Рабочая программа курса русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Суходолина Татьяна Викторовна

Материал представляет собой рабочую программу курса русского языка в 5 классе с календарно-тематическим планированием уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._5_klass.doc516 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа

учебного курса

«Русский язык»

в 5 классе

                                                         Программа рассчитана на  210   часов

                                        Учитель: Суходолина Т. В.

                                                          Первая квалификационная категория

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования.

Последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может также определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа  предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Главные цели ступени основного общего образования

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, но и системой соответствующих умений и навыков.

Цели изучения учебного предмета

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Требования к уровню усвоения учебного предмета  учащимися 5 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. К концу 5 класса учащиеся должны

уметь

  • различать разговорную речь, научный стиль, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, изученные в 5 классе, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов;

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и  изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика

  • правильно произносить  названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами

     (описание, краткое толкование,  подбор синонимов, антонимов, однокоренных      

      слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

орфография

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Формы, технологии, методы обучения.

В программу включены задания, предусматривающие выполнение различных видов разборов: фонетического, морфемного, морфологического, лексического и др.

Упражнения включают в себя работу с различными видами предложений, анализ образцов текстов.

В программе предусмотрены уроки, проводимые в традиционной форме, включающей опрос, изучение нового материала, тренировочные упражнения, уроки обобщающего характера с применением тестирования, уроки с применением ИКТ.

Уроки развития речи в 5 классе продолжают формировать умения учащихся правильно говорить, анализировать текст, рассуждать на предложенную тему, создавать различные виды текстов (киносценарий, психологический портрет и др.)

Многие современные олимпиады по языкознанию («Русский медвежонок», «Филологический чемпионат») включают в себя задания поискового характера, которые формируются по принципу: интерес – побуждение – действие – результат. Включение в программу подобных заданий нацелено на приобретение глубоких и прочных знаний по русскому языку и рост мотивации к дальнейшему изучению предмета.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

в том числе на:

уроки

формирование речевой компетенции

контрольные

работы

проекты,

исследования

1

Основные сведения о языке

2

2

Вводный курс

2

Орфография

10

8

1

1

3

Морфология

28

22

4

2

4

Синтаксис и пунктуация

56

42

10

4

Основной курс

5

Фонетика

Графика

26

20

5

1

6

Морфемика

54

39

11

3

1

7

Лексика

23

18

3

1

1

8

Повторение изученного в 5 классе

11

7

2

2

Итого

210

158

36

14

2


Содержание учебного предмета

№ п/п

Тема

Количество часов

Знания, умения и навыки

Ключевые компетенции

1

Основные сведения

о языке

Знакомство с учебным комплексом

Роль языка в жизни общества

2

Знать структуру учебного комплекса.

Понимать роль языка в жизни общества.

Уметь пользоваться учебным комплексом, обобщать наблюдения, сделанные на уроке, делать вывод; строить небольшое высказывание; комментировать прочитанное.

Формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.

Вводный курс

2

Орфография

Орфограмма

Правописание безударных гласных в корне

Правописание безударных гласных в приставках

Правописание И, У, А после шипящих

Правописание глухих и звонких согласных

Правописание непроизносимых согласных

Правописание удвоенных согласных

10

Знать понятия орфография, орфограмма.

Уметь находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Формирование коммуникативной,     языковой, лингвистической и культуроведческой  компетенций.

3

Морфология

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Местоимение

Предлог

Частица

Союз

28

Знать морфологические особенности самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь дифференцировать указанные части речи, находить их в предложении, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

4

Синтаксис и

пунктуация

Предложение

Виды предложений по цели высказывания

Невосклицательные и восклицательные предложения

Главные и второстепенные члены предложения

Словосочетание

Сложные предложения и их виды

Предложение с прямой речью

Диалог

Предложения с обращением

Предложения с вводным словом

56

Знать понятия синтаксис, пунктуация, языковые единицы синтаксиса, их разновидности и отличительные признаки; порядок их разбора; правила пунктуационного оформления простого предложения (осложнённого однородными членами, обращением, вводным словом), предложения с прямой речью, диалога.

Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов, количеству грамматических основ, строить схемы предложений названных разновидностей; производить разбор словосочетания.

Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Основной курс

5

Фонетика

Графика

Звуки речи и буквы

Алфавит

Ударение

Обозначение мягкости

Буквы Е, Ё, Ю, Я

Гласные после шипящих

Гласные после Ц

Мягкий знак после шипящих

26

Знать определения понятий фонетика, графика, звук, буква, алфавит; орфографические правила, изучаемые в разделе.

Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем; правильно произносить  названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

 Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

6

Морфемика

Основа слова и окончание

Корень слова

Приставка и суффикс

Словообразование

Исторические изменения в составе слова

Чередование звуков в корне слова

Правописание приставок

правописание корней

Правописание чередующихся гласных в корнях

54

Знать понятия морфемика, морфема, морфемный разбор; орфографические правила, изучаемые в разделе.

Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

7

Лексика

Лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение

Омонимы

Антонимы

Синонимы

Историзмы и архаизмы

Неологизмы

Заимствования

Фразеологизмы

23

Знать понятия лексика, лексическое значение, прямое и переносное значения, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствования, фразеологизмы.

Уметь объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование,  подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

8

Повторение и систематизация

изученного в 5 классе

Орфография

Безударные гласные в корне

Морфемика

Словообразовательные и формообразующие морфемы

Повторение лексических понятий

Синтаксис и пунктуация

11

Иметь представление о русском языке как о целостной системе взаимосвязанных явлений.

Уметь дифференцировать языковые явления, выполнять морфемный, словообразовательный, орфографический, фонетический, лексический, морфологический,  синтаксический и пунктуационный разборы.

Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

5  класс


п/п

Дата

Программный материал

Кол-во час.

ЗУН, ОУУН

 

Виды и формы контроля

Введение

(2)

1

Введение. Знакомство с учебным комплексом.

1

Знать структуру учебного комплекса

Уметь пользоваться учебным комплексом.

Устный развернутый ответ на вопрос.

2

Роль языка в жизни общества.

1

Обобщить наблюдения, сделанные на уроке; обозначить роль слов «вежливости»»; установить связь между теоретическим и практическим пособием.

Устный развернутый ответ на вопрос.

Вводный курс

Орфография (9+1)

3

Орфография. Орфограмма.

1

Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму.

Кроссворд

4

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. Правильно писать слова-исключения. Осознанное применение правила.

Контрольное списывание

5

Правописание безударных гласных в приставках.

1

Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием

6

Правописание и, а, у после шипящих.

1

Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке.

Составление текста с данными учителем словами по изученной орфограмме

7

Правописание глухих и звонких согласных.

1

Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-согласные (звонкие и глухие); совершенствовать орфографические умения и навыки.

Кроссворд

8

Правописание непроизносимых согласных.

1

Уметь находить стечение согласных в корне слова, сопоставлять их написание  с произношением; уметь пользоваться орфографическим словарем.

Контрольное списывание

9

Правописание удвоенных согласных.

1

Умение правильно писать словарные слова; умение пользоваться словарем.

Работа по карточкам с заданием вставить пропущенные буквы

10

Закрепление  изученного по теме.

1

Уметь определять изученные орфограммы.

Объяснительный диктант

11

Р/Р Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

1

Уметь пользоваться учебным пособием «Русская речь»; различать формы речи; формировать коммуникативные умения.

Устный развёрнутый ответ на вопрос

Морфология и орфография

(24+4)

12

Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные.

1

Понимать значение терминов «морфология», «орфография»; отличать служебные части речи от самостоятельных; функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией.

Объяснительный диктант

13

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

1

Опознавать имя существительное по морфологическим признакам; определять склонение, род, падеж.

Морфологический разбор существительного

14

Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных.

1

Пользоваться алгоритмом при определении окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение.

Аргументированное рассуждение: почему слово чернота является им. сущ.  по плану

15

Контрольная работа по изученному материалу.

1

Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием

16

Имя прилагательное. Связь прилагательного с им. сущ.

1

Согласовывать прил. с  сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки.

Творческий диктант по тексту упр. 82

17

Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

Пользоваться алгоритмом для определения окончаний прилагательных; знать морфологические и синтаксические признаки прилагательного

Тест. Определить падежные окончания прилагательных.

18

Р/Р Что такое диалог и монолог?

1

Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор.

Составление диалога на заданную тему

19

Глагол. Неопределенная форма глагола.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами.

Творческое списывание

20

Глагол. Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глагола.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом -л- глагола».

Развернутый ответ на вопрос

21

Глагол. Настоящее и будущее время глагола. Буква ь в глаголе 2-го лица ед. ч.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква -ь в глаголе 2-го лица ед. ч.».

