Урок русского языка в 9 классе по программе Разумовской М.М. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Хорошильцева Лариса Васильевна

Урок по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным цели" построен с применением СДП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_spp_s_pridatochnym_tseli.docx211.97 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО) Хорошильцева Лариса Васильевна

Предмет        русский язык                                                                         Класс 9

Тема урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным цели»

Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.      1.Организация внимания учащихся

 

Психологическое  наполнение

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 -Приветствует присутствующих, проверяет готовность к уроку  и организует внимание учеников

-Создает благоприятный эмоциональный настрой

 Готовятся к  уроку,

Приветствуют учителя,

приветствуют гостей

 Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

2. Мотивация. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Мотивация учащихся на успех.

Убедить детей в

необходимости  совершенствовать  навыки  анализа предложений  с целью распознавания придаточной части.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

Демонстрирует видеофрагмент

мультфильма «О страхе на пути к успеху».

-О чем этот фрагмент?

-В чем его поучительность?

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

- Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие?

Цель мира в том, чтобы царствовал разум.

 Ренан Ж

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения.

Эйнштейн А.

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

Бальзак О.

(разбор предложений с использованием интерактивной доски)

Сходство:

*объединены общей темой

*все спп

*одинаковое строение

*придаточная часть начинается одинаково: с союза чтобы

Обращает внимание на данное ранее задание:  

«Многозначность союза чтобы»

Различие:

*придаточные части отвечают на разные вопросы=>виды у них разные

Какое из предложений

 вызвало затруднение?

В чем  испытали трудность?

(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

 - Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока.

Просматривают видеофрагмент (1 минута)

Делают ввод: чтобы быть успешным, надо стремиться к цели

Рассматривают предложения, фиксируя своё внимание на определении сходства и различия.

Выполняют синтаксический разбор, чертят схемы.

Отвечают на поставленный вопрос, называют черты сходства

Говорят о многозначности союза чтобы.

Представляют результаты исследовательской работы

«Многозначность союза чтобы»

Союз чтобы (чтоб)

Союз чтобы (чтоб) пишется слитно и имеет два основных значения: целевое и изъяснительное. Ср.: По-прежнему складывались у печки дрова, чтобы Нонна могла протопить перед сном (Пан.) — целевое значение союза; Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (М.) — изъяснительное значение союза.

Союз чтобы (чтоб) следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы, которое пишется раздельно. В этом сочетании частицу бы можно легко перенести в другое место, например поставить после глагола; ср.: Что бы мне спеть? — Что мне спеть бы?; Что бы придумать? — Что придумать бы? С другой стороны, в предложении Что бы мне спеть? местоимение что можно заменить существительным: Какую песню мне спеть?

Примечание. Союз чтобы следует отличать от наречного выражения во что бы то ни стало.

Приходят к выводу, что  необходимо умение ставить вопросы к придаточным частям. Это действие  является обязательным условием правильного ответа, успеха.

Формулируют тему и цели урока:

СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности таких предложений, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Проявление познавательной активности

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие языкового чутья

Анализ предложений с точки зрения синтаксических норм

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. «Открытие нового знания»

 

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Предлагает обучающимся работу в паре:  прочитать теоретический материал параграфа 23 на стр. 138.

Ставит цель установить соответствие с ранее изученным

Ставит цель схематично, в то же время и творчески оформить запись в тетради: это может простая схема, акростих, синквейн.

Пересказывают текст (теоретический материал) напарнику и задают свои вопросы.

Устанавливают соответствие с ранее изученным.

Схематично изображают в тетради строение спп с придаточным цели

Отвечают по схеме у доски:

1)

2) Синквейн

Предложение

Сложное, распространенное

Обозначать, понимать, достигать

Изученные предложения обозначают цель

Ясность

3) Акростих

В – вопросы (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )

Р – разделяется запятой

о

С – стоит (местоположение свободное)

Сотрудничество в парах

Использование знаково-символических средств, в том числе  моделирования

Вывод на основе проделанной работы

 4.Домашнее задание

-включить новый способ действий в систему знаний учащихся

-тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует использовать в домашней работе полученнные в ходе работы над параграфом схему, акростих или синквейн.

Упр. 195  или

Упр. 197

В соответствии со своим уровнем

Записывают задание в дневник.

-отработка алгоритма по изученной теме

Дифференцированные задания

 5.      Первичное закрепление

Закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений

Закрепить порядок синтаксического разбора предложения

Контролировать деятельности по ходу выполнения задания.

Предлагает выполнить  упр. 193 по заданию (составить СПП с придаточным цели и образа действия и составить схемы).

 Ставит цель закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений.

Контролирует деятельность по ходу выполнения задания.

Фронтальный опрос

Выполняют упражнение в тетради

Совершенствуют навыки синтаксического разбора предложения

Делают  вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной.

Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности.

Осознание ответственности

за общее дело

Формирование умений ориентироваться в полученной информации.

 по ходу выполнения задания.

 6. Физминутка

Чередование видов деятельности

Активизация

внимания учащихся и повышение

способности к дальнейшему восприятию

учебного материала

Упражнение "Визуализация моего успешного будущего"

(Музыкальное сопровождение).

Каждый из вас, думал о своем будущем и может быть, даже сформулировали это в виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в конструировании образа этой цели. Ваша задача, слушать мой голос и создавать свои внутренние образы.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

Еще раз вдохните и выдохните.

Представьте себе свой обычный день вашего  ближайшего будущего.

Вы просыпаетесь утром. (30 сек)

Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом.

Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя?

Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете предельно подробно и конкретно.

Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите?

Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. (30 сек)

Вы только что узнали результаты огэ по русскому языку, вы  все сдали на 5!

Добавьте тактильные ощущения - кожей вы чувствуете приятную утреннею прохладу или касание нежной теплой ткани.

Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться!

Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок.

Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза

Релаксируют, расслабляются

Представляют прекрасные картины, образы, настраиваются на позитив.

Восстановление физических и духовных сил ученика.

7.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации-успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

-проверить умения  работать учащихся по алгоритму

-организовать самостоятельную работу учащихся

 -При помощи системы интерактивного голосования ActivExpression проводит самостоятельную работу по определению видов придаточных предложений. Материал взят из электронного тренажера к  учебнику Русский язык. 9 класс под ред. Разумовской М.М.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

-применение на практике полученных знаний и последующее повторение

-самоконтроль выполнения задания

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

8.      Включение нового  знания в систему знаний и повторение.

 

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Предлагает познакомиться с текстом притчи о лягушке, которая достигла цели.

Предлагает выполнить задание, аналогичное заданию 15.2. ОГЭ:

-Как вы понимаете финальные строчки притчи. Прокомментируйте их. Используйте в своем комментарии СПП с придаточным цели.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечные результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Читают притчу.

Работают над составлением текста творческой работы.

Зачитывают получившийся текст.

Различение типов придаточных

Задание творческого характера речи

9.Рефлексия

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

-организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

-организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

-рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Разумовской М.М.

Рабочая программа имеет правильную структуру и учебно-тематический план, полностью соответствующий  программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе Разумовской М.М.

Данная рабочая программа имеет составлена методически верно. Учебно-тематическое планирование полностью соответствует программе М.М.Разумовской по русскому языку в 7 классе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

УРОК по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным цели»

Образовательные: закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели; развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод; совершенствование нав...