РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

 

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о русском языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить речевую грамотность, выражать свои мысли и чувства как устно, так и письменно. Не случайно и в КИМ  ЕГЭ по русскому язы­ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск­ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение  является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_ot_slova_k_tekstu.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на методическом объединении

 учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора  

МБОУ  СОШ № 3

_______/_Г.Н.Вострякова/

                             «__»августа2014г.

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ  СОШ № 3

Протокол №  1

от «__» августа2014г.

«Утверждено»

Приказ №  

от «____» августа2014г.

Директор МБОУ СОШ № 3

______ /Т.М. Лабуренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  русскому языку «От слова к тексту»

для учащихся 10 А, Б, В классов

среднее общее образование

базовый  уровень

на 2014- 2015 учебный год

:

                                                                                                     Составитель: учитель русского языка и литературы

Вострякова Гелена Николаевна

высшая квалификационная категория

Коновалова Светлана Борисовна                                                                                                      

        высшая квалификационная категория

                                                                                                               

Бийск 2014


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Паспорт   ………..……………………… ……………………………………………………………………………….. 3                                                                                                                              

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………3-4

            Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………….…………………………………4-6

            Учебно-тематическое план ……………………………………………………………………………………………6  

            Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………7-11

Формы и средства контроля…………………………………………………………………………………………..11-12

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы……………………………………..12

            Контрольно-измерительные материалы по курсу …………………………………………………………………...13-25                                                                        

Лист внесения изменений……………… …………………………………………………………………………….26                                                                                 

 

 

                     

                                                                                               

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа  среднего общего  образования

Статус программы: рабочая программа  учебного курса по русскому языку за 10-11 классы

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании среднего (полного)   образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего полного   образования;
  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации   среднего (полного) образования.

            Категория обучающихся: учащиеся  10- 11 классов МБОУ  СОШ № 3

Сроки освоения программы: 2 года

Объем учебного времени:  70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

            Формы контроля: промежуточный и итоговый

                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по русскому языку составлена на  основании следующих нормативно - правовых документов:

-Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7,9,32).

-Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год

         В старших  классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, изучение русского языка в старших классах обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в общеобразовательных учреждениях высшей школы.

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о русском языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить речевую грамотность, выражать свои мысли и чувства как устно, так и письменно. Не случайно и в КИМ  ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение  является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни само реализовывался.

Данная программа позволит расширить знания учащихся по таким разделам, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфология, синтаксис, активизировать их внимание к собственной письменной и устной речи. Курс позволит обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации.

Цели обучения:

Курс   направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Данные цели обусловливают решение следующих задач: 

  • обеспечение усвоения определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развитие речи учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка  

                                           ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения курса учащиеся  должны овладеть следующими умениями и навыками:

           знать/ понимать

  • общие сведения о русском языке;
  • определение основных изученных единиц языка и категорий;
  • орфографические и пунктуационные правила;
  • осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;                                              

               использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способностьи к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и общекультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Общие сведения о  языке

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

6

Лексика и фразеология

6

 Морфология и орфография

14

1

Функциональные стили речи

3

Синтаксис и пунктуация

4

1

ИТОГО

35

2

                                                       

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Развитие речи

Подготовка к выполнению  задания С на ЕГЭ

2

3

ИТОГО

35

2

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контроль

Использование ИКТ-ресурсов

Интеграция с программой Здоровье

Дата

Общие сведения о русском языке (2 часа)

1

Русский язык в современном обществе

1

 Цитатный план лекции

Презентация

Раздел 1. Самопознание

 05.09

2

Виднейшие учёные-русисты

1

Презентация

12.09

Фонетика. Орфоэпия. Графика (6 часов)

3

Сильные и слабые позиции звуков

1

 19.09

4

 Ударение в русском слове

1

 26.09

5

Практикум по теме: «Ударение в русском слове»

1

www.saharina.ru

Раздел 2. Я и другие

  03.10

6

Основные нормы произношения в русском языке (основные нормы современного литературного произношения)

1

www.saharina.ru

10.10

7

Допустимые варианты произношения и ударения

1

 17.10

8

Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

Тест

24.10

Лексика и фразеология    (6 часов)

9

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления

1

Комплексный анализ текста

По уши в ЕГЭ

Раздел 2. Я и другие

31.10

10

Однозначные слова. Многозначные слова

1

14.11

11

Омонимия. Паронимия.

