить вид, время, спряжение. В чем особенность глагола  растопить? Разберите его по составу. (Это глагол в неопределенной форме). Что означает этот термин? (Такие глаголы не имеют ни лица, ни числа, ни времени) По-другому  называют инфинитив.

5. Определите тип речи. ( Описание-боязлива, осторожна, глубокие, птичий)

6. Стиль. (Художественный).  Докажите.  Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (олицетворения,эпитеты, метафора)

7.Выпишите из текста словосочетание  приближается  птица. Сделайте частичный фонетический разбор этих слов: приближае[ца], пти[ца].

Что мы слышим на конце этих слов? Какой раздел науки о языке мы должны знать, чтобы правильно написать эти слова? (Морфологию).

Води[ца] (сущ.) струи[ца] (гл.).

Закрепление темы правописание –тся, ться в глаголах упр. 458.

9.Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Итак, подведем итоги.

Глагол –это самостоятельная часть речи? Да

Что обозначает? Действие предмета.

На какие вопросы отвечает? Что делать? Что сделать?

У глагола 2 вида? Да. 

Сколько времен у глагола? Три.

Он спрягается? Да

У глагола можно определить падеж? Нет

Чем является в предложении? Чаще всего сказуемым.

10. Рефлексия. Составление синквейна  по теме урока.

Вспомним! Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1 строчка- имя существительное

2 строчка-надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строчка- записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строчка-размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение. Это может быть крылатое выражение.

5 строчка-это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна:

Глагол

Разный, важный

Действует, обозначает, спрягается.

Устами младенца глаголет истина.

Грамотность.

Глагол

Необходимый, подвижный

Действует, обозначает, спрягается.

Назначения глагола - выражать само действие! 

(Глагол - это действенность характера)

Учение.

11. Домашнее задание. Упр.457.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока в 8 классе по теме «Окружающая среда» c применением технологии критического мышления.

План- конспект урока в 8 классе по теме: «Окружающая среда»c применением технологии критического мышления....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...

Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс

Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме....

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления...