Имя прилагательное 6 класс ( повторение изученного в 5 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный материал  разработан  для  уроков повторения , пройденного материала , в начале новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Имя прилагательное    6 класс

                                        ( повторение изученного в 5 классе)

Место в планировании: Первый урок в тематическом блоке «Имя прилагательное» на основе изученного в 5 классе. 

Тип урока: повторение ранее изученного

Этапы урока :

1 .Организационный этап.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Рефлексия

Цель урока : расширить представления учащихся  о номинативной , коммуникативной и эмоционально  выразительной  роли  имен  прилагательных  в  речи .

Задачи:

· повторить материал об имени прилагательном, изученный в 5 классе;

· углубить понятие об имени прилагательном как части речи;

· научиться видеть имена прилагательные,

· тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать;

· пробудить желание заниматься родным языком.

Формируемые УУД

Личностные

1.смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

2. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные

1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

4. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4. построение логической цепи рассуждений;

5. выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные

1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2. разрешение конфликтов

3. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 

Средства  обучения .

1. Учебное пособие

« Русский язык» 6 класс : учебник  для общеобразовательных учреждений  в двух частях ( М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова..) М. «Просвещение» 2013г

2. Наглядные пособия  

Ход урока

1). Организационный этап

 Учитель Добрый день, ребята. Мы продолжаем с вами постигать  тайны русского языка и чем будем заниматься  сегодня вы мне  скажете  чуть позже сами.  

2). Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 Учитель А сейчас я прошу вас обратить внимание на экран .

На экране текст без прилагательных

Вдруг подул ветер , и по небу со всех сторон поползли тучи . Змейкой блеснула молния, м и над головой раскатами прогремел гром . На минуту все стихло , и  капли дождя упали на землю .

Понравился вам этот текст ? Нет? А почему ? Чего  в этом тексте  не хватает ?  Правильно : прилагательных . Итак, тема нашего сегодняшнего урока –это ..

Имя прилагательное .

Открываем тетради , записываем число , классная работа и тему  нашего урока.

Учитель  Сейчас  я даю вам буквально пару минут , чтобы вы записали себе в тетрадь , а чтобы вы хотели узнать о прилагательном  сегодня . Дети работают в тетради , в конце урока надо вернуться к этим записям и   посмотреть , что  узнали, что осталось не изученным , тем самым  дается возможность  сохранить интерес  на будущие уроки  по данной теме .

3).Актуализация знаний

 Учитель Вернемся к нашему тексту . Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и создать на основе этого теста свой , но уже  с прилагательными. Ребята работают в парах  . Через 5 минут зачитываются тексты , которые получились .

На экране дается текст ,  с уже вставленными прилагательными .

Вдруг подул  холодный ветер , и по небу со всех сторон поползли  свинцово – серые  грозовые тучи .  Ослепительной змейкой блеснула молния,  и над головой  оглушительными  раскатами прогремел гром . На минуту все стихло , и   тяжелые  крупные  капли дождя упали на землю .

Учитель Ребята, посмотрите , какие разные тексты у нас с вами получились , а почему?  Правильно , были использованы разные прилагательные , которые позволили  нам  увидеть  картину  начала грозы  такой , какой видите ее вы.  

 И наш первый вывод на сегодняшнем уроке . Что позволяют нам сделать прилагательные ?  Показать мир во всем его разнообразии , сделать его  цветным и звучащим .

Вы уже встречались с именами прилагательными в 5 классе . Давайте сейчас вспомним , что же на сегодняшний день вы уже знаете об этой части речи .

Работа с экраном .

На экране  предложения  с орфограммами . Найдите  в этих предложениях имена прилагательные, вставьте пропущенные буквы  и определите  синтаксическую роль прилагательных .

Ребята работают самостоятельно , после  идет самопроверка по экрану .

Топи да болота,
Синий плат н…бес.

Хвойной поз…лотой
В…звенивает лес.

    ( С . Есенин)

К…локольчики мои,

        Цветики ст…пные!

Что гл…дите на меня,

        Тёмно-голубые?

          ( А. Толстой)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Ра…пустились кисти
Белой бахромой.

