конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Светлана Александровна Вахрушева

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звонкие и глухие согласные".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5-м классе

Тема. Звонкие и глухие согласные.

Цели: 

  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных по теме «Звонкие и глухие согласные»
  • формирование умения у учащихся находить звонкие и глухие согласные;

Тип урока: урок-закрепление изученного материала

Оборудование: карточки, мультимедиа-проектор, экран

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Доброе утро! Тихо садитесь. Урок русского языка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Звонкие и глухие согласные"

2. Сообщение цели урока

-Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим  деление согласных на звонкие и глухие. Ребята, вы любите сказки.  К нам сегодня на урок пришел гость это Буратино и принес для вас различные задания, которые, я надеюсь, вы успешно выполните.

3. Проверка домашнего задания

-Буратино приготовил для вас загадку. Послушайте и отгадайте её.

В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

                        (Прорубь)

-Дома вам нужно было выполнить фонетический разбор слова прорубь и повторить правила по теме «Фонетика». Кто зачитает разбор вслух?

- Молодцы, справились с заданием Буратино.

4.  Фронтальный опрос.

- Задание Буратино состоит из вопросов по теме «Фонетика». Сейчас мы проведем фронтальный опрос.

- Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.)

- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)

- На какие две группы делятся гласные звуки? (ударные и безударные)

- На какие  группы делятся согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

- В чём отличие звонких согласных от глухих? (Звонкие согласные состоят из голоса и шума, а глухие только из шума)

- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].) (Слайд)

- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).

- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].)

- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)

5.Словарный диктант. (Слайд)

- Ребята, вы справились с вопросами Буратино, но он приготовил для вас словарный диктант. Но это не простой диктант вы должны сначала слово отгадать.  Один человек будет работать у доски, остальные в тетради.  К доске  пойдет …Первое слово записываем с большой буквы, остальные  слова через запятую.

  • Для начинки на пирог
    Приготовили ...
     

                          (творо_) 

  • Тигр по улицам идет,
    Разбегается ...

                           (наро_) 

  • Кот под лавку уволок
    Вкусный праздничный ...
     

                       (пиро_) 

  • Как на улицу пойдешь?
    На дворе закапал ...

                         (до_ _ь) 

  • Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал ...

                          (зу_)

  • Без досок, без топоров
    Через речку мост готов.
    Мост – как синее стекло:
    Скользко, весело, светло.
     

                          (Лё_) 

  •  Рассыпался горох
    На семьдесят семь дорог;
    Никто его не подберет:
    Ни царь, ни царица,
    Ни красная девица.
     

                        (Гра_) 

- Какая общая орфограмма во всех этих словах? (Проверяемая согласная в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук)

6. Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 17 и прочитайте правило о правописании проверяемых согласных в корне слова. Вслух правило прочитает….

7. Творческая работа

- Давайте со словом пирог составим предложение. (На праздник мама испекла вкусный пирог)

8. Синтаксическая пятиминутка.

-Запишем наше предложение в тетрадь. Выполним синтаксический разбор предложения.

-Сколько звуков и букв в слове пирог?(5зв и 5бук) Сколько согласных звуков?(3зв) Устно дайте характеристику каждому согласному звуку?

9. Работа у доски по цепочке.

-Посмотрите на доске Буратино написал для вас слова, подберите к каждому слову и запишите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью согласного.

-Работаем по цепочке: один выходит к доске, остальные пишут в тетради, затем другой  у доски.

  • голос –
  • коза –
  • кора –
  • кол –
  • злой –
  • жаль –
  • жить –
  • твоих –
  • шалость –

- Давайте ещё раз вспомним,  какие пары согласных  по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).

10. Самостоятельная работа

-А сейчас, представим себя в роли детективов. К нам на урок попало зашифрованное письмо и Буратино просит срочно его  расшифровать и записать в правильном виде.  (Слайд)

Расшифруйте запись

-Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Бока.

                                                         Сахар

-Давайте прочитаем расшифрованное письмо, что у вас получилось. Какой шифр вы подобрали (К выделенным согласным подбирали пару по звонкости или глухости).

11.Проверочная работа. Тест.

- Следующее задание, которое приготовил для вас наш гость это тест.

1. Сколько звуков в слове день?

А) 4;

 Б) 3;

 В) 5.

2. Какой согласный не имеет пары по глухости?

А) [м]

 Б) [ж]

 В) [б]

3. Фонетика - раздел науки о языке, изучающий

А) звуки речи

Б) правописание гласных и согласных

4. Какой согласный имеет пару по глухости?

А) [х]

 Б) [щ]

5. Отметьте неправильное утверждение.

А) Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Б) Все согласные звуки имеют пары по твёрдости-мягкости.

В) Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.

Ответы: 1) б; 2) а; 3) а; 4) в; 5)б

- Проведем взаимопроверку.

12. Подведение итогов  урока. Домашнее задание

-В заключение урока давайте  еще раз вспомним

- В чём отличие звонких согласных от глухих? Звонкие согласные состоят из голоса и шума, а глухие только из шума)

- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).

- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости? (звонкие ([л], [м], [н], [р], [й'].),глухие ([х], [ц], [ч'], [щ'].)

-Молодцы, Буратино очень доволен вами, вы показали хорошие знания по теме «Звонкие и глухие согласные» и он обещает прийти к вам  на урок в следующий раз с новыми заданиями.

- Запишите домашнее задание упр. 281

-За урок оценки….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...