Урок русского языка в 9 классе "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. Липецка
Урок русского языка в 9  классе
Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цель: научиться опознавать бессоюзные предложения; отрабатывать  навыки построения БСП, конструировать БСП из простых предложений; развивать умение правильной   постановки знаков препинания в БСП; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:  учебник, таблицы, презентация
Данный урок  включает в себя задания для обучающихся 9 класса.  Поставленные цели успешно реализуются на каждом этапе. Благодаря делению детей на группы осуществляется дифференцированный и личностно-ориентированный подход на основе учета особенностей учащихся. Учащиеся по мере выполнения заданий переходят от одного вида деятельности к другому. Для лингвистического анализа и   самостоятельной  работы   использованы высказывания и тексты, пропагандирующие спорт и здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii1_1.doc100 КБ

Предварительный просмотр:








Конспект  урока по русскому языку в 9 классе
"Понятие о бессоюзном сложном предложении"


учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №72 города Липецка

Титеева Лидия Владимировна

ПОНЯТИЕ О  БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цель:

  1. Научиться опознавать бессоюзные предложения
  2. Отрабатывать  навыки построения БСП, конструировать БСП из простых предложений
  3. Развивать умение правильной   постановки знаков препинания в БСП
  4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:  учебник, таблицы, презентация

Ход урока

                 Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и    примечателен…      

П. Мериме


                   В бессоюзных сложных предложениях разные  знаки  препинания  употребляются  потому,  что  каждый из  них указывает    на    особые   смысловые    отношения    между    частями.

Л.Т. Григорян 

Знаки препинания – это как нотные знаки.  Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г.Паустовский

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята.

- Обратимся к эпиграфам. Как вы понимаете их смысл? Слайд №1

( Богатство  русского языка позволяет высказать мысли полно, ёмко, ясно. Сложные предложения способствуют этому).

II. Актуализация

1)Определите типы сложных предложений. Постройте схемы. Расставьте  номера предложений в таблицу в соответствии с их видом. Определите, с помощью чего связаны  части СП.

(Таблица на доске.  После выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.) Слайд №2

1.        Спорт становится средством воспитания тогда, если он – любимое занятие каждого. ( В. Сухомлинский)

2.        Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения. (Мюссе А.)

3.        Важнейшим условием,  повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. (Ушинский К.Д.)

4.        Чтобы стать чемпионом,  надо уметь проигрывать.

5.        Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника ...  ( Д. Голсуорси.)

6.        Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ)

7.        Победит не тот, кто сильнее, а тот, кто готов идти до конца.

8.        Я себе уже все  доказал – лучше гор могут быть только горы…(В.С. Высоцкий)

9.        Тренируйся сегодня, чтобы завтра быть первым.  (Рой Джонс)

10.        Бодр и весел н…стоящий ч…мпион, много песен, много шуток знает он.  (Василий Лебедев-Кумач)

Третья колонка в таблице пока никак не обозначена. Слайд №3

ССП

СПП

?

2

1

3

4

6

7

9

5

8

10

- Почему никуда не отнесли 5,8, 9 предложения? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)

- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП ).  Заполнение третьей колонки.)

  1. Орфографический и пунктуационный анализ 5, 8, 10 предложений. Слайд №4

  1. Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему ре…т флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника ...( Д. Голсуорси )
  2. Я себе уже все  доказал – лучше гор могут быть только горы…(В.С. Высоцкий)
  1. Бодр и весел н…стоящий ч…мпион, много песен, много шуток знает он.  (Василий Лебедев-Кумач)
  • Орфографическая работа (выполняется  у доски).

Выпишите слова с выделенными буквами, графически объясните выбор орфограмм. Дополните орфографическую работу своими примерами:

  • Безударные  непроверяемые  гласные в корнях слов (два слова);

чемпион, оптимизм

  • Написание неизменяемых  приставок (два слова); переехать, завести
  • Гласные Е-И в окончаниях глаголов 1-2 спр. реЕт(1спр.), видИшь (2 спр.),

знаЕт

2) Прочитайте предложения, объясните (устно) постановку знаков препинания.

Дайте характеристику каждому предложению.

Объясните ЗП в  предложениях.

