Игра-викторина по русскому языку "ЛИНГВОДИЛИЖАНС" 9-11 КЛ.
материал (9 класс)

Игра-викторина "Путешествие по стране Лингвистике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvodilizhans.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНГВОДИЛИЖАНС

Сценарий игры для учащихся среднего школьного возраста.

ОФОРМЛЕНИЕ: коробка с билетами, фишки, сигнальные знаки, нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками – поселок Ономастика, город Фразеологизм, поселок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино; четыре карточки со словами (дно, веки, игра, рука), репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», черный  ящик.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня на дилижансе мы отправляемся  в путешествие по дороге Лингвистике. А кто из вас знает, что такое дилижанс?

Ребята отвечают: «Дилижанс – это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.  Ведущий зачитывает отрывок из романа «Джен Эйр» Ш.Бронте гл. ХХV11. Можно найти картинку дилижанса.

        Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан пункт следования. Итак, приготовились.

        Количество загадок должно быть такое же, как и количество учеников. Тема загадок – средства передвижения.

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите на свои билеты. Первая остановка -  поселок  ОНОМАСТИКА. Участвуют только те  «пассажиры», кто следует до этой станции. Возьмите ваши билеты (сигнальные знаки). Я буду задавать вопросы. Поднявший сигнальный знак первым будет отвечать на вопрос. За правильный ответ дается фишка.

Река времен в своем стремленье уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей.

В памяти остаются слова и от всего былого имена.

В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого onomastike – искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена: АНТРОПОНИМЫ -  собственные имена, относящиеся к людям;

ТОПОНИМЫ – географические названия;

ОЙКОНИМЫ – названия населенных пунктов;

УРБАНОНИМЫ – названия внутригородских объектов (улиц, музеев, парков и т.д.);

ЗООНИМЫ – клички животных;

ХРОНОНИМЫ – собственные имена отрезков времени (8 марта, День Победы, Новый год, Отечественная война, Петровская эпоха, серебряный век и т.д.)

                                В О П Р О С Ы

  1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?  (Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 в., когда фамилий на Руси не было. Первые фамилии в России появились в конце 16 – начале 17 века.
  2. Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской – жил на Дону. А как появилась фамилия Татаринов или Свистунов? (Первая – от этнонима, вторая – от действия).
  3. Палиндромы – это слова-перевертыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева-направо, так и справа-налево. (Алла, Анна,Тит).
  4. Назовите строку о собаке и цветке – палиндром, составленный когда-то А.Фетом. (А роза упала на лапу Азора).
  5. Почему колумбами называют первооткрывателей в любой  области знаний? (Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498 году первым открыл Америку)
  6. Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру ученых (Курчатовий, Кюрий, Нильсборий, Менделевий, Резерфордий, Фермий, Эйнштейний).
  7. Очень много мифологических и литературных собственных имен перешло в разряд нарицательных Какие это имены? (Богиня ночи Никта имела двух сыновей, одного из них звали Гипнос. Римская богиня счастья – Фортуна. Сын Гипноса – Морфей и др.)

ГОРОД  ФРАЗЕОЛОГИЗМ

ВЕДУЩИЙ:  

Человек через слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природы ключ.

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слов всех и действиев  пружина.                Г.Р. Державин

        Я буду вам читать предложения из произведений. Ваша задача: вычленить фразеологизм и объяснить его.

  1. «Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» (чуть не убил) (Д.Фонвизин «Бригадир»).
  2. «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел прилетел; захотел – улетел» (самостоятельный) (А Тургенев «Отцы и дети».
  3. «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык» (помолчи) (А.Фадеев «Молодая гвардия»).
  4. «Григорий Иванович рассказал  все, что случилось. Лиза не верила своим ушам» (удивлялась) (АПушкин «Барышня-крестьянка).
  5. Налбандов начинает с места в карьер, без предисловий, не обращая внимания на гостей» (сразу же) (В. Катаев «Время,  вперед!»).
  6. «Все требуют машин, а у него их всего с гулькин нос» (очень мало) (А.Иванов «Тени исчезают в полдень»).
  7. «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять» (лениться) (В.Шишкин «Угрюм-река»).

Поселок     Д И А Л Е К Т

ВЕДУЩИЙ:

        Не собирал я редкие словечки,

        Но звук родной всегда в душе живет.

