Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах Тема «Лексикология (лексика) и фразеология»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Репина Алла Николаевна

Уроки итогового повторения в конце учебного года - это очень важные обобщающие уроки, и главная их задача-привести в систему полученные обучающимися девятиклассниками как теоритические сведения по всем разделам науки о языке, так и практические умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку - презентации по русскому языку в 9 классе раздела «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах» (в конце года).

Уроки итогового повторения в конце учебного года - это очень важные обобщающие уроки, и главная их задача-привести в систему полученные обучающимися девятиклассниками как теоритические сведения по всем разделам науки о языке, так и практические умения и навыки.

В девятом классе вопрос о соединении теории и практики, о приведении в систему сведений по разделам языкознания – «Синтаксису и Пунктуации», «Фонетике и орфографии», «Морфемике» и «Морфологии», «Лексике и фразеологии» - стоит особо остро потому, что обучающимся предстоит итоговая государственная аттестация, в ходе которой необходимо показать глубину сформированности знаний, умений и навыков, полученных в течение всех лет обучения по данному предмету, поэтому я считаю уроки повторения и систематизации знаний своеобразным поиском учителем и учеником рациональных форм закрепления и обобщения знаний, наиболее подходящих приемов работы, и придаю им особое значение.

Все изученные ранее разделы языкознания должны повторяться в единстве и осмысленно, т. к. именно обобщающие уроки дают возможность решать вопросы повторения комплексно, многоаспектно.

В этом типе уроков, мне кажется, должны иметь место те задания, упражнения, выполняя которые ученики свободно используют полученные знания и навыки, т. к. «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

Правда, на повторение изученного в 5-9 классах (в конце года) любая программа по любому учебнику, в том числе и «Учебнику русского языка в 9 кл.» (авторы П.А. Тростницова, Т.А. Ладыженская и др. под руководством академии Н.М. Шанского) отводит 6-8 часов не более, но это не значит, что такие уроки мало эффективны и проводить их можно чисто автоматически. Я же их считаю очень нужными, необходимыми, наиболее трудными с методической точки зрения: проводиться должны они на высоком теоретическом и практическом уровнях, т. к. дают возможность понять, что усвоено обучающимися и как усвоено.

Для повторения я выбрала тему «Лексикология (лексика) и фразеология» в форме урока - семинара, отведя на его проведение два часа.

Я решила, что именно эта форма урока даст возможность ещё раз (уже в обобщенном виде) показать богатство и разнообразие словарного состава языка и главное, что дало ученикам его изучение.    

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

Урок №2 Тема «Лексикология (лексика) и фразеология»

 параграф 42 использование ИАД

Цели и задачи урока: восстановить в памяти и систематизировать знания уч-ся по данной теме:

  • лексическое и грамматическое значение слов;
  • однозначность и многозначность слов;
  • средства художественной выразительности: синонимы (текстуальные), антонимы, паронимы, метафора и др.
  • совершенствовать новые работы со словарем и умение самим составлять словарную статью;  значение словарей, их составителей;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения чужого, уместного словоупотребления.
  • воспитывать интерес к слову, предмету русский язык.

Дидактический материал урока:

Учебник Русский язык, 9 класс. (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и другие.) П.42, упражнения №231, 232, 233, 234; а также в качестве (на предыдущем уроке) Д/З упр. №6, 94 (I и II часть), №177, №245, используя их материал на данном уроке по возможности, хотя бы на 1 экземплярах разных словарей русского языка (если есть).

Словарь терминов (выводится на ИАД после блиц-опроса):

Лексикология – раздел науки о языке, изучающей словарный состав языка;

Лексика – весь словарный состав языка;

Однозначность и многозначность слов;

Прямое и переносное значение слов;

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова;

Заимствованные слова;                    тропы;

Исконно русские слова;                 Лексикография;

Устаревшие (архаизмы); неологизмы;                                                 

фразеология – раздел науки о зыке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Комментарий:  в зависимости от количества учащихся в классе учитель делит его

  • На 5-6 группы (4-5 человек) в каждой есть консультант – эксперт, который готовит свою группу к уроку-семинару по кому-то основному вопросу – заданию;
  • Каждая группа заранее освещает один вопрос семинара, готовит таблицы, задания, словари по своему вопросу;
  • Ученики, участники семинара, могут задавать свои вопросы той или иной группе, чтобы что-то дополнительно уяснить для себя;
  • Урок проводится в форме семинара.
  • Уточняем значение слова: ИАД

Семинар – 1. Групповые занятия студентов в вузах, колледжах по какому-то специальному предмету, теме;

                     2. групповые занятия для повышения квалификации идейно-нравственного, образовательного уровня.

Комментарии для учителя:

  • Слово высвечивается на ИАД, читается его значение подготовленным учеником, который говорит, что это многозначное слово имеет общее значение – групповые занятия, хотя школа не высшее учебное заведение (вуз), но при обобщении знаний по какой-либо объемной (по количеству часов) теме можно и в школе проводить уроки-семинары для обобщения знаний. Семинар предполагает большую самостоятельную работу каждого ученика класса.

Ход урока.

(работает весь класс)

Вступительное слово учителя.

По мнению К. Г. Паустовского, «для всего, что существует в природе и в нашем сознании есть великое множество хороших слов и названии. И нет ничего такого, что нельзя было бы выразить словам». Огромна страна Русского языка, широки в ней просторы Лексики, в которой есть все: и древние слова (архаизмы), и новые (неологизмы), и заимствованные слова, и антонимы, синонимы, фразеологизмы, т. е. всё то, что дает человеку возможность для общения.

Конечно, язык не застывшее явление, он, живой, как жизнь, пополняется новыми словами и прячет в «сундучок» устаревшие, отжившие, а «сундучки» - это словари-домики, в которых живут слова.

Сегодня мы должны вспомнить все то, что связано со столь интересным разделом науки о языке «Лексикология. Фразеология».  

Урок проводится в форме семинара.

Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумать только, что все собранные вместе слова-дело плоти, крови и души родины и человечества. (К. Г. Паустовский).

Задания для групп по тексту:

Задание к тексту:

  • Определить стилистическую окраску текста; (публицистки).
  • Как поняли смысл высказывания;
  • Знаки препинания в каждом предложении, особо остановиться на – (тире) в 1 и3 упражнениях;
  • Правописание суффиксов прилагательных; причастий; орфограммы в словах: алфавитном, человечества.
  • Выяснить лексическое значение слова предок-предки, используя для этого «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.

1 группа –         работа с первым текстом, со  «Словарем русского языка» автор С. И. Ожегов и несколько слов об авторе и его словаре (использовать упражнение N177, N178 (1, 2, 3,).

2 группа -                 работа с текстом К. Г. Паустовского, звукопись, многозначные. Однозначные слова, прямое, переносное значение слов.

3 группа –                 работа с текстом К. Г. Паустовского, рассказ по таблицам о синонимах, антонимах, паронимах; о словарях данного пласта лексики; устная работа с предложениями (включить паронимы).

4 группа –         кратко о словарном составе русского языка с использованием таблиц, упор сделать на необщеупотребительную лексику; работа с текстом; содокладчик;

5 группа –                 обобщить сведения по лексикографии (работа с слайдом о словарях современного русского языка).

6 группа –                 рассказ о разделе «Фразеология» по таблицам; работа с шуточным стихотворением и заданиями для письменной работы.  

1. Работа с текстом: (весь класс, уже разбитый по группам).

Работает 1 группа семинара; дает толкование слова и рассказывает о словаре Ожегова:

Предок         -1. древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Именно в этом значении слово употреблено в нашем тексте.

2. родители (просторечное, шутливое).

В современном русском языке мы часто употребляем это слово во втором значении, но я бы не сказал (а), что слово это – общеупотребительно, скорее отнесу его к разряду устаревших.          Слово многозначно, первое его значение прямое, второе-переносное.  (за ответ уже можно выставить оценку).  

2 ученик из этой группы рассказывает о словаре С. И. Ожегова на слайде «Словарь» и портрет С. И. Ожегова.  

Сергей Иванович Ожегов был человеком энциклопедически образованным, он тонко чувствовал структуру слова, интерес к которому пробудился очень рано. Круг научных интересов Ожегова очень широк, известны его труды по истории русского литературного языка, лексикологии, лексикографии, фразеологии, культуре речи. Но особое место в научной деятельности заняли словари, сначала это было участие в создании 4-х томного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, лишь поздней, в 1949г, был создан однотомный «Словарь русского языка», автором которого стал ученый –лингвист С. И. Ожегов. В словаре С. И. Ожегова отражено 50, 100 наиболее употребительных слов с кратким толкованием каждого их значения. Принцип расположения слов в этом словаре называют полугнездовым, т. к. некоторые производные слова помещены в гнезда основных слов. С 9го – издания словарь выходит под ред. Н. Ю. Шведовой, которая продолжила работу над словарем после смерти (1965г) С. И. Ожегова. Массовым тиражом словарь выходит и поныне, он стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык.

  • Почему словарь стал называтся «Толковый»?

Для ответа на вопрос можно использовать упражнение N177.          

   Знаете ли вы, что термин «Толковый» применительно к словарю ввел В. И. Даль, ведь одно слово переводится другим словом, т. е. толкуется его значение, растолковывается его понятие другим словом.

Учитель:         На уроке мы обратимся и к другим словарям, с которыми работали и ранее в процессе изучения разных разделов и тем русского языка.

  • Предлагаю теоретическую часть урока – семинара, которую проводим в форме «Блиц – опроса» (отвечаем быстро, за каждый правильный ответ консультант выдает фишку, сохранить которую нужно до конца урока, чтобы выявить «эрудита» – знатока русского языка.

Задание: дать толкование каждого термина:

  1. Что такое лексика? (это весь словарный состав языка).
  2. Как понимать термин Лексикология? (это раздел языкознания, наука о словарном составе языка).
  3. Каждое слово имеет два значения. Какие?  (Лексическое значение – это то, что означает слово, грамматическое значение – это отнесение слова к той или иной речи и его грамматической формы).
  4. С точки зрения употребления в речи лексика делится на две группы – какие? Раскройте каждое понятие. (это активная и пассивная лексика; активная – слова, широко употребляемые в речи большинством населения; пассивная – слова ограниченного употребления)
  5. Какие группы слов составляют пассивную лексику? (архаизмы, историзмы, диалекты, профессиональные слова, жаргонизмы, вульгаризмы).
  6. Фразеология – что это за термин? (этот раздел науки о языке изучает устойчивые  словосочетания, равные по значению одному слову – «фразеологизмы»). (консультанты в своей группе собрали листочки с ответами проверили. Выставили оценки).
  7. Как понимать термин Лексикография? – от греч. Lexikos – словарный, grapho – пишу - т. е. «словарное описание».

Учитель:   Это основные теоретические сведения из раздела «Лексикология»; кроме них есть и другие, о которых речь пойдет дальше.  

Мы знаем, что слова могут быть однозначными и многозначными, но выяснить эту  особенность слова можно только в контексте.

Работа с текстом К. Г. Паустовского.

(на уроке используются тексты этого писателя).

Особенно хорошо в беседке в тихие, осенние дни, когда в саду шумит (в) пол (голоса) (не) торопливый отвес..ный дождь. Прохладный воздух едва качает языч..к свечи. На ра..свете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья.  (К. Г. Паустовский)

   Задания  к нему:  

  • подчеркнуть однозначные и многозначные слова;
  • слова, употребленные в переносном значении;
  • определить стилистическую окраску текста; (типа речи)
  • орфограмм в словах. (в) пол (голоса), (не) торопливый, язычок, рассвет.

Повторяю задания: (даны  правильные ответы)

Орфограммы: вполголоса, неторопливый, рассвет, язычок.

Тип и стиль: описание, художественный, создан художественный образ тихих, осенних дней.

Однозначные слова: отвесный (дождь), неторопливый, шуршать;

Многозначные: тихие, шумит

Какой прием использует К. Г. Паустовский для раскрытия значения слова хорошо (1-ом предложении).

(пример олицетворения; он заключается в том, что свойства человека перенесены на неодушевленные предметы; хорошо, когда «вполголоса шумит неторопливый дождь; когда «туман шуршит», воздух качает пламя свечи)

Использует автор и звукопись: в каких словах, с какой целью? 

(шум, шуршание создается звукописью – аллитерацией (повтор одинаковых согласных в слове (ш, ш, т, т); звукопись – набор звуков, имеющий худ- выразительное значение с содержанием текста; благодаря этим словам мы слышим действия, производимые дождем, туманом).

Дополнительные вопросы:  

  • Как связаны друг с другом значения многозначных слов?

(тесно, т. к. переносное значение, которым обладает многозначное слово, возникает на основе прямого; однозначное слово таким свойствам не обладает).

Что значит прямое значение и переносное значение слова?

(прямое – это основное, первое значение слова; переносное – это вторичное, неосновное значение многозначного слова).

 Учитель: Богатство русского языка определяется не только количеством слов, но и их многозначностью, способностью слова передавать различные смысловые оттенки. На основе переносного значения слов создаются разнообразные тропы.

-Какие тропы вы знаете?    

Предлагаю вам написать терминологический диктант.

Задание:         

  • перечислить знакомые вам тропы и стилистические фигуры речи.  
  • Раскрыть одно (любое) понятие.

Мой терминологический диктант:

«Я знаю тропы и стилистические фигуры…»

Тропы:

 (метафора, антонимы, синонимы, есть и текстуальные синонимы, метонимия, сравнение, эпитет, гипербола, антонимы, паронимы, олицетворение;

фигуры речи:

(парцелляция, анафора, эпифора, многоточие, градация, инверсия, антитеза. (сбор работ консультантом их проверки).

    Дополнительно вопрос к группе:   Есть ли отличие тропа от стилистических фигур речи?  

(лингвисты не совсем четко определяют различия между этими свойствами выразительности речи. Но мне кажется, что они всё же имеются: троп – это слово или оборот речи, употребленные в переносном значении, а фигуры речи связаны с особенностью строения предложений в тексте).  

Учитель: Выразительные средства языка многочисленны и разнообразны. На уроках литературы и русского языка, анализируя тексты, вы приобретали навык находить их, понимать особенности каждого, пользоваться ими в собственной речи, т.к. они организуют речевое высказывание и усиливают выразительность речи.

Я предлагаю вам следующее задание:

 (выполняет весь класс, а группа N3 готовит ответ о синонимах и их словарях).

  Вставьте в текст, где это уместно, подходящий по смыслу синоним из предложенного синонимического ряда: тишина, затишье, безмолвие.

Ты в лесу. Ветер так слаб, что едва (едва) слышен шелест листьев. Изредка где (то) (в) далеке появляется невнятный звук. В лесу     .  Сильный ветер шумит в кронах деревьев, но неожида..о зам..рает на (не) сколько минут. Наступило       …....(затишье.) (Ни, не) единый звук (не) доходит до слуха. Все зам..рло. В лесу царит безмолвие. (К. Г. Паустовский).

Проверяется орфограммы; сам текст с использованием синонимов.

Ученик из 3 группы делает вывод о выразительности тропов (синонимов, антонимов, паронимов). Он говорит:

1)

Синонимы – это разные по звучанию слова, но близкие по лексическому значению, помогают достигать точности, разнообразия, выразительные речи.

2)

Есть так называемые текстуальные синонимы, т.к. выступают в этой роли только в определенном тексте для предупреждения повторения слов. Вне данного текста эти слова синонимами не являются.

3)

Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека: охотник, например, волчий хвост назовет поленом, а пекарь скажет, что хлеб надо выпечь, а не испечь; хлеба выпекают, картофель испекли.

Современная лексикография располагает тремя словарями синонимов, но большим спросом пользуется «Словарь синонимов русского языка», подготовленный авторским коллективом под руководством А.П.Евгеньева, это полное описание синонимов современного рус. яз., в нем 4.148 синонимических рядов.

Интересны и «Словарь антонимов русского языка», в настоящее время пользуются спросом 3 словаря: составителя Л.А. Зведенской (1971г.), Н.Н. Колесникова под ред. Н.М. Шанского (1972г.) и М.Р. Львова под ред. Л.А. Новикова, в нем около 2 тыс. антонимических пар (1972г.), этот же автор публиковал «Школьный словарь антонимов русского языка» в 1987г., в нем свыше 500 словарных статей.

 

4)

Омонимы - одинаковые по звучанию, но разные по значению слова, различаются в контексте; лук – для салата; лук – для стрел.

5)

Антонимы – разные по звучанию и противоположные по значению слова; они помогают достигать краткости, выразительности речи (Мир – война, ночь – день, свет – тьма).

6)

Паронимы – слова, очень близкие по звучанию к другому слову; образовано от двух греческих корней: «пара - подле, возле» и «онума- имя, название»;  это очень интересное явление в лексике, таких слов немного. Трудность в употреблении паронимов связана с тем, что эти слова имеют определенное сходство в звучании, в морфемном строении; но они разные по значению, которое и определяется в контексте более четко.

        Задание (устно): работа с паронимами.

=доверчивый и доверительный=

В данные ниже предложения введите подходящий по смыслу пароним.

  • …. зверюшки не боялись выпрашивать корм у посетителей зоопарка.
  • Малый был настолько наивным и …., что обмануть его было совсем нетрудно.
  • Отношения между еще мало знакомыми людьми постепенно приобретают более …. характер.