  ( С. Есенин)

Делаем вывод , что прилагательные  в  данных текстах  являются определениями . А каким еще членом предложения могут быть прилагательные ? ( Сказуемым) . Придумайте и запишите  два- три предложения , где прилагательные будут сказуемым .  Кому нужна подсказка, чтобы справиться  с этим заданием ?  Если ребята поднимают руку, напоминаю, что прилагательные в таких предложениях  нет  глагола –сказуемого и  прилагательные стоят  после  имени существительного .

  Второй вывод   сегодняшнего урока

В предложении прилагательные  бывают определениями и сказуемыми .

Вернемся к предложениям , что мы записывали раньше . Давайте сейчас  выпишем из этих предложений  словосочетания  прилагательные + существительные и вспомним,  а как же определить  род, число и падеж прилагательных ? Ребята  работают самостоятельно ,  затем проверяют  тетрадь соседа( проверка по экрану) . Какой вывод можно сделать ?

Синий плат (ед. ч., м.р., И.п)

Хвойной позолотой ( ед.ч., ж.р., Т. п)

Цветики степные ( мн.ч, И.п)

На пушистых ветках ( мн.ч, П.п)

Снежною каймой ( ед.ч, ж.р., Т.п)

Белой бахромой( ед.ч, ж.р., Т.п)

   Третий вывод  урока

 Прилагательные зависят от существительных и  стоят в той же форме.

Давайте подведем промежуточные итоги сегодняшнего урока .  Посмотрите внимательно  в вашу тетрадь и расскажите  что вы   узнали – вспомнили о прилагательном  по плану ( план на экране)

1. От чего зависит ?

2. На  какой вопрос отвечает ?

3. Для чего нужно в речи ?

Ребята отвечают  ,  если есть дополнения и ли уточнения , то дополняют и уточняют .

 Учитель Хорошо , посмотрите. Сколько мы уже с вами знаем . А как вы думает , что еще умеет делать прилагательное ? Ребята выдвигают версии .. Молодцы, вы совершенно точно сказали еще об одной способности прилагательного :  не только описывать предмет, но и выделять его  из ряда  одинаковых предметов .  Приведите , пожалуйста , пример  того , как прилагательное выделяет  один предмет из  ряда одинаковых предметов , как прилагательное  описывает предмет. Если возникают затруднения , предлагаю пример  ( Подай мне , пожалуйста, большой зеленый мячик)

4) Обобщение и систематизация знаний.

А теперь настало время нам с вами поработать с учебником . Откройте его ,пожалуйста ,  на странице стр. 4  И   поработайте с параграфом  55 . В ходе работы  отметьте  уже знакомую информацию и то , что вы узнали о прилагательном впервые .

Ребята работают с учебником , читают , выделяют . После делятся своими наблюдениями .

После  отработки теории идет самостоятельная работа с  упр. № 318. ( взаимопроверка )

 Итак, ребята, мы с вами начали работать  с именем прилагательным .   Я попрошу вас  сейчас описать ваше настроение , используя два- три прилагательных . Кто хочет поделиться своим настроением  с друзьями ? Делятся  впечатлениями

5). Рефлексия

Сейчас я предлагаю вам вернуться к нашим записям в начале урока  и посмотреть : получили ли вы ответы на  те  задачи, что ставили перед собой на урок? Ответы детей .

Мы еще в самом начале нашего пути , и , конечно , же  у вас еще остались вопросы , на которые вы хотели бы получить ответ . Это мы постараемся сделать на следующих уроках .  Я предлагаю вам сейчас  оценить свою работу на уроке , поставив  или отметку, или нарисовав  смайлик, который бы показал  ваше  ощущение от сегодняшней работы на уроке.

6). Домашнее задание

1.  Написать синквейн на тему «Прилагательное»

2. Написать небольшой текст из 5-6 предложений на тему « Осенний день» , используя имена прилагательные

3. Выполнить упр. № 319

                                                                     Урок  разработан   учителем  русского языка и литературы

                                                                                                                   Галяпиной Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Русский язык. 6 класс. Повторение изученного в 5 классе.

Уроки по повторению в начале учебного года завершаются контрольной работой, составленной  в форме теста по основным темам, изученным в 5 классе. Тест составлен в соответствии с учебником...

Урок русского языка в 10 классе . Повторение изученного в 5-9 классах

В материалах данного урока проведена с учащимися работа над ошибками, проверены пунктуационные навыки. Параллельно ведется работа по подготовке учащихся к ЕГЭ (задания А1, А3, А4) В гиперссылках даны ...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....