Объяснительный диктант

22

Р/Р Понятие о связном тексте.

1

Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; уметь составлять текст на заданную тему.

Самостоятельная работа по составлению связного текста

23

Глагол. Правописание не с глаголами. Глаголы с -ться и -тся.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; определять орфограмму «Правописание -ться и -тся в глаголах»; знать случаи слитного написания НЕ с глаголами.

Тест. Изученные орфограммы по теме «Глагол».

24

Закрепление изученного. Урок-практикум.

1

Умения и навыки, полученные при изучении темы.

Объяснительный диктант

.

25

Закрепление изученного. Урок-практикум.

1

Умения и навыки, полученные при изучении темы.

Объяснительный диктант

26

Контрольный диктант.

1

Проверка знаний, умений и навыков.

Диктант с грамматическим заданием.

27

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

28

Наречие. Различение наречий по вопросу.

1

Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия

Слуховой диктант.

29

Наречие. Правописание наиболее употребляемых наречий по списку.

1

Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия; уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем.

Словарный диктант.

30

Р/Р Тема.

1

Понимать, что такое тема текста; уметь определять тему текста.

Составление текста из данных предложений

31

Местоимение. Личные я, ты, он и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

1

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения.

Творческая работа по упр. 136

32

Местоимения. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.

1

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять притяжательные местоимения.

Практическая работа

33

Местоимения. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Дефис в неопределенных местоимениях.

1

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять неопределенные  местоимения; знать признаки правописания неопределенных местоимений.

Тест

34

Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

1

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога. Уметь писать предлоги со словами. Знать и понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку.

Практическая работа

35

Р/Р Тема (продолжение)

1

Умение определять тему текста;  уметь выборочно излагать материал текста; уметь говорить и писать на заданную тему.

Творческая работа: написать начало сочинения

36

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

1

Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роли в предложении.

Творческое списывание

37

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

1

Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами  в соответствии с правилом; понимать их значение в речи.

Объяснительный диктант

38

Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология».

1

Уметь узнавать основные самостоятельные части речи и служебные слова, определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы.

Объяснительный диктант

Синтаксис и пунктуация

 (46+10)

39

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации».

Редактирование текста упр. 189

40

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации».

Синтаксический разбор предложения

41

Пунктуационный разбор.

1

Формировать умение проводить пунктуационный разбор предложения; уметь правильно строить словосочетание и предложение.

Пунктуационный разбор предложения

42

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

Диктант

43

Анализ контрольного диктанта.

1

Устранение пробелов  знаний

Работа над ошибками

44

Р/Р Основная мысль текста.

1

Понимать значение терминов «основная мысль», «Идея»; уметь определять идею текста; различать тему и основную мысль текста.

Анализ текста

45

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

Творческое списывание

46

Виды предложений по цели высказывания.

1

Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

Диктант с последующей самопроверкой

47

Невосклицательные и восклицательные предложения.

1

Уметь различать два разных основания деления предложений: по цели высказывания – по эмоциональной окраске; уметь выразительно читать текст.

Диктант с грамматическим заданием (упр. 224)

48

Простой план.

1

Уметь составлять простой план готового текста; понимать значение составления плана.

Составление плана к готовому тексту

49

Главные члены предложения.

1

Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

Словарный диктант

(упр. 222)

50

Главные члены предложения.

1

Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

Редактирование текста

51

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Совершенствовать умения и навыки учащихся определять способ выражения подлежащего и сказуемого; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Синтаксический разбор предложения

52

Синтаксический разбор предложения.

1

Знать порядок синтаксического разбора простого предложения.

Уметь выполнять его.

Синтаксический разбор предложения

53

Р/Р Понятие о последовательной связи предложений в тексте.

1

Знать признаки последовательной связи предложений в тексте.

Уметь находить последовательную связь предложений в тексте; составлять текст и озаглавливать его.

Творческая работа с последующей взаимопроверкой

54

Второстепенные члены предложения.

1

Уметь находить в предложении второстепенные члены; знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения

55

Определение.

1

Уметь находить определения в предложении; знать признаки определения, роль этого второстепенного члена в предложении; использовать определения при построении предложения.

Творческая работа (упр. 261)

56

Дополнение.