Учитель предлагает одному из консультантов (заранее подготовленному) проведение игры «Эрудит»

 Задача игры Узнай слова: выявить самого эрудированного ученика класса (с учетом предыдущих фишек)

Задание к игре «Узнай слово» по лексическому значению назвать слова.

  1. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека подводой? / акваланг/
  2. Одноместная спортивная лодка с подвесным двигателем? /скутер/
  3. Бутерброд, покрытый ломтиком хлеба, чаще с сыром? /сандвич/
  4. Приученный гнать, преследовать зверя на охоте, быстрый в беге? /гончий пес/
  5. Пренебрежение нормами общественной морали, нравственности? /цинизм/
  6. Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения? /экспромт/
  7. Обострённое самолюбие, чрезмерно преувеличенное чувство собственного достоинства? /амбиция/
  8. Еда, купанье? /яства/
  9. Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме? /хорал/

(подводим итоги, выявляем «Эрудита» – урока -  семинара).

Учитель:

Весь словарный состав языка – это не груда разрозненных между собой слов, все они объединены в группы, имеющие свое место в языке.

Рассказ о тех словах, что не упоминались на семинаре.

Ученик:

 по происхождению слова бывают;

Исконно русские

Это те, которые непосредственно возникли в русском языке и широко употребляются в разных стилях речи большинством русского народа.

(мы их сегодня употребляли на уроке)

Заимствованные слова

Это те, которые «пришли» в русский язык из других языков, ими владеют русские люди, но они требуют к себе пристального внимания, ими не следует перегружать свою речь.

По употреблению и использованию слова бывают:

Общеупотребительные

Это те, которые известны всем и используются в речи всеми, в разных стилях речи.

Необщеупотребительные слова, в т.ч. профессионализмы

(скальпель, треножник, скрипичный ключ) диалекты.

Это те слова, которыми пользуются отдельные группы людей; группы по профессиям; чаще всего такая лексика отражена в научном стиле речи, а в худ. – для характеристики людей по профессии.

Устаревшие слова – архаизмы, историзмы

(кафтан, городовой, крепостной, лакей, ямщик, кучер).

Это те, которые «вышли» из повседневного употребления, но помогают создавать колорит той эпохи, о котором идет речь.

Неологизмы, т.е. новые слова (фототкань, плейер, дивиденды и мн. др.

Они недавно появились в языке, в связи с предметами обихода, техническими достижениями

Учитель:

Я предлагаю вам анализ необычного текста.

Задания: назвать устаревшие слова, диалектизмы; раскрыть значение некоторых из них.

- С какой целью авторы употребляют в текстах литературы данную группу слов?

Одно хорошо давалось Данилушке: на рожке он играл мастерски, чисто на музыке какой. Вечером девки – бабы бывало просят: «Сыграй, Данилушка, песенку, сыграй». Шибко за те песни стали бабы привечать Данилушку. Кто пониточек починит, холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет.

Старику-пастуху тоже Даниловы песни по душе пришлись, только тут маленько неладно: начнет Данилушка наигрывать и все забудет, - ровно коров и нет.

Словарь: шибко – очень; привечать – относиться ласково, приголубливать; рожок-род духовых музыкальных инструментов (часто им использовались пастухи) пониточек-верхняя одежда из домашнего сукна; онучи-обмотка из куска грубой ткани навертывалась на ногу при ношении сапог или лаптей, нынешняя портянка, древнерусское книжное слово, с 11-го века употребляемое на Руси; маленько, т.е. немного.

Вывод: использование диалектных устаревших слов, профессионализмов в произведениях художественной литературы дает  возможность пишущему точно воссоздать картину быта той эпохи, о которой автор сообщает в произведении, ведь слово - это «одежда всех фактов, всех мыслей»:

Содокладчик из этой же группы: Учеными установлено, что в русской лексике необщеупотребительные слова, о которых мы только что говорили, составляют не более 15% , но, что удивительно, многие слова из этой группы имеют  синонимы, составляющие активную лексику современного литературного языка, например,  (очи-глаза, ланиты-щеки, персты-пальцы и т.д.)

Учитель: _          Как мы уже сказали, весь словарный состав языка живет в словарях, составлением которых занимается наука лексикография (а на ИАД-высвечивается это слово, от греческого слов - Lexikos-словарный, grapho - пишу, т. е. буквально словарное описание).

Ученик:         По своей целевой установке все словари делятся на две большие группы: словари энциклопедические и словари лингвистические (лингва - буква).

Энциклопедические (филологические) – объясняют предметы, явления, сообщают сведения о различных событиях окружающего мира;

Лингвистические – объясняют слова, толкуют их значения.

Ученик:         Предлагаю вам игру - разминку.

«Знаю ли я словари русского языка».

Задача:

 (отвечать быстро, каждый правильно назвавший словарь получает фишку).

-Каким словарем вы будете пользоваться, если вам нужно узнать:

а) происхождение слова «Вдребезги» ? (этимологическим словарем от названия науки о происхождении слов-этимологии)

б) правильное написание слов: «вполголоса, в одиночку» и др. (орфографическим, он объясняет правописание слов)

в) значение слов «альтруизм», коллаж; дивиденды (словарь иностранных слов, где размещены все заимствованные слова, пришедшие в наш язык)

г) назовите самый первый словарь русского языка, его автора? (это В.И Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка» 1869-1866г) включает в себя 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц и поговорок. Это самый большой по объёму словарь. Даль В И. потратил на его составление 47 лет жизни. (Сведения о В.И. Дале и его словаре можно взять в упражнении №6 учебника Тростницовой).

Ученик:         Современная лексикография начала издавать словари того или иного писателя:  это словарь языка А.С. Пушкина в 4-х томах, в нем 21.290 слов, употребленных поэтом в художественных произведениях.

 «Словарь – справочник «Слова о полку Игореве», составитель В.Л.Виноградова.

