Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему:
    Рабочая программа курса русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой

    Суходолина Татьяна Викторовна

    Материал представляет собой рабочую программу курса русского языка в 5 классе с календарно-тематическим планированием уроков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._5_klass.doc516 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №3»

    Рабочая программа

    учебного курса

    «Русский язык»

    в 5 классе

                                                             Программа рассчитана на  210   часов

                                            Учитель: Суходолина Т. В.

                                                              Первая квалификационная категория

    2014 год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования.

    Последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может также определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

    Общая характеристика учебного предмета

    Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа  предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

    Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

    Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

    Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

    Главные цели ступени основного общего образования

    Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, но и системой соответствующих умений и навыков.

    Цели изучения учебного предмета

    Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

    • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
    • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
    • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
    • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    Требования к уровню усвоения учебного предмета  учащимися 5 класса

    Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. К концу 5 класса учащиеся должны

    уметь

    • различать разговорную речь, научный стиль, язык художественной литературы;
    • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
    • опознавать языковые единицы, изученные в 5 классе, проводить различные виды их анализа;
    • объяснять с помощью словаря значение слов;

    аудирование

    • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
    • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

    чтение

    • владеть техникой чтения;
    • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
    • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
    • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
    • владеть ознакомительным и  изучающим видами чтения;
    • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
    • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
    • правильно расставлять логические ударения, паузы;
    • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

    говорение

    • доказательно отвечать на вопросы учителя;
    • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
    • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
    • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

    письмо

    • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
    • создавать письменные высказывания разных типов речи;
    • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
    • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
    • делить текст на абзацы;
    • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
    • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
    • выражать свое отношение к предмету речи;
    • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
    • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
    • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
    • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

    фонетика и орфоэпия

    • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
    • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
    • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
    • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
    • работать с орфоэпическим словарем;

    графика

    • правильно произносить  названия букв русского алфавита;
    • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
    • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

    морфемика

    • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
    • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
    • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
    • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
    • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

    лексикология и фразеология

    • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами

         (описание, краткое толкование,  подбор синонимов, антонимов, однокоренных      

          слов);

    • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
    • распределять слова на тематические группы;
    • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
    • различать прямое и переносное значение слов;
    • отличать омонимы от многозначных слов;
    • подбирать синонимы и антонимы;
    • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
    • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
    • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
    • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

    орфография

    • находить орфограммы в морфемах;
    • группировать слова по видам орфограмм;
    • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
    • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
    • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

    синтаксис и пунктуация

    • выделять словосочетания в предложении;
    • определять главное и зависимое слово;
    • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
    • выделять основы предложений с двумя главными членами;
    • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
    • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
    • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
    • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
    • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
    • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
    • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
    • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
    • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

    Формы, технологии, методы обучения.

    В программу включены задания, предусматривающие выполнение различных видов разборов: фонетического, морфемного, морфологического, лексического и др.

    Упражнения включают в себя работу с различными видами предложений, анализ образцов текстов.

    В программе предусмотрены уроки, проводимые в традиционной форме, включающей опрос, изучение нового материала, тренировочные упражнения, уроки обобщающего характера с применением тестирования, уроки с применением ИКТ.

    Уроки развития речи в 5 классе продолжают формировать умения учащихся правильно говорить, анализировать текст, рассуждать на предложенную тему, создавать различные виды текстов (киносценарий, психологический портрет и др.)

    Многие современные олимпиады по языкознанию («Русский медвежонок», «Филологический чемпионат») включают в себя задания поискового характера, которые формируются по принципу: интерес – побуждение – действие – результат. Включение в программу подобных заданий нацелено на приобретение глубоких и прочных знаний по русскому языку и рост мотивации к дальнейшему изучению предмета.


    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    в том числе на:

    уроки

    формирование речевой компетенции

    контрольные

    работы

    проекты,

    исследования

    1

    Основные сведения о языке

    2

    2

    Вводный курс

    2

    Орфография

    10

    8

    1

    1

    3

    Морфология

    28

    22

    4

    2

    4

    Синтаксис и пунктуация

    56

    42

    10

    4

    Основной курс

    5

    Фонетика

    Графика

    26

    20

    5

    1

    6

    Морфемика

    54

    39

    11

    3

    1

    7

    Лексика

    23

    18

    3

    1

    1

    8

    Повторение изученного в 5 классе

    11

    7

    2

    2

    Итого

    210

    158

    36

    14

    2


    Содержание учебного предмета

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Знания, умения и навыки

    Ключевые компетенции

    1

    Основные сведения

    о языке

    Знакомство с учебным комплексом

    Роль языка в жизни общества

    2

    Знать структуру учебного комплекса.

    Понимать роль языка в жизни общества.

    Уметь пользоваться учебным комплексом, обобщать наблюдения, сделанные на уроке, делать вывод; строить небольшое высказывание; комментировать прочитанное.

    Формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.

    Вводный курс

    2

    Орфография

    Орфограмма

    Правописание безударных гласных в корне

    Правописание безударных гласных в приставках

    Правописание И, У, А после шипящих

    Правописание глухих и звонких согласных

    Правописание непроизносимых согласных

    Правописание удвоенных согласных

    10

    Знать понятия орфография, орфограмма.

    Уметь находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

    Формирование коммуникативной,     языковой, лингвистической и культуроведческой  компетенций.

