Материалы кружковой работы
методическая разработка (8 класс) на тему
Теоретический и практический материал работы кружка "Языкознание для всех" имеет своей целью углубить представление учащихся о слове, его происхождении, истории, значении; создать условия для пробуждения интереса у учащихся к истокам слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 21" города Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«Языкознание для всех»
9 класс
Составитель: Балдуева Е.Н., учитель русского языка и литературы
МОУ "СОШ№21" г.Магнитогорска
2014г.
Пояснительная записка.
Адресат: учащиеся 9 классов любой школы.
Мотив выбора: побуждение интереса у учащихся к родному языку.
Основные задачи: расширить представление учащихся о науке этимологии; восстановить древнейшие доступные этапы истории слова; вскрыть причины, приведшие к возникновению слова, определить его ближайших «родственников»; закрепить умения и навыки коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка.
Уровень реализации:
различного уровня.
Вид:
предметно-ориентированный.
В рабочей программе внеклассной кружковой работы «Языкознание для всех», частично основанной на материале элективного курса 9 (11) кл. «Номинативная функция языка в аспекте углубленного изучения морфемики, словообразования, орфографии» /Автор-составитель Балдуева Е.Н., 2010г./[1], представлено ориентировочное планирование с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы того или иного раздела, определением практических работ.
Теоретический и практический материал программы кружковой работы имеет своей целью углубить представление о слове, его происхождении, истории, его фонетическом, морфемном и морфологическом облике, значении; совершенствовать умения морфемного анализа путём тренировки учащихся в построении словообразовательного ряда, формировать правописные навыки; создать условия для пробуждения интереса у учащихся к истокам слова.
Развитие, обогащение языка – естественный процесс, и он неразрывно связан с жизнью народа, жизнедеятельностью многих поколений. Всё, что происходит в жизни, так или иначе отражается в языке. А потому с развитием человеческого общества развивается и язык, так как он призван фиксировать, закреплять разные виды отношений в обществе (экономические, производственные, социальные), отражать развитие науки и культуры, общественно-политической жизни. И поэтому не только интересно, но и важно знать, как возникают новые названия, какие существуют способы и типы наименований, почему в нашем языке, как и в других языках своя особая система номинации (наименований). Поскольку язык и сам представляет собой никогда не прекращающийся процесс, деятельность, творчество, то, как справедливо заметил В.Г.Белинский, «язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идёт вместе с жизнию народа».
Любить и знать свой язык – значит стремиться овладеть его богатствами, усвоить не только законы и правила грамматики, правила употребления слов, но и правила словообразования, знать основные пути и направления развития номинации.
Какими путями пополняется словарный состав языка, какие способы образования названий характерны для современности, как фиксируется лексическое богатство в словарях – на эти и другие вопросы поможет ответить данная программа внеклассной кружковой работы «Языкознание для всех».
Более того, данная программа внеклассной кружковой работы «Языкознание для всех» является практическим дополнением к теме самообразования:«Система работы по предупреждению пробелов в знаниях, психологические аспекты неуспеваемости на уроках русского языка и литературы».
Следовательно, наряду с семинарскими занятиями программа курса предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной деятельности учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему; подготовка и защита устных сообщений, этюдов на лингвистические темы; изготовление обобщающих таблиц и миниопор; работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами; возможны и игровые формы работы, типа «Клуба знатоков», др., предполагающие решение различного рода лингвистических задач, миниисследование, что способствует активизации учебной деятельности учащихся, усилению мобильности мысли и влияет на мотивацию учащихся к изучению родного языка.
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, дидактический материал, но и литература по занимательной лингвистике.
Реализация же темы самообразования - «Система работы по предупреждению пробелов в знаниях, психологические аспекты неуспеваемости на уроках русского языка и литературы» - в рамках данной программы позволяет придать курсу практическую направленность в ходе подготовки учащихся к ГИА.
Таким образом, данная программа нацелена на развитие интереса к изучению филологических дисциплин школьного курса в целом.
Планируемые результаты обучения:
способствовать формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; освоению знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладению умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике с целью повышения уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности, способствовать подготовке учащихся 8-9 классов к успешной сдаче итоговой аттестации;
Форма итоговой аттестации, критерии оценивания:
сообщения на лингвистическую тему; тестирование; практическая и контрольные работы, работа с различными видами словарей и справочной литературой; мини-исследования, конференция, зачёт, защита проектов, презентации, составление опорных конспектов и таблиц, рефераты, решение эвристических задач.
Календарно-тематическое планирование для 8-9 классов.