Словарей много, каждый из них имеет свое назначение, в стране ведется серьезная лексикографическая работа, которая призвана удовлетворять потребности человека в самых разнообразных видах информации о слове, поэтому каждому необходимо уметь пользоваться словарями, ибо «не тот образованный, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Задание:         

Ученик читает: шуточное стихотворение:

Глеб у доски повесил нос,

Красный  до корней волос

Он в этот час, как говориться,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Задания к тексту:

- Чем интересен текст?

- Какие необычные сочетания в нем употреблены?

- О каком пласте лексики в стихотворении идет речь?

(Объяснить подчеркнутые выражения).

Комментарии:

Повесить нос - огорчиться, опечалиться

Краснеть до корней волос – стать красным от головы до шеи

Сквозь землю провалиться - стыдно,

Баклуши бить - бездельничать, ничего не делать.

- О каком пласте лексике в ней идет речь?

- Чем интересен текст

- Какие необычные сочетания в ней употреблены, как называется, что обозначают? (Рассказ ученика по таблицам).

Таблицы: N1

  • Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, по значению равны одному слову;
  • Как и слова, фразеологизмы называют предметы, признаки, действия.
  • В предложении бывают в роли одного члена предложения;
  • Используются для выразительности речи.

Таблица N2

Фразеологизмы могут быть:

а) однозначными «Почивать на лаврах»               б) многозначными «Вертится на языке"                                                                  - удовлетвориться достигнутым.             (очень хочется сказать; никак не вспомнится)

Таблица N3

По значению могут быть:

Фразеологизмы – синонимы                         Фразеологизмы - антонимы

  • «Стреляный воробей» - опытный человек.         Непочатый край – «много»
    «Тертый калач»,  -  опытный человек                Раз-два и обчелся – «мало»

                       

Таблица N4

По стилистической окраске бывают

  • Разговорными- «Дашь по шапке»,         «Книжными- «камень преткновения»
  • «Валиться со смеху»                          «Сложить  оружие»

Помнить!

Употребляйте фразеологизмы, не нарушая их цельности; иначе это не фразеологизм!

Игра для «Эрудитов»:

     «Знаю ли я фразеологизмы»

Задание №1

 Заменить фразеологизм одним словом, определив его значение

  •  делать из мухи слона - преувеличивать
  •  яблоку негде упасть - очень тесно;
  •  выйти из себя - разгневаться, рассердиться;
  •  кот наплакал - очень мало;
  •  жить за тридевять земель - очень далеко;
  •  домоклов меч - чувствовать постоянную угрозу;
  • пиррова победа - победа, равносильная поражению.

Задание N2

Задания на выбор: либо составить одно - два предложения, включив в него любой понравившийся фразеологизм;

либо вспомнить и записать пословицу, поговорку с одним из фразеологизмов.

(Разводить руками;

Прибрать к рукам;

Чужими руками жар загребать

 Чужую беду руками разведу, своей ума не дам).

(Учитель проверяет выполнение данного задания)

Подведём итоги всему сказанному на уроке – семинаре:

Учитель: Мы, работая на уроке, убедились в правдивости высказывания К.Г. Паустовского: на самом деле, словарный состав языка зафиксировал абсолютно все достижения человеческой мысли, все глубокие знания и пламенные чувства, которые когда-либо были созданы людьми, и точно, ясно оформил их в слова. Мы говорили о словарном составе русского языка.

Лексика русского языка делится на группы в зависимости от:

  • Лексического значения слова

  • Смысловых связей между словами
  • Употребления слов
  • Происхождения слов

Однозначности  

Многозначности слов

Синонимы

Антонимы омонимы

Паронимы

И др.

От употребления разными группами лиц

В разных целях речи

  • Исконно русские слова
  • Иноязычные слова

  • Общеупотребительные слова
  • Необщеупот. слова

  • Разговорные
  • Книжные
  • нейтральные

Разные исторические эпохи

  • Устаревшие слова
  • Активная лексика

Выбрать вариант Таблицы с Аллой Николаевной!

Д/З по группам:

  1. Определить лексическое значение паронимов, употребить их в предложениях: дипломат - дипломант.
  2. Составить словарную статью к словам архитектор, Зодчий.  

(включить их в предложения).

  1. Объяснить происхождения слов: афоризм, альтруизм составить с ними предложения.
  2. Работает с словарем фразеологизмов, объясняя значение и происхождение фразеологизмов:

Зарубить на носу

Комар носа не подточит

Бить баклуши

(на выбор - два).

Кому трудно справиться с этой работой, можно выполнить упражнение №232, №233 по заданию учебника.

Комментарии: материала для работы взято значительно больше, чем его потребуется на сдвоенных уроках. Учитель по своему усмотрению может его сократить, оставив, с его точки зрения, самое важное, главное и нужное для повторения и систематизации раздела «Лексикология, Фразеология».

Правда, в хорошо подготовленном классе весь этот материал укладывается в рамки сдвоенных уроков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К.Г. Паустовский По мнению К. Г. Паустовского , «для всего, что существует в природе и в нашем сознании, есть великое множество хороших слов и названий. И нет ничего такого, что нельзя было бы выразить словом ». Огромна страна Русского языка, широки в ней просторы Лексики, в которой есть все: и древние слова (архаизмы), и новые (неологизмы), и заимствованные слова, и антонимы, синонимы, фразеологизмы, т. е. всё то, что дает человеку возможность для общения. Конечно, язык не застывшее явление, он, «живой , как жизнь», пополняется новыми словами и прячет в «сундучок» устаревшие, отжившие, а «сундучки» - это словари-домики, в которых живут слова.

Слайд 2

Начало урока Сегодня мы должны вспомнить все то, что связано со столь интересным разделом науки о языке «Лексикология. Фразеология».

Слайд 3

Урок проводится в форме семинара. Словарь … это целый мир… расположе … ый в алф ... витном порядке. Здесь мысли.. радости.. т руды.. горести наших предков и наши собстве … ые . Подумать только.. что все собра … ые вместе слова…дело плоти.. крови и души родины и человечества. (К . Г. Паустовский).