    3

    Морфология

    Самостоятельные и служебные части речи

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Глагол

    Наречие

    Местоимение

    Предлог

    Частица

    Союз

    28

    Знать морфологические особенности самостоятельных и служебных частей речи.

    Уметь дифференцировать указанные части речи, находить их в предложении, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

    Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

    4

    Синтаксис и

    пунктуация

    Предложение

    Виды предложений по цели высказывания

    Невосклицательные и восклицательные предложения

    Главные и второстепенные члены предложения

    Словосочетание

    Сложные предложения и их виды

    Предложение с прямой речью

    Диалог

    Предложения с обращением

    Предложения с вводным словом

    56

    Знать понятия синтаксис, пунктуация, языковые единицы синтаксиса, их разновидности и отличительные признаки; порядок их разбора; правила пунктуационного оформления простого предложения (осложнённого однородными членами, обращением, вводным словом), предложения с прямой речью, диалога.

    Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов, количеству грамматических основ, строить схемы предложений названных разновидностей; производить разбор словосочетания.

    Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

    Основной курс

    5

    Фонетика

    Графика

    Звуки речи и буквы

    Алфавит

    Ударение

    Обозначение мягкости

    Буквы Е, Ё, Ю, Я

    Гласные после шипящих

    Гласные после Ц

    Мягкий знак после шипящих

    26

    Знать определения понятий фонетика, графика, звук, буква, алфавит; орфографические правила, изучаемые в разделе.

    Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

    различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

    использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

    правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем; правильно произносить  названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

     Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

    6

    Морфемика

    Основа слова и окончание

    Корень слова

    Приставка и суффикс

    Словообразование

    Исторические изменения в составе слова

    Чередование звуков в корне слова

    Правописание приставок

    правописание корней

    Правописание чередующихся гласных в корнях

    54

    Знать понятия морфемика, морфема, морфемный разбор; орфографические правила, изучаемые в разделе.

    Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

    Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

    7

    Лексика

    Лексическое значение слова

    Однозначные и многозначные слова

    Прямое и переносное значение

    Омонимы

    Антонимы

    Синонимы

    Историзмы и архаизмы

    Неологизмы

    Заимствования

    Фразеологизмы

    23

    Знать понятия лексика, лексическое значение, прямое и переносное значения, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствования, фразеологизмы.

    Уметь объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование,  подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

    Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

    8

    Повторение и систематизация

    изученного в 5 классе

    Орфография

    Безударные гласные в корне

    Морфемика

    Словообразовательные и формообразующие морфемы

    Повторение лексических понятий

    Синтаксис и пунктуация

    11

    Иметь представление о русском языке как о целостной системе взаимосвязанных явлений.

    Уметь дифференцировать языковые явления, выполнять морфемный, словообразовательный, орфографический, фонетический, лексический, морфологический,  синтаксический и пунктуационный разборы.

    Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    5  класс


    п/п

    Дата

    Программный материал

    Кол-во час.

    ЗУН, ОУУН

     

    Виды и формы контроля

    Введение

    (2)

    1

    Введение. Знакомство с учебным комплексом.

    1

    Знать структуру учебного комплекса

    Уметь пользоваться учебным комплексом.

    Устный развернутый ответ на вопрос.

    2

    Роль языка в жизни общества.

    1

    Обобщить наблюдения, сделанные на уроке; обозначить роль слов «вежливости»»; установить связь между теоретическим и практическим пособием.

    Устный развернутый ответ на вопрос.

    Вводный курс

    Орфография (9+1)

    3

    Орфография. Орфограмма.

    1

    Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму.

    Кроссворд

    4

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    1

    Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. Правильно писать слова-исключения. Осознанное применение правила.

    Контрольное списывание

    5

    Правописание безударных гласных в приставках.

    1

    Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке.

    Письмо под диктовку с грамматическим заданием

    6

    Правописание и, а, у после шипящих.

    1

    Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке.

    Составление текста с данными учителем словами по изученной орфограмме

    7

    Правописание глухих и звонких согласных.

    1

    Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-согласные (звонкие и глухие); совершенствовать орфографические умения и навыки.

    Кроссворд

    8

    Правописание непроизносимых согласных.

    1

    Уметь находить стечение согласных в корне слова, сопоставлять их написание  с произношением; уметь пользоваться орфографическим словарем.

    Контрольное списывание

    9

    Правописание удвоенных согласных.

    1

    Умение правильно писать словарные слова; умение пользоваться словарем.

    Работа по карточкам с заданием вставить пропущенные буквы

    10

    Закрепление  изученного по теме.

    1

    Уметь определять изученные орфограммы.

    Объяснительный диктант

    11

    Р/Р Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

    1

    Уметь пользоваться учебным пособием «Русская речь»; различать формы речи; формировать коммуникативные умения.

    Устный развёрнутый ответ на вопрос

    Морфология и орфография

    (24+4)

    12

    Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные.

    1

    Понимать значение терминов «морфология», «орфография»; отличать служебные части речи от самостоятельных; функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией.

    Объяснительный диктант

    13

    Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

    1

    Опознавать имя существительное по морфологическим признакам; определять склонение, род, падеж.

    Морфологический разбор существительного

    14

    Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных.

    1

    Пользоваться алгоритмом при определении окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение.

    Аргументированное рассуждение: почему слово чернота является им. сущ.  по плану

    15

    Контрольная работа по изученному материалу.

