Активные приемы изучения басни в 5-7 классах
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Чернигова Анна Кирилловна

В данном учебно-методическом пособии рассматриваются жанровые особенности басни, приемы ее изучения с учетом возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_urok_s_risunkami.docx439.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №118

 Выборгского района Санкт-Петербурга

Чернигова Анна Кирилловна, учитель литературы и ИЗО,

заместитель директора школы по УВР

      Представляю интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. Эта технология на моих уроках способствует глубокому, эмоциональному раскрытию образа, обогащению словарного запаса, реализации скрытых творческих  резервов  обучаемых.

     Чтобы иметь возможность вплотную заниматься этим, я, учитель русского языка и литературы по образованию, имея большой стаж работы, окончила 2-х годичные курсы переподготовки для учителей изобразительного искусства  в  Санкт-Петрербургской  Академии постдипломного педагогического образования.   И теперь я в творческом поиске!

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства

 5 класс

Тема урока: «Уж сколько раз твердили миру…»

( И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Иллюстрирование басни.)

Тип урока: интегрированный:

тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах

Используемые технологии: ИКТ-технологии, инсценирование,

веб-квест, работа в группе.

Цель урока:

  •  Познакомить с басней, способствовать пониманию аллегорического смысла басни;
  • нарисовать иллюстрацию к басне, используя различную технику

Задачи урока:

  • Продолжить работу по формированию познавательного интереса к литературе, знакомство с особенностями жанра басни;
  • вырабатывать навыки выразительного чтения;
  • продолжить работу по развитию речи и логического мышления;
  • учить выбирать главное в сюжете и создавать композицию по мотивам басни;
  • совершенствовать навыки составления композиции рисунка, цветового решения;
  • способствовать формированию художественного вкуса

Оборудование урока:

 мультимедийный проектор, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица», краски, кисти, бумага, цветовые полоски.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

2.Постановка цели урока

Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы соединим

 2 предмета – литературу и изобразительное искусство. Рассмотрим

Басню И. А. Крылова с точки зрения поэта и художника. Решим, какими

выразительными средствами раскрыты характеры басенных героев и в своих рисунках попробуем отразить настроение героев басни « Ворона и Лисица»

3.Инсценирование басни « Ворона и Лисица»

Наша творческая группа подготовила инсценировку басни. Костюмы и реквизит ребята тоже приготовили сами. Сейчас мы по достоинству оценим их работу, работу артистов и художников.

4.Беседа по содержанию

-Понравилась вам басня в исполнении ваших одноклассников?

-Какой увидели Ворону? (глупой, доверчивой)

-Как вы поняли слова: « На ель Ворона взгромоздясь…»

-Какой смысл вложен в слова: « Вороне где-то Бог послал кусочек сыру»

 ( Крылов подчеркнул, что сыр она не стащила, поэтому раздумывает)

-Какое впечатление на Ворону произвела льстивая речь Лисицы?

- Как расхваливает Лисица Ворону? (хвалит шейку, глазки и постепенно подбирается к самому главному – неприятному голосу)

- Ворона поет, как другие птицы? (каркает)

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

- Не зря Крылов назвал Лисицу метким словом – плутовка. Что означает это слово?

- Чем эта басня похожа на рассказ? (Краткое повествование, в основном, от 3 лица ).

- Чем она похожа на сказку? (Похожа на сказку о животных тем, что главными действующими героями являются животные – Ворон и Лисица).

- Почему последнее предложение написано с красной строки? Что оно в себе заключает? (Это основная мысль, то, ради чего написана басня, мораль). Это одна из особенностей данного жанра.

- Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, найдем значение слова “мораль”. (Ищут учащиеся). Это многозначное слово. Нам подходит следующее значение: логический, поучительный вывод из чего-нибудь, например, из повествовательной части басни.

- К кому обращена мораль? О ком в ней говорится?

- Что такое порок? Какие знаем пороки? (лень, высокомерие,

 жадность, глупость и т.д.)

