Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Солодкова Алла Владимировна

1. Организационныйы момент

2. Работа с пословицей (настрой детей на работу).

3. Постановка проблемы урока (вопросы, помогающие детям определить тему урока).

4. Беседа по вопросам учителя.

5. Работа над темой урока (разные виды упражнения: запись под диктовку, листочки с заданиями, задание по рядам, смысловые цепочки, букуенный диктант).

6. Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

       

Урок       по   русскому   языку

по    теме  «Правописание  безударных гласных  в   корне   слова»

Выполнила  учитель  русского  языка  и  литературы

                                              Солодкова А.В.

                    ГБСОУ  для обучающихся  с  ограниченными

                                     возможностями   здоровья

                                      школа-интернат (VIII)  вида № 37

                     Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

                             

Конспект    урока   русского   языка   по  теме  

 «Правописание  безударных  гласных  в  корне  слова»

Цели:

  • Закреплять   умение  применять   различные  способы   проверки  написания безударных  гласных  в  корне  слова;
  • Развивать  логическое  мышление, внимание,  память, связную  речь, орфографическую  зоркость;
  • Воспитывать любовь  к  родному  языку.

Задачи:

  • Образовательные
  1. Закрепление  и  обобщение  правописания слов  с  безударными  гласными  в корне  слова;
  2. Распознавание  проверяемых  безударных  гласных  в  корне  слова;
  3. Обоснование  выбора  безударной  гласной   в  корне  слова.
  • Развивающие
  1. Развитие  внимания;
  2. Развитие  орфографической  зоркости:
  3. Расширение  словарного  запаса.
  • Воспитательные:
  1. Воспитание  умения  слушать;
  2. Воспитание  любви  к  слову;
  3. Воспитание     умения  видеть  свои  достижения.

Оборудование:

  • Карточки  со  словами;
  • Схема  с  основными  вопросами  урока;
  • Алгоритм  проверки  безударной  гласной;
  • Карточки  для  самооценки.

        

                                        Ход     урока

  1. Оргмомент.

                      Вот  звонок   нам  дал  сигнал

                      Поработать   час  настал

                      Так  что  время   не  теряем,

                       И  урок  наш  начинаем.

     2.   Работа  с  пословицей.

               Сегодняшний  урок  мне  хочется  начать  с  пословицы    

Каждый  день  жизни  прибавляет   нам  частичку  мудрости.

- Как   вы  думаете  можно  ли  сразу  родиться  мудрым?

- Да,  сразу  родиться  мудрым  нельзя,  потому  что   для  того   чтобы  стать  мудрым  нужно  очень  многое  знать,  обладать  жизненным  опытом,  стать  взрослым,  а  вы  еще  молоды,  вам  предстоит  многое  узнать  и  многому  научиться.    

-  К  этой  пословице  мы  вернемся   в  конце  урока  и  выясним,  в  чем  вы  стали   умнее  и  мудрее   за  этот  урок.

-  Чтобы   узнать  что-то  новое  нам  понадобятся      внимательность   и наблюдательность.

3.  Постановка  проблемы  урока.

-  Я  хочу  рассказать   вам  одну  историю.

Однажды  один  мальчик  написал  своему   другу  записку:        «Приходи  сегодня  вечером  с  мечом, сыграем». Собрались  мальчики  вечером.      «Ура, в  мяч   поиграем», -  подумал  мальчик.    Пришел  мальчик, а  в  руках  у  него  вместо  мяча  был  деревянный   меч. Так  и не  пришлось  мальчикам   поиграть  в  футбол.

-  Ребята,  почему   так  получилось?

-   Какое  правило  не  знал мальчик?

-   Что  надо  знать  и  уметь,  чтобы  не  повторять  таких  ошибок?

-  Итак,  как  правильно  написать  слово «  с  м.чом»?

-  Что  вы  для  этого  сделали?

4.  Постановка    темы  и  цели  урока.

Мы   сегодня  должны  научиться  правильно  писать слова с безударной  гласной  и подбирать  проверочные слова.

В  течение  урока  будем  отвечать на  вопросы

Что

Где

Как            надо  проверять?

Чем

Ответим   на  все  вопросы.

Что  надо  проверять?  (гласные)  Где  надо  проверять? ( в  корне)

Как   надо  проверять? (подбирать  однокоренные  слова).

Чем    надо  проверять? (ударением).

5.   Работа    над  темой  урока.