1

Уметь находить дополнение в предложении; знать признаки дополнения, роль в предложении; использовать дополнения при построении предложения; формировать умения и навыки монологического высказывания.

Синтаксический разбор предложения

57

Обстоятельство.

1

Уметь находить обстоятельство в предложении, знать признаки обстоятельства, роль в предложении; использовать обстоятельства при построении предложения; совершенствовать монологическую речь.

Мини-диктант с грамматическим заданием

58

Обобщение и систематизация материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация».

Различные виды разбора по образцу

59

Словосочетание.

1

Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; уметь строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам.

Разбор словосочетания

60

Диктант с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

61

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

62

Подчинительные и сочинительные словосочетания.

1

Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; уметь разбирать словосочетание; уметь строить словосочетания; уметь строить монологическое высказывание.

Разбор словосочетания

63

Словосочетание в предложении. Обобщение и систематизация материала по теме «Словосочетание».

1

Закрепить и обобщить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Синтаксический разбор словосочетания

64

Р/Р Обучающее изложение, близкое к тексту.

1

Уметь писать изложение, близкое к тексту.

Изложение

65

Р/Р Обучающее изложение, близкое к тексту.

1

Уметь писать изложение, близкое к тексту.

Изложение

66

Р/Р Анализ изложения.

1

Знать классификацию ошибок, допущенных в работе по развитию речи. Уметь делать работу над ошибками.

Работа над ошибками

67

Предложения с однородными членами.

1

Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

68

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов.

Запись под диктовку (упр. 294)

69

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными  членами.

1

Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме.

Графический диктант

70

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.

1

Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме.

Письмо по памяти (упр. 301)

71

Р/Р Понятие о параллельной связи предложений в тексте.

1

Знать признаки параллельной связи предложений в тексте. Уметь находить параллельную связь предложений в тексте; составлять текст и озаглавливать его.

Творческая работа с последующей взаимопроверкой

72

Предложения с однородными членами. обобщение и систематизация материала по теме.

1

Уметь редактировать текст с однородными членами. Понимать роль обобщающего слова в предложении с однородными членами. Уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложения; применять изученную пунктограмму на письме.

Схематический диктант

73

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

Диктант с грамматическим заданием

74

Анализ к/д

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

75

Предложения с обращениями.

1

Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять  предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением.

Самостоятельная работа

76

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1

Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять  предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением

Тест

77

Р/Р Выразительные средства связи устной речи.

1

Знать, какие средства называются выразительными, их значение в предложении; уметь находить выразительные средства в тексте; уметь составлять текст по данному началу.

Составление текста по данному началу

78

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

1

Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

Конструирование предложений с вводными словами

79

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

1

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами. Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

Тест

80

Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного; знать признаки сложного предложения; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение.

Мини-диктант с грамматическим заданием (упр. 328)

81

Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Синтаксический разбор предложения

82

Сложноподчиненные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Творческая работа (упр. 344)

83

Р/Р Общее понятие о стилях речи.

Разговорный стиль речи.

1

Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи. Уметь определять тексты разговорного стиля.

Определение стиля речи по его отличительным признакам

84

Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Синтаксический разбор предложений

85

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения.

Синтаксический разбор предложений

86

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

Контрольный диктант

87

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

88

Предложение с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Конструирование предложений

89

Р/Р Книжные стили речи. Характеристика научного стиля.

1

иметь представление о научном стиле речи, его особенностях. Знать понятие «термин». Уметь строить ответ на вопрос научного характера.

Практикум

90

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Творческая работа с последующей проверкой (упр. 352)

91

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога; составление диалога.

Самостоятельная работа

92

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

1

Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

Творческая работа (упр. 369)

93

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

1

Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

Синтаксический и пунктуационный разборы

94

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Диктант с грамматическим заданием

95

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

96

Р/Р Как связать предложения в тексте?

1

Знать признаки параллельной и цепной связи предложений в тексте; уметь определять вид связи.

Анализ текста

Основной курс

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

(21+5)

97

Понятие о литературном языке.

1

Нормы литературного языка; основные разделы языка; орфоэпические умения.

Тест

98

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

1

Термины: звуки, слоги, ударение, интонация; понятие «фонетика»; сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов; навыки выразительного чтения.

Выразительное чтение стихотворения (упр. 388)

99

Звуки речи и буквы. Алфавит.

1

Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; уметь производить частичный анализ слов; знать и правильно произносить алфавит.

