"Возможности интеграции в образовательном процессе на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Одинцова Ольга Александровна

Статья о возможностях интеграции русского языка и основ безопасности жизни ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx447.4 КБ

Предварительный просмотр:

Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого» г.Сыктывкара

Республиканская конференция, посвященная Году учителя.

Возможности интеграции в  образовательном процессе на уроках русского языка.

(из опыта работы)

Выступление учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №12» города Сыктывкара

Одинцовой Ольги Александровны        

2011

Введение.

  В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

  • Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения.
  • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
  • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
  • Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.

    В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка личных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Возможности интеграции в  обучении.

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»

Ян Амос Коменский

  На сегодняшний день проблемой в преподавании русского языка является   недостаточно высокий уровень грамотности современного школьника, связанный с падением нравственности.  «Воспитание тесно переплетается с обучением» (Ф.Буслаев). Данную проблему в преподавании я решаю, используя  возможности интеграции в образовательном процессе на уроках русского языка. Интеграции русского языка с основами безопасности жизнедеятельности учащихся.

     Почему именно с предметом ОБЖ (точнее – с ПДД)?

   Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации

Задачи, которые перед собой поставила:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка;
  • обогащать активного словарного запаса;
  • создавать атмосферу развития творческих способностей учащихся;
  • формировать ответственность за свою жизнь и здоровье;
  • повышать у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге.

 Методы и средства обучения

Словесные - рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.

Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование.

Форма работы учащегося – индивидуальная в опорной карте.

Некоторые приемы при проведении подобных интегрированных уроков:

- подбор текста, связанный по теме ПДД (например, «Виды транспорта», «О дорожных знаках», «Из истории ПДД» и др.);

-орфографическая, пунктуационная, лексическая работа по тексту;

-беседа по содержанию текста;

-выполнение различных разборов;

-нахождение ошибок в тематическом тексте;

-комментированное письмо тематического текста;

-составление самостоятельного или по образцу текста;

-решение тестов, блиц-опросов, ребусов, загадок, связанных с ПДД;

-в качестве домашнего задания можно дать раскрасить дорожный знак или новый придумать; найти и записать стихотворение, связанное с изучением ПДД и др.

Темы апробированных уроков:

1. «Дорожные знаки и все об имени существительном» (обобщающий урок в 6 классе по теме «Существительное»).

2. «Опасные шалости» (урок-закрепление в 7 классе по расстановке  знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах).

3. «Жанры публицистики. Репортаж» (урок развития речи в 8 классе).

4. «На велосипеде к сказуемым» (в 8 классе урок-закрепление знаний  видов подчинительной связи в словосочетаниях).

Интегрированные уроки способствуют формированию:

-целостной картины мира у детей,

-пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Вывод: интеграция предметов в современной
школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании компетентностной личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

 

   Интеграция отвечает цели современного образования, о которой заявлено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

C:\Users\Максим\Desktop\1.jpg

                                                                              Опорная карта ученика 6 класса

                                                     ………………………………………………..........................

                                                        «Дорожные знаки и все об имени существительном»

  1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте 1 запятую.

Знаки пр…дупреждают в…дителей и п…шеходов2) об опас…ных уч…стках3) пути.

Большая ч…сть пр…дупреждающих знаков имеет форму равност…роннего треугольника с        красной каймой и белым фоном.

Если на уч…стках д…роги образует…ся лед поп…дает на них грязь1) или уч…сток только что заасфальтирован, то сц…пление2) колес с д…рогой ум…ньшает…ся – дорога ст…новит…ся сколь…кой.

  1. Произведите разборы.

П..шеходов

Сц..пление

Уч..стках - ………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Грязь - ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Группы знаков.

 - Группа предупреждающих знаков имеет треугольную форму с белым фоном и красными краями.

 - Запрещающие знаки, в основном, имеют круглую форму с белым фоном и красными краями.

 - В группу знаков приоритета входит небольшое количество знаков, что, впрочем, не уменьшает их значимости.

 - Предписывающие знаки имеют также круглую форму, но отличаются синим фоном.

 - Информационные знаки имеют различную форму и размер, так как их целью является показать водителю возможные направления движения.

- Знаки дополнительной информации (таблички) обычно с белым фоном.

