Закрепление темы "Чередование". 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Этот урок поможет учителям провести закрепляющее занятие по теме "Чередование" в 6 классах. Для урока подобраны достаточно интересные приемы и методы, чтобы учащихся урок завлек и было интересно работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheredovanie_6_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление темы «Чередование»

Цели и задачи: Отрабатывать универсальные учебные действия:

предметные — формировать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень, развивать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами;

межпредметные – учить работать с толковыми словарями,

личностные — развивать умение работать в группе и в паре.

  • Осуществлять дифференцированный подход в обучении.
  • Учить анализировать свою работу и находить ошибки.
  • Расширять кругозор и лексический запас учащихся.
  • Будить творческую инициативу учащихся.
  • Формировать и развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Ход урока

1 Организационный момент

2. Тема и цель урока

3.Повторение пройденного: блиц-опрос «Черный ящик» (учащиеся вытягивают из ящика вопрос и отвечают на них)

  • Правописание Ь и Ъ в словах
  • Однородные члены
  • Однокоренные слова
  • Существительные 1 склонения
  • Существительные 2 склонения
  • Существительные 3 склонения
  • Глаголы 1 спряжения
  • Глаголы 2 спряжения
  • Чем отличаются сложные предложения от простых предложений?
  • Всегда мягкие согласны
  • Всегда твердые согласные
  •  Сонорные согласные
  • Функции ЕЁЮЯ в языке
  •  Согласование
  •  Управление
  •  Примыкание
  •  Главные и второстепенные члены

4.  Чередование

_ Что такое чередование?  

ЧЕРЕДОВАНИЕ _языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов.

РЕКА-РЕЧНОЙ                        К//Ч

ЗАПЕР-ОТПИРАТЬ                Е//И

_ Могут ли чередоваться согласные? Как называется в языке этот исторический процесс (ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ)

_Вспомним понятие ПОЛНОГЛАСИЕ и НЕПОЛНОГЛАСИЕ. Назовите основные полногласные-неполногласные пары

ОРО-РА

ЕРЕ-РЕ

ОЛО-ЛА

ОЛО-ЛЕ

5. Работа в группах

1 группа: подобрать к словам однокоренные слова с чередованием согласных в корне

Рука

К – ч

сухой

Х – ш

друг

Г – ж – з

водить

Д – ж – жд

свет

Т – ч – щ

пестрый

Ст – щ

веду

Д/т – с

любить

Б – бл

купить

П – пл

ловить

В – вл

графить

Ф – фл

кормить

М – мл

2 группа: подобрать слово пару с полногласием

врата

злато

облако

прах

пленка

стражник

безбрежный

млечный

6 Проверка работы в группах

7. Физкультминутка Елочка

http://www.youtube.com/watch?v=5-k62dNOVKk&feature=related 

8. Орфоэпическая минутка (СВеча)

Поочереди передавая друг другу свечку проговаривать правильно слова

  1. Аэропорты
  2. Безудержный
  3. Баловать
  4. Баловень
  5. Балованный
  6. Без толку
  7. Банты
  8. Бомбардировать
  9. Водопровод
  10. Втридорога
  11. Вручит
  12. Включат
  13. Включенный
  14. Гербовая
  15. Диспансер
  16. Договоры
  17. Досыта
  18. Досуха
  19. Диалог
  20. До ночи
  21. Донельзя
  22. Досуг
  23. Звонит
  24. Знамение
  25. Зубчатый
  26. Закупорить
  27. Завидно
  28. Исподволь
  29. Красивее
  30. Каталог
  31. Кухонный
  32. Кровоточащий
  33. Ломота
  34. Ломоть
  35. Оптовый
  36. обеспечение
  37. премировать
  38. принудить
  39. плесневеть
  40. столяр
  41. сливовый
  42. свекла
  43. согнутый
  44. созыв
  45. торты
  46. туфля
  47. феномен
  48. ходатайство
  49. хвоя
  50. цепочка
  51. шарфы, шарфом

9 Закрепление Чередование гласных в корне

1) На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2) Назовите корни, выбор
а или о у которых зависит от последующей согласной.
3) Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4) В каких трех корнях в безударном положении пишется
о, а в двух – а?
5) Назовите исключения к четырем корням этой группы.
6) От чего зависит выбор
е и и в девяти корнях следующей группы?
7) Назовите их и два корня, где выбор
о или а зависит от того же.
8) Какие особенности имеют слова:
рассчитать и расчет, считать и сочетание?
9) Как можно различить написание в корнях
-мок- – -мак- и -ровн- – -равн-?
10) Знаете ли вы исключения этой группы?