Контрольное списывание

100

Гласные и согласные звуки.

1

Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги.

Проверочная работа

101

Слог. Правила переноса.

1

Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги.

Самостоятельная работа

102

Р/Р Характеристика художественного стиля.

1

Понимать, что такое метафора. Знать особенности и сферу употребления художественного стиля.

Сочинение продолжения сказки

103

Ударение.

1

Умение различать ударные и безударные слоги; уметь акцентировать ударные слоги; с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме.

Тест

104

Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука.

1

Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы.

Письмо по памяти стихотворения

С. Маршака (упр. 420)

105

Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука

1

Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы; навык графического обозначения орфограммы.

Письмо по памяти

(упр. 424)

106

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Умение проверять безударные гласные в корне слова различными способами; навык графического обозначения орфограммы.

Диктант «Проверяю себя»

107

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; навыки сопоставлять звучащую и письменную речь.

Орфоэпический диктант

108

Р/Р/ Изложение близкое к тексту.

1

Уметь писать изложение близкое к тексту.

Изложение

109

Р/Р/ Изложение близкое к тексту.

1

Уметь писать изложение близкое к тексту.

Изложение

110

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

1

Умение различать звонкие и глухие согласные звуки; знать парные и непарные глухие и звонкие; графически обозначать орфограмму; использовать алгоритм при объяснении орфограммы.

Тест

111

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью.

Словарный диктант

112

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

1

Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью.

Тест

113

Значение букв я, ю, е, ё.

1

Понимать роль гласных на письме; умение слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука; знать условия появления йотированного звука в словах.

Запись текста с заданием под диктовку

114

Р/Р Типы речи.

1

Умение сопоставлять три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Сравнительный анализ

115

Правописание разделительных Ъ и Ь

1

Орфограмма «Буквы Ь и Ъ разделительные; знать опознавательные признаки орфограммы; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; различать орфограммы «Буква Ь и Ъ разделительные и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

Тест

116

Правописание гласных после шипящих.

1

Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих;  уметь графически обозначать орфограмму;  понимать условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова; использовать алгоритм при опознавании орфограммы.

Словарный диктант

117

Правописание гласных после шипящих на конце слова.

1

Знать условия появления Ь в конце слова; уметь определять орфограмму, обозначать ее графически.

Тест

118

Правописание гласных и-ы после ц.

1

Знать условия появления орфограммы; уметь графически ее обозначать.

Письмо под диктовку

119

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

1

Знать понятие «орфоэпия». Уметь пользоваться орфоэпическим словарём и словарём ударений. Понимать значение литературного произношения.

Орфоэпический диктант

120

Р/Р Типы речи. Повествование.

1

Уметь строить текст повествование.

Сочинение рассказа «Плавунчик»

121

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

1

Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки.

Практическая работа

122

Контрольная работа по теме «Фонетика».

1

Проверить знания и умения учащихся по изученной теме.

Диктант с грамматическим заданием

Морфемика. Орфография

(43+11)

123

Понятие о морфемике.

1

Понятие о морфемике; морфемный состав слов; видеть орфограммы в разных морфемах.

Грамматический ребус

124

Основа слова и окончание.

1

Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

Самостоятельная работа

125

Р/Р Типы речи. Описание.

1

Уметь описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе

Миниатюра

126

Основа слова и окончание.

1

Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

Тест

127

Основа слова и окончание.

1

Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

Самостоятельная работа

128

Корень слова.

1

Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

Практическая работа

129

Корень слова.

1

Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

Письмо по памяти

(упр. 530)

130

Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

1

Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

Тест

131

Р/Р Выборочное изложение.

1

Уметь писать выборочное изложение.

Выборочное изложение

132

Приставки, суффиксы.

1

Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса -тель.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

133

Чередование гласных в корне слова.

1

Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися гласными; умение видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков.

Самостоятельная работа

134

Чередование согласных в корне слова.

1

Выделять в словах корни с чередующимися согласными; умение осознанно производить морфемный разбор слов.

Морфемный разбор слов различных частей речи

135

Полногласные и неполногласные сочетания.

1

Понимать явление «полногласие»/ «неполногласие» в русском языке, его историческую основу; умение выделять такие сочетания.

Диктант «Проверяю себя»

136

Повторение по теме «Чередование звуков».

1

Повторить и обобщить материал по теме «Чередование звуков в корне».

Практикум

137

Р/Р как описать животное? Изложение близкое к тексту.

