План самообразования учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Чупчикова Елена Владимировна

Тема самообразования:

«Формирование личностных УУД на основе работы с лингвистическим текстом

у учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования учителя русского языка и литературы

МБОУ Индустриальная СОШ

Чупчиковой Елены Владимировны

Тема самообразования:

«Формирование личностных УУД на основе работы с лингвистическим текстом

у учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка».

Цель самообразования:

  1. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы, работающего в условиях введения и реализации ФГОС ООО. 

2. Овладеть  достижениями педагогической науки, современной педагогической практики.

3.   Сформировать нормативно-правовую, программно-методическую, учебно-дидактическую, информационную, контрольно-диагностическую базу осуществления образовательного процесса.

4. Создать условия для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности.

5. Разрабатывать приёмы  стимуляции познавательного интереса.

Задачи:  

 1. изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования, изучить опыт педагогов;

 2. овладеть способами формирования личностных УУД, используя разнообразные технологии обучения;

 3. обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Основные направления деятельности: реализация системы урочной и внеурочной деятельности, профориентационной работы. 

Сроки  реализации:  2014 -2015  учебный год.

Актуальность темы: 

Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.

В этих подходах учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”.

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что деятельностный подход “позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования”. В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития как личностное, социальное, познавательное, коммуникативное.

Так, личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции “уметь учиться”. Кроме этого личностное развитие предусматривает: “формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

На материале учебников русского языка развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностными результатами освоения выпускниками школы программы по русскому (родному) языку являются:


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        

Направления деятельности:

  1. Выбор темы и обоснование. Определение  целей и задач, этапов работы.
  2. Составление плана работы над темой.
  3. Составление списка литературы по теме самообразования.
  4. Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах, изучение  Интернет-ресурсов по теме.
  5. Работа в сетевых сообществах.
  6. Посещение уроков коллег с целью изучения опыта работы по формированию личностных УУД.
  7. Создание копилки  дидактических материалов  для уроков русского языка с использованием различных технологий обучения, способствующих формированию личностных УУД у школьников.
  8. Систематизация материалов по теме.
  9.  Подготовка выступления на заседании МО.
  10.  Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости учащихся).

Этапы

Действия и мероприятия

Сроки реализации

диагностический

Подбор современной литературы по  теме самообразования

В течение авг.-сент.2014 года

прогностический

1.Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах, изучение  Интернет-ресурсов по теме.

 

2.Посещение  уроков  коллег и участие  в обмене опыта по теме самообразования.

В течение 2014-2015  учебного года

практический

1. Формирование личностных УУД на основе работы с лингвистическим текстом у учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка.

2. Проведение  открытого  урока.

3. Выступление на ШМО по теме самообразования.

4. Систематизация материалов по теме.

5. Создание копилки  дидактических материалов  для уроков русского языка и  с использованием различных технологий обучения, формирующих личностные УУД.

6. Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости учащихся).

В течение

2014-2015

учебного года

Февраль 2015 г.

Март 2015 г.

В течение

2014-2015

учебного года

Май-июнь, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

план самообразования учителя русского языка и литературы

Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....

План самообразования учителя русского языка и литературы

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...

План самообразования учителя русского языка и литературы.

Те                                                План самообразования: ...

План самообразования учителя русского языка и литературы.

«Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»....

План самообразования учителя русского языка и литературы.

Тема самооборазования "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока"....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...