    1

    Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

    Письмо под диктовку с грамматическим заданием

    16

    Имя прилагательное. Связь прилагательного с им. сущ.

    1

    Согласовывать прил. с  сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки.

    Творческий диктант по тексту упр. 82

    17

    Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

    1

    Пользоваться алгоритмом для определения окончаний прилагательных; знать морфологические и синтаксические признаки прилагательного

    Тест. Определить падежные окончания прилагательных.

    18

    Р/Р Что такое диалог и монолог?

    1

    Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор.

    Составление диалога на заданную тему

    19

    Глагол. Неопределенная форма глагола.

    1

    Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами.

    Творческое списывание

    20

    Глагол. Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глагола.

    1

    Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом -л- глагола».

    Развернутый ответ на вопрос

    21

    Глагол. Настоящее и будущее время глагола. Буква ь в глаголе 2-го лица ед. ч.

    1

    Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква -ь в глаголе 2-го лица ед. ч.».

    Объяснительный диктант

    22

    Р/Р Понятие о связном тексте.

    1

    Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; уметь составлять текст на заданную тему.

    Самостоятельная работа по составлению связного текста

    23

    Глагол. Правописание не с глаголами. Глаголы с -ться и -тся.

    1

    Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; определять орфограмму «Правописание -ться и -тся в глаголах»; знать случаи слитного написания НЕ с глаголами.

    Тест. Изученные орфограммы по теме «Глагол».

    24

    Закрепление изученного. Урок-практикум.

    1

    Умения и навыки, полученные при изучении темы.

    Объяснительный диктант

    .

    25

    Закрепление изученного. Урок-практикум.

    1

    Умения и навыки, полученные при изучении темы.

    Объяснительный диктант

    26

    Контрольный диктант.

    1

    Проверка знаний, умений и навыков.

    Диктант с грамматическим заданием.

    27

    Анализ к/д.

    1

    Работа над ошибками.

    28

    Наречие. Различение наречий по вопросу.

    1

    Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия

    Слуховой диктант.

    29

    Наречие. Правописание наиболее употребляемых наречий по списку.

    1

    Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия; уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем.

    Словарный диктант.

    30

    Р/Р Тема.

    1

    Понимать, что такое тема текста; уметь определять тему текста.

    Составление текста из данных предложений

    31

    Местоимение. Личные я, ты, он и др.

    Раздельное написание местоимений с предлогами.

    1

    Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения.

    Творческая работа по упр. 136

    32

    Местоимения. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.

    1

    Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять притяжательные местоимения.

    Практическая работа

    33

    Местоимения. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Дефис в неопределенных местоимениях.

    1

    Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять неопределенные  местоимения; знать признаки правописания неопределенных местоимений.

    Тест

    34

    Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

    1

    Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога. Уметь писать предлоги со словами. Знать и понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку.

    Практическая работа

    35

    Р/Р Тема (продолжение)

    1

    Умение определять тему текста;  уметь выборочно излагать материал текста; уметь говорить и писать на заданную тему.

    Творческая работа: написать начало сочинения

    36

    Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

    1

    Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роли в предложении.

    Творческое списывание

    37

    Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

    1

    Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами  в соответствии с правилом; понимать их значение в речи.

    Объяснительный диктант

    38

    Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология».

    1

    Уметь узнавать основные самостоятельные части речи и служебные слова, определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы.

    Объяснительный диктант

    Синтаксис и пунктуация

     (46+10)

    39

    Понятие о синтаксисе и пунктуации.

    1

    Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации».

    Редактирование текста упр. 189

    40

    Понятие о синтаксисе и пунктуации.

    1

    Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации».

    Синтаксический разбор предложения

    41

    Пунктуационный разбор.

    1

    Формировать умение проводить пунктуационный разбор предложения; уметь правильно строить словосочетание и предложение.

    Пунктуационный разбор предложения

    42

    Контрольный диктант.

    1

    Контроль знаний, умений и навыков.

    Диктант

    43

    Анализ контрольного диктанта.

    1

    Устранение пробелов  знаний

    Работа над ошибками

    44

    Р/Р Основная мысль текста.

    1

    Понимать значение терминов «основная мысль», «Идея»; уметь определять идею текста; различать тему и основную мысль текста.

    Анализ текста

    45

    Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения.

    1

    Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

    Творческое списывание

    46

    Виды предложений по цели высказывания.

    1

    Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

    Диктант с последующей самопроверкой

    47

    Невосклицательные и восклицательные предложения.

    1

    Уметь различать два разных основания деления предложений: по цели высказывания – по эмоциональной окраске; уметь выразительно читать текст.

    Диктант с грамматическим заданием (упр. 224)

    48

    Простой план.

    1

    Уметь составлять простой план готового текста; понимать значение составления плана.

    Составление плана к готовому тексту

    49

    Главные члены предложения.

    1

    Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

    Словарный диктант

    (упр. 222)

    50

    Главные члены предложения.

    1

    Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

    Редактирование текста

    51

    Тире между подлежащим и сказуемым.

    1

    Совершенствовать умения и навыки учащихся определять способ выражения подлежащего и сказуемого; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

    Синтаксический разбор предложения

    52

    Синтаксический разбор предложения.

    1

    Знать порядок синтаксического разбора простого предложения.

    Уметь выполнять его.

    Синтаксический разбор предложения

    53

    Р/Р Понятие о последовательной связи предложений в тексте.

    1

    Знать признаки последовательной связи предложений в тексте.