1

Уметь писать изложение, близкое к тексту.

Изложение

138

Р/Р как описать животное? Изложение близкое к тексту.

1

Уметь писать изложение, близкое к тексту.

Изложение

139

Морфемный разбор слова.

1

Знать порядок полного морфемного разбора слова; производить морфемный разбор слов.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием

140

Правописание корней и приставок.

1

Уметь выделять корень и приставку в слове. Знать опознавательные признаки правописания корней и приставок.

Выборочный диктант

141

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Знать опознавательные признаки орфограммы. Уметь графически обозначать её; подбирать однокоренные слова.

Тест

142

 

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, -раст- -

-рос-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Упр. 595, выборочно126

143

Р/Р Подготовка к сочинению о слове.

1

Уметь писать сочинение на грамматическую тему.

Обучающее сочинение

144

Р/Р Подготовка к сочинению о слове.

1

Уметь писать сочинение на грамматическую тему.

Обучающее сочинение

145

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Выборочный диктант с последующей  проверкой

146

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -клан- - -клон-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Словарный диктант

147

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

Самостоятельная работа

148

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

Практикум

149

Р/Р Подготовка к сочинению о любимом животном.

1

Умение писать сочинение о животном.

Обучающее сочинение

150

Р/Р Сочинение о любимом животном.

1

Уметь писать сочинение о животном.

Обучающее сочинение

151

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

Тест

152

Правописание корней с чередованием гласных Е-И.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием - бир- - -бер - -  

-мир-, -мер- и др.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Самодиктант

153

Правописание корней с чередованием гласных Е-И, А(Я) – ИМ - ИН.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием  - я(а)//им, ин.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Самостоятельная работа.

Тест

154

Контрольный диктант.

1

Проверить умения и навыки по теме.

Контрольный диктант

155

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

156

Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

1

Умение выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы; уметь производить этимологический анализ слов в практических целях.

Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой

157

Правописание приставок, оканчивающихся на -з (с).

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы; производить морфемный разбор слов.

Диктант «Проверяю себя»

158

Правописание приставок, оканчивающихся на -з (с).

1

Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С.

Словарный диктант

«По следам выполненных упражнений»

159

Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-).

1

Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С.

Письмо под диктовку

160

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

1

Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее.

Тест

161

Р/Р Типы речи. Рассуждение.

1

Умение строить текст-рассуждение; композиция сочинения-рассуждения; языковые средства связи.

Мини-сочинение

162

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Словарный диктант

163

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу.

Письмо под диктовку

164

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому

Диктант «Проверяю себя»

165

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; повторить и систематизировать изученное о правописании приставок.

Тест

166

Контрольный диктант.

1

Проверить умения и навыки по изученной теме.

Контрольный диктант

167

Р/Р Тип речи. Рассуждение.

1

Умение пересказывать близко к тексту; уметь строить высказывание в форме рассуждения.

Высказывание в форме рассуждения

168

Анализ к/д

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

169

Словообразование. Основные способы словообразования.

1

Знать основные способы образования слов; уметь выявлять словообразовательные морфемы; уметь производить словообразовательный разбор; уметь сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы.

Исследование языкового материала

Словообразовательный разбор

170

Словообразование. Основные способы словообразования.

1

Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

Морфемный разбор сложносокращенных слов

171

Словообразование. Основные способы словообразования.

1

Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

Словообразовательный анализ

172

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

1

Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

Тест

173

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

1

Обобщить изученное по теме.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием

174

Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте.

1

Понимать значение терминов «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»;  уметь видеть лексические средства связи в тексте.

Исследование текста

175

Контрольный диктант.

1

Проверить умения и навыки по теме.

Контрольный диктант

176

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

Лексика

(19+4)

177

Лексика. Словарное богатство русского языка.

1

Понимать значение термина «лексика»; умение употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем.

Проект: составление словарика на тему «Растения»

178

Лексическое значение слова.

1

Понимать смысл термина «лексическое значение слова»; уметь пользоваться толковым словарем.

Самостоятельная работа

179

Лексическое значение слова.

1

Умение пользоваться толковым словарем; Понимать значение термина «стилистическая помета»; уметь выразительно читать; понимать значение термина «паронимы».

Самостоятельная работа

180

Р/Р Сочинение по картине.

1

Обучающее сочинение по картине.

Обучающее сочинение

181

Р/Р Сочинение по картине.