  • Предлагаю  поупражняться  в  подборе  проверочных  слов.  Для  этого   вспомним   алгоритм  написания слов  с  проверяемыми  гласными.      Чтение   алгоритма.
  1. На   доске   записаны  слова:      Р.ка,  к.вер,  л.нейка,  в.рхушка,   п.чтальон.

Проверка.    Ученики  выходят  к  доске  и объясняют  правописание  безударных  гласных.  С  любым  из  слов составление   и  запись предложения.

Молодцы.

    2.  Запись     под  диктовку.

Стрела, смотреть, замерзать, грачата, скворечник.

Проверка   при  помощи  карточек.

    3. Ребята, очень  много  секретов   таят  в  себе  безударные  гласные.  Предлагаю  вам   игру,  которая  называется  «Секрет- ответ».

Я  предлагаю  вам   раскрыть   следующий  секрет.  Даны слова.  Сначала  найти  слова,  в  которых  надо   писать  безударную  гласную  Е.  Сначала   проверить,  а  потом  записать  эти  слова.  Затем   записать слова  с безударной  гласной   И.

Слова:  стр.жи, з.мля,  т.шина,  с.мена,  н.беса,  т.мно,  в.черний,  гр.бной, скр.пучий,  з.мовать, т.желый,  ув.дает.

-  Что  нам  помогло   правильно  выполнить  это  задание?   Чтение   еще  раз  алгоритма.

Физминутка.

4.  Для  выполнения   следующего  задания  нам  надо  быть  особо  наблюдательными   и  внимательными.   Задания   по  рядам.

Списать  предложение, вставляя  пропущенные  буквы.

  В(и,е)черняя   т(и,е)шина  в(и,е)сит  над р(и,е)кой.

  К(а,о)чает  в(и,е)твями  в(и,е)ковая      с(о,а)сна.

  Ж(и,е)лтели  и  з(о,а)лотились л(и,е)сточки  в  с(а,о)ду.

      Проверка  с  объяснением.   Подчеркнуть   подлежащее  и  сказуемое.         Молодцы.

  Что   надо  делать,  чтобы  правильно  написать  безударную  гласную?

5.  Мини   проверка.  Листочки  с  заданиями.

  1. Подчеркнуть  слова  с проверяемой  безударной  гласной.

Большой,  болезнь, запись, находка, весной.

  1. в  каждой  строчке  подчеркнуть проверочное  слово.

Зимушка, зимний, зима.     Мостик, мостовая, мостить.

Грибной, гриб, грибница.    Полюшко, полянка.

3.  Подчеркнуть   ту  строчку, где  во  всех  словах  пропущена  буква  А.

Дждливый, гр.чи, п.ля.      К.вер, .сенний,  с.сновый.

Вр.чи, тр.ва, зн.чок.

4. Подчеркнуть  ту  строчку,  где  во  всех  словах пишется  буква  О.

Г.родок, м.рской,  к.вер.    Кр.льчатник, в.лнистый. м.лыш.  Д.лекий,  в.ренье, п.л.сатый.

5.Подчеркнуть  ту  строчку,  где  во  всех  словах пишется  буква  А.

Вст.вать, ц.рица,  др.жание.    Сч.стливый,  сл..беют,  ш.гает.  Расск.зать, ут.мительный, просл.влять.

6. Смысловые   цепочки

Ребята,  перед  вами   цепочка  слов, но  в  них  нарушена  смысловая   закономерность.  Запишите  слова, восстанавливая эту  закономерность, вставить пропущенные  буквы.

  1. ряд:  З.рно, кол.с,  мука,  хлеб.
  2. ряд:  Плод, растение, с.мена, ур.жай.
  3. ряд:   В.ренье,  яг.да, п.ляна.

Проверка.  Какие  смысловые  цепочки получились?

Скажите,  к   каким  словам  подбирали  проверочные  слова?

А  к  каким  словам  не  смогли  подобрать?

7.  Буквенный  диктант.

Учитель  читает  слова,  а  дети  только  записывают  безударную гласную  этого  слова.

Мясной,   возить, сова,  леса,  река,  пенек, тигрица, грачи,  кора.

 

Проверка.

8.   Итог   урока.

Вспомним,  с  какой  пословицы  мы  начали  урок?

Стали  вы  мудрее?

Чему  мы  научились  на  уроке?   Еще  раз  повторить  алгоритм.

9.   Домашнее   задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

Проверочная работа по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова" для учащихся 5-х классов

Задания проверочной работы включают: подбор недостающих букв, однокоренных слов, являющихся другой частью речи, подбор проверочных слов и др....

Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...