Развитие речи при изучении обособленных определений
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Как показывает школьная практика, ученики часто допускают ошибки, в том числе стилистические, при употреблении оборотов, неумело используют их в своей речи. Поэтому возникает необходимость при изучении грамматического материала на уроках проводить и работу по развитию речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pri_izuchenii_obosoblennykh_opredeleniy.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

                              Развитие речи при изучении обособленных определений

                                                         ( Л.Я.Тучак )

       Как показывает школьная практика, ученики часто допускают ошибки, в том числе стилистические, при употреблении оборотов, неумело используют их в своей речи. Поэтому возникает необходимость при изучении грамматического материала на уроках проводить и работу по развитию речи учащихся.

       При изучении обособленных определений главное внимание уделяется обычно определениям, выраженным причастными оборотами. С причастным оборотом, с основным условием его обособления учащиеся познакомились ещё в 7 классе. На первых уроках в 9 классе необходимо повторить грамматические признаки причастий, действительные и страдательные причастия и их образование, синтаксическую роль причастий в предложении. Нужно обратить внимание учащихся на то, что, с одной стороны, причастие, как форма глагола, обозначающая признак предмета по его действию, согласуется с определяемым словом и в словосочетаниях является зависимым словом (читающий ученик); с другой стороны, причастие в словосочетании может выступать как основное слово, управляющее другим, зависимым от него словом (читающий книгу).

    Чтобы сделать работу более интересной, в упражнения можно включить причастия-омонимы, например, затопленная (печь, низина); подобрать к причастиям зависимые слова (затопленная хозяйкой печь, затопленная водой низина). Подобные упражнения помогут учащимся лучше понять сущность причастного оборота и предупредят ошибки в его употреблении и обособлении.

     Лучше всего значение и стилистическая роль причастных оборотов раскрывается в сопоставлении их с синонимичными придаточными частями сложноподчинённого предложения. Работу можно провести так: в левый столбик учащиеся записывают сложноподчинённые предложения, находят в них главные  и придаточные части, определяют вид сложноподчинённого предложения. Затем ученики заменяют придаточные части причастными оборотами, ставя их перед или после определяемого слова (по заданию учителя), и полученные предложения записывают в правый столбик.

     Сравнивая записанные примеры, ученики с помощью вопросов приходят к выводу, что простые предложения с причастными оборотами делают речь краткой, выразительной, что они чаще употребляются в письменной речи и менее свойственны устной, разговорной речи. Можно рассказать учащимся, что на это отличие в своё время обратил внимание Пушкин, который писал: «…причастия вообще…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

     Возможность замены придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом позволяет нам совершенствовать написанное. Выбор той или иной синтаксической конструкции во многом зависит от контекста. Если рядом, например, уже есть сложноподчинённое предложение с определительной придаточной частью, то обычно целесообразнее использовать предложение с причастным оборотом. Это поможет избежать повторения слова который и унылого однообразия  стиля. В отдельных случаях употребление причастного оборота позволяет устранить двусмысленность, неясность сложноподчинённого предложения. Например, в предложении Вершины гор, которые были покрыты лесами, отчётливо виднелись на фоне ярко-синего южного неба неясно, были ли покрыты лесами только вершины или все горы. От неясности можно избавиться при помощи причастного оборота: вершины, покрытые…или гор, покрытых

    С важнейшими условиями такой замены учащиеся знакомятся при разборе нескольких предложений:

  1. Ученики, которых вызвали к доске, написали по одному предложению.
  2. Ученики, которые занимались в первую смену, успеют к началу соревнований.
  3. Те ученики, которые поедут в лагерь, должны получить у врача справку о состоянии здоровья.
  4. Многие ребята, с которыми я отдыхал в лагере, увлекались рыбной ловлей.
  5. Нет другой рыбы, которая так азартно клевала бы, как окунь.