1

Обучающее сочинение по картине.

Обучающее сочинение

182

Однозначные и многозначные слова.

1

Понимать  значение терминов «однозначное» и «многозначное» слово; умение работать с толковым словарем; умение частично анализировать текст.

Творческая работа

183

Однозначные и многозначные слова.

1

Знать способы доказательства многозначности слова; умение работать с толковым словарем; выразительное чтение.

Развернутый ответ на вопрос

184

Прямое и переносное значение слова.

1

Понимать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; уметь находить в предложении слова с переносным значением.

Выборочное списывание

185

Р/Р Выборочное изложение.

1

Уметь писать выборочное изложение.

Выборочное изложение

186

Омонимы.

1

Понимать значение термина «омонимы»;  уметь пользоваться словарем омонимов; умение работать с толковым словарем; уметь находить в предложении омонимы.

Конструирование предложений

187

Синонимы.

1

Понимать значение термина «синонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; уметь работать с толковым словарем.

Составление синонимических рядов

188

Антонимы.

1

Понимать значение термина «антонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов; уметь подбирать антонимы, видеть их в предложении.

Редактирование предложений

189

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

1

Понимать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм; знать порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов; роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи.

Мини-сочинение «Профессия моих родителей»

190

Историзмы и архаизмы.

1

Понимать значение терминов «историзмы», «архаизмы»; разграничивать данные понятия; роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; умение находить историзмы и архаизмы.

Анализ небольшого исторического текста

191

Неологизмы.

1

Понимать значение термина «неологизмы»; роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; умение находить неологизмы в речи.

Исследование текста. Словарик «Говорят дети»

192

Заимствованные слова.

1

Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем.

Исследование текста

193

Старославянизмы.

1

Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем.

Исследование текста

194

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

1

Понимать термины «нейтральные слова», «стилистически окрашенные слова»; использование стилистически окрашенных слов в художественной литературе и в разговорной речи.

Исследование текста

195

Фразеологизмы.

1

Понимать значение термина «фразеологизм»; роль фразеологизмов в речи; историческая основа фразеологических оборотов; их роль в языке; умение пользоваться фразеологическим словарем; умение использовать фразеологические обороты в речи; знать особенности строения фразеологического оборота.

Статья «Из истории фразеологизма»

196

Пословицы, поговорки, афоризмы.

1

Понимать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм». Уметь разграничивать эти понятия, знать их роль в языке. Уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в собственной речи.

Проект: словарик пословиц, поговорок, афоризмов на одну тему

197

Толковые словари русского языка.

1

Умение работать с различными словарями.

198

Р/Р Текст. Киносценарий.

1

Обучать умению составлять киносценарий.

Составление киносценария

199

Повторение по теме «Лексика».

1

Повторить и обобщить изученное по  теме «Лексика».

Проверочная работа

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

(9+2)

200- 203

Комплексное повторение изученного в 5 классе. Тренировочные упражнения.

4

Повторить, обобщить и систематизировать изученное в 5 классе.

204 - 206

Комплексное повторение изученного в 5 классе. Тестирование.

3

Повторить, обобщить и систематизировать изученное в 5 классе.

207

Годовой контрольный диктант.

1

Контроль умений и навыков.

Диктант с грамматическим заданием

208

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

209-210

Р/Р Обобщение и систематизация изученного по развитию речи.

1

Повторить и обобщить изученное по развитию речи.

Анализ текста


Профессиональная составляющая предмета. Русский язык. 5 класс

№ урока (из КТП)

Тема урока

Профессиональная составляющая

Форма работы

Кол-во времени от урока

41

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Знакомство с профессией писатель. Беседа. Работа с текстом. (Упр. 186)

5

45

Предложение.

Знакомство с профессией корреспондент. Беседа. Словарная работа. (Упр. 199)

3

46

Виды предложений по цели высказывания.

Знакомство с профессией лесник. Работа с текстом. Беседа.

5

47

Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знакомство с профессией писатель. Чтение текста упр. 213.

7

69

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знакомство с профессией столяр. Чтение стихотворения. Беседа. (Упр. 298)

Знакомство с профессией тренер. Беседа. (Упр. 299)

3

3

75

Предложения с обращениями.

Знакомство с профессией космонавт. Словарная работа. Беседа. (Упр. 304)

6

79

Предложения с вводными словами.