    Уметь находить последовательную связь предложений в тексте; составлять текст и озаглавливать его.

    Творческая работа с последующей взаимопроверкой

    54

    Второстепенные члены предложения.

    1

    Уметь находить в предложении второстепенные члены; знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

    Синтаксический разбор предложения

    55

    Определение.

    1

    Уметь находить определения в предложении; знать признаки определения, роль этого второстепенного члена в предложении; использовать определения при построении предложения.

    Творческая работа (упр. 261)

    56

    Дополнение.

    1

    Уметь находить дополнение в предложении; знать признаки дополнения, роль в предложении; использовать дополнения при построении предложения; формировать умения и навыки монологического высказывания.

    Синтаксический разбор предложения

    57

    Обстоятельство.

    1

    Уметь находить обстоятельство в предложении, знать признаки обстоятельства, роль в предложении; использовать обстоятельства при построении предложения; совершенствовать монологическую речь.

    Мини-диктант с грамматическим заданием

    58

    Обобщение и систематизация материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

    1

    Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Различные виды разбора по образцу

    59

    Словосочетание.

    1

    Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; уметь строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам.

    Разбор словосочетания

    60

    Диктант с грамматическим заданием.

    1

    Контроль знаний учащихся по изученной теме.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    61

    Анализ контрольного диктанта.

    1

    Работа над ошибками.

    Работа над ошибками

    62

    Подчинительные и сочинительные словосочетания.

    1

    Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; уметь разбирать словосочетание; уметь строить словосочетания; уметь строить монологическое высказывание.

    Разбор словосочетания

    63

    Словосочетание в предложении. Обобщение и систематизация материала по теме «Словосочетание».

    1

    Закрепить и обобщить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

    Синтаксический разбор словосочетания

    64

    Р/Р Обучающее изложение, близкое к тексту.

    1

    Уметь писать изложение, близкое к тексту.

    Изложение

    65

    Р/Р Обучающее изложение, близкое к тексту.

    1

    Уметь писать изложение, близкое к тексту.

    Изложение

    66

    Р/Р Анализ изложения.

    1

    Знать классификацию ошибок, допущенных в работе по развитию речи. Уметь делать работу над ошибками.

    Работа над ошибками

    67

    Предложения с однородными членами.

    1

    Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов.

    Синтаксический разбор предложения с однородными членами

    68

    Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

    1

    Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов.

    Запись под диктовку (упр. 294)

    69

    Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными  членами.

    1

    Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме.

    Графический диктант

    70

    Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.

    1

    Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме.

    Письмо по памяти (упр. 301)

    71

    Р/Р Понятие о параллельной связи предложений в тексте.

    1

    Знать признаки параллельной связи предложений в тексте. Уметь находить параллельную связь предложений в тексте; составлять текст и озаглавливать его.

    Творческая работа с последующей взаимопроверкой

    72

    Предложения с однородными членами. обобщение и систематизация материала по теме.

    1

    Уметь редактировать текст с однородными членами. Понимать роль обобщающего слова в предложении с однородными членами. Уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложения; применять изученную пунктограмму на письме.

    Схематический диктант

    73

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    Контроль знаний, умений и навыков.

    Диктант с грамматическим заданием

    74

    Анализ к/д

    1

    Работа над ошибками.

    Работа над ошибками

    75

    Предложения с обращениями.

    1

    Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять  предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением.

    Самостоятельная работа

    76

    Знаки препинания в предложениях с обращениями.

    1

    Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять  предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением

    Тест

    77

    Р/Р Выразительные средства связи устной речи.

    1

    Знать, какие средства называются выразительными, их значение в предложении; уметь находить выразительные средства в тексте; уметь составлять текст по данному началу.

    Составление текста по данному началу

    78

    Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

    1

    Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

    Конструирование предложений с вводными словами

    79

    Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

    1

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами. Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

    Тест

    80

    Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения.

    1

    Отличать простое предложение от сложного; знать признаки сложного предложения; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение.

    Мини-диктант с грамматическим заданием (упр. 328)

    81

    Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

    1

    Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

    Синтаксический разбор предложения

    82

    Сложноподчиненные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

    1

    Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

    Творческая работа (упр. 344)

    83

    Р/Р Общее понятие о стилях речи.

    Разговорный стиль речи.

    1

    Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи. Уметь определять тексты разговорного стиля.

    Определение стиля речи по его отличительным признакам

    84

    Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

    1

    Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

    Синтаксический разбор предложений

    85

    Синтаксический разбор сложного предложения.

    1

    Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения.

    Синтаксический разбор предложений

    86

    Контрольный диктант.

    1

    Контроль знаний, умений и навыков.

    Контрольный диктант

    87

    Анализ к/д.

    1

    Работа над ошибками.

    Работа над ошибками

    88

    Предложение с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    1

    Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    Конструирование предложений

    89

    Р/Р Книжные стили речи. Характеристика научного стиля.

    1

    иметь представление о научном стиле речи, его особенностях. Знать понятие «термин». Уметь строить ответ на вопрос научного характера.

    Практикум

    90

    Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    1

    Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    Творческая работа с последующей проверкой (упр. 352)

    91

    Диалог. Знаки препинания при диалоге.

    1

    Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога; составление диалога.

    Самостоятельная работа

    92

    Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

    1

    Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Творческая работа (упр. 369)

    93

    Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

    1

    Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Синтаксический и пунктуационный разборы

    94

    Контрольный диктант.

