ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Мясникова Лариса Валерьевна

Внеклассное занятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 классов. 

Цель:1.     Выявить уровень эрудированности учащихся в области русского языка

          и литературы.

      2. Повысить уровень самостоятельности.

      3. Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-puteshestvie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 9  города  Кинеля

городского округа Кинель Самарской области

Внеклассное занятие по русскому языку для 7 класса

                    ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»

                      Автор: Мясникова Лариса Валерьевна,

                                  учитель    русского  языка и  литературы ГБОУ СОШ № 9

   г. Кинеля Самарской области

Кинель 2014

                     

 

Тема: Игра-путешествие «Лингводилижанс».

Цель:

  1. Выявить уровень эрудированности учащихся в области русского языка

          и литературы.

      2. Повысить уровень самостоятельности.

      3. Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Оформление:

          Коробка с билетами, фишки, сигнальные знаки, нарисованная на

листе ватмана карта дороги со всеми остановками, 4 карточки со словами

( дно, веки, игра, рука), репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»,

черный ящик.

                                                    Ход игры.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по дороге лингвистики.

Кто из вас знает, что такое дилижанс? Но, за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому вам, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан путь следования. Итак, приготовились. Тема загадок – средства передвижения. Итак, 1 остановка - Ономастика.

       Река времен в своем стремлении уносит все дела людей

       И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей.

       В памяти остаются слова и от всего былого имена.

       В языкознании есть особый раздел-ономастика. Название он взял от греческого (искусство давать имена ).

       Антропонимы - собственные имена, относящиеся к людям.

       Топонимы - географические названия.

       Ойконимы- название населенных пунктов.

       Урбаконимы- названия внутригородских объектов ( улиц, музеев, и т.д.).

       Зоонимы- клички животных.

       Хрононимы- собственные имена отрезков времени ( 8 Марта, День победы ).

       Сейчас будут соревноваться те пассажиры, кто будет следовать до этой станции. Возьмите сигнальные знаки. Я буду задавать вопросы. Поднявший знак первым будет отвечать на вопросы.

        Вопросы:

  1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного?
  2. Что такое фамилия?
  3. Фамилии образовывались по-разному. Например, 1 человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца. Донской - жил на Дону. А, как появилась фамилия Татаринов или Свистунов?
  4. Палиндрамы-это слова - перевертыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево. Назовите строку о собаке и цветке- палиндрам, составленный когда то Фетом.
  5. Почему колумбами называют первооткрывателей в любой области.
  6. Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру ученых.
  7. Очень много мифологических и литературных собственных имен перешло в разряд нарицательных. Какие это имена?

2 остановка - город Фразеологизм.

Человек через слово всемогущ,

Язык всем знаниям и всей природы ключ.

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слов всех и действиев пружина.

                                                  (Г.Р. Державин)

Задание:

Вычленить из предложения фразеологизм и объяснить его.

1.Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?

2.Что делать, Вася? Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел-улетел.

3.Слушай, ты, обрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык.

4.Григорий Иванович рассказал все, что случилось. Лиза не верила своим ушам.

5.Налбандов начинает с места в карьер, без предисловий, не обращая внимания на гостей.

6.Все требуют машин. А у него их с гулькин нос.

7.Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять.

     3 остановка - поселок Диалект.

     Не собирал я редкие словечки,

     Но звук родной всегда в душе живет.

     Вот место, где сливаются две речки,

     Его назвал сутонами народ.

     И, что мне в том, что в словарях толковых

     Такого слова не было и нет,

     В нем пенье струй я слышу родниковых,

     На шелест трав, на шум лесов ответ.

     Его истоки глубоки и чисты,

     Я сам его прозрачности дивлюсь.

    Так пусть дополнят словари лингвисты,

    Твердя, стихи поэтов наизусть.

Учитель:

Есть такая русская пословица: «Что не село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.

     Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажете нам его диалектный вариант. Итак, начали:

     Говорить, дом, иней, дорога.

     4 остановка - село Краснословие.

     На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх.

     «Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Оно порождало и объясняло жизнь, было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло» (В.Г. Белинский).

      Краснословцы, вы готовы показать свои знания?

      Задания вам такие:

1.В русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки.

2.Назовите сказки, где есть волшебный конь.

3.Что Морозко подарил Ленивице?

4.Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

5.Объясните поговорки: «Душа в пятки ушла», «Своя рука - владыка», «Мелким бесом рассыпается», «Будь, как дома», «По заслугам и честь», «У лжи короткие ноги».

Вывод:

      Вижу: с малыми жанрами вы хорошо знакомы.  А как с такими, как былина? Даже тысячу лет назад на Руси никто не мог точно сказать, с каких пор повелось петь былины

и рассказывать сказки. Посмотрим, что вы знаете о былинах.

1.Объясните литературоведческий термин «былина».

2.Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений.

Кто автор этой картины? (Репродукция картины Васнецова «Богатыри»).

3.Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?

4.Назовите имя прославленного героя-богатыря, который дважды одерживал победу в схватках с огненным змеем?

      Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни.

Я буду зачитывать вам начала старинных обрядовых песен, а вы заканчивать строчку.

      На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной милый до будущей весны.

     Прощай, масленица, прощай, красная. Наступает великий пост. Дадут нам редьки хвост.

    Котышко-мурлышко, серый лобишко, не лезь в сметану. Оставь Тане с Ваней.

    Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь пожениться?

    Не плачь, дам калач. Не вой - дам другой. Не реви - дам три.

    Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко….

    Коси, коси,  пока роса. Роса долой, косец домой.

    Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и ушел.

    5 остановка - деревня Подумайкино.

    Вот мы добрались до Подумайкино.

    Язык разум открывает. Не долго думал, да хорош молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

     Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч. У В. Брюсова есть строки, дающие прекрасный образ родного языка:

     « Мой верный друг!

     Мой враг коварный!

     Мой царь!

     Мой раб - родной язык!»

     В этом образе все: и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладения его тонкостями, и то, что каждый человек - хозяин своего языка, и то, что он обязан  подчиняться законам этого языка. В нашем конкурсе в вопросах и ваших ответах мы увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

      1.   В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмартре на сцене одного из ресторанчиков в 1814 году казаки выкрикнули здесь впервые слово «быстро».

Таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кафе.

Как они называются?

  1. Что у Бориса впереди, а Глеба позади?
  2. Почему в русском языке 33 буквы, хотя звуков 42?
  3. Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же - в дневнике я и  в журнале.
  4. Нас пригласили в гости в салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему ее так зовут?
  5. Внимание! Черный ящик. Вы знаете, что омонимы-это слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Я назову все слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.

      Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении.

     Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название-Хрустальный Ключ.

    Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером.

     Заключительное слово учителя:

     Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. А, сейчас подведем итоги. Те, кто за правильный ответ получал фишки, посчитайте, сколько их у вас набралось. Обладателя самого большого числа фишек ждет приз.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...

Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...

Презентация "Путешествие в мир природы" (Биологическая игра-путешествие)

Биологическая игра-путешествие целью которой является формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответсвенности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребит...

Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"

Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...

Игра-путешествие «Путешествие по стране Православия»

В ходе игры-путешествия  «Путешествие по стране Православия»  у обучающихся  эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие...