Проект для учащихся 6 класса по теме "Фразеологизмы" "Неизведанный мир Фразеологии"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Будина Анна Юрьевна

Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые скрываются в каждом слове или фразеологизме. Русские фразеологизмы- наше бесценное культурное и национальное достояние. Фразеологизмы являются важнейшим и  тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Все эти сокровища не только надёжно хранятся в бесчисленных библиотеках, но и в тайнах нашего языкового познания. Фразеологическая составляющая в силу своей образности и выразительности придаёт речи говорящего и пишущего неповторимое своеобразие, красочность и эмоциональность. Фразеологический арсенал языковой личности наиболее ярко раскрывается в живой, эмоционально окрашенной литературной речи или литературном просторечье. Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна. Многие педагоги сетуют на то, что разделу фразеологии в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество часов. Поэтому в задачи учителя входит оптимальное поурочное распределение материала, чтобы в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах. На мой взгляд, обозначенную тему целесообразно изучать методом проекта. На выполнение данного проекта отводится 4 урока (1 учебная неделя). На 1-м уроке осуществляется знакомство с тематикой проекта, происходит деление класса на 3 группы. Этап реализации проекта включает 2-3 уроки. Здесь учащиеся проводят анкетирование среди одноклассников «А знаете ли вы?», обрабатывают и оформляют результаты анкетирования в виде диаграммы, изучают литературные и сетевые ресурсы по теме проекта; обрабатывают информацию, проводят исследования, составляют задания, создают презентацию «О чём нам расскажут фразеологизмы?», готовят буклет «Не забудь!», «Облако слов», выбор форм представления результатов исследований. На 4-м уроке презентации результатов работ каждой группой, оценивание работ, подведение итогов. Предполагается, что проект охватит темы: «Лексика», «Фразеология», «Стилистика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_frazeologizmy.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неизведанный мир Фразеологии Проект для учащихся 6 класса по теме «Фразеологизмы» Подготовила Будина Анна Юрьевна Учитель русского языка и литературы МБУ СОШ № 93

Слайд 2

О чём нам поведает мудрое слово ? О сколько нам открытий чудных… А.С.Пушкин

Слайд 3

Дорогой друг! Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся поработать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!

Слайд 4

А знаешь ли ты ? Какие фразеологизмы изображены на рисунках ?

Слайд 6

Конь не валялся Конь не валялся

Слайд 8

Как с гуся вода

Слайд 10

Как рыба в воде

Слайд 11

Замени слова фразеологическими оборотами Метко – Неожиданно – Тесно – Темно –

Слайд 12

Замени слова фразеологическими оборотами Метко – не в бровь, а в глаз Неожиданно – как снег на голову Тесно – яблоку негде упасть Темно – хоть глаз выколи

Слайд 13

О чём идёт речь? 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют вмешиваясь не в своё дело. 2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Слайд 14

Восстанови фразеологизмы Дрожит как Выводить на Держать в Катается как Как рыба Ежовые рукавицы Лист Чистая вода В воде Сыр в масле

Слайд 15

Восстанови фразеологизмы Дрожит как лист Выводить на чистую воду Держать в ежовых рукавицах Катается как сыр в масле Как рыба в воде

Слайд 16

Четвёртый лишний Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма тьмущая Яблоку негде упасть

Слайд 17

Четвёртый лишний Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма тьмущая Яблоку негде упасть

Слайд 18

Источники Собаку съел (пословица) Стреляный воробей (пословица) Бить баклуши (быт народа) Тёртый калач (быт народа) Счастливые часов не наблюдают (А.С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное… (Н.А. Некрасов) Неси свой кресс (библия) Манна небесная (библия) Авгиевы конюшни (мифы Др. Греции) Ахиллесова пята (мифы Др. Греции)

Слайд 19

Исследуем проблему Как познать таинственную страну Фразеологию?

Слайд 20

Группы исследователей Языковеды Исследователи Стилисты Какой вопрос, на ваш взгляд, должна рассматривать каждая группа ?

Слайд 21

Как не заблудиться в «библиотеке» фразеологизмов ? Группа «Языковеды» Изучить, что такое фразеологический оборот. В фразеологическом словаре научиться находить значение фразеологизмов ? Исследовать, есть ли фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы ?

Слайд 22

Тайны «прошлого» фразеологизмов Группа «Исследователи» Провести исследование и узнать: 1. Зачем «есть собаку» и «стрелять в воробьёв»? 2. Кто «нёс свой крест» и что такое «манна небесная»? 3. Как «сеять разумное, доброе, вечное» и почему счастливые часов не наблюдают? 4. Где находятся «авгиевы конюшни» и почему счастливые часов не наблюдают ?

Слайд 23

Законы страны Фразеологии Группа «Стилисты» 1.Изучить,в чём особенность употребления фразеологизмов? 2. Узнать, в каких стилях речи употребляются устойчивые сочетания? 3. Исследовать, с какой целью писатели используют фразеологические обороты в своих произведениях?

Слайд 24

Результат исследования Презентация «О чём нам расскажут фразеологизмы» – группа «Языковеды» Буклет «Не забудь!» группа Исследователи» «Облако слов» группа Стилисты»

Слайд 25

Источники информации ht tp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B0 Википедия – Рыбы http://frazbook.ru/illyustracii-k-frazeologizmam-2/?album=2&gallery=1&pid=38 Фразеологизмы – словарь фразеологизмов http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-frazeologizmam/bit_chelom.jpg Фразеологизмы – словарь фразеологизмов Угроватова В. Ю. Подсказки на каждый день. М.: ВЛАДОС, 1995 Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 Розенталь Д. И. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995

Слайд 26

О чём нам поведает мудрое слово? Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

Урок-закрепление в 6 «А «классе. Тема «Этот удивительный мир фразеологии» Учитель Симонова Наталья Александровна.

Урок-закрепление в 6 «А «классе.Тема «Этот удивительный мир фразеологии»Учитель Симонова Наталья Александровна.Урок-игра...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах Тема «Лексикология (лексика) и фразеология»

Уроки итогового повторения в конце учебного года - это очень важные обобщающие уроки, и главная их задача-привести в систему полученные обучающимися девятиклассниками как теоритические сведения по все...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...