    1

    Контроль знаний учащихся по изученной теме.

    Диктант с грамматическим заданием

    95

    Анализ контрольного диктанта.

    1

    Работа над ошибками.

    Работа над ошибками

    96

    Р/Р Как связать предложения в тексте?

    1

    Знать признаки параллельной и цепной связи предложений в тексте; уметь определять вид связи.

    Анализ текста

    Основной курс

    Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

    (21+5)

    97

    Понятие о литературном языке.

    1

    Нормы литературного языка; основные разделы языка; орфоэпические умения.

    Тест

    98

    Звуки речи. Звуки речи и буквы.

    1

    Термины: звуки, слоги, ударение, интонация; понятие «фонетика»; сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов; навыки выразительного чтения.

    Выразительное чтение стихотворения (упр. 388)

    99

    Звуки речи и буквы. Алфавит.

    1

    Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; уметь производить частичный анализ слов; знать и правильно произносить алфавит.

    Контрольное списывание

    100

    Гласные и согласные звуки.

    1

    Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги.

    Проверочная работа

    101

    Слог. Правила переноса.

    1

    Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги.

    Самостоятельная работа

    102

    Р/Р Характеристика художественного стиля.

    1

    Понимать, что такое метафора. Знать особенности и сферу употребления художественного стиля.

    Сочинение продолжения сказки

    103

    Ударение.

    1

    Умение различать ударные и безударные слоги; уметь акцентировать ударные слоги; с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме.

    Тест

    104

    Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука.

    1

    Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы.

    Письмо по памяти стихотворения

    С. Маршака (упр. 420)

    105

    Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука

    1

    Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы; навык графического обозначения орфограммы.

    Письмо по памяти

    (упр. 424)

    106

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    1

    Умение проверять безударные гласные в корне слова различными способами; навык графического обозначения орфограммы.

    Диктант «Проверяю себя»

    107

    Звонкие и глухие согласные звуки.

    1

    Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; навыки сопоставлять звучащую и письменную речь.

    Орфоэпический диктант

    108

    Р/Р/ Изложение близкое к тексту.

    1

    Уметь писать изложение близкое к тексту.

    Изложение

    109

    Р/Р/ Изложение близкое к тексту.

    1

    Уметь писать изложение близкое к тексту.

    Изложение

    110

    Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

    1

    Умение различать звонкие и глухие согласные звуки; знать парные и непарные глухие и звонкие; графически обозначать орфограмму; использовать алгоритм при объяснении орфограммы.

    Тест

    111

    Твердые и мягкие согласные звуки.

    1

    Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью.

    Словарный диктант

    112

    Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

    1

    Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью.

    Тест

    113

    Значение букв я, ю, е, ё.

    1

    Понимать роль гласных на письме; умение слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука; знать условия появления йотированного звука в словах.

    Запись текста с заданием под диктовку

    114

    Р/Р Типы речи.

    1

    Умение сопоставлять три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

    Сравнительный анализ

    115

    Правописание разделительных Ъ и Ь

    1

    Орфограмма «Буквы Ь и Ъ разделительные; знать опознавательные признаки орфограммы; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; различать орфограммы «Буква Ь и Ъ разделительные и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

    Тест

    116

    Правописание гласных после шипящих.

    1

    Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих;  уметь графически обозначать орфограмму;  понимать условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова; использовать алгоритм при опознавании орфограммы.

    Словарный диктант

    117

    Правописание гласных после шипящих на конце слова.

    1

    Знать условия появления Ь в конце слова; уметь определять орфограмму, обозначать ее графически.

    Тест

    118

    Правописание гласных и-ы после ц.

    1

    Знать условия появления орфограммы; уметь графически ее обозначать.

    Письмо под диктовку

    119

    Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

    1

    Знать понятие «орфоэпия». Уметь пользоваться орфоэпическим словарём и словарём ударений. Понимать значение литературного произношения.

    Орфоэпический диктант

    120

    Р/Р Типы речи. Повествование.

    1

    Уметь строить текст повествование.

    Сочинение рассказа «Плавунчик»

    121

    Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

    1

    Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки.

    Практическая работа

    122

    Контрольная работа по теме «Фонетика».

    1

    Проверить знания и умения учащихся по изученной теме.

    Диктант с грамматическим заданием

    Морфемика. Орфография

    (43+11)

    123

    Понятие о морфемике.

    1

    Понятие о морфемике; морфемный состав слов; видеть орфограммы в разных морфемах.

    Грамматический ребус

    124

    Основа слова и окончание.

    1

    Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

    Самостоятельная работа

    125

    Р/Р Типы речи. Описание.

    1

    Уметь описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе

    Миниатюра

    126

    Основа слова и окончание.

    1

    Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

    Тест

    127

    Основа слова и окончание.

    1

    Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

    Самостоятельная работа

    128

    Корень слова.

    1

    Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

    Практическая работа

    129

    Корень слова.

    1

    Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

    Письмо по памяти

    (упр. 530)

    130

    Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

    1

    Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

    Тест

    131

    Р/Р Выборочное изложение.

    1

    Уметь писать выборочное изложение.

    Выборочное изложение

    132

    Приставки, суффиксы.

    1

    Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса -тель.

    Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

    133

    Чередование гласных в корне слова.

    1

    Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися гласными; умение видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков.

    Самостоятельная работа

    134

    Чередование согласных в корне слова.