Дата | Кол-во час. | Тема раздела, занятия. | Виды практических работ. |
Введение. К истокам слова. Что такое этимология? Что такое номинация. Слово и его «биография». О задачах этимологии. Об изменениях значения слова. История языка и этимология слова. Пещерные этимологи. Этимология в античном мире. На заре научной этимологии. Как возникают названия. Как проявляется одна из главных функций языка – номинативная. Язык как своеобразная система знаков. «Знаки-наименования» (слово). «Знаки-сообщения» (высказывания). Слово как единица языка. Понятие «номинация». | Знакомство с этимологическим словарём. | ||
Работа с этимологическим словарём | |||
О родстве языков. Языковые группы. О близких и дальних «родственниках».Исконное родство и заимствования. Язык как своеобразная система знаков. «Знаки-наименования» (слово). «Знаки-сообщения» (высказывания). Слово как единица языка. Окончательное решение выносят … окончания. Этимология и сравнительно-исторический метод. | Решение этимологических задач.. | ||
Звуковые изменения и звуковые соответствия. Фонетика и этимология. Звукоподражательные по своему происхождению слова. Закономерные соответствия и случайные совпадения. Пути возникновения наименований, причины сходства и различия в разных языках (этимология слов): внеязыковые («экстралингвистические») и внутриязыковые причины. | Работа со словарями, словом, мини-исследование «исторических» морфем. Работа со справочной литературой. ЦОР: 1С: Репетитор. Русский язык. Путь: справочные таблицы/ русский язык в таблицах/ морфемика. Решение грамматических ребусов. Работа с текстом. Конструирование. Решение эвристических задач. НРК: Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ: Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения»- Челябинск: «Взгляд»,2003-2006г.г. | ||
Словообразование и этимология. Понятие «морфемы», «морфемики». Этимологическое исследование «исторических» морфем. «Скучные» суффиксы. Словообразовательные соответствия. | |||
Развитие значения слова. Гость и гостиный двор. Как стая стала «комнатой». Бесценный – «дешёвый» и бесценный – «дорогой». Причины изменения семантики слова. | Семантический анализ слов. Практическая работа: составление этимологического словарика, выстроенного по одной и той же семантической модели. | ||
Семантические закономерности. Семантика и родство языков. Необычный словарь. Этимологические «раскопки»: | Работа со словарями. | ||
Аналогия в языке и этимологическом исследовании. Язык и … арифметика. Пропорция, аналогия и этимология. Антимир и антилопа. Брак -супружество- и мрак. Слова и вещи: о брюкве, растущей на дереве. Языковеды и историки. Важность внеязыковых фактов. Изучение реалий в помощь языковедам. | Работа со словарями. Практическая работа: аргументация тезиса «Этимология как наука опирается на самые различные отрасли человеческих знаний. | ||
Несколько не совсем обычных этимологий. В каких падежах стоят слова кворум и ребус ? Окончание, ставшее словом. Города и предлоги. О правилах и исключениях. | Работа со словарями. Практическая работа: подготовить сообщение-легенду о происхождении слова. | ||
От конкретного к абстрактному. Значение развития слова в индоевропейских языках. Формирование слов с абстрактным значением: роль глаголов, обозначающих различные трудовые процессы, в формировании абстрактной лексики. | Работа со словарями: выявление слов с абстрактным значением | ||
Н-РК. Диалекты и этимология. Проявление архаичности диалектов во всех сторонах языка: фонетике, словообразовании, семантике. О диалектных словарях. | Работа со словарями. Практическая работа: составление областного диалектного словарика.. | ||
Работа со словарями, текстами, мини-исследования . Сообщение на лингвистическую тему. Составление опорного конспекта «Типы заимствования в русском языке». Решение эвристических и аналитических задач. Морфемный и словообразовательный разборы слов. Конструирование слов по заданным схемам. Работа с этимологическим словарём. НРК: Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ: Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения»- Челябинск: «Взгляд»,2003-2006г.г. | |||
О заимствованных словах. О разных типах заимствования: собственно заимствованная лексика и иностранные слова. Грецизмы и латинизмы ( интернациональная лексика). Пути-дороги заимствованных слов. Этимологизация заимствованных слов. Звуки и их сочетания. Что такое акцент? Фонетическое замещение. Что было раньше – зонт или зонтик? Слова- «гибриды». Сужение значения слов при их заимствовании. Можно ли сделать из мухи слона? Международный языковой фонд Заимствование как дёйствующий, активный способ номинации. Происхождение иноязычных слов (общеславянский фонд; эпоха ПетраI; слова, ведущие своё происхождение от собственных имён). Заиствование как наименее мотивированная номинативная единица Способность иноязычного по происхождению слова легко давать производные имена на русской почве. «Тайна» самого слова. | |||
Кальки – особый вид заимствования. Что такое кальки? Внутренняя форма слова. Типы калек. Международные кальки. «Международные» кальки. Авторы калек. Двуязычие и кальки. Кальки и пуризм ( противники проникновения иноязычной лексики в русский язык). «Волны» лексических заимствований. | Практическая работа: составление ряда слов. | ||
Практическая работа: написание реферата на тему «Наличие калек в русском языке – за и против» | |||
Утрата этимологических связей – деэтимологизация. «Разноцветная» смородина. О катахрезе – «употреблении в неправильном (или несобственном) смысле». Деэтимологизация и этимология. | Работа со словарями. | ||
Практическая работа: сообщения по теме занятия. | |||
Этимология, словоупотребление и словотворчество. Где искать критерий? «Прилунение» и «лунотрясение». «Прилуниться» и «примеркуриться». Отношение к созданию новых слов не только с учётом этимологического фактора, но и роли деэтимологизации в истории языка. | Практическая работа: написание мини-сочинения с целью создания общих терминов в рамках новой космической лексики. | ||
