«Заглавная буква Ю и чтение слов с буквой Ю.»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Виктория Исакова

Интегрированный урок  письма/чтения. (1 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12345.docx227.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  письма/чтения. (1 класс)

«Заглавная буква Ю и чтение слов с буквой Ю.»

Учитель начальных классов Исакова Виктория Элизаровна

Цели урока:

Образовательные: 
1. Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.

2. Создать условия для формирования понятия «Письмо заглавной буквы Ю»

Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.

3. Совершенствовать технику письма и навыки чтения.

4.Отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, обогащать словарный запас  учащихся
Воспитательные: 
1. Воспитывать воспитанию любознательность, культуру общения интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие: 
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.

В процессе обучения детей письму, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД: 

-  внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 - формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                                                        -  учитывать позицию собеседника (партнера);

-  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

 - оценка.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, звёздочки-салют.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока.

1.Орг.момент 

- Красиво встали.

К нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь с ними. Садитесь!

 - Ребята, давайте вспомним, на какие 2 группы мы можем разделить все буквы? (гласные и согласные)

- На какие 2 группы делятся гласные буквы? (Буквы, обозначающие мягкость предыдущего согласного и буквы, обозначающие твердость предыдущего согласного).

Назовите буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного

Я   Е   Ё   И   Ю

Чем буквы похожи? (обозначают мягкость предыдущего согласного)

- Какая лишняя? (И)

- Почему? (всегда имеет 1 звук)

- Какой секрет  букв Я Е Ё Ю мы знаем? (могут обозначать 2 звука)

- В каких случаях? (буква Ю находится в начале слова, после Ь и Ъ, после гласной)

- Какую букву учились писать на прошлом уроке? (строчную букву ю)

  • Сколько звуков дает буква ю после согласного? (1 у)

Отгадайте загадки и скажите где находится буква ю в этих словах

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.

(Тюльпан)

 В  жарких  странах он живёт,
Гордо  по пескам  идёт,
На  спине  горбы  имеет,
Ест  колючки  - не худеет.
Он  других не  просит блюд,
Потому,  что он  …
(Верблюд)

Ребус

Юрта - жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.

Юла

2.Сообщение темы. Введение в тему.

-Угадайте название планеты в которой есть буква Ю (ЮПИТЕР)

Доклад «Юпитер»

Юпитер  пятая и самая крупная из планет в Солнечной системе.

Юпитер - эта крупнейшая планета Солнечной системы и соответственно самая крупная из газовых планет-гигантов.

Свое название планета получила в честь верховного бога античной мифологии (древнегреческого Зевса, у римлян – Юпитер). Иногда Юпитер еще называют «царем планет».

Планеты Солнечной системы.Юпитер - царь планет.

- Как пишем слово Юпитер? (с большой буквы)

- Почему? (Это название планеты)

- Умеем ли мы писать заглавную букву Ю? (нет)

- Кто уже догадался, какую букву будем учиться писать на этом уроке?

(заглавную букву Ю)

- В каких случаях мы будем писать заглавную  букву Ю? (В именах собственных, в начале предложения.)

Как вы думаете, чем сейчас  мы с вами  будем заниматься? (учиться писать заглавную букву Ю)

3.Новый материал

- Сравните печатную и письменную буквы Ю.

 -  Посмотрите на заглавную букву Ю и скажите: из каких элементов состоит эта буква? (Учитель раздает элементы букв «Ю», «ю» и других букв. Дети отбирают нужные элементы, которые прикрепляются на доску.) (острый крючок, петля, овал)

-  При написании каких букв мы использовали данные элементы? (Н,О,В,К)

-  Работа в прописи -    обвести элементы Ю, обвести узор.

Я тетрадочку открою,

уголочком положу,

И от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу!

Написание заглавной буквы Ю

 (Начинаем выше середины межстрочного пространства. Снизу вверх пишем маленькую плавную линию отклоняясь вправо, вниз отпускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись её, ведём плавную линию вправо, пересекаем прямую ниже середины рабочей строки. Вправо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки, поднимаем вверх, закругляем влево, опускаем вниз, «закрываем» овал.

Учитель показывает на доске возможные ошибки.

Гимнастика для пальчиков. Этот пальчик -дедушка,

                                                   Это пальчик- бабушка,

                                                    Этот пальчик -мама,

                                                    Этот пальчик -папа

                                                    Этот пальчик –Я!

                                                    Вот и вся моя семья!

- Итак, у  заглавной буквы Ю-день рождения! Ребята нашего класса учатся писать букву Ю. Подарок букве Ю-правильное, красивое письмо!