Слайд 4

Задания для групп по тексту №1 Определить стилистическую окраску текста; Как поняли смысл высказывания; Знаки препинания в каждом предложении, особо остановиться на – (тире) в 1 и3 упражнениях; Правописание суффиксов прилагательных; причастий; орфограммы в словах: алфавитном, человечества. Выяснить лексическое значение слова предок -предки , используя для этого « Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.

Слайд 5

Задание к тексту №2 (рассказ о словаре С.И.Ожегова ) Сергей Иванович Ожегов был человеком энциклопедически образованным, он тонко чувствовал структуру слова, интерес к которому пробудился очень рано. Круг научных интересов Ожегова очень широк, известны его труды по истории русского литературного языка, лексикологии, лексикографии, фразеологии, культуре речи. Но особое место в научной деятельности заняли словари, сначала это было участие в создании 4-х томного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, лишь поздней, в 1949г, был создан однотомный «Словарь русского языка», автором которого стал ученый –лингвист С. И. Ожегов. В словаре С. И. Ожегова отражено 50, 100 наиболее употребительных слов с кратким толкованием каждого их значения. Принцип расположения слов в этом словаре называют полугнездовым , т. к. некоторые производные слова помещены в гнезда основных слов. С 9 го – издания словарь выходит под ред. Н. Ю. Шведовой , которая продолжила работу над словарем после смерти (1965г) С. И. Ожегова. Массовым тиражом словарь выходит и поныне, он стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык.

Слайд 6

Почему словарь стал называться «Толковый» ? Знаете ли вы , что термин «Толковый» применительно к словарю ввел В. И. Даль , ведь одно слово переводится другим словом, т. е. толкуется его значение, растолковывается его понятие другим словом.

Слайд 7

«Блиц – опрос» Учитель: н а уроке мы обратимся и к другим словарям, с которыми работали и ранее в процессе изучения разных разделов и тем русского языка. Предлагаю теоретическую часть урока – семинара, которую проводим в форме «Блиц – опроса» (отвечаем быстро, за каждый правильный ответ консультант выдает фишку, сохранить которую нужно до конца урока, чтобы выявить «эрудита» – знатока русского языка.

Слайд 8

Продолжение «Блиц-опроса» Что такое лексика? Как понимать термин Лексикология? Каждое слово имеет два значения. Какие ? С точки зрения употребления в речи лексика делится на две группы – какие ? Какие группы слов составляют пассивную лексику ? Фразеология – что это за термин? Как понимать термин Лексикография?

Слайд 9

Ответы к «Блиц-опросу» (это весь словарный состав языка). (это раздел языкознания, наука о словарном составе языка). (Лексическое значение – это то, что означает слово; грамматическое – это отнесение слова к той или иной части речи и его грамматической форме). (это активная и пассивная лексика; активная – слова, широко употребляемые в речи большинством населения; пассивная – слова ограниченного употребления) (архаизмы, историзмы, диалекты, профессиональные слова, жаргонизмы, вульгаризмы ). (этот раздел науки о языке изучает устойчивые словосочетания, равные по значению одному слову – « фразеологизмы »). – от греч. Lexikos – словарный, grapho – пишу - т. е. «словарное описание ».

Слайд 10

Мы знаем, что слова могут быть однозначными и многозначными, но выяснить эту особенность слова можно только в контексте. Учитель: Это основные теоретические сведения из раздела «Лексикология », кроме них, есть и другие, о которых речь пойдет дальше.

Слайд 11

Работа с текстом К. Г. Паустовского. (на уроке используются тексты этого писателя). Особенно хорошо в беседке в тихие, осенние дни, когда в саду шумит (в) пол (голоса) (не) торопливый отвес.. ный дождь. Прохладный воздух едва качает языч .. к свечи. На ра .. свете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. ( К. Г. Паустовский )

Слайд 12

Задание к тексту: подчеркнуть однозначные и многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении; определить стилистическую окраску текста; (типа речи) орфограммы в словах. (в) пол (голоса), (не) торопливый, языч …к , ра … вет . Какой прием использует К. Г. Паустовский для раскрытия значения слова хорошо ( 1-ом предложении). Использует автор и звукопись : в каких словах, с какой целью?

Слайд 13

Ответы по тексту Орфограммы : вполголоса, неторопливый, рассвет, язычок. Тип и стиль: описание, художественный, создан художественный образ тихих, осенних дней. Однозначные слова: отвесный (дождь), неторопливый, шуршать; Многозначные: тихие, шумит пример олицетворения ; он заключается в том, что свойства человека перенесены на неодушевленные предметы; хорошо, когда «вполголоса шумит неторопливый дождь; когда «туман шуршит», воздух качает пламя свечи) шум , шуршание создается звукописью – аллитерацией (повтор одинаковых согласных в слове (ш, ш, т, т); звукопись – набор звуков, имеющий худ- выразительное значение с содержанием текста; благодаря этим словам мы слышим действия, производимые дождем, туманом).

Слайд 14

Дополнительные вопросы Как связаны друг с другом значения многозначных слов? Что значит прямое значение и переносное значение слова ? Учитель : Богатство русского языка определяется не только количеством слов, но и их многозначностью, способностью слова передавать различные смысловые оттенки. На основе переносного значения слов создаются разнообразные тропы. - Какие тропы вы знаете? Предлагаю вам написать терминологический диктант. Задание: перечислить знакомые вам тропы и стилистические фигуры речи. Раскрыть одно (любое) понятие. Мой терминологический диктант: «Я знаю тропы и стилистические фигуры…»

Слайд 15

Средства выразительности языка Учитель : Выразительные средства языка многочисленны и разнообразны. На уроках литературы и русского языка, анализируя тексты, вы приобретали навык находить их, понимать особенности каждого, пользоваться ими в собственной речи, т.к. они организуют речевое высказывание и усиливают выразительность речи.