Вывод: басня – художественное произведение с условными персонажами.

Басня состоит из басенного сюжета и морали – нравоучения, которое представляет меткую фразу, понятную и легко запоминающуюся.

Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Основной художественный прием – иносказание. Главный герой почти всегда – животное, носитель людского порока.

5. Словарная работа.

  • Объяснить значение слов:

гнусный –

ангельский –

царь-птица –

вещунья –

зоб –

пленить –

взгромоздиться –

заменить словосочетания дословными фразами из басни:

смотрит пристально, не отрываясь –

подходит тихо, осторожно –

утратила способность здраво рассуждать –

каркнула очень громко –

исчезла, скрылась –

трудно стало дышать -

6.Сообщение учащихся о памятнике И.А. Крылову/ итог работы группы учащихся с интернет-ресурсами

Слайд – памятник Крылову.

7. Просмотр мультфильма «Ворона и Лисица» по одноименной басне Крылова.

Многие художники обращались в своем творчестве к басням Крылова. Сегодня мы посмотрим мультфильм, который был создан в 1953 году, его смотрели в детстве ваши прабабушки.

- Что показалось вам интересным в этом мультфильме? (вопрос после просмотра)

8. Переход к работе над иллюстрацией.

         Мы познакомились с басней, поговорили о содержании, характерах героев. И создадим свои иллюстрации к басне. С помощью рисунка передадим содержание , покажем свое отношение к изображаемому.

- Что нам точно известно от автора? (лес, ель, лиса, ворона, сыр) Остальное  дорисует фантазия художника. Это вы могли увидеть и в мультфильме.

- Указано ли в басне точное время года? (Нет) Значит, вы на своем рисунке можете показать любое время года.

- Как это можно сделать? (Осень – рядом с елью нарисовать желтую березку, зима – сугробы, снег на деревьях и т.д.)

- Важно ли подчеркнуть время года? (Нет, суть басни от этого не меняется)

9. Обсуждение композиции рисунка

- Сначала на переднем плане размещаем главные предметы. Их изображаем крупнее и в центре листа.

- Какие это предметы? (Ель, Ворона, Лиса )

- Не забываем о деталях. Какой мы изображаем Ворону? (Хвост распушила, голову держит гордо, важничает ) Какова Лиса? (Преданно смотрит на Ворону, мордочку вытянула, хвостом играет, скорей всего стоит на задних лапах)

- Что может быть изображено на втором плане? (Лес, небо, солнце – словом, какой-то  пейзаж )

10. Составление композиции рисунка на доске с помощью аппликации

- Мы уже рисовали и деревья, и птицу, и лисичку. Можно вспомнить, взглянув на свои рисунки в альбоме или на пособие.  Сейчас на доске составим композицию рисунка, используя технику аппликации. Все предметы вырезаны из белой бумаги.

- С чего начнем?  (Ель)

- Куда посадим Ворону?  Какой смысл вложил Крылов в слово «взгромоздясь»? ( Села высоко, с трудом уселась, кусок сыра большой, тяжелый)

-  Как расположим Лису? ( Стоит на задних лапах, передние  на стволе, смотрит вверх)

- Какие детали могут дополнить рисунок? Где их можно разместить? (Сыр, деревья, солнце, облака)

11. Техническое и цветовое решение рисунка.

- Для выполнения этой работы вы можете выбрать любую технику:  либо графическое исполнение, либо рисунок красками. Вспомним: графика - точка, линия, штрих. Рисунок выполняем либо карандашом, либо черной ручкой.

-  Если  вы решили выполнить рисунок красками, давайте вместе подумаем о цветовом решении. Какими цветами воспользуетесь? Показываю цветовые полоски:

желтый цвет  – сыр, солнце;

оранжевый  – Лиса;

черный, серый – Ворона;

зеленый – ель;

коричневый – ствол ели.

- Какими красками нарисуете небо, землю?

12. Самостоятельная  работа по выполнению иллюстрации.

