Лингводилижанс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Дюдяева Ольга Анатольевна

Урок-игра по русскому языку для уч-ся 5-8 классов  может быть использована как во внеклассной работе для расширения знаний, так и привития любви к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dilizhans.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра «Лингводилижанс» 5-8 классы

  Составитель:

 Дюдяева О.А., учитель русского языка и литературы

Цель: расширение лексического  запаса и кругозора учащихся, воспитание любви к родному языку.

Оформление: нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками- посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино;   черный ящик.

Ведущий: Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по городу Лингвистике. А кто знает, что такое дилижанс?

Большая крытая повозка для провоза богажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.)

  Итак, в путь. Первая остановка – посёлок Ономастика. В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого – оnomastike- искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена.

1 Антропонимы – собственные имена, относящиеся к людям.

2 Топонимы – географические названия

3. Ойконимы – названия населённых пунктов

4 Урбанонимы- названия внутригородских объектов

5. Зоонимы – клички животных

6 Хрононимы – собственные имена отрезков времени.

 Соревнуются пассажиры, следующие до этой станции.

Вопросы.

1 Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного.. Что такое фамилия? ( Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий на Руси не было. )      

2. Палиндромы – это слова – перевёртыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа – налево.(Анна, Алла, Тит)

3. Фамилии образовывались по – разному, например, человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца. Как появилась фамилия Татаринов? (от этнонима) .

Город Фразеологизм .

Ведущий. Я буду читать предложения из произведений. Ваша задача вычленить фразеологизм и объяснить его.

  1. Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил? Чуть не убил).
  2.  «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел- прилетел; захотел – улетел. ( Самостоятельный)
  3.  «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но…придержи язык (помолчи)
  4. «Григорий Иваныч рассказал всё, что случилось с тобой. Лиза не верила своим ушам.» ( Удивлялась)
  5. «Все требуют машин, а у него их с гулькин нос» (мало)
  6. «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять» (лениться)

Посёлок Диалект.

Ведущий .

Есть такая русская пословица: «Что ни село , то говор» В  каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор, свой диалект. Предлагаю посоревноваться в знании диалектов русского языка. Я назову общеизвестное слово, а вы скажите нам его диалектный вариант.

1 говорить- сказывать, балакать, баять, гутарить

2 дом – изба, курень, хата, хоромы

3. дорога – большак, тракт, зимняк, стёжка, объездок..

- Молодцы! А кто может назвать имя первого составителя» Толкового словаря живого великорусского языка»

 Село Краснословие

Ведущий.  На этой остановке мы поговорим о сказках, поговорках, считалках, песнях, играх.

1 Во многих русских сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки ( Репка, колобок, Волк и семеро козлят.)

2Назовите сказки, где есть волшебный конь.

3. Что Морозко подарил Ленивице (сундук ворон)

4 Вспомните пословицы о дружбе.

- без беды друга не узнаешь.

Верному другу цены нет.

Гусь свинье не товарищ

Для дружбы нет расстояний

Дружба дружбой , а служба службой.

5Объясните поговорки

- душа в пятки ушла

Своя рука – владыка

Мелким бесом рассыпается

По заслугам и честь

У лжи короткие ноги.

Деревня Подумайкино.

Ведущий.

Вот мы и добрались до Подумайкино. «Язык разум открывает» Вот какие пословицы сложил русский народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч.

1 Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42

2. Корень мой находится в ЦЕНЕ, в «Очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «Тетрадке» ты встречал, вся же в дневнике я и в журнале.

 Внимание! Чёрный ящик. Омонимы- слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу. Угадайте, что лежит в ящике  

Вода была очень холодной, недаром родник носил название Хрустальный ключ.( ключ от замка).

 Итак,  подошло  к концу наше путешествие по дороге Страны Лингвистика. Нелёгкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть и подвести итоги. Те, у кого больше всех набралось фишек, сегодня получат приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ( русский язык в 6 классе) «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»

  Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету. как русский язык. возможно только тогда. ког...

Внеклассное мероприятие "Лингводилижанс"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 8 -9 классов, Мероприятие представляет конкурсную программу с занимательными "минутками".Конкурсы включают материалы по ономастике, орфоэпии, риторике, ху...

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»

Внеклассное занятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 классов. Цель:1.     Выявить уровень эрудированности учащихся в области русского языка...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе "Лингводилижанс"

Цель данного мероприятия:закрепление  знаний  по  орфоэпии, риторике, лексике, ономастике,                 ...

Внеклассное мероприятие «Лингводилижанс»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов...

Игра-викторина по русскому языку "ЛИНГВОДИЛИЖАНС" 9-11 КЛ.

Игра-викторина "Путешествие по стране Лингвистике"...