Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Урок можно дать как рубежный или итоговый  контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).

В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учеников), Каждая группа получает задание по какому-либо разделу

языкознания и табель, в который вносятся результаты работы, ответов каждого ученика. На эту работу нужно отвести 2 урока (желательно сдвоенных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompl.analiz_teksta_no1a.docx18.65 КБ
Файл kompl.analiz_teksta_no1b.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

              Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов и красивее, и древнее его, - повезло потому, что Смоленск моего детства ещё остался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. И я рос среди этих людей.

            Город превращают в плот история с географией. Географически Смоленск, в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей, расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским Великим Княжеством и Русью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости.

              История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких и еврейских слободок. И всё это разноязыкое, разнобожное и разноукладное население лепилось подле крепости, возведённой Фёдором Конем ещё при царе Борисе, и объединялось в единой формуле: Житель Города Смоленска. Здесь победители роднились с побеждёнными, чтобы завтра дружно и упорно отбиваться от общего врага; здесь искали убежища еретики всех религий, и сюда же стремились бедовые москвичи, тверяки и ярославцы, дабы избежать гнева сильных мира сего. И каждый тащил свои пожитки, если под пожитками понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. И Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплеменных земляков через собственное детство.

              …Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты – колыбель детства моего, которое прежде всего запомнилось мне Храмом, называвшимся Добром. Им были насыщены и город, и детство.

              - Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке кошёлку до дома!

             Так мог сказать любой прохожий любым ребятам, игравшим на смоленских улицах. Он мог быть русским или эстонцем, поляком или татарином, цыганом или греком, а старушка – тем более: помощь была нормой. Конечно, помощь – простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага. Так нам, ребятам,  без громких слов прививали великое чувство повседневного бытового интернационализма.

                    Задания по разделам  «Лексика. Фразеология. Выразительные  средства  языка».

  1. Найти исторические термины и названия. Объяснить их лексическое значение и роль в тексте.
  2. Укажите слова, употреблённые в переносном значении. Объясните значение, подберите синонимы, укажите роль в тексте.
  3. Каково значение слова «пожитки»? В чём особенность его употребления в тексте?
  4. К какой лексической группе можно отнести слова «подле», «дабы», «ибо»? Какую окраску они придают воспоминаниям автора? Подберите современный эквивалент каждому из них.
  5. Каково значение слова «интернационализм»? К какой группе слов его можно отнести? Подберите к нему синонимичные слова или словосочетания исконно русского происхождения.
  6.  Найдите предложение (-я),  в котором (-ых) автором был бы нарисован какой-то образ. Какое (-ие) выразительное (-ые) средство (-а) он для этого использовал?

                        Табель работы группы №

№         Фамилия

                                     Осн.вопр/оценка          Дополн.вопр./оценка            Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

                   Вопросы по разделу «Речеведение».

  1. Определить тему и микротемы текста, выписать ключевые слова.
  2. Основная мысль (проблема) текста.
  3. Позиция автора.

   

   



Предварительный просмотр:

                    Вопросы по разделам «Орфоэпия. Фонетика.»

  1. Расставьте правильно ударения в словах  плотом, славян-кривичей, терпящих, кварталов, пригородов, еретики, разноплеменных, поляком, цыганом.
  2. Приведите примеры слов, в которых количество звуков и букв не совпадает:

А) звуков больше, чем букв;

Б) звуков меньше, чем букв.

Какое фонетическое явление повлияло на эту разницу?

(по 3-5 примеров к каждому пункту, иллюстрирующие разные фонетические явления)

  1. Найдите в тексте примеры на оглушение/озвончение согласных.
  2. Укажите функции «Ь» в словах разнобожье, отбиваться, фамильные, помощь, колыбель, Речью.
  3.  Найдите в тексте слова, в которых написание одной из морфем зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

                          Вопросы по разделам «Морфология. Орфография».

  1. Приведите примеры из текста частей речи, в которых написание окончания зависит от поставленного вопроса.
  2. Приведите примеры из текста на случаи написания Н и НН в разных частях речи. Объясните эти написания.
  3. Разделите слова, написанные в тексте с большой буквы, на группы. По какому признаку вы это сделали? Объясните эти написания.
  4. Приведите примеры неизменяемых частей речи. Какая морфема у них отсутствует?
  5. Выпишите из текста слова с приставками, написание которых зависит от их значения.
  6. Приведите примеры из текста на слитное-раздельное-дефисное написание разных частей речи. Объясните эти написания.

                  Вопросы по разделам «Синтаксис. Пунктуация».

  1. Перечислите виды связи слов в словосочетаниях. Приведите примеры на каждый вид связи из текста. Замените одно из словосочетаний синонимичным с другим видом связи.
  2. Выпишите из текста простые предложения, осложнённые разными синтаксическими единицами.
  3. Найдите обращение в 4-ом абзаце текста. Какова его роль?
  4. Объясните постановку двоеточия в 1-ом предложении текста.
  5. Объясните постановку запятой перед союзом «И» в 1-ом и 2-ом предложениях 3-его абзаца.
  6. Найдите в 3-ем абзаце сложное предложение с разными видами связи.
  7. Найдите предложение, в котором ставится тире между главными членами. Объясните эту постановку.

             Зачётная карточка группы (каждого отдельного учащегося)

 №            Фамилия

          Основная работа

                   Дополнения

               Итог. оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

                                                                                                                             

 Вопросы по разделам «Морфемика. Словообразование.»

  1. Назовите все имеющиеся в русском языке способы образования слов и приведите примеры из текста (по 2-3 на каждый случай).
  2. Найдите в 3-ем абзаце текста группы однокоренных слов. Докажите их родственность.
  3. Назовите формообразующие морфемы. Приведите примеры слов из текста, в которых есть формообразующие морфемы.
  4. Как знание правил раздела «Словообразование» помогает объяснить отсутствие запятой в части предпоследнего предложения 1-го абзаца «искали спасения тысячи терпящих бедствие»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе.

Материал включает в себя тестовые задания на изучаемые темы по русскому языку  в 6 классе, тексты для проведения орфографических работ....

Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей

Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...

Дидактический материал к урокам русского языка (6 класс)

карточки с заданиями для учеников 6 класса...

Учебно-дидактический материал к уроку русского языка 7 класс "Причастный оборот" (+рабочие листы)

Учебно-методический материал предназначен для учителей русскогоязыка, а также для тех, кто хочет углубить знания в области русскойграмматики. Причастный оборот – это конструкция, состоящая ...