Письмо в воздухе, затем в прописи. ( и раз и два и три )

Выбрать наиболее красивую букву,  взять красным карандашиком в кружочек.

-  Звуко-буквенный анализ слов Юра, Юля. (ударение, определение количества  слогов)

Слово  Юля на доске с помощью учителя. (буква Ю в начале слова 2 звука)

Ю ля

Слово Юра разобрать самостоятельно в прописи. После разбора слова, дети обмениваются прописями и проверяют работу друг друга.

Физминутка 

- Приседаем, если слышим Ю:

юнга

яма

руки

строю

стою

ель

юмор

рою

мою

еду

юркий

пью

4 Работа с текстом в учебнике 

Чтение учеником.

На стр. 48 Азбуки читаем текст. Кто герои рассказа? (Юра и Юля)

- Почему Юра предложил играть вместе?

Выборочное чтение.

Какая игрушка была в руках у Юры? (юла)

Как можно назвать рассказ?

О чём попросила Юля?

Какое волшебное слово использовала Юля обращаясь к Юре? (пожалуйста)

Какие волшебные слова вы знаете?
- А что сказал Юра?
- Как запела юла?

5/ Работа над предложением

ПРОПИСИ

На стр/ 20 прочитайте предложение под схемой к слову ЮРА

Юра и Юля играют.

- Из чего состоит предложение? (из слов)

 - Прочитайте предложение и определите количество слов.(4)  

Назовите 3 правила написания предложения.  (заглавная буква в начале предложения, имена детей тоже с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения точка.)

- Перепишите это предложение на свободную строку. Обращаю ваше внимание, что слово должно быть написано строго под словом, интервал между словами сохраняется.

-Заглавная буква  Ю соединяется с другими  строчными буквами только нижним соединением. Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно.

-Учитель пишет предложение с комментированием на доске.

После записи предложения провести работу по предложению.

- Назвать, на какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто?,что?)

- Назвать, на какие вопросы отвечают слова-действия предметов. (что делают?)

Все слова разделить на слоги поставить ударение.

Ю ра и Ю ля иг ра ют.

Сколько звуков будет обозначать буква Ю в слове «играют»? (2)

Почему? (после гласной)

Дополнительное задание: разбросать горошки

  Физминутка 

Хлопните в ладоши, если есть ю в словах:

яблоко,

елка,

Эдик,

Елена,

Юля,

юмор,

улица,

яма.

  •  
  • Прочитайте второе предложение.  

У  Юры юла.

- Сколько слов в предложении? (3)

- Перепишите предложение с соблюдение всех правил написания предложения!

- Нарисуйте схему

- Разбросайте горошки/

Резерв – последнее предложение. Ответить на вопрос  можно устно.

6. Закрепление пройденного.  Работа в парах 

Соединить букву с картинкой, название которой начинается с Ю.

- Какую роль выполняет гласная Ю?
- Какой звук слышим после мягких согласных?

Вывод: значит, гласная Ю, как и Я, Ё, Е своего звука не имеет! 

Работа в группе: разделить слова на 2 группы

юла, корабль, юбка, верблюд

рюмка, рюкзак, ключ, юрта

утюг, тюлень, салют, Юпитер

клюв люстра  плюс юмор

– Найти слова, в котором звук Ю дает два звука?

– Найти слова, в котором звук Ю является показателем мягкости?

7 Чтение предложения с ребусом. 

( Я люблю свою 7-ю.) 

9.           Части рисунка с буквой «Ю» и « ю»  раскрась разноцветными карандашами.

10 Итог 

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву Ю.

Да ребята, поэт прав. Нет зверя на букву Ю, но есть птица. И называется – ЮЛА.  Юла – лесной жаворонок ФОНОГРАММА. Эта птица соснового леса. А свое название получила за пение: “Юль – юль – юль.. ля, ля, ля, ... ю-ли, ю-ли, ю-ли...”.

А сейчас возьмите в руки круги. На кругах напишите заглавную букву Ю очень красиво. А теперь повесьте свой кружочек на доску и  возьмите звёздочку.

- Буква Ю в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную  звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

верблюд  

юрта          2 звука

рюкзак       1 звук

ключ

утюг

Юпитер      1 звук

салют        2 звука

юмор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методическая разработка "Чтение слов с буквой Рр".

Чтение.1. Видеоурок ИСПАНСКИЙ АЛФАВИТ https://www.youtube.com/watch?v=hJpLbVJqYckЧтение слогов с буквой Рр  https://www.youtube.com/watch?v=3lphIh1SyeQ&index=9&list=PLPIt3W...

« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!

laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы  изучали буквы  первой вашей книгой был  букварь.  ...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Чтение слов с буквой Н»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...