    1

    Выделять в словах корни с чередующимися согласными; умение осознанно производить морфемный разбор слов.

    Морфемный разбор слов различных частей речи

    135

    Полногласные и неполногласные сочетания.

    1

    Понимать явление «полногласие»/ «неполногласие» в русском языке, его историческую основу; умение выделять такие сочетания.

    Диктант «Проверяю себя»

    136

    Повторение по теме «Чередование звуков».

    1

    Повторить и обобщить материал по теме «Чередование звуков в корне».

    Практикум

    137

    Р/Р как описать животное? Изложение близкое к тексту.

    1

    Уметь писать изложение, близкое к тексту.

    Изложение

    138

    Р/Р как описать животное? Изложение близкое к тексту.

    1

    Уметь писать изложение, близкое к тексту.

    Изложение

    139

    Морфемный разбор слова.

    1

    Знать порядок полного морфемного разбора слова; производить морфемный разбор слов.

    Письмо под диктовку с грамматическим заданием

    140

    Правописание корней и приставок.

    1

    Уметь выделять корень и приставку в слове. Знать опознавательные признаки правописания корней и приставок.

    Выборочный диктант

    141

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    1

    Знать опознавательные признаки орфограммы. Уметь графически обозначать её; подбирать однокоренные слова.

    Тест

    142

     

    Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

    1

    Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, -раст- -

    -рос-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

    Упр. 595, выборочно126

    143

    Р/Р Подготовка к сочинению о слове.

    1

    Уметь писать сочинение на грамматическую тему.

    Обучающее сочинение

    144

    Р/Р Подготовка к сочинению о слове.

    1

    Уметь писать сочинение на грамматическую тему.

    Обучающее сочинение

    145

    Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

    1

    Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

    Выборочный диктант с последующей  проверкой

    146

    Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

    1

    Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -клан- - -клон-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

    Словарный диктант

    147

    Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

    1

    Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

    Самостоятельная работа

    148

    Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

    1

    Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

    Практикум

    149

    Р/Р Подготовка к сочинению о любимом животном.

    1

    Умение писать сочинение о животном.

    Обучающее сочинение

    150

    Р/Р Сочинение о любимом животном.

    1

    Уметь писать сочинение о животном.

    Обучающее сочинение

    151

    Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

    1

    Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

    Тест

    152

    Правописание корней с чередованием гласных Е-И.

    1

    Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием - бир- - -бер - -  

    -мир-, -мер- и др.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

    Самодиктант

    153

    Правописание корней с чередованием гласных Е-И, А(Я) – ИМ - ИН.

    1

    Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием  - я(а)//им, ин.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

    Самостоятельная работа.

    Тест

    154

    Контрольный диктант.

    1

    Проверить умения и навыки по теме.

    Контрольный диктант

    155

    Анализ к/д.

    1

    Работа над ошибками.

    Работа над ошибками

    156

    Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

    1

    Умение выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы; уметь производить этимологический анализ слов в практических целях.

    Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой

    157

    Правописание приставок, оканчивающихся на -з (с).

    1

    Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы; производить морфемный разбор слов.

    Диктант «Проверяю себя»

    158

    Правописание приставок, оканчивающихся на -з (с).

    1

    Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С.

    Словарный диктант

    «По следам выполненных упражнений»

    159

    Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-).

    1

    Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С.

    Письмо под диктовку

    160

    Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

    1

    Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее.

    Тест

    161

    Р/Р Типы речи. Рассуждение.

    1

    Умение строить текст-рассуждение; композиция сочинения-рассуждения; языковые средства связи.

    Мини-сочинение

    162

    Правописание приставок пре- и при-.

    1

    Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

    Словарный диктант

    163

    Правописание приставок пре- и при-.

    1

    Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу.

    Письмо под диктовку

    164

    Правописание приставок пре- и при-.

    1

    Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому

    Диктант «Проверяю себя»

    165

    Правописание приставок пре- и при-.

    1

    Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; повторить и систематизировать изученное о правописании приставок.

    Тест

    166

    Контрольный диктант.

    1

    Проверить умения и навыки по изученной теме.

    Контрольный диктант

    167

    Р/Р Тип речи. Рассуждение.

    1

    Умение пересказывать близко к тексту; уметь строить высказывание в форме рассуждения.

    Высказывание в форме рассуждения

    168

    Анализ к/д

    1

    Работа над ошибками.

    Работа над ошибками

    169

    Словообразование. Основные способы словообразования.

    1

    Знать основные способы образования слов; уметь выявлять словообразовательные морфемы; уметь производить словообразовательный разбор; уметь сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы.

    Исследование языкового материала

    Словообразовательный разбор

    170

    Словообразование. Основные способы словообразования.

    1

    Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

    Морфемный разбор сложносокращенных слов

    171

    Словообразование. Основные способы словообразования.

    1

    Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

    Словообразовательный анализ

    172

    Правописание сложных и сложносокращенных слов.

    1

    Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

    Тест

    173

    Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

    1

    Обобщить изученное по теме.

    Письмо под диктовку с грамматическим заданием

    174

    Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте.

    1

    Понимать значение терминов «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»;  уметь видеть лексические средства связи в тексте.

    Исследование текста

    175

    Контрольный диктант.

    1

    Проверить умения и навыки по теме.

    Контрольный диктант

    176

    Анализ к/д.

    1

    Работа над ошибками.

    Лексика

    (19+4)

    177

    Лексика. Словарное богатство русского языка.

