Применение тактильных приемов при изучении геометрического материала в 5 классе
методическая разработка по геометрии (5 класс) на тему

Сахарова Наталия Ивановна

Проект-презентация слушателя курсов учителей математики, в том числе преподающих информатику учителя математики и информатики Общеобразовательной школы I-III ступеней №28

Симферопольского горсовета Республики Крым Сахаровой Наталии Ивановны.

 

В работе дается описание методов и приемов, применяемых в психологии для диагностики и развития логики, мышления, памяти, внимания. Применение упражнений на уроках математики с целью повышения качества усвоения геометрического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sakharova_2014.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Применение тактильных приемов при изучении геометрического материала в 5 классе Слушателя курсов учителей математики, в том числе преподающих информатику учителя математики и информатики Общеобразовательной школы I-III ступеней №28 Симферопольского горсовета Республики Крым Сахаровой Наталии Ивановны МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

Магия прикосновения – свойства и типы восприятия. Окружность. Круг. Прямая. Луч. Отрезок. Координаты. Таблицы Шульте Куб Танграм. Источники.

Слайд 3

Цель: формирование математических понятий в соответствии с особенностями психологии младших подростков; развитие наблюдательности; развитие внимания и памяти с использованием методик психологии.

Слайд 4

Задачи: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь ; учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности; воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду , умение к совместной деятельности.

Слайд 5

МАГИЯ ПРИКОСНОВЕНИЯ Обучение – тонкое искусство… Оно начинается с вопроса «Как тебя зовут?» и не заканчивается даже после прощания. А между встречей и расставанием — вопросы, ответы, просьбы, предложения, запреты, слова утешения и ободрения, понимающий взгляд. Простые правила, незаметные нюансы, прописные истины, понимание которых ведет к мастерству педагога. Проходит время, годы поисков, проб, промахов. Но вот найдены нужные фразы, выверены интонации и взгляды. Одновременно приходит понимание того, что все это — слова, фразы, взгляды, интонации — не только и не столько технология, сколько наиболее удачные формы выражения внутренней позиции учителя, его истинного отношения к ребенку. И только это личностное наполнение придает отработанным приемам эффективность и силу.

Слайд 6

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения . У каждого человека свой способ восприятия информации! Общаясь между собой, люди воспринимают поступающую к ним информацию сразу по нескольким каналам. Причем по каждому из каналов передается разнородная информация. Разные люди имеют свои предпочтительные каналы восприятия…

Слайд 7

Свойства восприятия Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы. Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений структуры. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу. Осмысление состоит из этапов: Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия . Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков . Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса .

Слайд 8

Чтоб при восприятии нового материала произошло осмысление, и как следствие – запоминание необходимо подключить все каналы восприятия. Абстрактно-образное мышление в возрасте 10-11 лет только начинает развиваться. Тактильные ощущения и осязание является ведущим каналом восприятия. ВЗЯЛ В РУКИ = ПОНЯЛ

Слайд 9

Наглядное восприятие протекает не изолированно, а во взаимодействии со словом, которое усиливает значение наглядности. От правильного сочетания слова и наглядности зависит успех обучения.

Слайд 10

Окружность. Круг. Оборудование: Пучок толстой яркой нитки. Длина каждой нити 80 см. Количество нитей соответствует количеству детей. Инструкция: Акцентируем внимание на то, что длина нитей равная. За свободный конец берется каждый обучающийся и расходятся по классу, чтоб нити натянулись. Какую фигуру мы образовали? Какие у нее свойства?

Слайд 11

Окружность. Круг. Оборудование: Круги из бумаги с обозначенным центром. Инструкция: Сложите круг пополам. 2. Еще раз пополам. Где острая часть? Что мы в жизни называем центром? Разверните круг и найдите его центр (центр пересечения изгибов).

Слайд 12

Окружность. Круг. Радиус . Диаметр . Инструкция: Рассмотрите свои бумажные круги и линии сгиба. Какой вывод мы можем сделать?

Слайд 13

Окружность. Круг. Инструкция: Согнуть круг в любом месте (не пополам). Хорда. Инструкция: Согнуть круг в любом месте (не пополам).

Слайд 14

Прямая. Луч. Отрезок. Инструкция: Учащиеся становятся в круг. Учитель называет примеры с остатком. Учащиеся запоминают свои остатки. Клубок ниток передавать друг другу так, чтоб нитка связывала одинаковые остатки. Получается паутинка.

Слайд 15

Обсуждение: Какую геометрическую фигуру напоминает натянутая нить (прямую). Сколько нитей мы можем протянуть? (бесконечно много) Что получим, если нитей будет больше? (плоскость) Какое необходимо условие, чтоб нити-прямые образовали плоскость? (все прямые должны лежать в одной плоскости)

Слайд 16

Ножницами отрезать нитки. Что осталось у вас в руках? Как назовем эту фигуру? Что такое ломаная? Из чего она состоит?

Слайд 17

Координаты. Инструкция: Муха сидит в центре. Понимает команды: ВВЕРХ ВНИЗ ВПРАВО ВЛЕВО Двигается на 1 клетку. Учащиеся дают команды мухе так, чтобы она не вышла за поле. 1 этап: хором, муха и клетки на доске. 2 этап: по цепочке индивидуально, муха и клетки в уме.

Слайд 18

Таблицы Шульте. Инструкция: Предложены таблицы с числами от 1 до 25. Нужно назвать в порядке возрастания / убывания все числа как можно быстрее. Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость

Слайд 19

Куб. Оборудование: 16 счетных палочек (спичек, шпажек) – с избытком. Пластилин. Инструкция: Скрепите палочки так, чтоб получился куб. Сколько ребер? Что такое грань? Есть ли грани у нашей модели? Разомкните палочки так, чтоб получилась плоская фигура (развертка).

Слайд 21

Танграм. Оборудование: Цветные фигуры для танграма. 1 этап: цветной шаблон. 2 этап: «тень» фигуры Инструкция: Из каких фигур состоит квадрат? Какие фигуры мы можем получить из более мелких? Перемешай фигуры, передай соседу и собери квадрат.

Слайд 22

Собери по образцу. 5. Собери по «тени».

Слайд 23

Источники https://ru.wikipedia.org/wiki http://psyera.ru/vospriyatie-172.htm http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302109 http://psifactum.ru/perception/582-perception.html http://www.kaknauchit.ru/content/view/63/42/ http://vsetesti.ru/314/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"

В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....

Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."

Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ,  профильный уровень....

Методические рекомендации педагогам по формированию геометрических представлений при изучении геометрических тел – куб, брус, шар у учащихся с интеллектуальными нарушениями в 6 классе.

Методические рекомендации педагогам по формированию геометрических  представлений при изучении геометрических тел – куб, брус, шар   у учащихся с интеллектуальными нарушениями в 6...