Урок "Морфологический разбор союза"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Самсонова Ирина Леонидовна

Обобщающий урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfologicheskiy_razbor_soyuza.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок русского языка в 7 классе

Тема урока « Морфологический разбор союза»

            Тип  урока: повторительно-обобщающий

           Задачи урока:

            Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
  • совершенствовать умения и навыки:
  • обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
  • определять вид сложного предложения, различать ССП  и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
  • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
  • учить производить морфологический разбор союза.

Развивающие:

  • развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.

                          ХОД   УРОКА

1. Орг.момент.

     — Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.

2.Объявление темы урока, постановка цели.

I этап.  На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.

     Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

И первая  остановка — ► станция Теоретическая.

3. Фронтальный опрос.                

                                      ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте

          1. В русском языке есть …………   и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

 

ТЕСТ 2- с применением компьютерных технологий

Выполняет учащийся за компьютером

II  этап:  На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

► Следующая остановка — «Литературная»  

4. Слово учителя.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений:  

С ним одним она была        

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

             И сердце бьется в упоенье,

               И для него воскресли вновь

               И божество, и вдохновенье,

               И жизнь, и слезы, и любовь.  

— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

                   Пирует  Петр.  И  горд,  и  ясен.

               И славы полон взор его.

                 И царский пир его прекрасен.

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)

Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

  ► Следующая станция «Познавательная»- использование компьютера

-Даётся план морфологического разбора союза.

Работа с учебником.Сравнить план морфологического разбора союза.

-Выполняется задание для самоконтроля.

-Итоговое тестирование.- использование компьютера

               

►Веселая минутка.

─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.

    ШАРАДЫ.

1. Две ноты, союз,                                       2. Мой первый слог —  на дереве.

    Все вместе—игра ,                                      Второй мой слог — союз.

    В которую любит                                        А в целом я материя

    Играть детвора.  (До-ми-но)                      И на костюм гожусь.  (Сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

    Личного местоимения

    Дают нам вкусный плод

    Южноамериканского растения.  (а-на-нас)

    Станция «Весенняя».Используется картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Карточка  №  1

Задание: Восстановите в данном тексте союзы.-1 бал

  А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

    Для  справок: и, но, которые, что.        

Карточка  №  2

Задание:  Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.-2 бала

    А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

  Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

                                                  Карточка  №  3    

Задание:  Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.- 3 бала

    А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

  Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

 Следующая  станция « Сортировочная»

                    Выборочно-распределительный диктант—цифровой.

Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.

1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

КЛЮЧ  

   Сочинительные  союзы

  Подчинительные союзы и союзные слова

1  И

 2  ХОТЯ

 3  НЕ  ТОЛЬКО…, НО И

3  ЧТО

 5  ОДНАКО

4  БУДТО

 

— Составьте схему последнего предложения.

III этап:  На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.

► Следующая остановка « Творческая» (5)

а) Работа по развитию речи.

— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда  мы допускаем ошибки.

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

  1. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

КЛЮЧ  

1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

Сочинение- рассуждение «Нужны ли союзы в речи?»

► Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.. А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Домашнее задание. П.60, упр.341

► Выставление оценок.

Рефлексия

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

б) Работа с разноуровневыми карточками.

— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»

                              КАРТОЧКА  № 1

 Раскройте скобки.

Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.

 (слайд 26)

                               КАРТОЧКА № 2

Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.

Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.

Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.

    КАРТОЧКА   №  3

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и в воздухе запахло весной.

► Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.. А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

► Выставление оценок.

Рефлексия:

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

                             Дополнительные  задания.

Задание:  вставьте союзы и определите их разряд.

           Берегись бед, …. их нет.

           Не мил свет,…..друга нет.

           Дерево затем и посадили, …… есть плоды.

           Сам погибай,….. товарища выручай.

           Труд кормит,….. лень портит.

 ТЕСТ.

  1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

           а) раздельно

           б) слитно

  2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

          а) раздельно

          б) слитно

  3. Мы то(же) собирали грибы.

          а) раздельно

          б) слитно

  4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.

          а) раздельно

          б)слитно

  5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.

          а) раздельно

          б) слитно

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза...

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...

Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор союза".

В презентации представлен план морфологического разбора союза, а также примеры разборов....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....