Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Словосочетание. Предложение."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Маслова Ирина Александровна

Урок обобщения знаний о видах словосочетаний и предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_6_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Словосочетание. Предложение

Маслова И.А.

Цели урока:

способствовать расширению  знаний учеников о видах словосочетаний и предложений;

–  закреплять умения различать виды подчинительной связи в словосочетании, отличать простое предложение от сложного, различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения;

–  совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях;

–  воспитывать любовь к языку художественной литературы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы, целей и задач урока.
  3. Проверка домашней работы (выполненные задания заранее на перемене записаны учащимися на доске).
  4. Словарная работа

Репетиция, шоколад, шоссе, рассказ, чемпион, велосипед, программа, телефонный, литература, зоопарк, гитара.

После проверки словарной работы учитель предлагает учащимся найти лишнее слово и объяснить свой выбор.

Задания по развитию речи:

–  Составьте со словами из словарной работы по 3 словосочетания со связью согласование и со связью управление.

–  Составьте с одним из слов словарной работы предложение: 1группа – сложноподчиненное предложение (СПП), 2 гр. – сложносочиненное предложение (ССП), 3 гр. – простое предложение (ПП).

  1. Опрос класса:

–  Что такое словосочетание?

–  Как найти главное слово в словосочетании?

–  Какие виды подчинительной связи в словосочетании вы знаете?

–  Как определить вид связи?

–  Какой частью речи выражено зависимое слово при согласовании?

–  При управлении?

–  При примыкании?

–  На какие виды делятся предложения?

–  Как отличить простые предложения от сложных?

–  Чем различаются простые предложения и сложные?

–  Как соединяются простые предложения в составе сложного?

–  Как делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союзов?

–  А союзные?

А чем различаются сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?

  1. Закрепление знаний.  

А. Синтаксический разбор сложных предложений по группам:  1. Вдруг от дедушки я слышу, что печник нам сложит печь. 2. Рядом девочку стригут, два ручья из глаз бегут. 3. Море пламенем горит, выбежал из моря кит.

В. Графический диктант

  1. Только раки пучеглазые

По земле во мраке лазают,

            Да в овраге за горою

               Волки бешеные воют.

  1. Наступила темнота,

Не ходи за ворота.

               3)  Мыши кошку изловили,

               В мышеловку посадили.

  1. Мне вчера донесли обезьяны,                                                            

Что ты ездил за дальние страны.

  1. Лягушата квакают,

А утята крякают,

Поросята хрюкают,

Мурочку баюкают.

С. Задание «Найди предложение»: 1 группа – сложноподчиненные предложения, 2 группа – сложносочиненные предложения, 3 группа – простые предложения (текст задания приведен ниже).

1.Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаве слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.

–  Замените словосочетание повелителем лесов со связью управление синонимичным словосочетанием со связью согласование.

     VII.    Подведение итогов урока

–  О каких предложениях мы сегодня говорили?

–  Чем похожи бессоюзные сложные предложения и сложносочиненные предложения?

–  А сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?

–  Чем различаются сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?

–  Какие виды подчинительной связи мы вспомнили?

VIII.   Тестирование (смотри приложение)

  1. Выставление оценок.

Приложение

ВАРИАНТ I

  1. Составьте и запишите по 3 словосочетания со связью управление и согласование, употребив слова из словарной работы.
  2. Составьте и запишите с одним из слов словарной работы СПП.
  3. Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: Вдруг от дедушки я слышу, что п…чник нам слож…т печь.
  4. Графический диктант: 1)                                               2)

3)                                    4)                                               5)                                                                                    

  1. Найдите СПП и подчеркните в них грамматические основы: 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту. 
  2. Тестирование
  1. Предложение, состоящее из одного главного и одного придаточного, называется:

А) сложносочиненным;

Б)  сложноподчиненным;

В)  бессоюзным сложным предложением.

  1. Простые предложения соединяются в сложные следующими способами:

А)  при помощи интонации;

Б)  при помощи знаков препинания;

В)  при помощи интонации и союзов или союзных слов.

  1. Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?

А)  прибавочное;

Б)  придаточное;

В) присоединенное.

                    4.   Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:

А)  запятыми;

Б)  двоеточием;

В)  тире.

  1. Предложение  Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился

А)  ССП;

Б)  СПП;

В)  БСП.

                 6.   Укажите вид подчинительной связи в словосочетании быстро бегал

А)  согласование;

Б)  управление;

В)  примыкание.

ВАРИАНТ II

  1. Составьте и запишите по 3 словосочетания со связью управление и согласование, употребив слова из словарной работы.
  2. Составьте и запишите с одним из слов словарной работы ССП.

III   Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: Рядом девочку стр…гут, два ручья из глаз б…гут.

     IV .  Графический диктант:      1)                                            2)

            3)                                          4)                                            5)                                                                                      

V.  Найдите ССП и подчеркните в них грамматические основы: 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту. 

  1. Тестирование
  1. Как называется сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом и:  

А) сложносочиненным;

Б)  сложноподчиненным;

В)  бессоюзным сложным предложением.

  1. Предложение Выпал снег, упал мороз:

А)  ССП;

Б)  БСП;

В)  СПП.

  1. Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?

А)  прибавочное;

Б)  придаточное;

В) присоединенное.

                4.   Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:

А)  запятыми;

Б)  двоеточием;

В)  тире.

5.Предложение  «Пошел дождь, и гребцы бросили весла»:

А)  ССП;

Б)  СПП;

В)  БСП.

                 6.   Укажите вид подчинительной связи в словосочетании летел в самолете

А)  согласование;

Б)  управление;

В)  примыкание.

ВАРИАНТ III

  1. Составьте и запишите по 3 словосочетания со связью управление и согласование, употребив слова из словарной работы.
  2. Составьте и запишите с одним из слов словарной работы ПП  с однородными членами
  1. Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: «Море плам…нем горит, выб…жал из моря кит».

IV.  Графический диктант:   1)                                                  2)

            3)                                       4)                                                  5)                                                                                

V. Найдите ПП и подчеркните в них грамматические основы: : 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту. 

VI. Тестирование

1.Предложение, состоящее из ПП, соединенных интонационно, называется:

А) сложносочиненным;

Б)  сложноподчиненным;

В)  бессоюзным сложным предложением.

      2.Предложение «Мы вышли на улицу и увидели снег»:

А)  ССП;

Б)   ПП;

В)  БСП.

      3.Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?

А)  прибавочное;

Б)  придаточное;

В) присоединенное.

      4.  Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:

А)  запятыми;

Б)  двоеточием;

В)  тире.

      5. Предложение  «Выпал снег, упал мороз»:

А)  ССП;

Б)  СПП;

В)  БСП.

      6.   Укажите вид подчинительной связи в словосочетании с моим другом

А)  согласование;

Б)  управление;

В)  примыкание.

Список литературы:

  1. Чуковский, К.И. Стихи для детей. – Москва: «Детская литература», 1999. – С. 54  - 122.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...