Урок развития речи при изучении темы «Наречие»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

Урок разработан по методике Натальи Львовны Мишатиной «Развитие речи с позиции лингвокультурологического подхода». Данная программа по освоению основных концептов русской культуры рассчитана на 3 года (7 - 9 классы). «Портрет радости» - третий урок цикла. До этого учащимися был освоен концепт «печаль».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_pri_izuchenii_temy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи при изучении темы «Наречие»


Урок разработан по методике Натальи Львовны Мишатиной «Развитие речи с позиции лингвокультурологического подхода». Данная программа по освоению основных концептов русской культуры рассчитана на 3 года (7 - 9 классы). «Портрет радости» - третий урок цикла. До этого учащимися был освоен концепт «печаль».

Цели

- Способствовать созданию целостного представления о ценностно-языковой картине мира,

- Расширить эмоциональный словарь семиклассника,

- Сформировать представление о лингвокультурологическом концепте «радость».

Задачи

А) обучающие:

  1. Провести концептуальный анализ слова «радость»;
  2. Сконструировать метафоры со словом «радость»;

Б) развивающие:

  1. Выстроить ассоциативный ряд с концептом «радость»;
  2. Подготовить к написанию творческих работ.

В) воспитывающие

  1. Проанализировать концепт «радость» в национальной культуре и художественном мировосприятии;

Оснащение урока:

Проектор. Раздаточный материал - художественные тексты.

Ход урока:

  1. Организационный момент с постановкой цели и задач;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Концептуальный анализ слова «радость»;
  4. Конструирование метафор и метафорических сравнений;
  5. Анализ художественных текстов с опорой на значения основных эмоциональных концептов;
  6. Домашнее задание.

Организационный момент с постановкой целей и задач

Наша задача - понять смысл эмоции «радость» во всем его многообразии и подготовиться написать очень необычный, оригинальный, интересный этюд «Портрет радости». В тетрадях по развитию речи напишите число и зеленой пастой тему «Радость». Теперь откройте другие тетради с домашним заданием.

Проверка домашнего задания

Вызванные к доске ученики проверяют фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический разбор слова «радость»


Фонетический разбор:

Р - [р] - согл, зв, неп, сонорный, твёрд, парный [р′]

А - [а] - глас, уд

Д - [д] - согл, зв, парн [т], твёрд, парный [д′]

О - [а] - глас, безуд

С - [с′] - согл, глух, парный [з′], мягк, парный [с]

Т - [т′] - согл, глух, парный [д′], мягк, парный [т]

Ь

____________________________

7 букв, 6 звуков


Морфемный разбор:

Корень -рад- суффикс -ость- окончание -нулевое- от слова радый (способ образования - суффиксальный )

Однокоренные слова: радост-н(ый), радостно, не-радостно, радостн-ость, не-радостность, нерадостный, безрадостный, безрадостн-о, жизне-радост-н(ый) - жизнерадостно, жизнерадостность, не-жизнерадостный, радова-ть - радовать-ся - воз-радоваться , об-радовать,на-радоваться, по-радовать …


Морфологический разбор:

Радость - сущ, неодуш, нарицат, ж р, 3е скл, в ед ч, им.п., в предложении является подл.

- Выполнив 3 разбора, мы узнали разнообразную и важную характеристику слова «радость», а что мы узнали о концепте «радость»? - Ничего? -Что для этого нужно сделать?


Концептуальный анализ слова «радость»

1. Установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям).

- Определите значение слова «радость» по толковым словарям.

Ожидаемый результат:

А) Радость - чувство большого удовольствия, удовлетворения, веселое настроение. Радость - веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения

Б) Радость - то, что радует.

2. Установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям - общим и специальным)

- Подберите синонимы к слову «радость», запишите их

Ожидаемый результат:

Радость - отрада - веселье - удовольствие - удовлетворение - ликование - торжество

3. Анализ контекстов употребления слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул).


- Вспомните пословицы и поговорки со словом «радость»

Ожидаемый результат:

  1. После грозы ведро, после печали радость.
  2. В радости сыщут, а в горести забудут.
  3. Радость держи в кармане, а горе - на аркане.
  4. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
  5. От радости кудри вьются, от печали секутся.
  6. Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
  7. Радость не вечна, печаль не бесконечна.
  8. Не радуйся нашедши, не горюй потерявши.