    1

    Понимать значение термина «лексика»; умение употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем.

    Проект: составление словарика на тему «Растения»

    178

    Лексическое значение слова.

    1

    Понимать смысл термина «лексическое значение слова»; уметь пользоваться толковым словарем.

    Самостоятельная работа

    179

    Лексическое значение слова.

    1

    Умение пользоваться толковым словарем; Понимать значение термина «стилистическая помета»; уметь выразительно читать; понимать значение термина «паронимы».

    Самостоятельная работа

    180

    Р/Р Сочинение по картине.

    1

    Обучающее сочинение по картине.

    Обучающее сочинение

    181

    Р/Р Сочинение по картине.

    1

    Обучающее сочинение по картине.

    Обучающее сочинение

    182

    Однозначные и многозначные слова.

    1

    Понимать  значение терминов «однозначное» и «многозначное» слово; умение работать с толковым словарем; умение частично анализировать текст.

    Творческая работа

    183

    Однозначные и многозначные слова.

    1

    Знать способы доказательства многозначности слова; умение работать с толковым словарем; выразительное чтение.

    Развернутый ответ на вопрос

    184

    Прямое и переносное значение слова.

    1

    Понимать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; уметь находить в предложении слова с переносным значением.

    Выборочное списывание

    185

    Р/Р Выборочное изложение.

    1

    Уметь писать выборочное изложение.

    Выборочное изложение

    186

    Омонимы.

    1

    Понимать значение термина «омонимы»;  уметь пользоваться словарем омонимов; умение работать с толковым словарем; уметь находить в предложении омонимы.

    Конструирование предложений

    187

    Синонимы.

    1

    Понимать значение термина «синонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; уметь работать с толковым словарем.

    Составление синонимических рядов

    188

    Антонимы.

    1

    Понимать значение термина «антонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов; уметь подбирать антонимы, видеть их в предложении.

    Редактирование предложений

    189

    Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    1

    Понимать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм; знать порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов; роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи.

    Мини-сочинение «Профессия моих родителей»

    190

    Историзмы и архаизмы.

    1

    Понимать значение терминов «историзмы», «архаизмы»; разграничивать данные понятия; роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; умение находить историзмы и архаизмы.

    Анализ небольшого исторического текста

    191

    Неологизмы.

    1

    Понимать значение термина «неологизмы»; роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; умение находить неологизмы в речи.

    Исследование текста. Словарик «Говорят дети»

    192

    Заимствованные слова.

    1

    Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем.

    Исследование текста

    193

    Старославянизмы.

    1

    Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем.

    Исследование текста

    194

    Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

    1

    Понимать термины «нейтральные слова», «стилистически окрашенные слова»; использование стилистически окрашенных слов в художественной литературе и в разговорной речи.

    Исследование текста

    195

    Фразеологизмы.

    1

    Понимать значение термина «фразеологизм»; роль фразеологизмов в речи; историческая основа фразеологических оборотов; их роль в языке; умение пользоваться фразеологическим словарем; умение использовать фразеологические обороты в речи; знать особенности строения фразеологического оборота.

    Статья «Из истории фразеологизма»

    196

    Пословицы, поговорки, афоризмы.

    1

    Понимать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм». Уметь разграничивать эти понятия, знать их роль в языке. Уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в собственной речи.

    Проект: словарик пословиц, поговорок, афоризмов на одну тему

    197

    Толковые словари русского языка.

    1

    Умение работать с различными словарями.

    198

    Р/Р Текст. Киносценарий.

    1

    Обучать умению составлять киносценарий.

    Составление киносценария

    199

    Повторение по теме «Лексика».

    1

    Повторить и обобщить изученное по  теме «Лексика».

    Проверочная работа

    Повторение и систематизация изученного в 5 классе

    (9+2)

    200- 203

    Комплексное повторение изученного в 5 классе. Тренировочные упражнения.

    4

    Повторить, обобщить и систематизировать изученное в 5 классе.

    204 - 206

    Комплексное повторение изученного в 5 классе. Тестирование.

    3

    Повторить, обобщить и систематизировать изученное в 5 классе.

    207

    Годовой контрольный диктант.

    1

    Контроль умений и навыков.

    Диктант с грамматическим заданием

    208

    Анализ к/д.

    1

    Работа над ошибками.

    209-210

    Р/Р Обобщение и систематизация изученного по развитию речи.

    1

    Повторить и обобщить изученное по развитию речи.

    Анализ текста


    Профессиональная составляющая предмета. Русский язык. 5 класс

    № урока (из КТП)

    Тема урока

    Профессиональная составляющая

    Форма работы

    Кол-во времени от урока

    41

    Понятие о синтаксисе и пунктуации.

    Знакомство с профессией писатель. Беседа. Работа с текстом. (Упр. 186)

    5

    45

    Предложение.

    Знакомство с профессией корреспондент. Беседа. Словарная работа. (Упр. 199)

    3

    46

    Виды предложений по цели высказывания.

    Знакомство с профессией лесник. Работа с текстом. Беседа.

    5

    47

    Невосклицательные и восклицательные предложения.

    Знакомство с профессией писатель. Чтение текста упр. 213.

    7

    69

    Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

    Знакомство с профессией столяр. Чтение стихотворения. Беседа. (Упр. 298)

    Знакомство с профессией тренер. Беседа. (Упр. 299)

    3

    3

    75

    Предложения с обращениями.

