Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Пак Ольга Анатольевна

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работаем над заданиями части 3 (15.1, 15.2, 15.3) ОГЭ

Слайд 2

Справка о планируемых изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2015 г. Изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15 ). Изменен максимальный балл за выполнение работы ( уменьшен с 42 до 39). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).

Слайд 3

- В задании 15.1 будут те же 6 4 цитаты, опубликованные в «Открытом банке заданий», или добавятся новые? И ещё: как создаётся словник понятий для задания 15.3? Ответ Цыбулько И.П . - Пополнение заданий будет. Задания 15.3 тоже будут опубликованы: в каждом из 4 текстов блока будет тема, обусловленная содержанием текста для аудирования. - При выполнении заданий 15.1 и 15.2 ученик может процитировать высказывания из этих заданий. Учитываются ли они при подсчёте общего числа слов сочинения? Ответ Цыбулько И.П . - Учитываются. Но если цитаты неоправданно велики и не имеют отношения к коммуникативному замыслу учащегося, то тогда цитата исключается из подсчёта слов. - Как быть с формулировкой учеником понятия в задании 15.3? Ведь она может не совпадать с трактовкой эксперта. Ответ Цыбулько И.П . - Главное, чтобы формулировка (так, как её понимает ученик) была раскрыта в сочинении. - Что предполагает аргумент «из Вашего жизненного опыта»? Ответ Цыбулько И.П . - Это любой пример из жизни. Разъяснения ФИПИ

Слайд 4

Текст для работы

Слайд 5

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (10)Выла Рыжуха час-полтора. (11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход. (16)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку! (19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно. (20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное… (24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

Слайд 6

( 27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку. (28)— Моя, — ответила Светка. (29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, c хватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка! (32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (35)Женька Светке рукой машет и орёт: (36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. (39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… (44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

Слайд 7

(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились! (51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда! (53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я. (54)— Светлана Сергеева. (55)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда. (56)После спектакля Наташа предложила: (57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я. (60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла». (64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился! (63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий. ( По Е. Габовой )

Слайд 8

Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 9

Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 10

Начало работы с текстом - задание 15.2

Слайд 11

Понимание и интерпретация текста Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором. Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста? Нахождение собственного смысла читателем. Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения . Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Слайд 12

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Слайд 13

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ

Слайд 14

Обратите внимание! Идея текста всегда связана с главным героем текста; основным событием текста.

Слайд 15

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы . Весь класс рыжий ». Назовите лексическое явление, использованное автором в этих предложениях. (Контекстные антонимы) В каком словаре можно уточнить лексическое значение выделенных слов? (В толковом словаре)

Слайд 16

Словарь Ожегова РЫ́ЖИЙ Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.). 4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других. ЗОЛОТОЙ 1. см. золото. 2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень). 4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук). 5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.). 6. перен. дорогой, любимый. Вариант 4: рыжий - дурак Вариант 5: прекрасный, замечательный

Слайд 17

- Какова роль контекстных антонимов в данном случае? уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; б) дать более полную характеристику какого-либо явления; в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами; г) выразить авторскую оценку обозначаемого.

Слайд 18

«…Я думал о том, что не Светка дура. Светка оказалась замечательной. А дураки мы . Весь класс - дураки. » Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир). Дураки...

Слайд 19

- Назовите ключевое слово, характеризующее отношение одноклассников к Светке. (не любили) Какая грамматическая конструкция передаёт их отношение к девочке? (сложное предложение 1 с однородными придаточными) Какова роль этого грамматического явления? (однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе) Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке?

Слайд 20

Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке? «Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы»; (Роль фразеологизма как лексического явления?) « Дура рыжая» (Роль инверсии как грамматического явления?) « Не езди с нами на прогулку!» (Роль глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?) «Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала …» (Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?) Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (Роль неполного предложения?)

Слайд 21

Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора. - Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки? («пела» – «выла»; контекстные синонимы) По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»». Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке? (Роль словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ?)

Слайд 22

Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение Светки уникально? А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (Роль союза в ССП? Однородных членов? и т.п.)

