Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Макарова Светлана Николаевна

Материал включает в себя тестовые задания на изучаемые темы по русскому языку  в 6 классе, тексты для проведения орфографических работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание: выписать из текста слова с орфограммой «Непроизносимая согласная», объяснить написание.

        Я страстный любитель природы. Созерцая картины природы, я испытываю сладостный восторг. Гулять по лесу очень интересно. Каждая тропинка готовит чудесную встречу то с удивительным растением, то с неизвестной вам птицей.

        Окрестные леса хорошо знакомы мне. Ещё в детстве с компанией сверстников я часто путешествовал, пробираясь сквозь густые заросли, и чувствовал себя первооткрывателем. Теперь, когда я гуляю по лесу, на сердце у меня светло и безмятежно. Иногда я закрываю глаза и слушаю прекрасные лесные мелодии.

                                                                        (По М. Бройде)

Задание: выписать из текста слова с орфограммой «Непроизносимая согласная», объяснить написание.

        Я страстный любитель природы. Созерцая картины природы, я испытываю сладостный восторг. Гулять по лесу очень интересно. Каждая тропинка готовит чудесную встречу то с удивительным растением, то с неизвестной вам птицей.

        Окрестные леса хорошо знакомы мне. Ещё в детстве с компанией сверстников я часто путешествовал, пробираясь сквозь густые заросли, и чувствовал себя первооткрывателем. Теперь, когда я гуляю по лесу, на сердце у меня светло и безмятежно. Иногда я закрываю глаза и слушаю прекрасные лесные мелодии.

                                                                        (По М. Бройде)

                                                                

Задание: выписать из текста слова с орфограммой «Непроизносимая согласная», объяснить написание.

        Я страстный любитель природы. Созерцая картины природы, я испытываю сладостный восторг. Гулять по лесу очень интересно. Каждая тропинка готовит чудесную встречу то с удивительным растением, то с неизвестной вам птицей.

        Окрестные леса хорошо знакомы мне. Ещё в детстве с компанией сверстников я часто путешествовал, пробираясь сквозь густые заросли, и чувствовал себя первооткрывателем. Теперь, когда я гуляю по лесу, на сердце у меня светло и безмятежно. Иногда я закрываю глаза и слушаю прекрасные лесные мелодии.

                                                                        (По М. Бройде)

Задание: выписать из текста слова с орфограммой «Непроизносимая согласная», объяснить написание.

        Я страстный любитель природы. Созерцая картины природы, я испытываю сладостный восторг. Гулять по лесу очень интересно. Каждая тропинка готовит чудесную встречу то с удивительным растением, то с неизвестной вам птицей.

        Окрестные леса хорошо знакомы мне. Ещё в детстве с компанией сверстников я часто путешествовал, пробираясь сквозь густые заросли, и чувствовал себя первооткрывателем. Теперь, когда я гуляю по лесу, на сердце у меня светло и безмятежно. Иногда я закрываю глаза и слушаю прекрасные лесные мелодии.

                                                                        (По М. Бройде)

1.Текст – это___________________________________________ _____________________________________________________

 2.Основные признаки текста:

                     1.

                     2.

                     3.

               4.

                     5.

 3. Микротема, то есть______________________________________

                               ____________________________________________

 4. Тексты вне зависимости от темы и идеи имеют одинаковую структуру. В начале текста обычно идёт ____________________________________

   5. Простой план – это ______________________________________________

   В сложном плане отражаются три компонента _________________________

__________________________________________________________________

1.Текст – это___________________________________________ _____________________________________________________

 2.Основные признаки текста:

                     1.

                     2.

                     3.

               4.

                     5.

 3. Микротема, то есть______________________________________

                               ____________________________________________

 4. Тексты вне зависимости от темы и идеи имеют одинаковую структуру. В начале текста обычно идёт ____________________________________

   5. Простой план – это ______________________________________________

   В сложном плане отражаются три компонента _________________________

__________________________________________________________________

1. Укажите, в каком слове есть твёрдый согласный звук:

А) семья   Б) чаща       В) цель    Г) зелень      Д) линия

2. Найдите однокоренные слова к слову ГОРА:

А) горе    Б) горный    В) горевать    Д) горцы

3. Укажите слова с буквой И в корне:

А) осв…тит   Б) заскр…пел    В) в…черний       Г) ож…вает

4. Укажите в каких словах есть непроизносимый согласный Т:

А) радос…ный     Б) небес…ный      В) мес…ный       Г) опас…ный

5. Найдите слово с буквой О в корне:

А) к…лендарь     Б) п…льто    В) в…кзал    Г) к…ртофель

6. Найдите существительное 3-го склонения:

А) гость   Б) король   В) дверь    Г) водитель

7. Укажите, в окончаниях каких слов пишется Е:

А) в музе…     Б) из пустын…    В) о лошад…       Г) на завод…

8. Найдите глаголы II спряжения:

А) погнать      Б) светить      В) работать       Г) тянуть      Д) рыть

9. Найдите глаголы, в суффиксах которых пишется Е:

А) та…л       Б) вер…л   В) вид…л     Г) слыш…л    Д) обид…л

10. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А) На пригорке то сыро, то жарко.