      1.   [ -= ] -  [  =- ], [ = и  = ].   БСП

      2.   [  - =] -  [= -  ].   БСП

     3.    [ = и =  - ],  [ = -  ].   БСП

 Определите способ связи между частями сложного предложения

 (Бодр и весел н…стоящий  ч..мпион,  много песен, много шуток знает он.  (Василий Лебедев-Кумач)

 

(Простые предложения в составе сложного соединены с помощью интонации и смысловыми отношениями.)

III. Введение в тему урока с постановкой проблемы.  Слайд №5

Работа в группах. Найдите БСП.

Влияние спорта на здоровье

(1)        О влиянии спорта на здоровье  можно написать целую научную работу, рассмотрев вопрос с медицинской точки зрения.(2) Однако такой текст вряд ли будет доступен и понятен обычным читателям, поэтому мы лишь перечислим те факты, которые известны каждому практически с детства.

(3) При регулярных занятиях спортом улучшается осанка, это способствует правильному расположению всех человеческих органов.

(4)  Кости и связки становятся прочнее, что уменьшает риск травм при падениях и сильных ушибах.

(5)  Сердце становится более выносливым, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте.

(6)   Спорт и здоровый образ жизни помогают выглядеть лучше:  всё это обеспечивает красивую,  подтянутую фигуру.

(7 ) Регулярные физические нагрузки снимают стресс, занятия спортом  улучшают настроение и повышают работоспособность человека.

(8) Может быть поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в пожилом возрасте выглядят молодо.

1-я группа ( анализ 1-3 предложений)

2-я группа( анализ 4-6 предложений)

3-ягруппа (анализ 7-8 предложений)

Представители групп докладывают: в текстах встретились БСП.

1 группа

(3)  При регулярных занятиях спортом улучшается осанка, это способствует правильному расположению всех человеческих органов.

2-я группа

(5) Сердце становится более выносливым, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте.

(6)  4. Спорт и здоровый образ жизни помогают выглядеть лучше:  всё это обеспечивает красивую,  подтянутую фигуру.

3-я группа

(7 ) 5. Регулярные физические нагрузки снимают стресс, занятия спортом  улучшают настроение и повышают работоспособность человека.

Вывод.

Итак, какое предложение называется сложным бессоюзным?

На какие виды делятся все сложные предложения?

Чем они отличаются друг от друга?

Постановка проблемы.

На первый взгляд, нахождение бессоюзных сложных предложений просто. Однако возникли затруднения. В БСП наблюдаем не один ЗП – запятую, а несколько:

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

   ,    

 ;    

:    

 -


Прочитайте диалог Пети и Оли. Оцените его содержание.
 Слайд №6

Петя:

- Оля,  думаю, что расставить знаки препинания в бессоюзных  сложных предложениях не так просто и  нам поможет верное определение смысловых связей между  его частями. Ты согласна со мной?

Оля:  

- Петя, думаю   в бессоюзных сложных предложениях можно ставить любой знак препинания. Уверена, что смысловые отношения здесь никакой роли не играют. Давай прочитаем на всякий случай в учебнике § 23.

Чтение § 23.

Вывод.

  1. Построение проекта выхода из затруднения. Слайд №7

- Какие цели перед собой поставим?

Цели:

  1. Научиться  опознавать бессоюзные предложения.
  2.   Отрабатывать  навыки построения БСП, конструировать БСП из простых предложений.
  3. Развивать умение правильной   постановки знаков препинания в БСП.
  4.  Воспитывать интерес к изучению русского языка.

  1.  Изучение нового материала

Слово учителя. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией. В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия. А поможет нам верно определить выбор постановки того или иного знака препинания таблица-памятка.

Работа с таблицей-памяткой (у каждого учащегося на парте). 

Рассмотрите внимательно таблицу.

От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?

На примере приведенных предложений докажите, что знаки препинания в них расставлены верно. (учитель обращает внимание учащихся на слова-помощники, выделенные красным цветом в таблице)

Информационная карта. Анализ постановки знаков препинания. Слайд №8

Знак препинания

Значение

Пример предложения

Запятая

[ ] , [ ].

Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.

Точка с запятой 

[ ]; [ ].

Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.

Двоеточие

1) [ ] : [ причина ].    

 (потому что, так как)

Печален я: со мною друга нет

2) [ ] :[ пояснение ].  

 (а именно)

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

3)[ ] : [дополнение].  

->(видеть, слышать, знать, чувствовать …и почувствовал, что…)

Я понимал: выручить нас может только случайность.