Выполнив эту работу, ученики легче усвоят, что:

  1. Определительную придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить причастным оборотом в тех случаях, когда союзное слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога, а сказуемое выражено глаголами в форме настоящего или прошедшего времени изъявительного наклонения. Если при определяемом существительном есть указательное местоимение, соотносительное союзному слову, то оно при замене опускается;
  2. замена невозможна, если союзное слово который стоит в каком-либо падеже, кроме именительного и винительного, или если сказуемое в придаточной части предложения выражено глаголом в форме будущего времени или глаголом в сослагательном наклонении.

    При выполнении подобных упражнений часто возникают вопросы, какое причастие использовать (действительное или страдательное, возвратное или невозвратное, настоящего или прошедшего времени, совершенного или несовершенного вида), с каким словом его согласовать, есть ли у него зависимые слова. Выбирая нужную причастную форму или изменяя порядок слов в предложении, учащиеся практически усваивают семантику причастий и причастных оборотов и правила их употребления в речи. Ошибки при этом неизбежны. Поэтому на специально выделенном уроке необходимо знания учащихся привести в определённую систему, познакомить учеников с типичными грамматико-стилистическими ошибками. Лучше всего записать на доске примеры с такими ошибками и привлечь весь класс к их исправлению.

Грамматико-стилистические ошибки.

  1. Нарушение согласования между определяемым существительным и зависимым причастием. Например, в предложении «По дорогам, покрытым асфальтом и обсаженными деревьями, мчатся автомобили» оба причастия зависят от определяемого слова дорогам и должны быть поставлены в том же падеже, что и существительное, т.е. в дательном.

   Подобные ошибки возникают в результате того, что учащиеся смешивают определяемое слово с зависимым и не умеют быстро и правильно определять падеж причастия.

  Чтобы предупредить ошибки на согласование, разбираем несколько предложений, придерживаясь такого порядка: учащиеся выделяют словосочетания с причастиями, находят в них причастие и определяемое или зависимое слов, определяют падеж определяемого существительного и поясняющего его причастия. На первых порах определяемое слово выделяем знаком Х, а причастный оборот подчёркиваем волнистой линией.

  Целесообразно познакомить учеников с некоторыми особенностями согласования причастий и прилагательных с подлежащими, выраженными сочетанием числительных два, три, четыре с существительными в родительном падеже: если причастный оборот стоит перед сочетанием, то причастие ставится в именительном падеже (купленные в магазине четыре стула); если же причастный оборот стоит после такого сочетания или между числительным и существительным, то причастие можно употребить в именительном или родительном падеже. Выбор падежа в этом случае зависит от рода существительного: если с числительным сочетается существительное женского рода, то причастие в обороте обычно ставится в именительном падеже (три страницы, написанные мелким почерком). При существительных мужского или среднего рода причастие можно ставить в именительном или родительном падеже в зависимости от намерения автора (причастие в именительном падеже указывает на признак, относящийся ко всей группе лиц или предметов; причастие в родительном падеже – на признак, относящийся к каждому лицу или предмету в отдельности).

  1. Неправильный выбор форм времени и вида.

а) Употребление причастий настоящего времени в предложениях, в которых есть указание на то, что действие уже произошло к моменту речи и, следовательно, надо использовать причастие прошедшего времени. Например, в предложении «Наши баскетболисты, участвующие во вчерашнем соревновании, одержали победу над командой десятиклассников» неверно употреблено причастие участвующие; здесь нужно употребить причастие прошедшего времени (участвовавшие), так как имеется указание на то, что соревнования происходили вчера.

б) Попытки образовать и употребить причастия от глаголов в форме будущего времени, например: «Ребята, пожелающие подписаться на газету, должны обратиться к старосте класса» (следовало: желающие).

      в) Употребление причастия несовершенного вида вместо причастия совершенного вида (и наоборот). Например: «Внезапно налетавший ветер сорвал с берёзки золотые листья». (Нужно: налетевший, так как в предложении есть указание на недлительность, однократность действия – наречие внезапно).

  3) Смешение возвратных и невозвратных, действительных и страдательных причастий.

     В работах учащихся часто наблюдается пропуск частицы  ся у возвратных причастий или употребление невозвратного причастия с частицей ся. Например: «В буйно разросших кустах сирени щёлкали соловьи»; «Между деревней и речкой, заросшейся осокой, находился цветущий луг».

    Объясняем девятиклассникам, что причастие, образованное от возвратного глагола, сохраняет частицу ся. Однако если возвратный глагол употреблён в страдательном значении, то действительное страдательное причастие от него лучше заменить страдательным (если, конечно, его можно образовать от глагола).Например, в предложении «Центральная улица нашего города, освещающаяся лампами дневного света, по ночам бывает очень красива» уместнее употребить страдательное причастие освещаемая (ср.: улица освещается лампами). Поэтому следует признать неудачными такие обороты речи: «правила, изучавшиеся на прошлом уроке», «затянувшееся тучами небо» и т.п.

Стилистические ошибки.

  1. Громоздкость предложения, вызванная постановкой чрезмерно распространённого причастного оборота (или оборотов) перед определяемым существительным. Например: «Возникший в тридцатых годах на месте топких торфяных болот, раскинувшихся на многие километры вокруг, и непроходимых лесов, окружавших его, город за короткий срок превратился в благоустроенный, современный.» Рекомендую учащимся избегать в своей речи таких тяжеловесных, громоздких конструкций, затрудняющих и процесс чтения, и понимание смысла написанного.
  2. Неясность, двусмысленность высказывания.

Искажение смысла может быть вызвано отрывом причастного оборота от определяемого слова, особенно если перед оборотом стоят другие существительные, с которыми причастие может согласоваться («Волейболисты школы направлены на областные соревнования, завоевавшие первенство в районе»).

  1. Употребление причастного оборота в одном ряду с придаточными определительными, например: «Из машины, неожиданно затормозившей и которая остановилась, вышел на дорогу шофёр».
  2. Неблагозвучие, вызванное скоплением причастий, в суффиксах которых имеются шипящие, например: «Яблони, растущие в этом, удивляющем всех саду, были с длинными стелющимися ветками, пригибающимися к земле».

Для закрепления материала можно использовать следующее упражнение:

Найдите и разъясните ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. Предложения запишите в исправленном виде.

  1. «Князь Игорь, задумающий один разгромить половцев, собрал дружину и повёл её к Дону великому». 2) «Ярославна, плакающая на крепостной стене, заклинала силы природы помочь Игорю бежать из плена». 3) «Митрофанушка, который ничего не слышал о географии и не умевший отличить существительное от прилагательного, оказался на экзамене в глупом положении». 4) «Овощи и фрукты, отправляющиеся из приусадебного участка свежими, в пути теряют свои качества». 5) «Купленные билеты вне кассы недействительны».

Итак, система работы по развитию речи при изучении обособленных определений включает ознакомление учеников со значением и стилистической ролью обособленных оборотов речи, анализ типичных грамматико-стилистических и стилистических ошибок в употреблении обособленных определений, проведение тренировочных упражнений.

     

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Урок развития речи при изучении темы «Наречие»

Урок разработан по методике Натальи Львовны Мишатиной «Развитие речи с позиции лингвокультурологического подхода». Данная программа по освоению основных концептов русской культуры рассчитана на ...

Игра на уроках развития речи при изучении текста

Кто не знает детской игры в куби­ки! Сидит ребенок  на полу, пых­тит увлеченно, старательно прилажива­ет цветные кубики, чтобы получилась картинка. Доброе занятие!Мы знаем также, что с помощью ку...

К изучению обособленных определений и приложений

Материалы урока помогут освоить одну из самых сложных тем курса русского языка - обособление определений и приложеий, будут полезны и при подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. С презе...

Развитие речи при изучении темы " Имя числительное"

Данные устные упражнения помогают  правильно читать числительные, стоящие в косвенных падежах...

Изучение обособленных определений в школьной программе

Обособленные определения являются важной частью школьного курса изучения русского языка вследствие  частотности их употребления в устной и письменной речи. Данное средство рассматривается в теме,...

История изучения обособленных определений в отечественном языкознании

На современном этапе обособленные определения рассматриваются в тесной связи с теорией текста. В этом аспекте анализируются методы изучения обособленных определений в практике .  Различные точки ...