Слайд 23

В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (Роль фразеологизмов? Слов с переносным значением? Несогласованных определений? Придаточного времени?) не любили презирали оскорбляли унижали отвергали Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

Слайд 24

Пишем сочинения

Слайд 25

Вариант сочинения – рассуждения (15.1) По мнению филолога Л. В. Успенского, «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». В самом деле, лексика и грамматика — две стороны одной медали — нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, чтобы передать мысль, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте Е.Габовой? Так, рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, повествователь использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (предложение 3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки. Однако одноклассники ничуть не жалели Светку, бездушно обходились с ней: инверсия «дура рыжая» передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой. Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору буквально в двух предложениях многое рассказать о героях текста.

Слайд 26

Вариант сочинения – рассуждения (15.2) Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий», рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили, унижали и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, жестокие школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого.

Слайд 27

Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Задание 15. 3

Слайд 28

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С 3 К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его 1 Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

Слайд 29

С 3 К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта , или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2 Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0

Слайд 30

С 3 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

Слайд 31

С 3 К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4 9

Слайд 32

Конкретные художественные образы Общее Абстрактные идеи Автор - художественный текст Частное Восприятие читателя - в обратном направлении: От конкретных ситуаций к общей проблеме

Слайд 33

Работаем со словарями ЖЕСТО́КИЙ Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный; не знающий жалости, сожаления, сочувствия . ЖЕСТО́КОСТЬ , -и, ж. Свойство по прил. Жестокий (Толковые словари Даля и Ожегова) Жестокость - поведение, характеризующееся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу. (Словарь этики) Словарь синонимов : безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бессердечие, бесчеловечность. Словарь антонимов : доброта, жалость, сострадание, гуманность, милосердие, человечность.

Слайд 34

Формулируем тезис Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания. Жестокость предполагает полное безразличие к чувствам и страданиям другого человека или живого существа. Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу. Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями. Жестокость - это когда кому-то незаслуженно делают очень больно. Жестокость - это способность причинять страдания людям или животным. Жестокость – это свойство человека, не знающего жалости, сожаления, сочувствия.

Слайд 35

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Бездушие, бессердечие Светка с матерью и двумя сестрёнками…едва концы с концами сводили. Но наши девчонки …презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Отсутствие собственного мнения, нежелание выглядеть «белой вороной» Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… Отсутствие желания признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

Слайд 36

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Желание самоутвердиться за счет более слабого. Девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. Ложное осознание собственного превосходства — В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. Неумение и нежелание понять чувства и переживания другого человека Женька подвалил к Рыжухе и сказал: — Рыжуха, сделай доброе дело, а? Не езди с нами на прогулку! Ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

Слайд 37

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Ложный коллективизм, на деле скрывающий под своей маской обыкновенный стадный инстинкт толпы, объединённый неприятием тех, кто хоть чем-то от нее отличается.

Слайд 38

Пишем сочинение 15.3

Слайд 39

Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с легкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить. Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким. Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить ее остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было все равно. Он просто не хотел портить свой отдых ее «воем». Меня также поразила жестокость, с которой дети в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания окружающие оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость. Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть, и покоя она не даст.

Слайд 40

В Японии жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников. -— - То же самое касается оскорблений, бездушия и унижений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес. Почему рассказчика мучают запоздалые угрызения совести?

Слайд 41

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва Успехов, уважаемые коллеги!



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО НАПИСАНИЮ ЗАДАНИЯ 15.2.

УВАЖАЕМЫЙ ДЕВЯТИКЛАССНИК!

        Добрый день! Прежде чем впадать в уныние или кидаться в панику, удели несколько минут прочтению того, что ты видишь перед собой.

        Ты уже знаешь, что твой экзамен в 9 классе называется ОГЭ. Он состоит из трёх частей: третья часть – это написание сочинения-рассуждения объёмом не менее 70 слов.

