Рабочая программа факультатива "Уроки словесности"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Суходолина Татьяна Викторовна

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях факультатива рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, грамматике и правописанию. Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ._uroki_slovesnosti.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа

факультативного курса

«Уроки словесности»

13 – 14 лет

Количество часов: 35

(1 час в неделю)

Срок реализации: 1 год

Возраст: 13 – 15 лет

                                        Суходолина Т. В.,

учитель русского языка

и литературы

г. Радужный. 2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новизна и актуальность курса

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях факультатива рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Данная рабочая программа составлена на основе программы факультативного курса «Уроки словесности» С. И. Львовой и является адаптированной. На занятиях курса учащиеся будут овладевать языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.

Программа предполагает максимальное включение учащихся в разнообразную по содержанию и форме творческую, исследовательскую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приёмов.

Данный курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера художественного слова. Сформированные на занятиях курса умения и навыки в дальнейшем станут базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Цель факультативного курса: ознакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов.

Задачи факультативных занятий:

  • способствовать овладению изобразительно-выразительными возможностями художественного слова в процессе многоаспектного анализа литературного текста;
  • обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, особенностей его употребления в устной и письменной речи, в языке художественного произведения;
  • формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  • развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о возможностях художественного слова, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение художественной литературы, изучение научно-популярной литературы (словарей, справочников и других источников информации);
  •       способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
  •    совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Рекомендуемые формы проведения занятий:

– путешествия в мир художественного слова, основанные на наблюдении;

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская, аналитическая  деятельность, практикумы, ориентирующие учащихся на самостоятельную интерпретацию художественного текста;

– мастерские художественного слова, на которых учащимся предлагается попробовать свои силы в создании собственного высказывания с включением изученных средств художественной изобразительности;

– викторины на лучшего знатока русского художественного слова.

Форма проведения итогового занятия – конкурс юных ораторов, на котором учащиеся выступят с защитой своих проектов, а также представят творческие работы, демонстрируя навыки выразительного чтения, ораторские навыки.

Рекомендуемые виды учебных заданий:

  • анализ эмоционально-образной насыщенности слова в художественном тексте;
  • интерпретирование художественного текста через его анализ и выразительное чтение;

– моделирование собственных высказываний с включением изученных средств выразительности художественного слова;

– исследование изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и рождения художественной речи;

Учебный материал на факультативных занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для анализа художественного текста, словесных игр, лингвистических и этимологических задач, занимательного материала, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов об этимологии слова и др.

Формы контроля:

- наблюдение над выразительным чтением художественного текста и монологической речью учащихся;

- взаимооценивание и самооценивание творческих работ и проектов;

- тест на знание филологических терминов;

- оценивание (зачёт/ незачёт) публичной защиты проекта по совместно с детьми разработанным критериям.

Роль и место программы в образовательном процессе

Данная программа предложена для реализации в рамках дополнительного образования.

По возрасту – 13-14 лет.

По половому признаку – смешанная.

По продолжительности реализации – годичная.

По форме проводимых занятий – групповая.

По видам деятельности – выполнение практических заданий.

По целевой установке – развивающая.

Форма организации деятельности учащихся – внеурочные занятия (2-ая половина дня), один раз в неделю в системе дополнительного образования.

На каждое занятие отводится 40 минут.

Программа рассчитана на 35 часа в год.

Результативность программы может быть обеспечена регулярностью, систематичностью и целенаправленностью проведения занятий.

Организация учебного процесса

Учителем используются как индивидуальные, так и групповые формы организации учебного процесса. Для проведения занятий каждый учащийся должен иметь общую тетрадь в линейку, ручку с синей пастой, цветные карандаши, ручки для оформления творческих работ. Условия реализации программы

  • оборудованное место школьника,
  • классная доска,
  • словари (школьный орфографический словарь, словообразовательный словарь, толковый словарь, словарь юного филолога, словарь литературоведческих терминов и т.д.)
  • компьютер, проектор.

Ожидаемые результаты

В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должен

знать/ понимать:

  • звуковые образные средства языка (виды звукописи, виды рифмы и рифмовки, словесное ударение и интонацию) их роль в художественном тексте;
  • изобразительные возможности средств письма (графики, орфографии, пунктуации);
  • роль изобразительно-выразительных средств языка в понимании идеи художественного произведения;

уметь:

  • анализировать художественный текст на предмет изобразительно-выразительных особенностей, изучаемых в рамках факультативного курса;
  • представлять собственную интерпретацию художественного текста;
  • выразительно читать художественный текст;
  • разъяснять роль изобразительно-выразительных средств художественной речи в анализируемом произведении;
  • представлять небольшое связное монологическое высказывание.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Русское слово / учебное издание / Введенская Л. А. , Баранов М. Т. , Гвоздарёв Ю. А. – Просвещение/ М. 1990 г.

Звук и смысл/ Журавлёв А. П.. – М., 1991 г.

Для учителя:

Человек в мире слова. / Бахтин М. М.– М. 1995 г.

Анализ художественного произведения./ Анненков Е. И. и др.– М. 1987 г.

Уроки словесности: 5-9 классы./ Львова С. И.– М. 1996 г.

Диалог с художественным текстом./ Любичева Е. В. и др.– СПб.2002 г.

Анализ лирики в старших классах./ И. Е. Каплан – М. 2007 г.

Литературный кружок в школе. / О. А. Ерёмина.– М. 2011 г.

Словари:

        Школьный орфографический словарь

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ сост. М. В. Панов.– М., 1999 г.

        Школьный поэтический словарь/ Ковятковский А. П. – М., 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

  1. О родном языке (2 часа)

Русский язык среди других языков мира.

