Ежегодные лекции для школьников города Ноябрьска в рамках «Школьного университета «Перспектива». Подготовка к части С.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Текст лекции для школьников города Ноябрьска в рамках «Школьного университета «Перспектива» по подготовке к части С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_po_podgotovke_k_chasti_s.docx70.12 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для учащихся 11-х классов «Технология написания части С ЕГЭ»

Почему же необходимо всем выполнять часть С?

Во-первых, это гарантия не получить «2». Во-вторых, это увеличивает ваш шанс на поступление в вуз.

Напомню, что от нас требуется в части С?

Как видим, задание к части «С» единого государственного экзамена формулируется так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» Однако на деле оказывается, что ни сочинение, ни анализ текста никому не нужны, т. к. ваша работа не оценивается в целом. Она членится на определенные составляющие (критерии), которые и подлежат оценке. Остановимся подробнее на предлагаемых критериях и их оценке.

Первый критерий (К1) — определение проблемы. Он совпадает с литературоведческой нормой, т.е. вы должны понять, какой вопрос ставит автор текста.

!!! При неверном определении проблемы с этого года с К2 по К4 тоже ставится 0 баллов, т.е. вы теряете 7 баллов.

Второй критерий (К2) — комментарий к сформулированной проблеме. Главное, чтобы комментарий соответствовал проблеме.

!!! Главная задача – дать ответ на вопрос: как автор раскрывает эту проблему в тексте?

Третий критерий (К3) — авторская позиция. Идея должна быть неразрывно связана с проблемой, нельзя подменять авторскую позицию своей.

!!! Причём возможны только три варианта позиции автора: позитивная, нейтральная (когда автор не даёт готового решения, но в этом случае может быть герой-резонёр) и негативная.

Четвертый критерий (К4) — аргументация собственного мнения по проблеме. При написании этой части целесообразно придерживаться определенных правил. Выскажите свое согласие или несогласие с позицией автора, можно указать, что Вы частично согласны с авторским мнением. (Это тезис, без него не засчитают аргумент).  Приведите конкретные аргументы, подтверждающие ваше согласие или несогласие. Аргументов должно быть два. Они могут быть взяты из литературных произведений, из публицистики, из истории или других областей знаний. Второй аргумент может опираться на Ваш жизненный опыт. Не забудьте сделать вывод (заключение) из ваших аргументов.

!!! Помните: потеря литературного аргумента – это потеря всего 1 балла, но если не выдержите объём в 150 слов, последствия будут намного катастрофичнее.

Пятый критерий (К5) — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Этот критерий будет оценивать деление текста на абзацы, которых должно быть от 5 до 8. Логика повествования также оценивается здесь.

!!! Абзац – это не просто новая строка, а отступ, т.е. красная строка.

Шестой критерий (К 6) — точность и выразительность речи.

!!! Помнить: К6 завязан с К10.

Возможные ошибки:

  1. Вульгаризмы: на фиг не нужна.
  2. Двусмысленность: учителю надо многое сказать; мы посетили музей и вынесли из него всё самое лучшее.
  3. Канцелярские штампы: Катериной было принято решение утопиться.
  4. Смешение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. Взвешиваться).
  5. Плеоназм: в апреле месяце, памятный сувенир.
  6. Тавтология.
  7. Неправильный подбор слова: фамусовское общество возбуждало Чацкого (вм. возмущало).

Нормы критериев К7 — орфография, К8 — пунктуация, К9 – грамматические ошибки и К10 – речевые ошибки отрабатываются при работе с частью «А» единого государственного экзамена.

Критерий К11 — соблюдение этических норм.

Последний критерий К12 — соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Здесь будут оцениваться фактические ошибки, допущенные экзаменуемым при аргументации: неправильные даты, названия произведений, путаница с определением автора или жанра.

Наша практическая часть будет состоять из трёх блоков.

Блок №1 «Я ничего не умею!»

Представляю вашему вниманию этапы работы над частью С. В качестве опорного текста возьмём чеховское произведение.

 «Моя «она»

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

(По А.П.Чехову)

Этап первый: составить план.

Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

  1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

  1. Лень – причина всех несчастий героя.

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Необходимо помнить:

  1. проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;
  2. обозначаем только одну проблему.

Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Два способа формулирования проблем текста:

  1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).
  2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Типовые конструкции очень важны. Они экономят время, которого на экзамене катастрофически не хватает! Кроме того, употребляя клише, вы экономите не только свои усилия, мыслительную энергию и время, но и усилия, энергию и время эксперта: он сразу вас понимает!

Примеры типовых конструкций:

  1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?).
  2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?).
  3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).
  4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?).

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором.

Типовые конструкции для передачи действий автора:

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…).

Теперь используем типовые конструкции для написания второго абзаца.

Аспекты нами уже обозначены. Вернёмся к ним. Итак, мы по порядку излагаем аспекты, следя за авторской логикой.

Проблема текста и её аспекты

Черновой вариант

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»).

Подработаем черновик, уберём лишнее

Черновой вариант

Окончательный вариант

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). 

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.  76 слов.

Небольшое замечание: такой комментарий называется текстуальный, есть ещё концептуальный.

Этап четвёртый: сформулировать позицию автора.

Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)

Проблема текста и её аспекты

Авторская позиция:

  1. Что хотел донести до своего читателя автор?
  2. Ради чего написан этот текст?

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Черновой вариант

Чехов хотел:

  1. осудить своего героя;
  2. заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Проблема текста и её аспекты

Авторская позиция

Черновой вариант

Авторская позиция

Окончательный вариант

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Чехов хотел:

  1. осудить своего героя;
  2. заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. 54 слова.

