Использование пословиц, поговорок как дидактического материала на уроках русского языка в 5-9-х классах
статья по русскому языку

Нечаева Юлия Викторовна

Использование на уроках русского языка  примеров из пословиц, поговорок расширяет кругозор обучающихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к изучению родной истории, литературы, развивает речь, делая ее образной.

В данной статье приводятся примеры из личного педагогического опыта использования пословиц и поговорок при изучении отдельных тем по русскому языку в 5-9-х классах. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нечаева Ю.В.,                                                                                                                    

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Лицей №4»

Коломенского г.о.

     Использование пословиц, поговорок как дидактического материала на уроках русского языка в 5-9-х классах.

Фольклор — это сокровище народной поэзии, прозы, мудрости.  

Использование на том или ином этапе урока русского языка  примеров из песен или легенд, пословиц, поговорок, сказок и загадок расширяет кругозор обучающихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к изучению родной истории, литературы, развивает речь, делая ее образной, выразительной.

Именно в фольклоре  многовековым народным опытом отобраны необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических талантов, образного мышления.

Фольклор – важная часть национальной духовной культуры любого народа. Систематическое использование элементов устного народного творчества в учебном процессе способствует и формированию навыков грамотного письма, и развитию речи обучающихся, и пополнению словарного запаса детей, также оказывает непосредственное влияние на духовное становление школьников.

На уроках русского языка особый интерес вызывают народные пословицы, в которых заключена мудрость и колорит отдельно взятой народности. Дети с удовольствием сравнивают смысл пословиц, учатся соотносить их содержание с ситуациями из жизни.

Пословицы и поговорки - это краткие изречения, выражающие законченную мысль. Это житейская мудрость, народная правда. Главное в пословицах и поговорках – это художественный образ, поэтому они и украшают нашу речь.  Пословицы легко запоминаются. Они важны как для духовного, речевого, общекультурного развития ученика, так и для лучшего усвоения учебного материала по русскому языку в разных классах практически по всем темам.

При изучении темы «Безударные личные окончания глагола» использую пословицы:

  • Тише едешь, дальше будешь.
  • Бездонную бочку водой не наполнишь.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
  • Шила в мешке не утаишь.

По теме «О-Ё после шипящих» предлагаю обучающимся пословицы:

  • На брюхе шелк, а в брюхе щелк.
  • Обжегшись на молоке, дуешь на воду.
  • Большому кораблю – большое плаванье.
  • Чужое добро впрок не идет.
  • Повинную голову и меч не сечет.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.

Помимо использования пословиц как дидактического материала обязательно надо разбирать смысл данного речевого высказывания. Так, например, не всем детям понятно, что означает пословица «Обжегшись на молоке, дуешь на воду». Обязательно на уроке надо разобрать ее значение: излишняя осторожность после первого негативного опыта. Без верного понимания смысла пословицы, поговорки дети будут бездумно или путано использовать в речи и на уроках примеры устного народного творчества.  

Пословицы на орфографическое правило «Мягкий знак на конце слова после шипящих»:

За свой грош везде хорош. (Об убежденности, что деньги всесильны).

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (Гуж – одна из частей конской упряжи, служащая для управления лошадью. За гуж берутся, когда приступают к какому-либо делу).  

Пословицы помогают лучше выучить и пунктуационные правила. Например, по теме «Однородные члены предложения, связанные сочинительными  союзами» предлагаю следующие примеры о самих пословицах: «Пословицы  ни обойти, ни объехать», «Хороша пословица в лад да в масть», «Пословица не цветочек, а ягодка».

Предлагаю пословицы на разные случаи постановки запятой в предложениях с однородными членами:

1) Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами:

  • Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
  • Болезнь да горе изведут вскоре.
  • Ученье да труд к славе ведут.

2) Запятая не ставится в цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, ни днем ни ночью и т.д.:

Издали и так и сяк, а вблизи ни то ни сё.

3) Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами:

  • Беден, да честен.
  • Будь красив, да не будь спесив.
  • Мал телом, да велик делом.

4) Запятая ставится между двумя и более однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами:

Без правды  люди не то маются, не то каются.

Ни на меру, ни на вес речь при всяком есть.

5) Запятая ставится перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены:  

Учись как добру, так и уму.