Тире

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ].  

 (и)

Татьяна в лес –Медведь за ней…

2)  [ ] - [ противопоставление ].  

 (а, но)

Скажешь слово – добавят десять.

3) [ время ]  –   [ ].        

 (когда)

-> (когда) Лес рубят – щепки летят.

[ условие ]  –     [ ].      

 (если)

Раз солгал – на век лгуном стал.

4) [ ] – [ сравнение]

(как, как будто, словно, что)

Посмотрит – рублём подарит!

5) [ ] – [ результат, вывод ]. 

(так что,поэтому)

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Давайте составим план действий для определении БСП.

1. Подчеркнуть ГО

2. Определить смысловые отношения, используя информационную карту.

3. Правильно поставить знаки препинания внутри БСП, опираясь на  информационную карту.

- Приступим к его реализации. Работам в парах в соответствии с планом действий.

Слайд №9

  1. Реализация проекта. Работа с текстом.

 Найдите БСП. Расставьте ЗП и  объясните их постановку.  Из каких простых предложений  они состоят . Работа в парах. Слайд №10

Как заниматься спортом для здоровья?

(1) Не стоит заниматься спортом  «до упаду»  успех придет постепенно с течением времени.

(2)Тренировки должны быть регулярными  только тогда возможно достижение желаемого результат.

(3)Решили заниматься дома   ничего не должно отвлекать от поставленной задачи. (4)  Предупредите всех близких  в  ближайший час или два вас нельзя беспокоить.  (5) А лучше пригласите их тренироваться вместе с вами  так будет намного веселее и проще!

Вывод.

  1. Самостоятельная работа учащихся. ( Знаки препинания не расставлены)

Прочитайте текст, выпишите БСП,  расставьте знаки препинания. Составьте схемы БСП. Слайд №11

Демонстрируются интернет-ресурсы: сложное бессоюзное предложение - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db9ca133-dc1c-45df-8182-1f7c5afe8771/%5BRUS9_202-220%5D_%5BTD_005%5D.html

Помните: «в бессоюзных сложных предложениях разные  знаки  препинания  употребляются  потому,  что  каждый из  них указывает    на    особые  смысловые    отношения    между    частями». (Л.Т. Григорян)

Спорт для начинающих

(1)Наверняка, рядом с вашим домом есть обустроенный парк или стадион, где можно устраивать утренние или вечерние пробежки. (2)  Бег тренирует мышцы ног и сердечную систему.

(3)Плавание - отличный способ провести свободное время. (4) Запишитесь в бассейн и посещайте тренировки  плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему.

(5)Пешеходный туризм -  *прекрасная возможность закалить не только тело, но и дух  туризм тренирует выносливость.

(6)Танцы тоже  спорт   танцуя вы научитесь красиво держать спину, владеть своим телом и укрепите множество мышц.

(7)В зимнее время трудно придумать более подходящее занятие для всей семьи, чем прогулка на лыжах. (8)Только оденьтесь потеплее, чтобы радость от тренировки не омрачить насморком и температурой.

(9)Неподготовленный человек может заниматься различными видами спорта для этого не нужно ни много денег, ни много времени. (10)   Это только лишь детские отговорки ленивых людей.

 ( *учитель напоминает учащимся  о том, что тире может встречаться не только в бессоюзных сложных предложениях)

Самопроверка. Бессоюзные сложные предложения демонстрируются на доске. Слайд №12

(4) Запишитесь в бассейн и посещайте тренировки:  плавание тренирует плечевой пояс и сердечную систему.

(6)Танцы тоже  спорт -   танцуя,  вы научитесь красиво держать спину, владеть своим телом и укрепите множество мышц.

(9)Неподготовленный человек может заниматься различными видами спорта,   для этого не нужно ни много денег, ни много времени.

  1.  Подведение итогов. Рефлексия. Слайд №13

Какие  знания  необходимы при  работе с БСП?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?

Над чем стоит поработать дополнительно?

  1. Задание на дом

                 § 23, 216.

  1.    Спасибо за урок. Слайд №14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...

Урок русского языка в 11 классе. Бессоюзное сложное предложение.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема: "Бессоюзное сложное предложение"....

Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

В соответствии с базисной программой под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта на изучение бессоюзного сложного предложения в 9-ом классе отводится 6 часов. Тема следует сразу за материалом, посвяще...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....