Б) Вот море: вот пермские дремучие леса.

В) Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г) Люблю твой строгий стройный вид.

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, каким способом образованы выделенные прилагательные.

Серебря(н,нн) ый туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ноч?ных цветов лился по всей земле. С изумлением гл…дел он в неподвижные воды пруда: стари(н,нн) ый господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней гл…дели весёлые стекля(н,нн) ые окна и двери.

2. В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?

А. Его ЛЕДЯНОЙ голос и презрительное выражение лица меня изумили.

Б. Путники сиротливо жались под ЛЕДЯНЫМ ветром.

В. ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

Г. От его речей тянуло ЛЕДЯНЫМ холодом.

3. Определите разряд прилагательных, образуйте одну из степеней сравнения.

  • Короткий
  • Интересный
  • Московская
  • Жёлтый
  • Кожаный
  • Модный
  • Свинцовый

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, каким способом образованы выделенные прилагательные.

Серебря(н,нн) ый туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ноч?ных цветов лился по всей земле. С изумлением гл…дел он в неподвижные воды пруда: стари(н,нн) ый господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней гл…дели весёлые стекля(н,нн) ые окна и двери.

2. В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?

А. Его ЛЕДЯНОЙ голос и презрительное выражение лица меня изумили.

Б. Путники сиротливо жались под ЛЕДЯНЫМ ветром.

В. ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

Г. От его речей тянуло ЛЕДЯНЫМ холодом.

3. Определите разряд прилагательных, образуйте одну из степеней сравнения.

  • Короткий
  • Интересный
  • Московская
  • Жёлтый
  • Кожаный
  • Модный
  • Свинцовый

1. Продолжите :

    К функциональным разновидностям русского языка относится____________

__________________________________

__________________________________

 _________________________________

2. Перечислите приметы разговорной речи, научного стиля: _____________

________________________________

________________________________

3. Определите функциональную разновидность языка следующих текстов:

А) Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи – то тёмные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

  Б) Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Может быть одушевлённым и неодушевлённым…

Продолжите :

    К функциональным разновидностям русского языка относится____________

__________________________________

__________________________________

 _________________________________

2. Перечислите приметы художественной речи, официально – делового стиля: ________________________________

________________________________

________________________________

3. Определите функциональную разновидность языка следующих текстов:

А) Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи – то тёмные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

  Б) Близкие по значению и употреблению слова профессия и специальность имеют отличительные черты. Профессия – это род занятий, определённая форма трудовой деятельности. Специальность – это отдельная отрасль науки, техники, производства, в которой человек работает.

4. Назовите условия общения: ____________

______________________________________

В Ро(с, сс) ию пр…глашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

      По – моему дождь уже кончился.

      Леса наши согласитесь богаты ягодами и грибами.

      К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

      Ты (не) пой соловей под моим окном.

      Белая как первый снег одинокая чайка мелькала в синеве неба.

      Осыпался лист с берёзы и как ковёр устлал дорогу.

     Спорт музыка чтение книг всегда привлекали меня.

      В Ро(с,сс)ю пр…глашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

      По – моему дождь уже кончился.

      Леса наши согласитесь богаты ягодами и грибами.

      К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

      Ты (не) пой соловей под моим окном.

      Белая как первый снег одинокая чайка мелькала в синеве неба.

      Осыпался лист с берёзы и как ковёр устлал дорогу.

     Спорт музыка чтение книг всегда привлекали меня.

      В Ро(с,сс) ию пр…глашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

      По – моему дождь уже кончился.

      Леса наши согласитесь богаты ягодами и грибами.

      К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

      Ты (не) пой соловей под моим окном.

      Белая как первый снег одинокая чайка мелькала в синеве неба.

      Осыпался лист с берёзы и как ковёр устлал дорогу.

     Спорт музыка чтение книг всегда привлекали меня.

      В Ро(с,сс) ию пр…глашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

      По – моему дождь уже кончился.

      Леса наши согласитесь богаты ягодами и грибами.

      К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

      Ты (не) пой соловей под моим окном.

      Белая как первый снег одинокая чайка мелькала в синеве неба.

      Осыпался лист с берёзы и как ковёр устлал дорогу.

     Спорт музыка чтение книг всегда привлекали меня.

1. Варюша всё трогала колечко повёртывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего снега. 2. Она надела колечко на мизинец. 3.Он был худенький колечко на нём не удержалось упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно. 4. Пропало колечко! 5. Значит, не будет у неё большой радости и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. 6. Она вытирала слёзы варежкой но они всё равно набегали и замерзали и от этого было колко и больно глазам.

