Главные вкладки

    Лексико-грамматические разряды имён прилагательных в 6 классе
    план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

    Алемасова Диана Хайрулловна

    Урок закрепления изученного материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razryady_imyon_prilagatelnykh_6_klass.docx120.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

    Тип: урок повторения
    Класс: 6
    Цель урока:
     расширить представления учащихся об имени прилагательном, его разрядах, формирование умения распознавать разряды прилагательных, совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков, отработка навыков общения в диалоге с учителем и одноклассниками, формирование интереса к изучению русского языка.

    Задачи урока:

     •образовательные: разъяснить учащимся деление прилагательных на три разряда, определить их основные признаки, повторить степени сравнения прилагательных;

    •развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

    •воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся класса.

    Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, схема «Разряды имен прилагательных»

    Сценарий урока

    1. Организационный момент. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. 

    Откройте тетради, запишите число, классная работа

    1. Постановка темы и целей урока

    Учитель: Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, нам нужно выполнить следующее задание. На доске вы видите словосочетания. Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить? (Ответы учащихся, их предположения)

    - Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

    Больш(ие) домов.    
    Зимн(яя) стужей
    Соловьин(ая) трелью  

    Тихий класс  

    Учитель: Какие знания вам помогли справиться с этим заданием?

    Фронтальная работа с классом.

    - Подберите и запишите в столбик синонимы (1 вариант) и антонимы (2 вариант) к словам, где это возможно.

    Учащиеся подбирают синонимы и антонимы к словам большой, тихий. Работа со словарём синонимов.

    В словаре к прилагательному большой приведено более 50-ти синонимов. Проводится словарная работа, уточнение лексического значения слов гигантский, колоссальный, исполинский и т.д с записью в  рабочих тетрадях

    Учащиеся читают получившиеся примеры.

    - К каким словам нельзя подобрать синонимы и антонимы? Почему?

    Вывод ребят: На прошлом уроке мы узнали, что в русском языке ученые выделили три разряда имён прилагательных:

     •КАЧЕСТВЕННЫЕ   ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ    ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ. Узнали, что только качественные имена прилагательные имеют степени сравнения, синонимы и антонимы.

    - Ребята, давайте определим тему нашего урока и запишем её в тетрадях

    -Разряды имён прилагательных

    -Хорошо, Молодцы. А тема урока новая? (Нет)

    Исходя из темы нашего урока, давайте определим цели:

    На ваших партах лежат маршрутные листы. Вы видите таблицу, в которой отражены наши сегодняшние цели. Отмечаем в левой колонке цели, которые поставим себе на уроке, чего мы хотим добиться. В конце урока мы вернёмся к ним и определим в правой колонке, что нам удалось.

    1. Актуализация знаний:

    Терминологическая разминка. Работа с классом

    Фронтальный опрос:

    – Как вы думаете, почему разряды получили такие названия?

    Ответы учащихся

    Качественные – называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, громадный), по возрасту(старый, молодой); по внешнему виду (угрюмый, стройный), по цвету (серый, голубой); по внутренним качествам (злой, добрый). Такие признаки могут быть в большей или меньшей степени. Качественные имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Вопросы: Какой? Каков?
    Относительные имена прилагательные обозначают: материал, из которого сделан предмет: серебряное кольцо, глиняный горшок); указывают на признак предмета по месту (сельская местность),по назначению предмета (токарный станок), по времени его существования (зимняя стужа). (Какой? Каков?)
    Эти признаки не могут проявляться в большей и меньшей степени.
    Притяжательные прилагательные обозначают признак по его принадлежности по его принадлежности какому-нибудь лицу или животному (мамин платок, воронье горло) Вопросы: Каков? Чей

     Игра «Угадай»

    На этом уроке у нас с вами есть задача - закрепить понятие о разрядах имен прилагательных Давайте вспомним, какие признаки могут обозначать прилагательные

    Из волшебной шкатулки учитель достает предметы и просит их описать, употребив качественные,  притяжательные, относительные прилагательные. Притяжательное прилагательное образуйте от своего имени. Например,

    Ручка (шариковая, красная, удобная, пластмассовая и т.п.)
    маркер (красный, толстый, текстовой, удобный, ученический, папин).
    книга (интересная, старая, красивая, Машина, приключенческая, научная).
    игрушка (детская, мягкая, пушистая, большая).