1

21.11

12

Синонимия. Антонимия

1

Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ

28.11

13

Фразеология

1

www.saharina.ru

28.11

14

Тест по теме: «Лексика и фразеология»

1

Тест

05.12

                                                           Морфология и  орфография (14 часов)

15

 Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных

1

Объяснительный диктант

12.12

16

Правописание суффиксов имён существительных

1

По уши в ЕГЭ

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

19.12

17

Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

Объяснительный диктант

26.12.14

18

Правописание суффиксов имён прилагательных

1

www.saharina.ru

16.01.15

19

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных

1

Объяснительный диктант

Раздел 4. Питание и здоровье

23.01.

20

 Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

1

 30.01.

21

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола

1

Проверочный диктант

06.02.

22

Причастие. Правописание причастий

1

Объяснительный диктант

13.02

23

Деепричастие. Правописание деепричастий

1

По уши в ЕГЭ

Раздел 1. Самопознание

20.02

24

Наречие как часть речи. Правописание наречий

1

27.02

25

Буквы н – нн в причастиях, прилагательных  и наречиях на –о, -е

1

www.saharina.ru

06.03

26

Правописание не и ни с разными частями речи

1

Раздел 3 Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

13.03

27

Служебные части речи

1

20.03

28

Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография»

1

Диктант

03.04

Функциональные стили речи (3 часа)

29

Способы и средства связи предложений в тесте

1

По уши в ЕГЭ

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

10.04

30

Стили речи

1

 Комплексный анализ текста

17.04

31

Типы речи

1

 Комплексный анализ текста

24.04

Синтаксис и пунктуация (4 часа)

32

Словосочетание как синтаксическая единица. Типы связи в словосочетаниях

1

Раздел 4. Питание и здоровье

16.05

33

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

1

По уши в ЕГЭ

23.05

34

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

1

По уши в ЕГЭ

23.05

35

Итоговый контрольный тест.

1

Тест

30.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Контроль

Использование ИКТ-ресурсов

Интеграция с программой Здоровье

Дата

Наименование раздела  

1-2

Вводный урок. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

2

ФИПИ

Раздел 1. Самопознание

01.09

08.09

3

 Композиция сочинения - рассуждения 

1

Philology.ru

Раздел 1. Самопознание

15.09

4-5

 Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

2

22.09

29.09

6

Как начать сочинение-рассуждение

1

Philology.ru

Раздел 1. Самопознание

06.10

7

Тема и проблема текста

1

13.10

8-9

Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах

2

20.10

27.10

10

Как определить  проблему?

1

Philology.ru

Раздел 1. Самопознание

10.11

11

Виды комментария проблемы

1

17.11

12

Как прокомментировать проблему

1

Philology.ru

Раздел 2. Я и другие

24.11

13-14

Контрольная работа (тест)

2

Тест

01.12

08.12

15

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции

1

Philology.ru

Раздел 2. Я и другие

15.12

16

Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

1

22.12

17

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

1

12.01

18-19

Что такое аргумент? Типы аргументирования

2

19.01

26.01

20

Типы аргументации в изложении собственной позиции

1

02.02

21

Способы ввода аргументов

1

09.02

22-23

Финал сочинения

2

Сочинение по тексту

16.02

02.03

24

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

1

Сочинение 11.рф

Раздел 2. Я и другие

09.03

25

Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

1

Сочинение-рассуждение

16.03

26

Рецензирование, экспертная оценка творческих работ

1

30.03

27

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

1

Сочинение 11.рф

06.04

28

Контрольное сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

1

Сочинение по тексту публицистического стиля

13.04

29

Рецензирование, экспертная оценка творческих работ.

1

Сочинение 11.рф

Раздел 2. Я и другие

20.04

30

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

1

27.04

31

Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

1

Сочинение по тексту научно-популярного стиля

04.05

32

Рецензирование, экспертная оценка творческих работ..

1

11.05

33-35

Итоговые занятия. Защита творческих работ

3

Творческая работа

Раздел 2. Я и другие

18.05-25.05

                                                                   

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

 Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, тесты, контроль за усвоением грамматических тем, творческие работы. Они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.

