Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Словосочетание. Предложение."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок обобщения знаний о видах словосочетаний и предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Словосочетание. Предложение
Маслова И.А.
Цели урока:
– способствовать расширению знаний учеников о видах словосочетаний и предложений;
– закреплять умения различать виды подчинительной связи в словосочетании, отличать простое предложение от сложного, различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения;
– совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях;
– воспитывать любовь к языку художественной литературы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Определение темы, целей и задач урока.
- Проверка домашней работы (выполненные задания заранее на перемене записаны учащимися на доске).
- Словарная работа
Репетиция, шоколад, шоссе, рассказ, чемпион, велосипед, программа, телефонный, литература, зоопарк, гитара.
После проверки словарной работы учитель предлагает учащимся найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Задания по развитию речи:
– Составьте со словами из словарной работы по 3 словосочетания со связью согласование и со связью управление.
– Составьте с одним из слов словарной работы предложение: 1группа – сложноподчиненное предложение (СПП), 2 гр. – сложносочиненное предложение (ССП), 3 гр. – простое предложение (ПП).
- Опрос класса:
– Что такое словосочетание?
– Как найти главное слово в словосочетании?
– Какие виды подчинительной связи в словосочетании вы знаете?
– Как определить вид связи?
– Какой частью речи выражено зависимое слово при согласовании?
– При управлении?
– При примыкании?
– На какие виды делятся предложения?
– Как отличить простые предложения от сложных?
– Чем различаются простые предложения и сложные?
– Как соединяются простые предложения в составе сложного?
– Как делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союзов?
– А союзные?
– А чем различаются сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?
- Закрепление знаний.
А. Синтаксический разбор сложных предложений по группам: 1. Вдруг от дедушки я слышу, что печник нам сложит печь. 2. Рядом девочку стригут, два ручья из глаз бегут. 3. Море пламенем горит, выбежал из моря кит.
В. Графический диктант
- Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
- Наступила темнота,
Не ходи за ворота.
3) Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
- Мне вчера донесли обезьяны,
Что ты ездил за дальние страны.
- Лягушата квакают,
А утята крякают,
Поросята хрюкают,
Мурочку баюкают.
С. Задание «Найди предложение»: 1 группа – сложноподчиненные предложения, 2 группа – сложносочиненные предложения, 3 группа – простые предложения (текст задания приведен ниже).
1.Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаве слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
– Замените словосочетание повелителем лесов со связью управление синонимичным словосочетанием со связью согласование.
VII. Подведение итогов урока
– О каких предложениях мы сегодня говорили?
– Чем похожи бессоюзные сложные предложения и сложносочиненные предложения?
– А сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?
– Чем различаются сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?
– Какие виды подчинительной связи мы вспомнили?
VIII. Тестирование (смотри приложение)
- Выставление оценок.
Приложение
ВАРИАНТ I
- Составьте и запишите по 3 словосочетания со связью управление и согласование, употребив слова из словарной работы.
- Составьте и запишите с одним из слов словарной работы СПП.
- Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: Вдруг от дедушки я слышу, что п…чник нам слож…т печь.
- Графический диктант: 1) 2)
3) 4) 5)
- Найдите СПП и подчеркните в них грамматические основы: 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
- Тестирование
- Предложение, состоящее из одного главного и одного придаточного, называется:
А) сложносочиненным;
Б) сложноподчиненным;
В) бессоюзным сложным предложением.
- Простые предложения соединяются в сложные следующими способами:
А) при помощи интонации;
Б) при помощи знаков препинания;
В) при помощи интонации и союзов или союзных слов.
- Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?
А) прибавочное;
Б) придаточное;
В) присоединенное.
4. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) тире.
- Предложение Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании быстро бегал
А) согласование;
Б) управление;
В) примыкание.
ВАРИАНТ II
- Составьте и запишите по 3 словосочетания со связью управление и согласование, употребив слова из словарной работы.
- Составьте и запишите с одним из слов словарной работы ССП.
III Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: Рядом девочку стр…гут, два ручья из глаз б…гут.
IV . Графический диктант: 1) 2)
3) 4) 5)
V. Найдите ССП и подчеркните в них грамматические основы: 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
- Тестирование
- Как называется сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом и:
А) сложносочиненным;
Б) сложноподчиненным;
В) бессоюзным сложным предложением.
- Предложение Выпал снег, упал мороз:
А) ССП;
Б) БСП;
В) СПП.
- Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?
А) прибавочное;
Б) придаточное;
В) присоединенное.
4. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) тире.
5.Предложение «Пошел дождь, и гребцы бросили весла»:
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании летел в самолете
А) согласование;
Б) управление;
В) примыкание.
ВАРИАНТ III
- Составьте и запишите по 3 словосочетания со связью управление и согласование, употребив слова из словарной работы.
- Составьте и запишите с одним из слов словарной работы ПП с однородными членами
- Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: «Море плам…нем горит, выб…жал из моря кит».
IV. Графический диктант: 1) 2)
3) 4) 5)
V. Найдите ПП и подчеркните в них грамматические основы: : 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
VI. Тестирование
1.Предложение, состоящее из ПП, соединенных интонационно, называется:
А) сложносочиненным;
Б) сложноподчиненным;
В) бессоюзным сложным предложением.
2.Предложение «Мы вышли на улицу и увидели снег»:
А) ССП;
Б) ПП;
В) БСП.
3.Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?
А) прибавочное;
Б) придаточное;
В) присоединенное.
4. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) тире.
5. Предложение «Выпал снег, упал мороз»:
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании с моим другом
А) согласование;
Б) управление;
В) примыкание.
Список литературы:
- Чуковский, К.И. Стихи для детей. – Москва: «Детская литература», 1999. – С. 54 - 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-9533-1416752839.jpg)
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/26/picture-62696.jpg)
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-845935-1478526618.jpg)
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124843-1552220683.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...