1. Я решил произвести дома уборку. 2. Я долго возился с тряпками и со щётками. 3. Но беда была в том, что мама накануне Нового года сама целый день убиралась. 4. А когда моешь уже вымытый пол и вытираешь тряпкой шкаф, на котором нет пыли, никто потом не замечает твоей работы. 5. Мои родители, вернувшись вечером, обратили внимание не на то, что пол был весь чистый, а на то, что я был весь грязный.

1. Найдите словосочетания «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть        6. мокрый снег

2. чёрная ночь        7. синее небо

3. белого цвета        8. поспевающая рожь

4. спелый крыжовник        9. лаявшая собака

5. тёплый дождь        10. тёмный горизонт

2. Найдите словосочетания «прил. + сущ.»

1. стоящий мальчик        6. болотная вода

2. засеянное поле        7. горячая печь

3. летящая птица        8. спеющая ягода

4. светлое небо        9. мелкий брод

5. собранные грибы        10. последний лист

1. Найдите словосочетания «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть        6. мокрый снег

2. чёрная ночь        7. синее небо

3. белого цвета        8. поспевающая рожь

4. спелый крыжовник        9. лаявшая собака

5. тёплый дождь        10. тёмный горизонт

2. Найдите словосочетания «прил. + сущ.»

1. стоящий мальчик        6. болотная вода

2. засеянное поле        7. горячая печь

3. летящая птица        8. спеющая ягода

4. светлое небо        9. мелкий брод

5. собранные грибы        10. последний лист

1. Найдите словосочетания «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть        6. мокрый снег

2. чёрная ночь        7. синее небо

3. белого цвета        8. поспевающая рожь

4. спелый крыжовник        9. лаявшая собака

5. тёплый дождь        10. тёмный горизонт

2. Найдите словосочетания «прил. + сущ.»

1. стоящий мальчик        6. болотная вода

2. засеянное поле        7. горячая печь

3. летящая птица        8. спеющая ягода

4. светлое небо        9. мелкий брод

5. собранные грибы        10. последний лист

1. Слова имеющ…е несколько значений называются многозначными.

2. Лучи солнца пробивш…ся сквозь листву  скользят по стволам и л…жатся на тёмную землю.

3. Борющ…ся с волнами пловцы пытались удержать парус.

4. Осиновая роща поросш…я кустами медленно р…няет со своих омытых дождём листьев капли.

5. По узкой тр…пинке извивающ…ся между скал мы поднимаемся на площадку.

1. Слова имеющ…е несколько значений называются многозначными.

2. Лучи солнца пробивш…ся сквозь листву  скользят по стволам и л…жатся на тёмную землю.

3. Борющ…ся с волнами пловцы пытались удержать парус.

4. Осиновая роща поросш…я кустами медленно р…няет со своих омытых дождём листьев капли.

5. По узкой тр…пинке извивающ…ся между скал мы поднимаемся на площадку.

1. Слова имеющ…е несколько значений называются многозначными.

2. Лучи солнца пробивш…ся сквозь листву  скользят по стволам и л…жатся на тёмную землю.

3. Борющ…ся с волнами пловцы пытались удержать парус.

4. Осиновая роща поросш…я кустами медленно р…няет со своих омытых дождём листьев капли.

5. По узкой тр…пинке извивающ…ся между скал мы поднимаемся на площадку.

1. Слова имеющ…е несколько значений называются многозначными.

2. Лучи солнца пробивш…ся сквозь листву  скользят по стволам и л…жатся на тёмную землю.

3. Борющ…ся с волнами пловцы пытались удержать парус.

4. Осиновая роща поросш…я кустами медленно р…няет со своих омытых дождём листьев капли.

5. По узкой тр…пинке извивающ…ся между скал мы поднимаемся на площадку.

1. Слова имеющ…е несколько значений называются многозначными.

2. Лучи солнца пробивш…ся сквозь листву  скользят по стволам и л…жатся на тёмную землю.

3. Борющ…ся с волнами пловцы пытались удержать парус.

4. Осиновая роща поросш…я кустами медленно р…няет со своих омытых дождём листьев капли.

5. По узкой тр…пинке извивающ…ся между скал мы поднимаемся на площадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"

Урок можно дать как рубежный или итоговый  контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учени...

Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей

Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...

Дидактический материал к урокам русского языка (6 класс)

карточки с заданиями для учеников 6 класса...

Использование пословиц, поговорок как дидактического материала на уроках русского языка в 5-9-х классах

Использование на уроках русского языка  примеров из пословиц, поговорок расширяет кругозор обучающихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к изучению родной истории, литера...

Дидактический материал к урокам русского языка для 7, 9 классов с изучением краеведения.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. «Малая родина» каждого школьника – э...

Учебно-дидактический материал к уроку русского языка 7 класс "Причастный оборот" (+рабочие листы)

Учебно-методический материал предназначен для учителей русскогоязыка, а также для тех, кто хочет углубить знания в области русскойграмматики. Причастный оборот – это конструкция, состоящая ...