по русскому языку на тему «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный конспект написан с использованием норм ФГОС, содержит различного рода упражнения для закрепления темы «Фонетика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фонетика 5класс21.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

По теме «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи»

 (5 класс)

Цели: повторить и обобщить изученный материал по данному разделу лингвистики; совершенствовать навыки правописания; дать представление о смыслоразличительной роли звука; способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету.

Задачи

  1. научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные (мягкие и твердые, глухие и звонкие), отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
  2. развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи;
  3. воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет интересный и увлекательный урок, на котором вы сможете показать свои знания и узнать много нового.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классную работу

Дети внимательно слушают и записывают число и классную работу.

Подготовка к восприятию темы

Сейчас на слайде вы увидите картинки разных предметов. Ваша задача назвать эти предметы и разбить их на 2 группы  (Слайд 1)

Все ли у вас получилось? У кого возникли проблемы с этим заданием?

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Давайте сверимся с доской (Слайд2)

1гр. гармонь, бубен, гитара, флейта;

2 гр. изба, дерево, конь, река.

А сейчас попробуйте составить небольшой текст, используя слова одной из групп.

Дети записывают слова, разбивая их на группы

Дети вместе разбирают трудные моменты

Дети зачитывают получившиеся группы слов, объясняя свою точку зрения.

Дети составляют тексты, зачитывают их и анализируют

Познавательные, регулятивные, личностные

Вхождение в тему урока. Формулировка целей урока.

Ребята, скажите пожалуйста, что общего у слов 1ой группы? Почему вы объединили их вместе?

А кто может ответить, каким лингвистическим понятием связаны данные предметы?

Тогда кто нам скажет тему сегодняшнего урока?

Молодцы.

А сейчас давайте попробуем определить цели нашего урока.

Что мы должны знать?

Что мы должны уметь различать?

(Учитель записывает ключевые слова на доске)

Ребята, а кто знает, что обозначает корень фон?

На самом деле корень фон в переводе с греческого означает «звук».

Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову фонетика.

Дети высказывают свои точки зрения

Дети отвечают: «Фонетика»

Дети отвечают: «Фонетика как раздел лингвистики». Записывают тему в тетради

Дети высказывают свои версии

Дети предполагают

Дети называют слова микрофон, домофон, магнитофон, диктофон, фонограмма

Регулятивные, коммуникативные

Актуализация опорных знаний

Давайте сейчас разбудим в вашей памяти все, что вы знаете о фонетике. Для этого попробуйте составить кластер.

Все ли у вас получилось? Где возникли трудности? (Объяснение непонятных моментов)

Давайте сверимся с доской (Слайд3)

Дети составляют кластер, анализируют результат

познавательные

Прочитайте высказывание  Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» (Слайд4)

Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?

Дети высказывают свои точки зрения

личностные

Закрепление материала

Перед вами картинки, разделите их на группы:

  1. начинаются со звука [м] ;
  2. оканчиваются на звук [т´]

(Слайд5)

Проверьте себя (Слайд6)

Дети выписывают группы слов:

  1. муха, мост, машина;
  2. гвоздь, локоть, лапоть

познавательные

Закрепление материала

Я предлагаю немного поиграть с фонемами

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

(Слайд7)

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

 (Слайд8)

Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска,  галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка

(Слайд9)

Полученные пары  слов ученики записывают в тетради:

Всласть-власть,

Краска-каска,

Склон-слон,

Полк-пол,

Тепло-тело,

Беда-еда,

Экран-кран

рубка-трубка,

дар-удар,

стол-столб,

клад- склад,

уклад,оклад,

лапа- лампа,

шар-шарф,

усы-бусы,

укус-уксус;

ногти-когти,

булка-будка,

лапка-лавка,

зубы-дубы,

киска-миска,

галка-палка,

орел-осел,

Познавательные, регулятивные

Следующее задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. (Слайд10 )

 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. 

2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн.

3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.

4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь

Дети устно выполняют упражнение, расставляя ударение

регулятивные

Итог урока

О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Достигнуты ли цели урока?

Дети отвечают на вопросы

коммуникативные

Рефлексия

Разбейте слова на 3 группы:

1.слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.

2 слова, в которых букв больше, чем звуков.

3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

(Слайд11)

Дети устно отвечают, объясняя свой выбор

Регулятивные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Фонетика. Подготовка к ГИА." 8 класс

Урок повторения и обобщения учебного материала в конце года. Вся работа нацелена на подготовку к ГИА. Материал содержит конспект, презентацию Егораевой, таблицу....

Контрольная работа по русскому языку по теме "Фонетика" 5 класс

Данная контрольная работа предусматривает контроль знаний учащихся 5 класса по русскому языку по теме "Фонетика"...

Урок русского языка по теме: "Лексикология как раздел лингвистики"

Файл содержит конспект урока русского языка по теме: "Лексикология как раздел лингвистики"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Тестовые задания по русскому языку по теме "Фонетика", 5 класс

Цель: проверить знания по теме "Фонетика"...

Контрольная работа по русскому языку по теме "Фонетика" для 5 класса

Контрольная работа рассчитана на учащихся 5 класса, проводится по завершению изуяения темы "Фонетика" для проверки знаний учащихся....