Слайд 16

Текст Паустовского К.Г. Ты в лесу. Ветер так слаб, что едва (едва) слышен шелест листьев. Изредка где (то) (в) далеке появляется невнятный звук. В лесу ……….. Сильный ветер шумит в кронах деревьев, но неожида .. о зам .. рает на (не) сколько минут. Наступило ……... . (Ни, не) единый звук (не) доходит до слуха. Все зам .. рло . В лесу царит ……… . ( К. Г. Паустовский).

Слайд 17

Задание к тексту Вставьте в текст, где это уместно, подходящий по смыслу синоним из предложенного синонимического ряда: тишина, затишье, безмолвие . Проверяется орфограммы; сам текст с использованием синонимов. В лесу тишина… Наступило затишье… В лесу царит безмолвие…

Слайд 18

Синонимы Синонимы – это разные по звучанию слова, но близкие по лексическому значению, помогают достигать точности, разнообразия, выразительные речи. Есть так называемые текстуальные синонимы , т.к. выступают в этой роли только в определенном тексте для предупреждения повторения слов. Вне данного текста эти слова синонимами не являются. Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека : охотник , например, волчий хвост назовет поленом, а пекарь скажет, что хлеб надо выпечь, а не испечь; хлеба выпекают, картофель испекли. Современная лексикография располагает тремя словарями синонимов, но большим спросом пользуется «Словарь синонимов русского языка», подготовленный авторским коллективом под руководством А.П.Евгеньева , это полное описание синонимов современного рус. яз., в нем 4.148 синонимических рядов.

Слайд 19

Антонимы, Омонимы.. Антонимы – разные по звучанию и противоположные по значению слова; они помогают достигать краткости, выразительности речи (Мир – война, ночь – день, свет – тьма). Омонимы - одинаковые по звучанию, но разные по значению слова, различаются в контексте; лук – для салата; лук – для стрел. Паронимы – слова, очень близкие по звучанию к другому слову; образовано от двух греческих корней: «пара - подле, возле» и « онума - имя, название»; это очень интересное явление в лексике, таких слов немного. Трудность в употреблении паронимов связана с тем, что эти слова имеют определенное сходство в звучании, в морфемном строении; но они разные по значению, которое и определяется в контексте более четко. Интересны и «Словарь антонимов русского языка», в настоящее время пользуются спросом 3 словаря: составителя Л.А. Зведенской (1971г.), Н.Н. Колесникова под ред. Н.М. Шанского (1972г.) и М.Р. Львова под ред. Л.А. Новикова , в нем около 2 тыс. антонимических пар (1972г.), этот же автор публиковал «Школьный словарь антонимов русского языка» в 1987г., в нем свыше 500 словарных статей.

Слайд 20

Устная работа = доверчивый – доверительный = Задание : в данные ниже предложения введите подходящий по смыслу пароним . 1) ……. зверюшки не боялись выпрашивать корм у посетителей зоопарка. 2) Малый был настолько наивным и ……., что обмануть его было совсем нетрудно. 3) Отношения между еще мало знакомыми людьми постепенно приобретают более ….…. характер.

Слайд 21

Игра «Эрудит» Задача игры: выявить самого эрудированного ученика класса (с учетом предыдущих фишек) Задание к игре: узнай слово по его лексическому значению. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека подводой? Одноместная спортивная лодка с подвесным двигателем ? Бутерброд, покрытый ломтиком хлеба, чаще с сыром? Приученный гнать, преследовать зверя на охоте, быстрый в беге? Пренебрежение нормами общественной морали, нравственности ? Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения ? Обострённое самолюбие, чрезмерно преувеличенное чувство собственного достоинства? Еда, купанье ? Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме ?

Слайд 22

Ответы к игре Акваланг Скутер Сандвич Гончий пес Цинизм Экспромт Амбиция Яства Хорал

Слайд 23

Словарный состав языка Учитель: Весь словарный состав языка – это не груда разрозненных между собой слов, все они объединены в группы, имеющие свое место в языке. Ученик: по происхождению слова бывают; Исконно русские - э то те, которые непосредственно возникли в русском языке и широко употребляются в разных стилях речи большинством русского народа. (мы их сегодня употребляли на уроке)

Слайд 24

Заимствованные слова Это те, которые «пришли» в русский язык из других языков, ими владеют русские люди, но они требуют к себе пристального внимания, ими не следует перегружать свою речь. По употреблению и использованию слова бывают: Общеупотребительные Это те, которые известны всем и используются в речи всеми, в разных стилях речи. Необщеупотребительные слова, в т.ч . Профессионализмы, диалекты Это те слова, которыми пользуются отдельные группы людей; группы по профессиям; чаще всего такая лексика отражена в научном стиле речи, а в худ. – для характеристики людей по профессии. (скальпель, треножник, скрипичный ключ). Устаревшие слова – архаизмы, историзмы Это те, которые «вышли» из повседневного употребления, но помогают создавать колорит той эпохи, о котором идет речь. (кафтан, городовой, крепостной, лакей, ямщик, кучер).

Слайд 25

Творческая работа по тексту Задания: назвать устаревшие слова, диалектизмы; раскрыть значение некоторых из них. - С какой целью авторы употребляют в текстах литературы данную группу слов? Одно хорошо давалось Данилушке : на рожке он играл мастерски, чисто на музыке какой. Вечером девки – бабы бывало просят: «Сыграй, Данилушка , песенку, сыграй». Шибко за те песни стали бабы привечать Данилушку . Кто пониточек починит, холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет. Старику-пастуху тоже Даниловы песни по душе пришлись, только тут маленько неладно: начнет Данилушка наигрывать и все забудет, - ровно коров и нет. (Бажов П.П. «Каменный цветок»)