- Вспомните из художественных произведений ситуации, связанные с ощущением радости.
(Учитель комментирует всевозможные примеры)

1. «Собирание» ключевых признаков слова-концепта.

- Какой же может быть радость? - Как вы думаете, сколько определений и эпитетов мы подберем? Запишите только самые интересные и неожиданные. (Ученики находят 10-15 определений, после чего учитель выводит на экран все, и комментарий продолжается)

Эпитеты (более 100):

Радость - безбрежная, безгрешная, беззаботная, безмерная, безмятежная, безотчетная, безудержная, безумная, безыскусственная, бесконечная, беспечная, беспокойная, беспричинная, бесхитростная, бешеная, блаженная, благоговейная, бодрая, большая, буйная, бурная, быстротечная (устар. поэт.), великая, веселая, ветреная, вешняя, восторженная, высокая, глубокая, гордая, горячая, двойная, детская, дикая (разг.), доверчивая, жгучая, жаркая, жестокая, живая, животная, жуткая (разг.), задумчивая, затаенная, земная, злая, искренняя, иступленная, кипучая, легкая, легкокрылая (устар. поэт.), маленькая (разг.), мгновенная, мимолетная, молодая, невинная, невыразимая, нежданная, неземная, неистовая, нелепая, необузданная, необыкновенная, неподдельная, непреходящая, несказанная, несмелая, неукротимая, нехитрая, огромная, опьяняющая, острая, отчаянная, пламенная, полная, потрясающая (разг.), простодушная, пьянящая, резвая, робкая, светлая, святая (устар.), сдержанная, скрытая, скупая, сладкая, случайная, смутная, спокойная, стихийная, странная, стремительная, тайная, творческая, теплая, тихая, торжественная, тревожная, трепетная, убогая, удивленная, умиротворенная, хмельная, холодная, чистая, шумная, юная, ясная.

2. Учет семантических отношений с другими словами той же культуры.


- Составьте словосочетания со словом «радость»

Ожидаемый результат:

Большая, бурная, тихая, неподдельная, искренняя, беспричинная, детская радость.

Радость победителя, радость победы, радость от встречи.

Чувство, ощущение, слёзы радости.

Испытывать, чувствовать, выражать, доставлять (кому-л.), приносить (кому-л.), находить (в чем-л.), скрывать, омрачать кому-л. радость.

Светиться (о глазах, лице), сиять (о глазах, лице) радостью; поделиться с кем-л. своей радостью.

От радости прыгать, плясать, сиять, светиться, быть вне себя, ошалеть (разг.), смеяться, плакать. С радостью, без радости делать что-л., смотреть на кого-что-л., глядеть на кого-что-л.

Радость охватила кого-что-л., освещает чье-л. лицо (чьи-л. глаза), сияет на чьем-л. лице (в чьих-л. глазах).

Радости (чего) жизни, детства.


- Вспомните фразеологизмы со словом «радость»

Ожидаемый результат:

1) Быть (почувствовать себя) на седьмом небе. 2) быть на верху блаженства. 3) Дух захватывает. 4) Воспрянуть духом. 5) Без ума. 6) Без памяти.. 7) В свое удовольствие. 8) Сойти с ума. 9) Вознестись до небес. 10) Вне себя.

4. Наличие бинарной оппозиции, лежащей в основе концепта.

Радость - горе, горесть, скорбь.

Радость - грусть, печать тоска, кручина (нар. - поэт.), огорчение.

5. Этимологический анализ слова, установление его «внутренней формы» (если возможно)

Рад, -а, -о - о состоянии особенной приподнятости, испытываемом кем-л., связанной с оживлением (веселостью) и расположением к кому-л. или к чему-л., «доволен», «счастлив».

Сущ. радость. Глаг. радовать(ся).

Др.-рус. (с XI в.) радъ, -а, -о, радость, радоватися (Срезневский, III, 13 - 15).

Ст.-сл. радъ, -а, -о, радость, радовати.