- Знаки сервиса

4) Ответы на загадки.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5) Домашнее задание.  Дорисуйте дорожные знаки, подпишите их название и определите группу, к какой они относятся.

                                                                                       1. Предупреждающие – ТРЕУГОЛЬНЫЕ.

2. Запрещающие – КРУГЛЫЕ.clip_image002

clip_imadfggge002

                          3. Знак особых предписаний.                               4. Информационный знак.

Безымянныйзнак особ

     

                5. Предписывающие – КРУГЛЫЕ.

clip_imgkafjge002

6. Знак сервиса– ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ.clip_imagfhfdhgge002

        

C:\Users\Максим\Desktop\fmt_53_photo48.jpg.jpg

Опорная карта учени….   7 класса

                                                                                                            ………………………………………………………………….

                                                                      Опасные шалости.

(Повторение правописания наречий,                            постановки знаков препинания

при причастных и деепричастных оборотах).

1) ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся буд…те дисц…плинирова…ы!

  1. Ходите только по тр…туару!
  2. Переходите улицу в местах где имеют…ся линии или ук…затели перехода а где их нет на перекрес…ках по линии тр….туаров.
  3. Переходя улицу посм…трите (на) лев… до середины потом (на) прав…
  4. На улицах и дорогах где дв…жение р…гулируется переходите прое…жую часть только при зеленом с…гнале св…тофора или разрешающем жесте р…гулировщика.
  5. (Не) переб…гайте дорогу перед близко идущ…м транспортом!
  6. (Не) ездите на подно…ках и выступах транспорта!
  7. Ост…новившийся тр…мвай обходите (с) переди только тогда можно увидеть встречный тр…мвай!
  8. А…тобус или тр…(л,лл) ейбус ст…ящий на ост…новке обходите только в в разреше…ых для перехода местах соблюдая (при) этом осторожность!

2) Объясните знаки регулировщика.

42

3) Выберите те знаки, которые регулируют движение пешеходов.

C:\Users\Максим\Desktop\zn1_23.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn5_16_1.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn7_18.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn1_21.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn7_17_n.gif

C:\Users\Максим\Desktop\zn3_10.gif

    1)                               2)                                     3)                                      4)                             5)

C:\Users\Максим\Desktop\zn5_33_n.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn6_2.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn3_10.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn1_20.gifC:\Users\Максим\Desktop\zn5_17_2.gif

     6)                               7)                                   8)                                      9)                                10)

4) Памятка «Категорически нельзя делать!»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ

«УЛИЦА КАК ИСТОЧНИК ОПАСНОСТИ»

1. Допишите фразу: «Участник дорожного движения – это …». Выберите ответ:

а) транспортное средство, управляемое водителем;

б) транспортное средство, управляемое водителем, и пассажир или пассажиры, находящиеся в кабине (салоне);

в) лицо, не принимающее непосредственно участия в процессе движения как пешеход, водитель, пассажир транспортного средства, погонщик животных;

г) лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения как пешеход, водитель, пассажир транспортного средства, погонщик животных.

2. Для кого обязательны и должны выполняться Правила дорожного движения? Выберите ответ:

а) для водителей легковых транспортных средств;

б) водителей грузовых транспортных средств;

в) водителей любых транспортных средств и пешеходов;

г) водителей, пешеходов, пассажиров и для погонщиков животных.

3. К чему может привести несоблюдение Правил дорожного движения? Выберите ответ:

а) к несчастному случаю;

б) экологической катастрофе;

в) травмам и даже смерти;

г) чрезвычайной ситуации.

4. Сколько людей в нашей стране ежегодно погибает в результате несоблюдения Правил дорожного движения? Выберите ответ:

а) около 50 человек;

б) около1000 человек;

в) больше 2000 человек;

г) около 300 человек.

5. Что является основной причиной дорожно-транспортных происшествий? Выберите ответ:

а) отсутствие знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;

б) отсутствие знаний, наличие навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;

в) наличие знаний, отсутствие навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;

г) таких причин не существует.

6. Где и как должны идти пешеходы по дорогам вне своего населенного пункта? Выберите ответ:

а) по середине дороги, как удобно пешеходу;

б) по обочине дороги, по одному, в одном направлении с движением транспорта;

в) по обочине дороги, по одному, навстречу транспортным средствам;

г) по обочине, как удобно пешеходу.