Знакомство с профессией языковед. Рассказ учителя. Беседа. (Упр. 322)

3

100

Гласные и согласные звуки.

Знакомство с профессией диктор. Беседа. Практикум по дикции.

8

112

Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

Знакомство с профессией комментатор. Словарная работа. Беседа.

3

127

Основа слова и окончание.

Знакомство с профессией лингвист. Работа с текстом. Беседа. (Упр. 505)

3

164

Правописание приставок при- и пре-.

Знакомство с профессией артиллерист. Беседа по упр. 656.

4

182

Однозначные и многозначные слова.

Знакомство с профессией хлебороб. Словарная работа. Беседа.

3

188

Антонимы.

Знакомство с профессией метеоролог, синоптик. Работа с текстом. Загадка. Беседа по упр. 748.

3

192

193

Происхождение лексики русского языка.

 Знакомство с профессией филолог (языковед). Беседа по тексту упр.774.

Знакомство с профессией художник. Чтение стихотворения и беседа (упр. 775)

5

3

198

Что такое киносценарий?

Знакомство с профессией киносценарист. Беседа.

5

Итого (общее время)

1 ч. 12 мин.


Контроль уровня обученности

        Включает в себя систему  контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений и навыков. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения предмета.

        Контроль направлен на:

  • учет ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
  • учет пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
  • учет техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся; уровнем подготовки учащихся к урокам; учет активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ; учет формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).

 

Формы контроля и диагностики.

Текущий контроль

Итоговый контроль

  1. Поурочный контроль: 

индивидуальные задания;

фронтальный опрос;

работа по карточкам;

комбинированный опрос;

практические работы;

творческие работы;

цифровые диктанты;

индивидуальный контроль.

  1. Периодический контроль:

срезы;

диктанты (словарные, орфоэпические,

терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности);

письмо по памяти;

зачеты (теоретические и практические, устные и письменные);

фронтальный опрос;

блицопросы;

контрольные работы.

Тематический;

четвертной;

независимый (административные и городские  работы);

годовой;

олимпиады.

        Текущий контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.

Для проведения фронтальных и блицопросов составляется множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.

Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период.

Кроме учета уровня успеваемости ведётся и учет личных достижений учащихся: участие в предметных неделях; школьных, районных предметных городских олимпиадах; конкурсах. Данный учет ведёт каждый ученик 5-11 классов, собирая личные достижения в портфолио.


Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

Для ученика:

  • Бабайцева  В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009;
  • Русский язык: Практика. 5 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений под ред. А.Ю.Купаловой. М.: Дрофа, 2009;
  • Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008;
  • рабочая тетрадь.

Для учителя:

  • Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, 5-9 классы. М: Дрофа, 2007;
  • Русский язык. 5 класс: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой/ авт.-составитель А. В. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2007;
  • Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение. 2001;
  • Никитина Е. И.: Уроки развития речи: К учеб. пособию «Русская речь: 5 кл. М.: Дрофа, 2001.

Дополнительная литература

Для ученика:

  • Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. – 3-е изд. – М.: АЗЪ, 1995;
  • Лапатухин М. С. , Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П.  Школьный толковый словарь. – М.: Просвещение, 1981.

Для учителя:

  • Русский язык. 5-7 классы (карточки)/ дидактический и раздаточный материал. (Компакт-диск) – Волгоград: Учитель, 2007;
  • 1С: Школа: Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы/образовательный комплекс под редакцией О. И. Руденко. М.: 2006;
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки русского языка. 5 класс. 2005;
  • Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки (мастер-класс): учеб.-метод. пособие/ Г. П. Лазаренко – М.: дрофа, 2006.

Наглядные пособия

Таблицы:

  • «Звуки и буквы»;
  • «Безударный гласный в корне слова»;
  • «Безударный гласный в окончании слова»;
  • «Сомнительный согласный»;
  • Удвоенные согласные»;
  • Непроизносимые согласные»;
  • «Разделительные Ъ и Ь»;
  • «Частица НЕ с глаголами»;
  • «Состав слова»;
  • «Разбор слова по составу»;
  • «Признаки предложения»;
  • «Типы предложений»;
  • «Простое предложение»;
  • «Однородные члены предложения».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред.В. В. Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред. В. В. Бабайцевой. Содержание: пояснительная записка, КТП и др....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочие программы по русскому языку 7-9 по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 7-9 классов,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА....

Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...