        Сразу обрати внимание на вид сочинения, создатели ОГЭ хотели бы увидеть не просто сочинение, а именно рассуждение. Такой вид сочинения позволит тебе максимально раскрыть себя и твой взгляд на окружающий мир. В таком сочинении ты сможешь высказать своё мнение по любому вопросу: жизненному, философскому… К 15 годам ты уже имеешь определённые взгляды, можешь дать оценку своего поведения и поведения окружающих тебя людей. Тем более что героями почти всех текстов становятся твои ровесники, а ситуации, в которые они попадают и в которые, возможно, попадал и ты, очень распространены. В таких случаях, насколько ты понимаешь, максимально раскрывается характер человека. Наверняка, ты и сам задумывался об этом. Порой, мы себя ведём так, как не ожидаем сами от самих себя.

        Итак, начнём!

         Третья часть ОГЭ альтернативная. Что это значит? А это значит, что именно в третьей части ты имеешь право выбрать тот вид задания, который тебе больше нравится, о котором ты больше знаешь, имеешь опыт написания подобного вида работы…  Выбор написания задания 15.1, 15.2, 15.3 не влияет на его оценивание. Максимальное количество баллов, которые сможешь получить при выполнении одного из заданий 3 части – 9 баллов.

        Сегодня я бы хотела поговорить с тобой о задании 15.2.

Прочти, пожалуйста, формулировку этого задания (см. сайт ФИПИ, демоверсия ОГЭ – 2015).

_____________________________________________________________

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл

финала текста.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Для примера мы возьмём текст, который размещён на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который занимается разработкой материалов для нашего экзамена.

Как найти это текст (и все другие) в интернете?

  1. Набираешь в поисковой системе аббревиатуру ФИПИ (на русском языке) или fipi (в латинской транскрипции).
  2. Входишь в Открытый банк заданий ОГЭ.
  3. Выбираешь из списка предметов «Русский зык».
  4. Находишь раздел «Выразительность русской речи».
  5. Выбираешь текст, листая страницы.

Наш текст находится на странице №  1.

Прежде чем приступить к выполнению задания, тебе необходимо прочесть текст. Обрати внимание, что все предложения пронумерованы. Это пригодится тебе тогда, когда ты будешь искать аргументы.

__________________________________________________________________

(1)Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.

(6)Поезд тронулся, находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, я был молод и в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.

— (11)Вот оно! — сказал я себе, поднимаясь. — (12)Люди в опасности. (13)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать.

(14)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.

— (15)Ага! — заорал он. — (16)Иностранец! (17)Тебе нужно поучиться японским манерам! (18)Сейчас я проучу тебя! — (19)Он приготовился наброситься на меня.

(20)За какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!» (21)Мы уставились на маленького пожилого японца. (22)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентльмен сидел в своем безукоризненно чистом кимоно1. (23)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучилось навстречу работяге, словно у него был какой-то очень важный секрет, которым он собирался, видимо, с ним поделиться.

— (24)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. — (25)Иди сюда и поговори со мной.

(26)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

— (27)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

(28)Старик продолжал лучезарно улыбаться.

— (29)Ты едешь домой? — спросил он, и его глаза засветились любопытством.

— (30)Тебя это не касается! — прорычал тот в ответ.

— (31)О, это прекрасно, — ответил старик. — (32)Каждый вечер мы с женой (ей семьдесят шесть) идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (33)Мы наблюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (34)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (35)Однако наше дерево перенесло всё даже лучше, чем я ожидал. (36)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь! — (37)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

(38)Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.

— (39)Да, — сказал он. — (40)Я тоже люблю хурму… — (41)Его голос стих.

— (42)Понимаю, — сказал старик, — и я уверен, что у тебя прекрасная жена.

— (43)Нет, — ответил трудяга. — (44)Моя жена умерла. — (45)Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. — (46)У меня нет жены, у меня нет дома, у меня нет работы. (47)Мне так горько и стыдно за себя. — (48)По его щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.

— (49)Да, — говорил старик, — ты действительно оказался в тяжёлом положении. (50)Присядь сюда и расскажи мне всё.

(51)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (52)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами.

(По Терри Добсону)*

 

1 Кимоно — традиционная мужская и женская одежда японцев.

*Терри Добсон (1937–1992) — американский специалист-практик айкидо, написал несколько книг, посвящённых этому искусству.