10. Работа в парах 

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

скл_нить голову
затв_рить окно
продукты сг_рания
з_ревать с удочкой
сг_ревший дотла
соб_райся в путь

обж_гающее пламя
сл_гать песни
оп_реться о п_рила
удач(?)ное соч_тание
ст_реть написанное
заст_лать полы

накл_нение глагола
ск_ковая лошадь
на всем ск_ку
ск_чками бежал
зеленая отр_сль
р_дился в Р_стове

Задание 2. Распределите по группам: а) зависит от согласной, б) зависит от ударения, в) зависит от суффикса -а-.

Рассч_таю, изл_гать, накл_ниться, предл_жение, подск_чивший, зам_рание, оз_рение, р_стовщик, уг_релый, выск_чка, Р_стислав, не к_сайся, ск_чками, выд_рнуть, заст_лить, выч_таемое, тв_рение, пром_чу, пробл_ск, р_стение.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Пл_вец, пр_коснуться, заж_гание, изл_жение, утв_рь, к_сательно, изл_гать, поб_рушка, приг_ревший, приг_рь, притв_рился, оз_рилось, ур_внение, выр_внять, прир_внять, переск_кать, разр_стание, р_стовщический, пром_кать, пом_кать, пл_вуны, заст_лет, ум_ротворение, вым_ршие, бл_снуть, ра_ст_латься, вым_рающие, ум_рли, поз_ревать (с удочкой), р_внина.

Задание 4. Распределите в три колонки: проверяемые гласные, непроверяемые, чередующиеся.

Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись.

11. Физкультминутка для глаз

12 Совместная работа

Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной.

а) Постелю рогожку, посею горошку,
пол
ожу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

б) Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

в) Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром уст
илает. (Снег.)

г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

е) Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут.
(Листья.)

ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

з) Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выск
очить некуда. (Решето.)

и) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

к) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)

л) Летит орлица по синему небу:
крылья распластает, солнышко заст
илает. (Туча.)

13 Домашнее задание:Мы говорим: • КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ • ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ • НА СТРАЖЕ ГРАНИЦ • ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК • ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР • ВРАТА В РАЙ • КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ

Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями.

14  Рефлексия.

Учитель. Какие открытия сделали сегодня на уроке?

Какое задание было самым лёгким?

Какое задание было самым трудным?

О чем хотелось поделиться с родителями?

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

 

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Зам_рать

 

 

 

 

Ср_внить

 

 

 

 

Заг_р

 

 

 

 

Р_внина

 

 

 

 

Прод_раться

 

 

 

 

Ср_внять

 

 

 

 

Р_стительность

 

 

 

 

Непром_каемый

 

 

 

 

З_ря

 

 

 

 

Обм_кнуть

 

 

 

 

Прик_сновение

 

 

 

 

Зап_реть

 

 

 

 

Заг_релый

 

 

 

 

Бл_стеть

 

 

 

 

Отр_сль

 

 

 

 

Подл_жить

 

 

 

 

Выр_щенный

 

 

 

 

Р_сток

 

 

 

 

К_сание

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

открытый урок на закрепление 5 класс

урок на закрепление пройденного материала для 5-го класса "Ручные стежки и строчки"....

Урок-закрепление 1 класс

Закрпление полученных знаний о музыкальных инструментах. Работа выполнена по системе Л.Занкова, по учебнику Г.С. Ригиной....

Разработка урока. "Не с существительными. Закрепление". 6 класс

Формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаг...

Деепричастный оборот закрепление 7 класс

Русский язык. 7 класс. "Деепричастный оборот" закрепление.Печатный вариант....

"Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка во втором классе по теме "Разделительный мягкий знак. Закрепление."...

" Фонетика " . Урок-закрепление. ( 5 класс)

" Фонетика " . Урок-закрепление.( 5 класс)...