        Вот место, где сливаются две речки,

        Его назвал сутоками народ.

        И что мне в том, что в словарях толковых

        Такого слова не было и нет,

        В нем пенье струй я слышу родниковых,

        На шелест трав, на шум лесов ответ.

        Его истоки глубоки и чисты,

        Я сам его прозрачности дивлюсь.

        Так пусть дополнят словари лингвисты,

        Твердя стихи поэтов наизусть.                        Н.Рыленков. Из книги «Сказка моего детства»

Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «Набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.

        Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажете нам его диалектный вариант. Итак, начали:

        Говорить – сказывать, балакать,  баять, гутарить, бахорить;

        Дом – изба, хоромы, хата, курень;

        Иней – куртевень, куржак, кухта;

        Дорога – большак, тракт, шмяк, зимняк, стежка, объездок, путик.

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»?

        Ребята называют имя Владимира Ивановича Даля (18-1-1872) – русского писателя, лексикографа, этнографа, 50 лет работавшего над созданием словаря.

                                Село   КРАСНОСЛОВИЕ

ВЕДУЩИЙ: На этой остановке мы поговорим о сказаках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх и т.д. «Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло… (В.Белов. Из книги «Лад»)

ВЕДУЩИЙ: Краснословцы, вы готовы показать свои знания? Хорошо, что готовы. Задания вам такие:

  1. В русских народных сказках часто повторяются несколько раз одни и те же фразы. Назовите такие сказки. (Репка, Колобок, Волк и коза, Петушок – золотой гребешок и др.)
  2. Назовите сказки, где есть волшебный конь. (Сивка-бурка, Коне- горбунок)
  3. Что Морозко подарил Ленивице? (Сундук ворон).
  4. Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. ( Без беды друга не узнаешь. Верному другу цены нет. Гусь свинье не товарищ. Для дружбы нет  расстояний. Друга на деньги не купишь. Дружба жружбой, а служба службой. Дружбу пони, а зло забывай. Друг лучше старый, а платье новое. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Неверный друг – опасный враг.)
  5. Объясните поговорки: Душа в пятки ушла. (Испугался). Своя рука – владыка. (Хозяин). Мелким бесом рассыпался. (Льстит). Будь как дома. (Чувство свободы). По заслугам и честь. (Соответствие). У лжи короткие ноги. (Выйдет на ружу).

ВЕДУЩИЙ: Вижу с малыми жанками вы хорошо знакомы, а как с такими, например, как былины? Даже 1000 лет назад на Руси не мог никто точно сказать, с каких пор повелось петь былины и рассказывать сказки. Посмотрим, что вы знаете о  былинах:

  1. Объясните литературоведческий термин «былина». (Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9-13 веков.)
  2. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор этой картины?  Ведущий показывает репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри». (На былинные сюжеты написано много работ художников Палеха, этим сюжетом посвятили картины В.Васнецов «Витязь на распутье», И.Репин «Садко», И.Билибин «Дружина Вольги», оперы – А.Бородин «Богатыри», Н.римский-Кормаков «Садко», а также «Богатырская симфония» П.Бородина).
  3. Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга? (Микула – землепашец, Вольга – князь).
  4. Назовите имя прославленного воина-богатыря, который дважды одерживал победу в схватках с огненным змеем. (Добрыня Никитич).

ВЕДУЩИЙ:  Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни. Я буду зачитывать вам начало старинных обрядовых песен, а вы – заканчивать строчку. Начали.

- На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной милый до будущей… (весны)

- Не ходите, девки, замуж, замужем невесело. Моя мама замуж вышла, голову … (повесила).

- Прощай Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут вам редькт… (хвост).

- Котышко-мурлышко, Серый лобишко, не лезь в сметану. Оставь… (Степану)

- Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь… (поделиться)?

- Не плачь – дам калач. Не вой – дам другой, не реви - …(дам три).

- Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка… (колоколнышка).

- Коси, коса, пока роса. Роса долой, косей… (домой).

- Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и …(пошел).

                        «ПОГОВОРКА – ЦВЕТОЧЕК, А ПОСЛОВИЦА – ЯГОДКА»

- Пруд, труд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда).

- Будет, наша, праздник, улица. (Будет и на нашей улице праздник).

- Семь, дитя, глаз, нянька. (У семи нянек дитя без глаза).