13. Размещение удачных работ на доске.

14.Подведение итога урока. Оценка всех видов работы.

-  Понравилось ли вам сегодня работать на уроке?

- Как вы считаете, все ли у нас получилось?

- Помог ли нам урок литературы в создании иллюстрации?

- Помогла ли работа над иллюстрацией глубже понять басню «Ворона и Лисица»?

Вывод по уроку

  • Был проведен урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе по теме: И.А. Крылов "Ворона и Лисица". Иллюстрирование басни.

Задачей этого урока является развитие интеллекта, логического мышления, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства, вырабатывать навыки выразительного чтения.

Учитель готовит оборудование, наглядный материал к уроку совместно с детьми. Творческая группа учащихся приготовила костюмы для инсценирования басни. Костюмы получились яркими и оригинальными.  На этом уроке мы видим сотрудничество учителя и детей. Все это дает положительный результат.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует созданию творческих ситуаций, которые поднимают систему на новый уровень.

Итогом проведенного урока стали удачные работы учащихся. Их помещаю в Приложении к дипломной работе.

Теоретический материал к уроку

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен 

Памятник И.А. Крылову

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Krylov_summer_garden.jpg/300px-Krylov_summer_garden.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.19/common/images/magnify-clip.png

Па́мятник Крыло́ву был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является вторым из памятников русским литераторам[1] и первым[2], установленным в Петербурге.

В 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей по подписке, проводившейся с Высочайшего соизволения по всей России. Академией художеств был объявлен конкурс, в нём приняли участие все ведущие скульпторы того времени.

В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта. Первоначальный эскиз[3] был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен.

 На пьедестале памятника в фигурах рельефов легко узнать героев знаменитых басен: "Лисица и виноград", "Ворона и лисица", "Демьянова уха", "Квартет" и других персонажей произведений И.А. Крылова.

И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПО С.-ПЕТЕРБУРГУ», фигура Крылова «жизненна и правдива». Данное впечатление передает поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»[4]:

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein — "говорить иначе") — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла. Возникло в глубокой древности, поскольку изначально произведения скульптуры, живописи…

Композиция

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять". Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция" означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция" и "компоновка" носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Сюжет — (франц. sujet — предмет, тема) — последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями.
Событие — основа любого сюжета. В каждом событии участвуют люди — персонажи литературного произведения. Событие складывается из действий, поступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровождаются жестами, мимикой, монологами или репликами.

Вывод:
        В процессе  исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков литературы  и изобразительного искусства в 5классе я  проанализировала различные материалы по данной проблеме и пришла к следующим выводам:
- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;
- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;

- образовательные программы по изобразительному искусству и литературе позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном процессе  в 5 классе;
- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- на интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный материал;

- активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся;

- интеграция позволяет находить новые факты, которые позволяют подтверждать или углублять определенные наблюдения;

- способствует развитию речи;

- совершенствуются навыки самостоятельной работы учащихся с книгой, справочной литературой, интернет-ресурсами;

- интеграция уроков литературы и изобразительного искусства способствует развитию творческого мышления, позволяет применять полученные знания как при создании рисунка, так и при прочтении, анализе художественного произведения;


Аввакумов Герман 5А класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Применение тактильных приемов при изучении геометрического материала в 5 классе

Проект-презентация слушателя курсов учителей математики, в том числе преподающих информатику учителя математики и информатики Общеобразовательной школы I-III ступеней №28Симферопольского гор...

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены приемы обучения, используемые в школьной программе при изучении нового материала на уроках математики. Проанализированы этапы изучения нового материала, возможности использ...

Мастер - класс на тему "Активные приемы на уроках истории"

С данными масер - классом я выступала на конкурсе "Учитель года - 2018" , где заняла 2 место. В нем представлены активные приемы на разных этапах уока. Тема "Восточные славяне" Но ...

Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"...

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2  Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...