Слово не имеет родственных связей в других и.-е. языках, кроме некоторых языков германской группы. (П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 1 - 2, - М., 1993. - Т. 2, с. 92 - 93).

Экспликация системы оценок.

- Подведём итог: радость - чувство положительное или отрицательное? В какой степени?

Конструирование метафор и метафорических сравнений

 

- С чем можно сравнить чувство радости?

(Во фронтальной беседе учитель добивается многочисленных вариантов)

Справочный материал:

1. Радость что солнышко. (ум.-ласк. инд.-авт. О большой, неодоливаемой радости, неуёмном счастье, веселье. - Из «Словаря сравнений русского языка» В.М. Мокиенко.)

2. Как поток с вершины утеса, радость быстро протекла (Вяземский).

3. В душе блеснула радость, как искры яркие на снежном хрустале (Вяземский).

4. Радость - что сахар… (Цветаева)

Олицетворения:

Я не ложусь один; ко мне на грудь,

Как женщина, склоняется тревога.

То радость, то печаль спешат ко мне прильнуть,

И страх, как пес, ложиться у порога.

Оксюмороны:

  1. Грустная радость (Есенин)
  2. Тоскливая радость (Горький)

Анализ художественных текстов с опорой на значения основных эмоциональных концептов

1. Прочитайте текст М. Пришвина:

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто ещё не вставал, ничего никто не видал и ты сам видишь впервые.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел,поднял её собрал в пучки её стрелы и обрадовался. Смелей же! (М. Пришвин. Фацелия)

Что знает автор о концепте «радость»?

Ожидаемый результат:

Без радости нет жизни, как нет Жизни на Земле без Солнца. Запасы радости бесконечны. Умей найти радость и поделиться ею с другими.

2. Прочитайте стихотворения Вильяма Блейка в переводе С.Я. Маршака:

Летучая радость

Кто удержит радость силою,

Жизнь погубит легкокрылую.

На лету целуй её -

Утро вечности твоё!


- Что знает автор о концепте «радость»?

Ожидаемый результат:

В тексте дан поэтический язычески-персонифицированный образ летучей Радости как один из источников жизни и вдохновения.

Дитя-радость

- Мне только два дня.

Нет у меня

Пока ещё имени

- Как же тебя назову?

- Радуюсь я, что живу.

Радостью - так назови меня!

Радость моя -

Двух только дней, -

Радость дана мне судьбою.

Глядя на радость мою,

Я пою:

Радость да будет с тобою!


- Что сообщает о радости новорожденный ребёнок?

Ожидаемый результат:

Главная радость - это жизнь

3. Прочитайте стихотворение бельгийского поэта и драматурга Эмиля Верхарна в переводе Линецкой:

Я радость бытия принес тебе в подарок!

Как золотистый шелк, был день сегодня ярок.

И ветер весело кружил над головою.

Блестят мои ступни, омытые травою,

Ладони бархатны - к ним ластились цветы,

Глаза блестят до слез душевной полноты, -

Я их сдержать не мог, ликующий, влюбленный

В огромный сад земли, весною обновленный…


- О какой радости идет речь в этом стихотворении? Что нового привносит поэт в концепт «радость»?

Ожидаемые результаты:

Это радость весны, всеобщая радость, разлитая в мире.

a. Домашнее задание.

-Сумели ли мы достичь цели? - Появились ли новые мысли, речевые обороты для написания творческой работы? Попробуйте написать этюд «Портрет радости», учтите, пожалуйста, замечания по предыдущей работе «Портрет печали»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Игра на уроках развития речи при изучении текста

Кто не знает детской игры в куби­ки! Сидит ребенок  на полу, пых­тит увлеченно, старательно прилажива­ет цветные кубики, чтобы получилась картинка. Доброе занятие!Мы знаем также, что с помощью ку...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Развитие речи при изучении темы " Имя числительное"

Данные устные упражнения помогают  правильно читать числительные, стоящие в косвенных падежах...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля.  Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений ...

Конспект урока развития речи.Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?». 11 класс

Урок с элементами мини-дебатов и интерактивного голосования,с использованием приёмов развития коммуникативной компетенции....