Этимологизация новых слов. Устаревшие неологизмы и возрождённые архаизмы. «Ближняя» этимология. Трудные «новички». Авторы новых слов. «Фамильные» этимологии. Опять слова-«гибриды». Рождение или возрождение слова кибернетика? Лексические «новинки» языка. «Враги» этимолога. «Усечённые» слова. Что такое синкопа? Словообразовательные «рифы». Причуды семантики. | Работа со словарями, этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы. Сопоставление корней с чередованиями. Составление таблиц, алгоритмов, миниопор; «чтение» формул на правописание орфограмм с последующим их воспроизведением. | ||
Работа со словарями, текстами. | |||
Практическая работа: сообщение по теме урока. | |||
Работа со словарями. Составление мини-опоры «Этимология и омонимы» НРК: . Соловьёва Т.В. Словарик современного школьника: Учеб. Пособие для учащихся 5-9 классов - Челябинск: Взгляд,2005. | |||
Метафора. Табу. Эвфемизм. Метафорическая номинация. Метафорическая номинация и её возникновение на основе какого-либо сходства двух предметов. Использование различных групп общелитературной лексики для создания метафорических номинаций. .. Собственно языковые связи слов. | |||
Этимология и омонимы. | |||
Игра-презентация: Наши предки шутят | Практическая работа: презентация. | ||
Спорные этимологии. Об очевидном в науке. Этимологические гипотезы. Происхождение слова площадь. Чья невеста лучше? | Работа со словарями. | ||
Народная этимология и этимологические ошибки. Этимология и археология. Народная и детская этимология. Народная этимология и искажение слов. Вариантность слов – важное свойство языка. Выбор – одна из центральных проблем культуры речи. Как возникают варианты и какие варианты существуют. Слова «близнецы» с разным «прошлым» и, возможно, с разным «будущим». Зависимость выбора одного из вариантов от традиции использования, например, в профессиональной среде, от лингвистических вкусов автора, статьи, пособия и т.д.. | Работа с различными видами словарей и справочной литературой; миниисследование на базе конкретных слов. Решение эвристических задач. Этюд на лингвистическую тему. | ||
Этимологические «мифы». Занимательная этимология. | |||
Работа над презентацией: К истокам слова. | |||
Современная лексикография. «Лексикон славяно-русский и имён толкование» - от первых словарей до словарей современного русского языка. Выпуск лингвистической газеты. | Работа над материалами лингвистической газеты (написание статей, иллюстративный материал). | ||
Разновидности словарей русского языка. Толковые словари, словари синонимов, иностранных слов и др.. Переводные словари как один из способов обогащения языка новой лексикой, совершенствования словарного дела и решения различных вопросов теории языкознания. Подготовка и проведение урока – концерта по теме: «Занимательная этимология». | НРК: . Соловьёва Т.В. Словарик современного школьника: Учеб. Пособие для учащихся 5-9 классов - Челябинск: Взгляд,2005. Девятое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современной универсальной российской энциклопедии. – Москва, 2005г. Путь: словари Работа над концертной программой общешкольного уровня (разработка сценария мероприятия и подготовка к выступлению) |
Литература.
1. Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ: Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения»- Челябинск: «Взгляд»,2012.
2.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. кл.- М.: Просвещение, 1982.
3. Григорян Л.Т. Язык мой- друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1988.
4. Откупщиков Ю В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,1986.
5. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1987
6. Речь. Речь. Речь: Кн. Для учителя./ Под ред. Т.А.Ладыженской - М.: Педагогика,1990.
7. Соловьёва Т.В. Словарик современного школьника: Учеб. Пособие для учащихся 5-9 классов - Челябинск: Взгляд,2008
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : Пособие для учащихся – М.: Просвещение,1991.
9. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка в 4т./ под ред. Б.А.Ларина – М.: Прогресс, 1986..
10.Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов/ П.А.Лекант, В.В.Леденёва – М: Дрофа, 2002
11. Школьный словарь иностранных слов : Пособие для учащихся / В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая и др.. Под ред. В.В.Иванова _ М.: Просвещение,1983..
12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Составитель М.В.Панов – М.: Педагог, 1984.
13. Этимологический словарь русского языка для школьников/ сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург:У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2008
ЦОРы.
1.Девятое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современной универсальной российской энциклопедии. – Москва, 2005г.
2.1С:Репетитор.Русский язык.
[1] Программа элективных курсов по русскому языку для учащихся 5-6 и 9 (11) классов «Словарик современного школьника», «Номинативная функция языка в аспекте углубленного изучения морфемики, словообразования, орфографии» (35 час.) утверждёна на муниципальном уровне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/19/picture-8052.jpg)
Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-421961-1396508208.jpg)
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480387-1410620732.jpg)
ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-714329-1449564113.jpg)
Материалы для кружковой работы по краеведению
Ребята знакомятся с историей родного края, его достопримечательностями и заповедными уголками, посредством экскурсий, чтения краеведческой литературы, участия на историко-краеведческих конкурсах. Боль...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-1366710-1705344256.jpg)
Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...