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.

  1. Звуковые образные средства русского языка (23 часа)

Звукопись (6 часов)

Звуковая речь как основная форма существования языка.

Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация  и ассонанс.

Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма (4 часа)

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усечённая рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи. Рифмованная проза.

Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие (катрены), пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава), сонет, онегинская строфа.

Словесное ударение (4 часа)

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация (9 часов)

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т.п.)

Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) Особенности обозначения пауз на письме.

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения, предложения с обособленными членами и т.д.)

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.

  1. Изобразительные возможности средств письма (7 часов)

      Графика (2 часа)

 Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.

Приёмы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приёмы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография (2 часа)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; передача внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзопова языка.

Пунктуация (2 часа)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.)

Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как осознанное нарушение пунктуационных правил, как художественный приём.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Подведение итогов (2 часа)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Кол-во

часов

Из них:

теория

практика

(включая исследования

и творч. работы)

1

О родном языке

2

1

1

Звуковые образные средства русского языка

(23 часа)

2

Звукопись

6

2

4

3

Рифма

4

2

2

4

Словесное ударение

4

2

2

5

Интонация

9

3

6

Изобразительные возможности

средств письма

(5 часов)

6

Графика

2

1

1

7

Орфография

2

2

8

Пунктуация

4

2

2

Подведение итогов

(2 часа)

9

Защита проектов

2

2

Итого

35

13

22


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

35 часов (1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Виды деятельности

учащихся

  1. О родном языке (2 часа)

1

Русский язык среди других языков мира.

1

Анализ высказываний о русском языке; мастерская худ. слова: составление миниатюры о богатстве русского языка с включением в собственный минитекст цитаты; знакомство со способами цитирования.

Выразительное чтение высказываний о русском языке.

Интерпретация высказывания.

Демонстрация миниатюр о богатстве языка, обсуждение и оценивание: самоконтроль и взаимоконтроль.

2

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.

1

  1. Звуковые образные средства русского языка (23 часа)

Звукопись (6 часов)

3

Звуковая речь как основная форма существования языка.

1

Наблюдение над примерами звукописи в художественных текстах.

Интерпретация этих примеров.

Подбор скороговорок, построенных на звуковых повторах.

Выразительное чтение.

Микроисследование: аллитерация и ассонанс в стихотворениях русских поэтов 20 века.

Выразительное чтение.

Решение олимпиадных заданий по теме.

Подведение итогов микроисследования: аллитерация и ассонанс в стихотворениях русских поэтов 20 века.

4

Звуковая организация художественного текста.

1

5

Звукопись в художественной речи.

1

6

Два типа звуковых повторов: аллитерация  и ассонанс.

1

7

Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

1

8

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

1

Рифма (4 часа)

9

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная.

1

Знакомство с видами рифм.

Подбор и анализ примеров.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

Решение олимпиадных заданий по теме

10

Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усечённая рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

1

11

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи. Рифмованная проза

1

12

Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие (катрены), пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава), сонет, онегинская строфа.

1

Знакомство с типами строфики.

Анализ примеров.

Выразительное чтение.

Словесное ударение

(4 часа)

13

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

1

Знакомство с особенностями словесного ударения.

Анализ художественных текстов.

Выразительное чтение.

14

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи.

1

Выразительное чтение.

15

Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

2

Углубленное изучение размеров стиха.

Подбор и анализ примеров.

Выразительное чтение.

Анализ стихотворного текста.

Интонация (9 часов)

16

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

1

Интерпретация художественного текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение

17

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

1

18

Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т.п.)

1

Практикум. Выразительное чтение.

19

Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.

1

Практикум.

20

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) Особенности обозначения пауз на письме.

1

Подбор и анализ примеров.

Выразительное чтение.

21

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

1

Наблюдение над способами графического обозначениями движения голоса.

Выразительное чтение.

22

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения, предложения с обособленными членами и т.д.)

1

Практикум.

Анализ примеров.

Выразительное чтение.

23

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

1

Микроисследование небольшого художественного текста.

Выразительное чтение.

Подведение итогов микроисследования: от чего зависит интонация?

24

Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.

1

Практикум. Работа в группах.

Выразительное чтение.

25

Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.

1

  1. Изобразительные возможности средств письма (7 часов)

Графика (2 часа)

26

Приёмы усиления образности художественного текста с помощью средств графики.

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

1

Анализ примеров.

Творческая мастерская: сочиняем акростих.

Микроисследование: название букв старого алфавита в пословицах, поговорках и фразеологизмах.

Подведение итогов микроисследования: название букв старого алфавита в пословицах, поговорках и фразеологизмах.

Выразительное чтение.

27

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте.

1

Анализ примеров.

Выразительное чтение

Орфография (2 часа)

28

Орфография как система обязательных норм письменной речи.

1

Практикум.

29

Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции.

1

Анализ примеров.

Выразительное чтение.

Пунктуация (4 часа)

30

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации.

1

Практикум: интерпретируем художественный текст.

31

Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.)

Знаки препинания как средство иносказания.

1

Выразительное чтение.

32

Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как осознанное нарушение пунктуационных правил, как художественный приём.

Авторские знаки.

1

Наблюдение над примерами нарушения пунктуационных норм в худ. тексте.

33

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

1

Анализ примеров. Выразительное чтение.

34,35

Зачётная работа: конкурс юных ораторов

2

Защита исследовательских и творческих проектов.

Подготовленное монологическое выступление.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

рабочая программа русская словесность 6 класс

Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана    на основе программы основного общего образования  для 5-9 классов общеобразовательной школ...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Рабочая программа "Русская словесность"

Цели и задачи изучения учебного курса1.     воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общен...