Материалы для кружковой работы по краеведению
рабочая программа по теме

Хасанова Эльвира Сайфутдиновна

Ребята знакомятся с историей родного края, его достопримечательностями и заповедными уголками, посредством экскурсий, чтения краеведческой литературы, участия на историко-краеведческих конкурсах. Большое внимание уделяется знакомству с жизнью и деятельностью знаменитых людей, изучению их вклада в наследие родной деревни. Обучение проводится на образном, эмоциональном уровнях, что в свою очередь способствует формированию интереса, патриотизма и любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества

муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан

                                          

                                                Утверждена на заседании Совета

                                                МОБУ ДОД ДДТ с.Архангельское

                                                «____»_____________ 20____ года

                                                                   Дополнительная образовательная программа

КРАЕВЕДЧЕСКОГО

КРУЖКА «Патриот»

для детей   11-16 лет

     

         срок реализации программы: 2 года

        Автор программы:  Хасанова Эльвира Сайфутдиновна,

                                                         учитель  истории

 и начального класса.                                

                                                                         2013  год

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: гражданское и  патриотическое воспитание ребят.

  • Главной задачей краеведческого курса является стремление пробудить у ребят интерес и любовь  к своему Отечеству, «малой Родине», достижениям и  подвигам своих предков, наиболее значительным событиям истории;
  • Привлечение учащихся к участию в реализации государственной программы в области военно-патриотического и гражданского воспитания;
  • Развитие интереса к литературно-художественному, публицистическому, музыкальному творчеству времён Великой Отечественной войны;
  • Интеллектуальное и творческое развитие учащихся.

Ребята знакомятся с историей родного края, его достопримечательностями и заповедными уголками, посредством экскурсий, чтения краеведческой литературы, участия на историко-краеведческих конкурсах. Большое внимание уделяется знакомству с жизнью и деятельностью знаменитых людей, изучению их вклада в наследие родной деревни.

Обучение проводится на образном, эмоциональном уровнях, что в свою очередь способствует формированию интереса, патриотизма и любви к Родине.

Данная программа — развивающая. В соответствии с возрастными и психологическими способностями ребят изучение тем проводится с постепенным их усложнением и углублением. При практическом применении программы также учитывается знание учащихся истории и географии. Кроме того, на каждом занятии планируется изучать не только времена минувшие, а чередовать изучение этих тем с темами современной истории и географии нашего края.

 

Большое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся, в которой требования педагога должны стать внутренними побуждениями ребят. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания, методики, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся уровня умственного развития детей.

Программа рассчитана для детей от 11 до 16 лет; дети этого возраста обладают навыками синтеза и анализа, могут обобщить накопленный материал, делать выводы, проводить посильную исследовательскую работу.

Данная  программа - программа 1 года обучения с последующим углублением предложенных тем. Группа детей насчитывает 15 человек, дети делятся на две подгруппы.


ОБЪЕМ   ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ (ЗУН)

По окончании курса дети должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

  1. Называть даты важнейших событий, происходивших в нашей деревне.
  2. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий.
  3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.
  4. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  5. Объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории республики.

Результаты качественного усвоения программы оцениваются путём организации викторин, конкурсно-познавательных программ, участием    в районных  конференциях: «Дорогами Отечества», «Моя родословная»,

в конкурсах «Живые голоса истории», «Адрес детства - Россия»,  в конкурсах сочинений и др.

ОПИСАНИЕ   ФОРМ,   МЕТОДОВ,   СПОСОБОВ  

И   СРЕДСТВ   ДОСТИЖЕНИЯ   ЦЕЛИ

Для достижения поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала. Это и лекции учителя, и сообщение учащихся, и свободное обсуждение, и экскурсии. Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных  и новых методов обучения, применение объяснительно – иллюстрированных и эвристических методов.

ДИАГНОСТИКА   УРОВНЯ   ЗУН

Обеспечивается следующими мероприятиями:

1)  викторины, конкурсы, познавательные игры

2)  рефераты, доклады, сообщения учащихся.

3)  участие в районных конференциях.

ПЕРЕЧЕНЬ   НЕОБХОДИМЫХ   РЕСУРСОВ:

1)  Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты, атласы, наглядный материал).

2)  Видеофильмы, компьютерные программы.

3) Организация экскурсий, выходов в музеи, посещение  выставок.

4) Встреча с знаменитыми  людьми.            

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная программа поможет учащимся расширить и углубить знания по истории  деревни Тереклы, района, республики; познакомиться  с жизнью и деятельностью легендарных людей, узнать проблемы  сегодняшнего дня, пути решения.



Предварительный просмотр:

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Семь чудес моего села.  

Теория 2.                                                              

Практика 3.1. Физико-географическая характеристика деревни.

2.  Стихи о реке Басу.

3.Современное состояние реки. Экология.

3. Наши горы

4. Растительный мир.  

5. Животный мир.

Раздел 2. Я и моя деревня. Теория 2. Практика 3.

1. Воспоминания старожилов о деревне.

2. Я и моя деревня.        

3. Моя деревня  через 10 лет.

4.Создаем проекты домов и зданий в будущем.

5. Оформление папки. 

Раздел 3. Мой род – моя крепость. Теория 4. Практика 4.

      7-8. Оформление папки

  1. Табынские  племена.
  2. История рода «Кара буга»
  3. История рода «Бакырак»
  4. История рода «Тубал»
  5. История рода «Тубал»
  6. История рода «Мишар»

 

 Раздел 4.  Гордое звание – учитель.

Теория 3.

Практика 4.

1. Сбор материала об учителях,  работающих

в нашей школе.

 2-3.Наши учителя.

3. Ветераны труда.

4. Гордость нашей школы.

5. Достижения нашей школы

6-7. Наша школа на страницах газет.

8-9. Оформление папки.

Раздел 5. О нашей деревне

Теория 1.

Практика 1.

1-2. Стихотворения, рассказы  о нашей деревни.

Раздел 6.  О нашей деревне

Теория 1.

Отчёт руководителя кружка.        

2 год обучения“ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”

 Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Первой  мировой  войны, Великой Отечественной войны.

Раздел 1. С чего всё начиналось.

Теория 1.

Практика 1.

  1. С чего всё начиналось.

Наш край в древности.

Раздел 2. Здесь пыль веков. Здесь пыль веков. Теория 1.

 Теория 1. Экскурсии  краеведческие  музеи.

Раздел 5. О чём рассказали книги. Теория 1.

Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки.        

Раздел 4. Столкновение различных политических сил. 1-2. Гражданская война на территории нашего района.

 3. Окончание гражданской войны.

Раздел 5. Столкновение различных политических сил.

Теория 1.

Практика 1.

1-2. Гражданская война на территории нашего района.

3. Окончание гражданской войны.

      4.Оформление папки.

Раздел 6.

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд

1-3. Первая мировая война.

4.      Оформление папки.

5-6.   Наша деревня  и район в годы ВОВ.

 7-9.  Тыл фронту.

10-12. Работа с архивными источниками.        

13.  Оформление папки.

Теория 2.

Практика 4.

Раздел 7.     

    1-2.        Вся жизнь игра. Фатих Иксанов

  1.  “Өфө һөйләй». Наиля Галяутдинова
  2. Вся жизнь игра.Магафур Усманов.

  1. Вся жизнь игра.Ильсур Хабиров.

   

Раздел 8. Люди в белых халатах.

Теория 2.

Практика 4. 1-2. Известные врачи нашего района.

                   3.Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице.

                    4. Оформление папки.         

Раздел 9. Подводим итоги работы кружка

 Теория 1. Отчёт руководителя кружка.



Предварительный просмотр:

             

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «Патриот»

ПЕРВЫЙ ГОД «КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ»

Раздел

Тема

Основные вопросы

Кол-во

 часов

Сроки

1

Семь чудес моего

 села    

1. Физико-географическая характеристика деревни.

2.  Стихи о реке Басу.

3.Современное состояние реки. Экология.

3. Наши горы

4. Растительный мир.  

5. Животный мир.

6. Наша земля в литературе, живописи, музыке.

7-8. Легенды и предания.

9. Оформление папки.

Знакомство с природой деревни. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.        

                9

2

Я и моя деревня.        

1. Воспоминания старожилов о деревне.

2. Я и моя деревня.        

3. Моя деревня  через 10 лет.

4.Создаем проекты домов и зданий в будущем.

5. Оформление папки.

Моя деревня  через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашей деревни в будущем.         

5

3

    Мой род – моя крепость. 

  1. Табынские  племена.
  2. История рода «Кара буга»
  3. История рода «Бакырак»
  4. История рода «Тубал»
  5. История рода «Тубал»
  6. История рода «Мишар»

 7-8. Оформление папки

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

8

4

Гордое звание – учитель.        

1. Сбор материала об учителях,  работающих

в нашей школе.

 2-3.Наши учителя.

3. Ветераны труда.

4. Гордость нашей школы.

5. Достижения нашей школы

6-7. Наша школа на страницах газет.

8-9. Оформление папки.

Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

                        

9

5

О нашей деревне.

.

1-2. Стихотворения, рассказы  о нашей деревни.

Работа с краеведческой литературой

2

6

        Отчёт руководителя кружка.        

        Отчёт руководителя кружка.

        Отчёт руководителя кружка.

Выступления учащихся. Выставка  творческих работ кружковцев.

                 1

2 год обучения“ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”

 Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Первой  мировой  войны, Великой Отечественной войны.

1.

С чего всё начиналось.        

  1. С чего всё начиналось.
  2. Наш край в древности.

2

2.

Здесь пыль веков.

  1. Здесь пыль веков.

Экскурсии  краеведческие  музеи.

1

3.

О чём рассказали книги

        Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки.        

        Работа с краеведческой литературой.        

1

5.

Столкновение различных политических сил.

1-2. Гражданская война на территории нашего района.

 3. Окончание гражданской войны.

4.Оформление папки.

4

6.

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

1-3. Первая мировая война.

4.      Оформление папки.

5-6.   Наша деревня  и район в годы ВОВ.

 7-9.  Тыл фронту.

10-12. Работа с архивными источниками.        

13.  Оформление папки.

13

7.

Ими  гордится наш деревня

      1-2.        Вся жизнь игра.

             Фатих Иксанов

  1.  “Өфө һөйләй».

  Наиля Галяутдинова

  1. Вся жизнь игра.Магафур Усманов.
  2. Вся жизнь игра.Ильсур Хабиров.
  1. Оформление папки.

7

8.

Люди в белых халатах.

1-2. Известные врачи нашего района.

 3.Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице.

4. Оформление папки.         

5

9.

Подводим итоги работы кружка.

  1. Отчёт руководителя кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.        

1

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей

Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Материалы кружковой работы

Теоретический и практический материал работы кружка "Языкознание для всех" имеет своей целью углубить представление учащихся о слове, его происхождении, истории, значении; создать условия для пробужде...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...