Критерии оценки

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка  («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ  (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником  на  протяжении урока   (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но  и  осуществлялась проверка  его  умения  применять знания на практике.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя:

  1.  Греков В.Ф., С. Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык.  10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разрабоки по русскому языку. 10 класс Москва»ВАКО» 2005 г
  3. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 класс- М. 2003
  4.  Михайлова С.Ю. Русский язык. 10 класс Тетрадь – тренажёр. – М.: Просвещение, 2011г.  

         Для  учащихся:

  1. Греков В.Ф., С. Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык.  10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.

                                                                               

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Тест по русскому языку

по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

I. Дополните утверждение, выбрав правильный вариант ответа.
1. Фонетика изучает … .

а) слово и его значение;

б) звуки речи;

в) нормы произношения;

г) буквы и звуки.

2. В русском языке … .

а) звуков больше, чем букв;

б) букв больше, чем звуков;

в) одинаковое количество звуков и букв;

г) 33 звука.

3. Все звуки русского языка делятся на … .

а) звонкие и глухие;

б) гласные и согласные;

в) звонкие и сонорные согласные;

г) гласные и твёрдые согласные.

4. Слогообразующими звуками являются … .

а) сонорные согласные;

б) звонкие согласные;

в) глухие согласные;

г) гласные.

II. Выберите правильный вариант ответа.
1. В каком слове фонетическое деление на слоги произведено неверно?

а) сто|ро|на;

б) то|мный;

в) род|ство;

г) кон|троль

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) алфавит;

б) влияние;

в) ночёвка;

г) рукав.

3. Какая наука определяет нормы литературного произношения?

а) орфография;

б) фонетика;

в) морфология;

г) орфоэпия.

4. В каком положении гласные произносятся чётко?

а) в первом предударном слоге;

б) в открытом слоге;

в) в закрытом слоге;

г) под ударением.

5. Что гласит закон оглушения согласных?

а) звонкие согласные никогда не оглушаются;

б) звонкие согласные оглушаются перед сонорными;

в) звонкие согласные всегда оглушаются в конце слова;

г) сонорные согласные не имеют деления на глухие и звонкие.

6. Как звучит закон уподобления согласных?

а) в сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется другому;

б) перед гласными (так же, как и после них) глухие согласные озвончаются;

в) перед сонорными согласными глухие произносятся звонко;

г) в сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них никогда не уподобляется второму.

7. Установите соответствие. Каждому условию слева может соответствовать несколько ответов справа.

Принципы русской орфографии

Слова

1) морфологический;

а) родиться;

2) фонетический;

б) обрамление;

3) традиционный.

в) заросли;

г) подытожить;

д) скакать;

е) винегрет;

ж) приложение;

з) запивать;

и) бестолковый;

к) разгладить.

8. Найдите в каждом ряду лишнее слово, исходя из принципа его написания.

1). а) выбирать; б) умереть; в) положить; г) пропитать; д) обмакнуть.
2). а) д
алёкий; б) воротник; в) бесшабашный; г) освещение; д) скрепить.
3). а) глад
иатор; б) зайчонок; в) безыдейный; г) расписать; д) бесполезный.

Тест по теме: «Лексика и фразеология»


1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) звуковую сторону слова;
Д) слова и их значения.


2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.


3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) компьютер, ландыш;
Д) самолет, дискуссия.


4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.


5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша;
Д) шить иглой, игла ежа.


6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.


7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.


8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.


9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.


10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.


11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.


12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.


13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.


14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.


15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

 


Ответы


1 Д
2 Г
3 В
4 А
5 В
6 Г
7 В
8 Г
9 Б
10 А
11 Д
12 В
13 Г
14 А
15 Д

Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография»

Путь к озеру

Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.

В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)

Итоговый тест

по русскому языку за курс 10 класса

Цель урока: итоговая проверка знаний учащихся;

                    обобщить полученные знания за курс 10 класса;

                     проверить практические умения и навыки обучающихся.

ТЕСТ

  • ФОНЕТИКА
  1. Отметьте правильные утверждения.
  1. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
  2. В русском языке все согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости.
  3. В современном русском алфавите 33 буквы.
  4. Буква Й является гласной.
  1. В каком слове произносится гласный О?
  1. Березка
  2. Подарок
  3. Шоколад
  4. дрова
  1. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

      1) крыжовник

      2) четверка

      3) фасоль

      4) вьюга

4.  В каком слове звуков больше, чем букв?

     1) ладья

     2) разъяснил

     3)  ясень

     4) юркий

5.   В каком слове букв больше, чем звуков?