 

Задание 15.2. – это сочинение-рассуждение по  предложению № 52: «То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами».

Я предлагаю тебе следующий алгоритм написания сочинения:

  1. Внимательно прочесть последнее предложение. Обычно именно последнее предложение текста содержит некий вывод, мораль и несёт важную смысловую нагрузку, поэтому я советую тебе вдуматься в его смысл.
  2. Сочинение лучше всего начать с кратного пересказа текста, чтобы у него появилась первая часть – вступление, которое вводит проверяющего (учителя, эксперта) в суть дела.
  3. Финальное предложение следует разбить на ключевые фразы, чаще всего их бывает 2-3.

Например,

«То, чего я хотел достичь кулаками» - 1 ключевая фраза, «То было совершено добрыми словами» - 2 ключевая фраза.

  1. Для того чтобы объяснить смысл финала текста, каждую из ключевых фраз необходимо расписать, подробно раскрыть её основную мысль, опираясь на аргументы (их должно быть 2), взятые в тесте. Раскрывая суть ключевой фразы, помни, что каждая новая мысль должна начинаться с красной строки.

Например, примерно так следует расписать 1-ю ключевую фразу: «То, чего я хотел достичь кулаками…»:  

К сожалению, большинство людей в нашем обществе отвечают агрессией на агрессию, полагая, что лучшее разрешение конфликта – это применение силы. По такому пути решил пойти рассказчик. А разъярённому мужчине также надо было выместить свою обиду и злость.  «Он приготовился наброситься на меня» (пр.№ 19).

Твои рассуждения должны перекликаться с аргументами, которые ты приводишь в подтверждение собственных мыслей.

  1. В конце своего сочинения напиши заключение, которое представляет собой вывод всего выше написанного. Заключение может быть прямым ответом на вопрос, поставленный в финале текста.
  2. Итак, ты хорошо потрудился! Приятно осознавать, что ты самостоятельно создал текст. Получи ещё одно удовольствие: прочти его заново, обращая внимание на речевые, орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки. Исправь их и можешь смело переписывать сочинение в тетрадь.

В ходе работы над заданием 15.2.

могут возникнуть следующие вопросы:

  1. Что такое аргументы?

- Это те предложения текста, в которых содержится информация, подтверждающая твои рассуждения.

2. Как оформлять аргументы в сочинении?

- Есть несколько способов оформления аргументов. Я рекомендую следующее:

А) Если предложение, взятое для аргументации небольшое, компактное, то есть смысл его полностью привести в сочинении, закрыв его в кавычки (вспомни оформление цитирования), указав обязательно его номер.

        Например, «Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались» (пр. № 38).

Б) Если предложение, взятое для аргументации, объёмное, то следует своими словами передать его суть, указав только его номер.

Например, переложим своими словами то же предложение № 38:

Вслушиваясь в слова старика, мужчина постепенно успокаивался (пр.№ 38).

В) Если тебя не устраивает ни один из двух вариантов, то используй третий: примени частичное цитирование. Возьми из предложения только ту часть, которая наиболее точно подтверждает твои мысли.

Например, использует то же предложение № 38:

Разъярённый «работяга» стал прислушиваться к словам мудрого японца, он успокаивался, и его «кулаки медленно разжались» (пр.№ 38).

3.Сколько абзацев должно быть в сочинении?

- Столько, сколько ты посчитаешь нужным. Обычно 1 абзац – это вступление (краткий пересказ текста), 2 абзац – это последнее предложение текста, по которому ты пишешь сочинение, 3 абзац – это объяснение первой ключевой фразы и аргумент № 1, 4 абзац – объяснение второй ключевой фразы  и аргумент № 2, 5 абзац – заключение.

4. Каков объём сочинения?

- В формулировке задания третьей части ОГЭ в демоверсии содержится только нижний предел – 70 слов. На мой взгляд, оптимальный объём сочинения – 100 слов.

        Я искренне надеюсь, что помогла тебе осознать, что у тебя достаточно знаний и сил для сдачи твоего будущего экзамена.

Удачи на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...