- Терпеть, быть, казак, атаман. (Терпи казак – атаманом будешь).

-Соловей, кормить, басня. (Соловья баснями не кормят).

-Медведь, наступать, ухо. ( Медведь на ухо наступил).

- Смотреть, конь, дареный, зуб. )Дареному коню в зубы не смотрят).

                                Деревня   ПОДУМАЙКИНО

ВЕДУЩИЙ:  Вот мы и добрались до Подумайкино. Язык разум открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч! У Валерия Брюсова есть строки, дающие прекрасный образ родного языка: «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!» В этом образе все: и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладения его тонкостями, и то, что каждый человек – хозяин своего языка, и то, что он обязан подчиняться законам этого языка.

        В нашем конкурсе в вопросах и ваших ответах мы, надеюсь, увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

  1. В языках разных народов очень много заимствованных слов. Напнример, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмартре на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: «З0 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые свое прославленное «быстро!», таким образом родился предшественник современных французских маленьких кафе. Как они называются? (Бистро – bistro).
  2. Кто автор следующих строк: «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, а в год  труды» (В. Маяковский).
  3. Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Бука «б»).
  4. Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42? (Потому что согласных букв 21, а согласных звуков – 36, гласных букв - 10, гласных звуков - 6).
  5. Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (Оцен-к-а).
  6. Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречайте хозяйка салона Орфоэпия. Почему ее так зовут? (Греч. Orthos – правильный и epos – речь; раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение).
  7. Внимание! Черный ящик. Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Я назову первое слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.

- Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении. ( В ящике – девичья коса.)

- Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название – Хрустальный ключ. ( В ящике – ключ от замка).

- Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным матером. (В ящике – репчатый лук).

Ведущий: Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. Хочу закончить его словами Этибор Ахуновой, узбекской поэтессы:

На столе моем – книги, много радостных книг!

Их открыл мне учитель – мудрый русский язык!

Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке.

Говорю с целым миром я на том языке!

        Нелегкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть и повеселиться. Для начала мои помощники расскажут вам интересные факты о языках.

        Выходят помощники.

ПОМОЩНИК: Самый распространенный на земле язык – китайский. Им пользуются 700 млн. человек. Н английском говорят свыше 250 млн., на индийских – хинди и урду – 280 млн. Общее же количество языков мира превышает 2700. К ним надо прибавить еще 3000 диалектов.

        Самое маленькое количество букв в алфавите самод – 15. Финский и итальянский алфавит имеют по 21 знаку. Самым длинным географическим названием обладает одна из деревень Новой Зеландии. В этом названии 80 букв.

        Самое  длинное в мире слово – это название одного химического соединения. В нем 1913 букв. Самая древняя письменность  – это колхидское письмо. Ему свыше трех тысяч лет.

ВЕДУЩИЙ: Хочется поговорить с вами о «засорении» языка сленгами, варваризмами и вульгаризмами.

        Еще в середине 18 века поэт и драматург Александр Сумароков написал небольшую пьесу – «Пустая ссора». В ней действуют щеголи того времени и их дамы. Послушайте отрывок из нее.

«Деламида: Вы так флатируете мне.

Дюмин: Вы не поверите, что я вас адорирую.

Деламида: Я этого, сударь, не меретирую.

Дюмин: Я думаю, что вы достаточно ремаркированы быть могли, что я оставил вас в конфузии.

Деламида: Я этой пансэ не имею, чтобы в ваших глазах эмабль имела».

        Ну как, вы поняли, о чем идет речь? А вот если вы узнаете, что «флатировать» - это льстить, «адорировать» - обожать, «пансэ» - мысль и т.д., то поймете смысл услышанного.

        «Восприятие чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка», - писал Сумароков.

        Предлагаю вам посмотреть сценку по рассказу-миниатюре Л.Измайлова «Лажа». Думаю, что после этого вы уже не будете похожи на Ваню. (На сцену выходят артисты и разыгрывают сценку.)

ВЕДУЩИЙ: Вот такая чепуха может получиться, если весь свой словесный запас ограничить  такими словечками, как «клево», «Классно» и т.д. Надеюсь, у вас все иначе?

        А сейчас подведем итоги. Те, кто за правильный ответ получил фишку, посчитайте, сколько их у вас набралось. Обладателя самого большого числа фишек ждет приз.

        Вручаются призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...