Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Светлана Анатольевна Миронова

Маршрутный лист дистанционного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 3031.5 КБ

Предварительный просмотр:

12.05. 2020

Тема: Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» 

Учебник – Русский язык 10-11 классы, часть 2 (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина)

Выполнить тестовую работу (задания 16-26)

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь день ребята ловили рыбу и собирали грибы да ягоды.

2) После просмотра той или иной картины все с живейшим интересом и совершенно серьёзно расспрашивали меня о битве трёх богатырей или о чудесном спасении царевны.        

3) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за ее пределами.

4) За окнами вагона видднелисьсь бескрайние степи и вишнёвые сады и деревеньки на горизонте.

5) Взошёл месяц и на тёмную землю лёг серебряный покров света.

Ответ: _________________________________

2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

Ответ: _________________________________

3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой яркостью.

Ответ: _________________________________

4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Юпитер имеет более 70 спутников (1) самые крупные (2) из которых (3) были открыты Галилео Галилеем (4) и является самой большой планетой Солнечной системы.

Ответ: _________________________________

5. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сбоев положил солому крест-накрест (1) чтобы она не быстро слежалась (2) сунул под голову эаплечный мешок (3) и (4) хотя в трюме было темновато (5) принялся за чтение.

Ответ: _________________________________

6. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)«Вниз по матушке по Волге» — так пели бурлаки, называя матушкой величайшую реку Европы. (2)Подобные народные песни относятся к бурлацким, так как создавали их бурлаки и пели во время тяжёлых артельных работ, как то: снятие баржи с мели, вбивание свай, перемещение тяжестей и т. д. (3)Волга протекает по территории 15 регионов России: Тверской области, Московской области, Ярославской области, Костромской области, Ивановской области, Нижегородской области, Чувашской Республики, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Ульяновской области, Самарской области, Саратовской области, Волгоградской области, Астраханской области, Республики Калмыкии. (4)В реке водится около 80 видов рыб: белорыбица, белуга, ёрш, лещ, налим, осётр, сазан, сом, щука и многие другие* (5)В дельте Волги сложилась уникальная природная среда, поэтому здесь открыли Астраханский заповедник. (б)В нём живут разнообразные представители флоры и фауны: встречаются диковинные растения, вольготно чувствуют себя редкие животные. (7)Некоторые обитатели заповедника занесены в Красную книгу: нерпа» лебедь-шипун, орлан-белохвост, пеликан.

Ответ: _________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 22—27

(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. (2)Нвуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!

(4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, — но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, — как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал:

—(14)Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротнико::. и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня остался загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало — не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукугин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею. (По Н. И. Пирогову)

*Николай Иванович Пирогов        (1810—1881) — русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог.

7. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчика в его студенческие годы содержали работавшие в то время мать и две его старшие сестры.

2) Будучи признательным своим близким людям за их доброту и заботу, рассказчик всегда говорил им слова благодарности.

3) Куртку, в которой рассказчик ходил на лекции, сшили ему его сёстры из старых вещей.

4) Знакомству со своей будущей женой рассказчик обязан сестре В. А. Жуковского,

5) После смерти отца рассказчику пришлось подрабатывать — ежедневно давать уроки по окончании занятий в университете.

Ответ: _________________________________

8. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-4 представлено повествование.

2) Предложение 9 называет причину того, о чём говорится в предложении 8.

3) Предложения 11, 12 раскрывают содержание предложения 10.

4) Предложение 14 иллюстрирует содержание предложения 13.

5) В предложениях 22-24 представлено описание.

Ответ: _________________________________

9. Из предложений 22-24 выпишите разговорное слово.

Ответ: _________________________________

10. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 22 связано с предыдущим.

Ответ:________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые шермины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

11. «Троп — (А)___ («роясь в хламе сердца»), использованный Н. И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми  — об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б)___(«священным долгом» в предложении 4, «твёрдое намерение отблагодарить» в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что «истинное благодеяние» заслуживает благодарности, использованный приём — (В)___(предложения 3—4) — приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что „не был благодарным» по отношению к своим родным, хотя прекрасно осознаёт, что они для него сделали в трудные студенческие годы. О сложностях того времени красноречиво говорится во всём тексте, особо подчёркивает это приём — (Г)___(«иногда» в предложении 23)»

Список терминов:

1)        градация

2)        эпитеты

3)        риторический вопрос

4)        гипербола

5)        противопоставление

6)        олицетворение

7)        метафора

8)        литота

9)        лексический повтор

Домашнее задание: выполнить тестовую работу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

План-конспект урока обобщения материала в 5 классе «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

«Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса общеобразовательной школы

Тип урока: урок – практикум.Форма урока: групповая.Технология: деятельностного подхода....

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Повторение  изученного  по теме «Синтаксис и пунктуация». Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».Задачи:1. Образовательные - проверить умения и...

Презентация по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Повторение изученного по темам: "Синтаксис" и "Пунктуация". (Подготовка к ОГЭ). 9 класс.

Учащиеся  по  рассказу  Распутина   "Уроки  французского"  повторяют  и  закрепляют  изученное  по  темам: "Синтаксис" и "Пунктуация".  Тест...

Повторение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"

Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы....

Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного п теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.

Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе  «Повторение и обобщение изученного по  теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока....