Обособление определений и приложений
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Разработка урока в 8 классе по теме "Обособление определений и приложений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обособленные определения и приложения
Цели:
- дать понятие об обособлении членов предложения; познакомить с
обособлением определений и приложений; - развивать навыки выразительного чтения, развивать устную
монологическую речь; - воспитывать любовь к природе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, какое у вас настроение в начале урока?
- Повторение
- Лингвистическая разминка в виде словарной работы.
Интерьер, артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея. - Запись темы и цели урока. Формулирование учащимися целей урока.
- Беседа с классом по вопросам:
- Вспомните, что такое обособление. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме - знаками).
- С какими способами обособления мы знакомы? (ОБОСОБЛЯЮТСЯ
- ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, ЕСЛИ СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ).
- Работа с текстом.
- Рассмотрим небольшой текст:
Зима, нестерпимо блистающая на снежных полях, развертывала передо мной свои диковинные картины... Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет птички, мгновенно вспорхнувшей с елки, говорили, что жизнь продолжается.
Прочитаем текст. Озаглавим его. Определим тему текста. Какая картина возникает у вас? Соответствует ли данная картинка на слайде нашему тексту? Вы описывали зимний лес, что вы передавали? (Свои впечатления.) Что такое впечатление? Давайте подберем синоним к этому слову (эффект).
Задание по вариантам: 1 вариант записывает предложения, осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом и расставляет знаки препинания.
2 вариант записывает предложения, осложненные обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и расставляет знаки препинания.
- К каким частям речи близки по значению причастные и деепричастные обороты? (Причастные и деепричастные обороты близки по значению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые - добавочное действие. Для наглядности можно перестроить предложение, заменив обособленные члены глаголами- сказуемыми.)
III. Изучение темы «Обособленные определения и приложения»
1. Вопросы и задания.
- Какими членами предложения являются причастия и причастные
обороты? (Определениями.) - Найдите определения в нашем тексте.
Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом,
запишите их. (Нестерпимо блистающая на снежных полях зима развёртывала передо мной свои диковинные картины... И только заячьи следы на снегу да легкий перелет мгновенно вспорхнувшей с елки птички говорили, что жизнь продолжается).
- Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами.
- Обратите внимание на изменение интонации.
- Соотнесите интонацию этих предложений со схемами упражнения № 297.
2. Объяснения учителя. .
- Расширим наши представления об обособлении.
- Рассмотрим предложение: Взволнованная девушка не могла найти слов.
- Замените существительное местоимением: Взволнованная она не могла найти слов.
- Это норма? Можно так сказать? (Нет.)
- Попробуем обособить определение: Взволнованная, она не могла найти слов.
В предложении появился оттенок причины.
Сделаем вывод: ОБОСОБЛЯЮТЯ ОДИНОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЕСЛИ ИМЕЮТ
ДОБАВОЧНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, НАПРИМЕР ПРИЧИНЫ.
- А как себя ведут в таких случаях приложения?
Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку.
- Попробуйте убрать обособление и прочитать предложение без пауз. Что мы видим? (Смысл искажается или вовсе исчезает.)
- Итак, ОБОСОБЛЯЮТСЯ ЛЮБЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ, ЕСЛИ ОНИ
ОТНОСЯТСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ.
- Что произойдет, если заменить в предложении с приложением личное на существительное? Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить столку. (Распространенное приложение все равно обособляется.)
- Рассмотрим случаи согласованных нераспространенных однородных определений:
Светлая и чистая комната выходила окнами в сад.
ЗАДАНИЕ: поместим однородные определения после определяемого слова.
Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.
Интонация подсказывает, что в этом случае необходимо обособление.
2. Работа с учебником.
- Прочитайте теоретический материал п.29 на стр. 134. Обратите внимание
на примечание.
III. Закрепление нового материала.
- Что вы узнали нового из параграфа?
- Что мы уже знали?
- Потренируемся при выполнении упр. соблюдать правильную интонацию, находить обособленные определения и объяснить причину их обособления.
IV. Итог урока
V. Задание на дом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обособленные определения и приложения
конспект урока русского языка...
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Объяснение лингвистической сущности обособления, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-83570-1359889786.jpg)
Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений» 8 класс.
Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений» по изученному разделу в 8 классе. Предлагается два варианта. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113670.jpg)
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-158040-1354648622.jpg)
Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению
Презентация к уроку объяснения нового материала. В начале урока предусмотрена орфографическая работа, устное повторение основных вопросов об обособлении. Подробное закрепление материала с графическим ...
Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.
Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....