    1. Закрепление.   

     Параллельно индивидуальная работа с детьми, повышенной мотивации.

    Мы хотим с вами закрепить знания о разрядах имён прилагательных? Тогда выполняем следующее задание. Первая группа учащихся будет работать по индивидуальным заданиям, остальные вместе со мной.

    Задание для 1-ой группы

    Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

    Образец: Каменный дом – каменное сердце

    Орлиные крылья -…орлиный взгляд,  медвежья шкура - медвежья услуга, мартышкин хвост - …мартышкин труд, лисий хвост - ….лисьи повадки., волчье логово - …волчий аппетит

    Давайте понаблюдаем, какие обеды готовят в сказочном королевстве, а заодно определим, что за прилагательные перед нами: качественные, притяжательные или относительные. Тексты лежат перед каждым учеником

    «Обеды в сказочном королевстве»

    Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
    Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом.
    А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой  и горячий чай с душистым лимоном.
    Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишнёвым вареньем.
    А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, сочные груши, спелые арбузы. Но все это – на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики. Почётные гости нарядно жуют, нарядные дамы шумно хвалят угощения. Суфле разное: апельсиновое, банановое и клубничное. К тому же сок: манговый, лимонный…

    На ваших партах лежат картинки. О чём они говорят?

    C:\Users\Admin\Desktop\img9.jpg C:\Users\Admin\Desktop\img10.jpg

    Ребята из 1-ой группы выполняли индивидуальные задания, давайте их послушаем и сделаем записи. Цель вашего задания?

    Микровывод:  Имена прилагательные имеют свойство переходить из одного разряда в другой, при этом приобретают переносное значение.

    Физкультминутка.

    Игра светофор. Карточки 3-х цветов

    Красный цвет: качественные

    Зелёный цвет: относительные

    Жёлтый цвет: притяжательные

    Верблюжья колючка, дядин совет, рисовая каша, бабушкин сундук, молочный кисель, храбрая дружина, трусливый заяц, интересное путешествие, мелодичный звон

    Учитель: Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели.

    Буквенный диктант.


    Запишите название работы: «Буквенный диктант».
    Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.

    Зимний вечер -о, заюшкина избушка -п, приятный собеседник -к, малиновое варенье -о, соловьиные трели -п, добрый человек -к, хрустальная туфелька-о, лисья нора, чудесное превращение, соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый шмель.
    Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.
    Самопроверка
    -Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку

    О П К О П К О П К О П К

    Творческий диктант

    Учитель: От называемых существительных образуйте и запишите притяжательные прилагательные и составьте с ними словосочетания.

    Лиса, волк, медведь, вечер, слон, мартышка, заяц, дочь, отец, тайна, пастух, учитель, сестра

    Учитель: От всех существительных нам удалось с вами образовать притяжательные прилагательные? Почему нет?

    Вывод: притяжательные прилагательные образуются только от одушевленных имен существительных

    А знаете ли вы….

    От притяжательных прилагательных с помощью суффиксов –ов,-ев, -ин, -ын образованы русские фамилии: Ильин, Лисицын, Петров, Лебедев

    1. Контроль ЗУН (Тест из 6 заданий см. ниже

    6.  Домашнее задание (дифференцированное):

    1)написать мини-сказку на тему «О жизни высококачественных и хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных».

    2) п.58-60, упр. 345    

    3) Узнать происхождение русских  фамилий, образов. с помощью   суффиксов  –ов, -ев, -ин, -ын                       

    7. Рефлексия

    В начале урока мы с вами отмечали в таблице цели. Давайте обсудим, что нам с вами удалось реализовать на этом уроке.

    Метод «Ресторан»
    Цель:  получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
    Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

    - Я съел бы еще этого…
    - Больше всего мне понравилось…
    - Я почти переварил…
    - Я переел…
    - Пожалуйста, добавьте…
    Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.

    Цели (чего я хочу добиться на уроке)

    Закрепить понятие о разрядах имён прилагательных

    Закрепить навыки и умения определять разряд имён прилагательных

    Узнать, может ли осуществляться переход прил. из одного разряда в другой

    Развивать орфографическую зоркость

    Пополнить свой словарный запас

    Отдохнуть на уроке

    Контроль ЗУН

    1. Найдите имя прилагательное.

    а) подмораживает;  б) морозит;  в) мороз;  г) морозный;  д) мороженое.

    2. Признак предмета, который в предмете может быть в большей или меньшей степени, обозначают:  а) качественные;          б) относительные;           в) притяжательные

    3. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному прилагательные:        

    а) качественные;         б) относительные;           в) притяжательные.

    4. Данные прилагательные являются притяжательными:

    а) лисий след;                  б) медвежья берлога;           в) медвежья походка;                                г) золотое кольцо;                       д) золотые руки

    5. Данные прилагательные являются качественными:

    а) умный человек,          б) сельский магазин,           в) мамин платок;  

     г) длинный путь;         д) каменный дом.

    6. Определите разряд прилагательных по образцу:

    1. Звонкий – качественное;  2) виноградный –              ; 3) лисий –             ;                               4) весенний –                    ; 5) высокий –                     ; 6) мамина –

    1. Найдите имя прилагательное.

    а) морозный;  б) морозит;  в) мороз;  г) подмораживает;  д) мороженое.

    2. Признак предмета, который в предмете может быть в большей или меньшей степени, обозначают:  а) качественные;          б) относительные;           в) притяжательные

    3. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному прилагательные:        

    а) качественные;         б) относительные;           в) притяжательные.

    4. Данные прилагательные являются притяжательными:

    а) лисий след;                  б) медвежья берлога;           в) медвежья походка;                                г) золотое кольцо;                       д) золотые руки

    5. Данные прилагательные являются качественными:

    а) умный человек,          б) сельский магазин,           в) мамин платок;  

     г) длинный путь;         д) каменный дом.

    6. Определите разряд прилагательных по образцу:

    1. Звонкий – качественное;  2) виноградный –              ; 3) лисий –             ;                               4) весенний –                    ; 5) высокий –                     ; 6) мамина –

    Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

    Образец: Каменный дом – каменное сердце

    Орлиные крылья -…………………, медвежья шкура - …………….., мартышкин хвост - ……………….…, лисий хвост - …………………, волчье логово - …………….

    Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

    Образец: Каменный дом – каменное сердце

    Орлиные крылья -……………..., медвежья шкура - ………….…….., мартышкин хвост - …………….…, лисий хвост - ……………….……, волчье логово - …………….

    Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

    Образец: Каменный дом – каменное сердце

    Орлиные крылья -………………., медвежья шкура - ………………..., мартышкин хвост - ……………….., лисий хвост - …………………, волчье логово - …………….

    Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

    Образец: Каменный дом – каменное сердце

    Орлиные крылья -…………………, медвежья шкура - …………….., мартышкин хвост - …………………, лисий хвост - ……………………, волчье логово - …………….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разряд имён прилагательных. 6 класс. Русский язык.

    Интерактивный тест для 6 класса по русскому языку. Разряд имен прилагательных....

    Конспект по русскому языку "Разряды имён прилагательных" 6 класс

    Конспект включает изучение нового материала, его закрепление (первичное и вторичное). Материал включает работу с таблицей, текстом. Также в работе уделяется внимание проблеме русского языка в СНГ....

    Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"

    Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых техно...

    Урок открытия нового знания по русскому языку в 5 классе. Тема «Разряды имён прилагательных»

    Урок построен на реализации принципов технологии  деятельностного  метода на уроках русского языка....

    Разработка уроков по русскому языку для 5 класса по теме "Разряды имён прилагательных"

    Технологическая карта уроков по русскому языук для 5 класса...

    Графический (буквенный) диктант для 6 класса по теме: "Разряды имён прилагательных по значению"

    Представленный в материалах обучающий диктант поможет ребятам актуализировать и проверить свои знания, связанные с определением разрядов имён прилагательных по значению. Интересная форма диктанта помо...