     1) фабрика

     2) веселый

     3) чувства

     4) съемка

6.  В каких словах 5 букв и 5 звуков?

     1) яхта

     2) метод

     3) жердь

     4) ладонь

     5) шитье

     6) майка

     7) ружье

  • ОРФОЭПИЯ
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. согнУтый
  2. убрАла
  3. кухОнный
  4. каталОг
  5. звОнит

  1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. кранЫ
  2. ждАла
  3. бАловать
  4. тОрты
  5. свЁкла
  6. аэропортЫ
  • МОРФЕМИКА

9. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) подснежники

2) смеющийся

3) вплотную

4) загадка

10. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) рассвет

2) перегорит

3) приручают

4) аморальный

11. В каком слове неверно выделена основа?

1)  коварный

2) правдоискатель

3)  влево

4)  услышав

12. Укажите слово, в котором нет приставки.

1) примерка

2) прищепка

3) принцесса

4) пришелец

  • ЛЕКСИКА

13. Какое слово является однозначным?

1) канал

2) жесткий

3) биссектриса

4) корень

5) ясный

14. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

1) гвоздь программы

2) вбить гвоздь в стену

3) золотой характер

4) волк воет

5) ветер воет

15. В каких предложениях есть антонимы?

1) Голос звучал робко, несмело.

2) Было темно, стало светло.

3) книга учит различать добро и зло.

4) Он не идет, а бежит.

5) Недруг подталкивает, а друг спорит.

6) Днем и ночью шел дождь и дул ветер.

16. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ (паронимы)?

1. Петю называли «ВЕЧНЫМ студентом».

2. ВЕЧНЫЙ сосновый бор поразил нас своей красотой и величием.

3. Документы были подготовлены для сдачи в архив на ВЕЧНОЕ хранение.

  • ОРФОГРАФИЯ

17. Укажите слово, в котором пишется буква О.

1. зал освещ…н

2. заж..г спичку

3. пальто с капюш..ном

4. пришел почталь..н

5. запряж..м лошадей

6. острый суч..к

18. Укажите слово, в котором пишется буква О.

1. непром..каемый

2. соприк..саться

3. покл..ниться

4. предл..гать

5. водор..сли

19. Укажите слова, в котором пишется буква Е.

1. прибл..зительный

2. снар..жение

3. закр..пить

4. просв..щение

5. оч..рование

20. В каких словах пишется буква З?

1. под наси..шими бровями

2. несколько умных фра…

3. …бывается мечта

4. оставили бе…  сладкого

5. бе…срочный договор

6. и…пугано в…крикнуть

21. В каких словах пишется Ь знак?

1. декабр…ские морозы

2. нес…едобные грибы

3. настал дент прем…еры

4. дым пожарищ…

5. достав..те в срок

6. хочет..ся петь

22. В каких словах пишется Ъ знак?

1. подозрительный суб..ект

2. лев раз..ярился

3. живут в двух..этажном доме

4. старое руж..ишко

5. без..ухий зверек

23. Укажите строку, во всех словах которой пишется одна и та же буква.

1. прелес…ный, тунея…ствовать, переги…

2. коври…ка, фля…ка, лоды…ка

3. скорос…ной, хли…кий, уса…ьба

4. тетра…ка, упако…ка, сороконо…ка

24. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н.

1. соломе…ый

2. утре…ий

3. ледя…ой

4. революцио…ый

5. ветре…ый

25.  Укажите слово, в котором пишутся две буквы Н.

1. оловя…ый

2. соловьи…ый

3. румя..ый

4. стари…ый

26. Укажите слово, в котором пишется одна буква  Н.

1. асфальтирова…ая дорога

2. покраше…ые полы

3. реше…ая задача

4. книга прочита..а

5. маринова..ые огурчики

                                                                                 

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата

Содержание изменений

Причина    

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....

Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс

Материал урока позволяет проверить усвоение учащимися материала по теме; умение использовать знания на практике; воспитывает самостоятельность и ответственность в работе по языку....

Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС

        В старших  классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...

Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".

Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету....

Рабочая программа элективного курса Слово о переводе для учащихся 9-х классов всех типов школ.

   Задача  данного курса - осветить гораздо более широкий круг вопросов общей теории и практики перевода, то есть перевода вообще, а не только  в каком-нибудь одном его жанр...