Отзыв на учебник Л.В. Ассуировой "Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка"
статья по русскому языку по теме

В учебнике Л.В. Ассуировой "Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка" содержится уникальный учебный материал, помогающий в создании текстов разного типа и стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv_na_uchebnik_l.v._assuirovoy.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Отзыв на учебник Л.В.Ассуировой «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка»

       Что представляет из себя интегративный учебник доктора педагогических наук Л.В.Ассуировой «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка»?

       Это не просто книга, которая, как и любой другой учебник, знакомит учащихся с новыми понятиями, помогает обрести знания, умения и навыки. Она предлагает методику, которая развивает умение понимать текст, дает возможность по-новому взглянуть на процесс обучения.

       В первую очередь, это касается таких предметов как русский язык и литература. Однако книга далеко выходит за рамки не только гуманитарных наук, но и за рамки школьного обучения вообще. Учебник помогает понимать текст любой сложности и специфики, создавать собственные речевые высказывания.

       Нам представляется, что учебник Л.В.Ассуировой имеет своей конечной целью помочь человеку ХХI века разобраться в том сложном информационном поле, которое его окружает, научить его умению общаться, ориентироваться в той новой информации, которую постоянно дает жизнь и грамотно эту информацию перерабатывать. А ведь информация – это всегда текст – написанный, высказанный, услышанный. А учебник Л.В.Ассуировой – это ключ к пониманию текста.

      Учебник содержит универсальные техники и модели, которые могут развить творческий потенциал любой личности. Конечно, каждый человек уникален и его формирование сопряжено со многими внешними и внутренними, глубоко личностными моментами, однако методики, содержащиеся в учебнике, помогут стать началом пути познания и мира, и самого себя.

       Как часто от современных школьников мы слышим, что создать собственный текст очень трудно, для этого необходимо обладать особым талантом. Сочинение в любом жанре, да и просто высказывание собственного мнения, чувства, ощущения (особенно в письменном виде) становится камнем преткновения для многих учащихся. Но заглянем в учебник Л.В.Ассуировой. Оказывается, этому можно научить.

       Сначала вдумываемся в слово, в высказывание. Для этого предлагаются оригинальные риторические приемы, которые будят фантазию, помогают каждому ученику осознать себя творческой личностью и не боятся попробовать свои силы как в создании высказываний различного типа, так и в исследовательской работе. Что же это за приемы?

       Это риторические задачи на логическое продолжение текста или завершение афоризма; упражнения, где надо продолжить уже начатое стихотворение; упражнения в риторическом смехотворстве, где ученик может не только создать какое-либо оригинальное речевое произведение, но и играть, шутить, каламбурить. Такая работа раскрепощает обстановку урока, помогает творить.

       И вот настает пора для создания собственного текста на определенную тему. Для этого в учебнике также имеются упражнения и тренинги, создание собственных текстов по образцу, создание мини-текстов.

       Эффективны игры и упражнения на развитие спонтанной речи.  При этой методике предлагаются различные темы, развить которые ученики должны без предварительной подготовки, но к этим темам предлагаются первые фразы. Эта игра называется «Снежный ком». Ребята высказывают свои предложения один за другим. В результате получается коллективный рассказ, содержание которого в любой момент может измениться из-за фразы следующего ученика.

       А теперь поговорим о приемах, которые помогают создать большой самостоятельный текст. Сначала определяем предмет речи, размышляем над разными определениями одного и того же понятия, придумываем определения к хорошо знакомым предметам и анализируем определения предметов у известных писателей. Выделяем свойства предметов речи и выявляем причинно-следственные связи.

       Риторические игры, упражнения, задачи с использованием интересных информативных текстов, содержащихся в учебнике, помогают освоить столь непростую задачу как создание текста.

       Задания и упражнения, направленные на создание аргументированной речи, дают инструмент для выполнения серьезных творческих работ, к которым мы подошли постепенно – через задачи, игры, упражнения, знакомясь с теорией и практикуясь на текстах разного типа и стиля, широко представленных в учебнике Л.В.Ассуировой.

       Также в учебнике представлен в виде задач и упражнений интересный материал по происхождению слов. И, как всегда, материал представлен так, что к сложным понятиям мы идем через простые и ясные.

       Кроме того, в учебнике имеется интересный материал, относящийся к изобразительно-выразительным средствам языка. Этот непростой теоретический материал подкреплен упражнениями, задачами, играми и яркими запоминающимися примерами из русской классики, где такие средства широко используются.

       Одним из достоинств учебника является то, что в нем имеются разделы, посвященные практическому введению элементов риторики на уроках русского языка, связанные с определенной тематикой изучения языка в разных классах.

        Материалы учебника лучше всего использовать так: по мере надобности включать их в уроки русского языка, литературы и стилистики. Его также очень хорошо использовать на элективных занятиях и спецкурсах по этим предметам.

       Универсальной методики применения данного учебника на уроках не существует. Кроме того, на наш взгляд, такая универсальная методика может и не сработать, так как учебник Л.В.Ассуировой не пособие, которое должно использоваться каждым учителем в каждой школе, а стимул для развития творческих способностей учащихся, интерпретируемый каждым учителем в зависимости от его индивидуальных особенностей, уровня класса и тематической направленности урока.

       Не секрет что для учащихся 9-х и 11-х классов на экзаменах по русскому языку наибольшую трудность представляют задания, связанные с сочинением собственного текста. Учебник Л.В.Ассуировой убеждает в том, что текст сочинения может написать каждый, кто овладел основными приемами построения текс та. Кто начал разбираться в его структуре.

       В рамках экспериментальной площадки «Пушкинское слово» учителя нашей школы на своих уроках апробировали учебник, хотя школьная программа и не предусматривает на это специальных часов, а уроков по развитию речи, на которых как нельзя кстати использовать этот учебник, не так уж и много.  Учителя отметили, что применение этого учебника на уроках вызывает у учащихся большой интерес. Они с удовольствием и пониманием включаются в риторические игры, решают задачи, выполняют упражнения.

       Как показал опыт использования учебника на уроках русского языка и литературы, трудная дорога к слову может стать легче, если использовать умную книгу. Задания, предложенные в учебники, очень интересны и привлекательны. Они увлекают, прививают любовь к чтению и помогают не только в школьной учебе, но и в дальнейшей жизни, которая невозможна без полноценного общения (устного и письменного) людей друг с другом.

       Этот отзыв был подготовлен для публикации в педагогическом сборнике СОУ несколько лет назад. Учебник Л.В.Ассуировой работал в пространстве экспериментальной площадки «Пушкинское слово». Эксперимент прошел с успехом, но закончился, а учебники и желание знакомить с ними все новые поколения школьников осталось. В последние годы в нашей школе в некоторых классах с 5-го по 9-ый класс введен курс стилистики, и очень многие материалы учебника находят применение в учебном процессе. Учебник Л.В.Ассуировой очень хорошо вписывается в изучение стилистики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС основного общего образования

Материал касается вопросов преподавания русского языка в преддвери ФГОС ООО...

Статья "Методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Статья  об особенностях  методики преподавания  русского языка и литературы в условиях введения ФГОС....

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Эта статья, рассказывающая об опыте работы в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе в средних и старших классах....