7. Что следует сделать пешеходу, который при переключении светофора на желтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части? Выберите ответ:

а) следует перебежать улицу;

б) следует поступить так же, как и другие пешеходы;

в) следует вернуться на тротуар;

г) следует дойти до островка безопасности или линии, разделяющей транспортные потоки.

8. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования? Выберите ответ:

а) в 14 лет;

б) 15 лет;

в) 16 лет;

г) 18 лет.

9. Где разрешается пешеходам ожидать общественный транспорт? Выберите ответ:

а) где удобно пешеходам;

б) на проезжей части;

в) где удобно пешеходам, не мешая проезду транспортных средств;

г) на тротуаре, на остановке.

10. Как следует поступить, если вы вышли из автобуса и вам необходимо перейти на другую сторону улицы? Выберите ответ:

а) следует обойти автобус спереди;

б) следует обойти автобус сзади;

в) следует дождаться, пока автобус уедет;

г) не следует дожидаться, пока автобус уедет.

11. Как следует поступить, если вы вышли из трамвая и вам необходимо перейти на другую сторону улицы? Выберите ответ:

а) следует обойти трамвай спереди;

б) следует обойти трамвай сзади;

в) следует дождаться, пока трамвай уедет;

г) не следует дожидаться, пока трамвай уедет.

12. Как следует поступить, если вы вышли из троллейбуса и вам необходимо перейти на другую сторону улицы? Выберите ответ:

а) следует обойти троллейбус спереди;

б) следует обойти троллейбус сзади;

в) следует дождаться, пока  троллейбус уедет;

г) не следует дожидаться, пока троллейбус уедет.

 

 Опорная карта ученика(цы) 8  классаC:\Users\Максим\Desktop\gt-avalanche-2.0-black.jpg

                                                            …………………………………………………………………          

                                                                                         …………………………………………………………………

                                                                                                                         (тема урока)

  1. Велосипед - в переводе с латыни velox значит  «быстрый» и pedis – «ноги». Вот и получилось «быстроногий».

 Подберите однокоренные слова к слову «велосипед»?

1.    ……………………………………..

2.    ………………………………………

3.    ………………………………………

4.    ………………………………………

  1. Составьте 3 словосочетания, используя разные виды подчинительной связи.
  1. ………………………………………………………..
  2. …………………………………………………………
  3. …………………………………………………........
  1. Проведем блиц-опрос.

а) можно ли велосипедисту совершать обгон или выезд в параллельную полосу для опережения другого транспортного средства?

       б) нужно ли велосипедисту при развороте подавать сигнал маневра?

        в) как поступить велосипедисту, когда автобус трогается от остановки, оповещая об этом других участников движения включением указателя поворота? Проедете мимо? Подадите сигнал звонком? Уступите дорогу автобусу?

        г) Как правильно себя нужно вести, если едущий сзади автомобиль подает звуковой сигнал?

       д) Может ли велосипедист травмировать пешехода?

4) Комментированное письмо «Езда на велосипеде».

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

C:\Users\Максим\Desktop\gt-avalanche-2.0-black.jpg

Решите тест.

                            1)                                                                                                      2)IMG_0306

                             3)

Задания

  1. Как должен поступить велосипедист, если перед перекрестком установлен знак, который показан на рисунке 1?

Возможные ответы

  1. При отсутствии транспортных средств на пересекаемой дороге проехать перекресток без остановки.
  2. При проезде перекрестка быть особенно внимательным.
  3. Остановиться, уступив дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

2. В  каком  случае  велосипедист  правильно  выполнил  требование  знака  на рисунке 2?

Варианты ответа

  1. Остановился перед перекрестком.
  2. Пользуясь преимуществом, проехал перекресток без остановки.
  3. Уступил дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

3. Рассмотрите рисунок 3. Каков порядок проезда перекрестка транспортными средствами?

Варианты ответа

  1. Автобус, легковой автомобиль, велосипед.
  2. Велосипед, автобус, легковой автомобиль.
  3. Легковой автомобиль, велосипед, автобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...

Использование информационных технологий в образовательном процессе на уроках русского языка

Презентация на тему "Как пополняется словарный состав русского языка" Урок русского языка в 5 классе с использованием ИКТ технологий....