На уроках объяснения нового материала или повторения можно использовать пословицы на разные пунктуационные случаи правила «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами»: 1) За прогул  (?) да за неуменье нет платы. 2) Мал золотник (?) да дорог. 3) Голова завита (?) да не делом занята. 4) Умен и пригож (?) да на дело не гож. 5) Мал телом (?) да велик делом. 6) Доброму всегда (?) и везде добро. 7) Жернова сами не едят (?) а людей кормят. 8) Без правды не житье (?) а вытье. 9) Жить в тесноте (?) но не в обиде. 10) Не у злого (?) а у доброго дело быстрей спорится.

По этой теме обучающимся можно предложить работу и с небольшим текстом, содержащим пословицы и поговорки:

                                                   О пословицах.

С давних пор существуют в языке  многих народов пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и выразительности речи. Недаром говорили: «Без пословицы речь не молвится».

«Мал телом (?) да велик делом», «В лихости и зависти нет ни проку (?) ни радости», «Лук добр в бою (?) и в щах (?) и на столе», «Мастер на все руки: и швец (?) и жнец (?) и на дуде игрец», «Либо ткать (?) либо прясть (?) либо песенки петь», «Издали и так и сяк (?) а вблизи ни то (?) ни сё»…

Пословица подскажет, как нужно поступать в той (?) или иной ситуации. Например, «Бери в работе умом (?) а не горбом», «Далеко сосна стоит (?) а своему лесу веет», «Ум имей хоть маленький (?) да свой».

Использование фольклорного материала в качестве дидактического на уроках русского языка предполагает поэтапную работу:  ознакомление с пословицей и поговоркой  (с учетом правильного произношения всех, включая устаревших, слов), толкование содержания, работа над интонацией, использование пословицы/ поговорки как иллюстрации конкретного пункта правила по русскому языку, заучивание, создание речевых ситуаций с использованием выученной пословицы/ поговорки.

Достаточно легко дети запоминают пословицы и поговорки на уроках, работая в парах. При этом повторяется комплексно материал из лексики, орфографии, пунктуации.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка служит более прочному усвоению учебного материала, стимулом для развития речевых навыков и умений, обогащает речь обучающихся. Фольклорный материал служит средством расширения лексического запаса, основой развития речемыслительной деятельности учеников.

Красочные пословицы и поговорки легко запоминаются. Их хорошо использовать  не только на уроках изучения нового и повторения пройденного, но и на уроках-консультациях при подготовке к всероссийским проверочным работам, ОГЭ и ЕГЭ.

Так, пословицы и поговорки позволяют лучше усвоить сложное пунктуационное правило о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении:

1. Двоеточие ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, если второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание, например: Враль врет: семь верст до небес и всё - лесом.

2. Двоеточие ставится между предложениями, если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, например: 1) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 2) Молва, что волна: расходится шумно, утишится – нет ничего. 3) Победа не снег: сама на голову не падает.

3. Двоеточие ставится между предложениями, если второе предложение дополняет смысл первого или какого-нибудь его члена (обычно сказуемого), например: Все знают: кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.

Пословицы и поговорки удобны и при объяснении пунктуационного правила о постановке  тире в бессоюзном сложном предложении: 1) Назвался груздем – полезай в кузов. 2) Лес рубят – щепки летят. 3) Молвит слово – соловей поет. 4) Смелые побеждают – трусливые погибают. 5) Людей выучишь – себя выручишь. 6) Много будешь знать – скоро состаришься. 7) Волков бояться – в лес  не ходить.

Систематическое включение пословиц и поговорок как дидактического материала в структуру уроков русского языка стимулирует образное мышление обучающихся, оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память, обогащают речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе.

Материал включает в себя тестовые задания на изучаемые темы по русскому языку  в 6 классе, тексты для проведения орфографических работ....

Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"

Урок можно дать как рубежный или итоговый  контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учени...

Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей

Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...

Дидактический материал к урокам русского языка (6 класс)

карточки с заданиями для учеников 6 класса...

Дидактический материал к урокам русского языка для 7, 9 классов с изучением краеведения.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. «Малая родина» каждого школьника – э...

Дидактический материал к урокам русского языка "Имя прилагательное" 6 класс

Дидактический материал к урокам русского языка  в 6 классе "Имя прилагательное"...