Слайд 26

Словарная работа к тексту Словарь: шибко – очень; привечать – относиться ласково, приголубливать; рожок-род духовых музыкальных инструментов (часто им использовались пастухи) пониточек -верхняя одежда из домашнего сукна; онучи-обмотка из куска грубой ткани навертывалась на ногу при ношении сапог или лаптей, нынешняя портянка, древнерусское книжное слово, с 11-го века употребляемое на Руси; маленько, т.е. немного. Вывод : использование диалектных устаревших слов, профессионализмов в произведениях художественной литературы дает возможность пишущему точно воссоздать картину быта той эпохи, о которой автор сообщает в произведении, ведь слово - это «одежда всех фактов, всех мыслей»:

Слайд 27

Содокладчик Учеными установлено, что в русской лексике необщеупотребительные слова, о которых мы только что говорили, составляют не более 15% , но, что удивительно, многие слова из этой группы имеют синонимы, составляющие активную лексику современного литературного языка, например, (очи-глаза, ланиты-щеки, персты-пальцы и т.д .) Учитель : Как мы уже сказали, весь словарный состав языка живет в словарях, составлением которых занимается наука лексикография . Ученик : По своей целевой установке все словари делятся на две большие группы: словари энциклопедические и словари лингвистические ( лингва - буква). Энциклопедические (филологические) – объясняют предметы, явления, сообщают сведения о различных событиях окружающего мира; Лингвистические – объясняют слова, толкуют их значения. Ученик : Предлагаю вам игру для «Эрудитов» « Знаю ли я словари русского языка» .

Слайд 28

Словари р усского языка Задача: (отвечать быстро, каждый правильно назвавший словарь получает фишку). - Каким словарем вы будете пользоваться, если вам нужно узнать: а) происхождение слова «Вдребезги» ? б ) правильное написание слов: «вполголоса, в одиночку» и др. в) значение слов «альтруизм», коллаж; дивиденды г) назовите самый первый словарь русского языка, его автора? Ученик : Современная лексикография начала издавать и словари того или иного писателя. Прежде всего создан «Словарь языка А.С. Пушкина в 4-х томах», в нем 21.290 слов, употребленных поэтом в своих художественных произведениях . «Словарь – справочник «Слова о полку Игореве», составитель В.Л.Виноградова .

Слайд 29

Дополнение к слайду (этимологическим словарем от названия науки о происхождении слов-этимологии) (орфографическим, он объясняет правописание слов) ( словарь иностранных слов, где размещены все заимствованные слова, пришедшие в наш язык) (это В.И Даль , «Толковый словарь живого великорусского языка» 1869-1866г) включает в себя 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц и поговорок. Это самый большой по объёму словарь. Даль В И. потратил на его составление 47 лет жизни.

Слайд 30

Дополнение к предыдущему Словарей много, каждый из них имеет свое назначение, в стране ведется серьезная лексикографическая работа, которая призвана удовлетворять потребности человека в самых разнообразных видах информации о слове, поэтому каждому необходимо уметь пользоваться словарями, ибо «не тот образованный, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос ».

Слайд 31

Фразеологизмы Учитель предоставляет слово ученику: о какой-то группе слов мы еще вами еще не говорили. О ней нам напомнит это шуточное стихотворение и группа лингвистов. Ученик читает шуточное стихотворение: Глеб у доски повесил нос , Красный до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться . О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра ? Задания к тексту: - Чем интересен текст ? - Какие необычные сочетания в нем употреблены? - О каком пласте лексики в стихотворении идет речь?

Слайд 32

Фразеологизмы Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, по значению равны одному слову; Как и слова, фразеологизмы называют предметы, признаки, действия. В предложении бывают в роли одного члена предложения; Используются для выразительности речи. Фразеологизмы могут быть: а) однозначными «Почивать на лаврах» или удовлетвориться достигнутым. б) многозначными «Вертится на языке» или очень хочется сказать; никак не вспомнится) По значению могут быть: Фразеологизмы – синонимы «Стреляный воробей» - опытный человек или «Тертый калач» Фразеологизмы – антонимы « Непочатый край – «много» Раз-два и обчелся – «мало» Разговорными «Дашь по шапке», «Валиться со смеху» «Книжными- «камень преткновения» «Сложить оружие» По стилистической окраске бывают

Слайд 33

Творческие работы Игра для «Эрудитов». «Знаю ли я фразеологизмы » Заменить фразеологизм одним словом, определив его значение делать из мухи слона…... яблоку негде упасть…… выйти из себя…….. кот наплакал……. жить за тридевять земель……. домоклов меч……. пиррова победа – победа…… 2. Задания на выбор : либо составить одно - два предложения, включив в него любой понравившийся фразеологизм; либо вспомнить и записать пословицу, поговорку с одним из фразеологизмов. Разводить руками; Прибрать к рукам; Чужими руками жар загребать Чужую беду руками разведу, своей ума не дам.

Слайд 34

Заключительное слово учителя Учитель : Мы, работая на уроке, убедились в правдивости высказывания К.Г. Паустовского : на самом деле, словарный состав языка зафиксировал абсолютно все достижения человеческой мысли, все глубокие знания и пламенные чувства, которые когда-либо были созданы людьми, и точно, ясно оформил их в слова. Мы говорили о словарном составе русского языка.

Слайд 35

Домашнее задание по группам: Определить лексическое значение паронимов, употребить их в предложениях: дипломат - дипломант. Составить словарную статью к словам архитектор, Зодчий. ( включить их в предложения ). Объяснить происхождения слов: афоризм, альтруизм составить с ними предложения. Работает с словарем фразеологизмов, объясняя значение и происхождение фразеологизмов: Зарубить на носу Комар носа не подточит Бить баклуши (на выбор - два). Кому трудно справиться с этой работой, можно выполнить упражнение №232, №233 по заданию учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Повторение и систематизация изученного по теме "Слоообразование и орфография"

Урок-обобщение по теме "Словообразование и орфография"Презентация к уроку...

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

Данная работа содержит тестовые задания для повторения и усвоения изучаемого материалав, проверки знаний....

Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Повторение и систематизация изученного материала».

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Повторение и систематизация изученного материала»....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛЫ ПО УССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 6 классе....