    Знакомство с профессией космонавт. Словарная работа. Беседа. (Упр. 304)

    6

    79

    Предложения с вводными словами.

    Знакомство с профессией языковед. Рассказ учителя. Беседа. (Упр. 322)

    3

    100

    Гласные и согласные звуки.

    Знакомство с профессией диктор. Беседа. Практикум по дикции.

    8

    112

    Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

    Знакомство с профессией комментатор. Словарная работа. Беседа.

    3

    127

    Основа слова и окончание.

    Знакомство с профессией лингвист. Работа с текстом. Беседа. (Упр. 505)

    3

    164

    Правописание приставок при- и пре-.

    Знакомство с профессией артиллерист. Беседа по упр. 656.

    4

    182

    Однозначные и многозначные слова.

    Знакомство с профессией хлебороб. Словарная работа. Беседа.

    3

    188

    Антонимы.

    Знакомство с профессией метеоролог, синоптик. Работа с текстом. Загадка. Беседа по упр. 748.

    3

    192

    193

    Происхождение лексики русского языка.

     Знакомство с профессией филолог (языковед). Беседа по тексту упр.774.

    Знакомство с профессией художник. Чтение стихотворения и беседа (упр. 775)

    5

    3

    198

    Что такое киносценарий?

    Знакомство с профессией киносценарист. Беседа.

    5

    Итого (общее время)

    1 ч. 12 мин.


    Контроль уровня обученности

            Включает в себя систему  контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений и навыков. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения предмета.

            Контроль направлен на:

    • учет ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
    • учет пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
    • учет техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся; уровнем подготовки учащихся к урокам; учет активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ; учет формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).

     

    Формы контроля и диагностики.

    Текущий контроль

    Итоговый контроль

    1. Поурочный контроль: 

    индивидуальные задания;

    фронтальный опрос;

    работа по карточкам;

    комбинированный опрос;

    практические работы;

    творческие работы;

    цифровые диктанты;

    индивидуальный контроль.

    1. Периодический контроль:

    срезы;

    диктанты (словарные, орфоэпические,

    терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности);

    письмо по памяти;

    зачеты (теоретические и практические, устные и письменные);

    фронтальный опрос;

    блицопросы;

    контрольные работы.

    Тематический;

    четвертной;

    независимый (административные и городские  работы);

    годовой;

    олимпиады.

            Текущий контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

    Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.

    Для проведения фронтальных и блицопросов составляется множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.

    Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период.

    Кроме учета уровня успеваемости ведётся и учет личных достижений учащихся: участие в предметных неделях; школьных, районных предметных городских олимпиадах; конкурсах. Данный учет ведёт каждый ученик 5-11 классов, собирая личные достижения в портфолио.


    Учебно-методическое обеспечение

    Основная литература

    Для ученика:

    • Бабайцева  В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009;
    • Русский язык: Практика. 5 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений под ред. А.Ю.Купаловой. М.: Дрофа, 2009;
    • Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008;
    • рабочая тетрадь.

    Для учителя:

    • Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, 5-9 классы. М: Дрофа, 2007;
    • Русский язык. 5 класс: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой/ авт.-составитель А. В. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2007;
    • Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение. 2001;
    • Никитина Е. И.: Уроки развития речи: К учеб. пособию «Русская речь: 5 кл. М.: Дрофа, 2001.

    Дополнительная литература

    Для ученика:

    • Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. – 3-е изд. – М.: АЗЪ, 1995;
    • Лапатухин М. С. , Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П.  Школьный толковый словарь. – М.: Просвещение, 1981.

    Для учителя:

    • Русский язык. 5-7 классы (карточки)/ дидактический и раздаточный материал. (Компакт-диск) – Волгоград: Учитель, 2007;
    • 1С: Школа: Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы/образовательный комплекс под редакцией О. И. Руденко. М.: 2006;
    • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки русского языка. 5 класс. 2005;
    • Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки (мастер-класс): учеб.-метод. пособие/ Г. П. Лазаренко – М.: дрофа, 2006.

    Наглядные пособия

    Таблицы:

    • «Звуки и буквы»;
    • «Безударный гласный в корне слова»;
    • «Безударный гласный в окончании слова»;
    • «Сомнительный согласный»;
    • Удвоенные согласные»;
    • Непроизносимые согласные»;
    • «Разделительные Ъ и Ь»;
    • «Частица НЕ с глаголами»;
    • «Состав слова»;
    • «Разбор слова по составу»;
    • «Признаки предложения»;
    • «Типы предложений»;
    • «Простое предложение»;
    • «Однородные члены предложения».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторительно - обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной

    Планируемые результаты:предметные:знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные сло...

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой)

    Данная программа раазработана и предназначена для работы с учебным комплексом под ред. В. В. Бабайцевой...

    Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой)

    Данная программа разработана и предназначена для работы по  учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой...

    «ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ» (КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В.В. БАБАЙЦЕВОЙ)

    Разработка урока-соревнования предназначена для обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение». Урок имеет практическую направленность. Используются занимательные задания. Форма проведения ур...

    Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по учебному комплексу В.В.Бабайцевой

    Данная рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю. К программе прилагается календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по учебному комплексу В.В.Бабайцевой

    Данная рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю. К программе прилагается календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. ФГОС

    Данная программа предназначена для изучения  русского языка на базовом уровне муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.Рабочая программа по русскому языку ...