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Схема микротекста-рассуждения

тезис

(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора)

аргументация

(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

вывод

(общий итог)

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Проблема текста и её аспекты

Авторская позиция

Черновой вариант

Моя позиция и аргументация

Черновой вариант

Моя позиция и аргументация

Окончательный  вариант

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Чехов хотел:

1) осудить своего героя;

2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни.

Какие я могу привести аргументы?

  1. Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова.
  2. Я сам.

Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.

70 слов.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Композиция любого сочинения:

- вступление;

- основная часть;

- заключение.

Варианты вступлений

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта!

Сюжеты рассказов Чехова – это истории из жизни обыкновенного человека. Писатель пристально вглядывается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Так в центре внимания прочитанного мной текста – проблема лени.

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. 18 слов.

Если со вступлением проблема, то не придумывайте банальных вещей, а остановитесь на следующем:

В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема лени.

Подведём итог:

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. (18 слов)

Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.  (75 слов)

Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. (54 слова)

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств.

Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами. (70 слов)

Итого: 217 слов.

Перейдём к практической части: попробуйте выполнить самостоятельно часть С. Сначала перечитаем сам текст.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

(3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.

– (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!

(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось.

(9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить.

(12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.

(18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

(23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…

(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами.

(29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву)

Этап первый: составить план.

  1. Желание героя увидеть столицу, которую он защищал.
  2. Описание военной Москвы.
  3. Гордость героя за страну и её столицу.

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

Проблема патриотизма.

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Типовые конструкции для передачи действий автора:

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…)

Проблема текста и её аспекты

Второй абзац

Проблема патриотизма.

Аспекты:

  1. Желание героя увидеть столицу, которую он защищал.
  2. Описание военной Москвы.
  3. Гордость героя за страну и её столицу.

Писатель рассказывает нам о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает наше внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую тот защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Воробьёв подчёркивает, что в результате этого путешествия «в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны».

Этап четвёртый: сформулировать позицию автора.

Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Проблема текста

Третий абзац

Проблема патриотизма.

Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Проблема текста

Авторская позиция

Четвёртый и пятый абзацы

Проблема патриотизма.

Автор положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что именно чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали другой наш город, но тоже испытывали чувство гордости за свою страну.

На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Вступление:

Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста.

Заключение:

С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.

Подведём итог:

Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста.

Писатель рассказывает нам о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает наше внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую тот защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Воробьёв подчёркивает, что в результате этого путешествия «в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны».

Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что именно чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали другой наш город, но тоже испытывали чувство гордости за свою страну.

На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям.

С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.

Блок №2 «Я уже кое-что умею!»

                                                               

Композиция сочинения части «С»

Способы выражения проблемы в текстах разных стилей

       Публицистический стиль

        Художественный стиль

Проблема выражается

• тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста

• в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац)

              Проблема

• выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей поведения  и т. д.

Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать. Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять. В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско, солнце оставило в волосах выцветшие полоски. Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы. Витька с десятого этажа снова зовет купаться. Надо спешить со всех ног и глаз - вдруг убегут, оставят. Витька закончил четвертый класс - то есть почти что старый. Шорты с футболкой - простой наряд, яблоко взять на полдник. Витька научит меня нырять, он обещал, я помню. К речке дорога исхожена, выжжена и привычна. Пыльные ноги похожи на мамины рукавички. Нынче такая у нас жара - листья совсем как тряпки. Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки. Витька - он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна. Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно. Вечер начнется, должно стемнеть. День до конца недели. Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.


Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен. Солнце облизывает конспект ласковыми глазами. Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета. В августе буду уже студент, нынче - ни то, ни это. Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен. Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе. Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме. Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма. Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки, только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше. Просто сестренка светла лицом, я тяжелей и злее, мы забираемся на крыльцо и запускаем змея. Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд. Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс. Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу. Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.

Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье. Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле. Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите. Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите. Пусть это будет большой секрет маленького разврата, каждый был пьян, невесом, согрет, теплым дыханьем брата, горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона, все друг при друге - и все одни, живы и непокорны. Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик, Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях. Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки. Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку. Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться. Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...

Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета. Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах. Сонными лапами через сквер, и никуда не деться. Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве. Яблоко съелось, ушел состав, где-нибудь едет в Ниццу, я начинаю считать со ста, жизнь моя - с единицы. Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене. "Двадцать один", - бормочу сквозь сон. "Сорок", - смеется время. Сорок - и первая седина, сорок один - в больницу. Двадцать один - я живу одна, двадцать: глаза-бойницы, ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку, кто-нибудь ждет меня во дворе, кто-нибудь - на десятом. Десять - кончаю четвертый класс, завтрак можно не делать. Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять. Восемь - на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...

Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.

Блок №3 «Я умею всё!»

            1.Выявление проблемы

Обратимся к следующему тексту (текст №4)

Наиболее распространённые проблемы

Способы выражения проблемы в текстах разных стилей

       Публицистический стиль

        Художественный стиль

Проблема выражается

• тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста

• в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац)

              Проблема

• выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей поведения  и т. д.

Текст №4

(1)Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(2)На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека –
Залог величия его.

     (3)Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей обращают память и чувства к отчему дому. (4)Куда ни относила бы житейская волна, какое бы разнообразие ни предлагала, всё бытие твоё останется суетой без памяти об отчем крове, без тех нитей, которые протягивает сердце к Отчизне, без частицы души, может, наиглавнейшей, обращённой таинственным зеркальцем к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос.
    (5)Поразительная категория - «самостоянье человека». (6)Нет, не примитивно-утилитарная самостоятельность, а именно самостоянье, ведь в этом слове заключено особое определение души, ума и сердца, в самостоянье человека заключено очень многое, и помечено оно - верно! - любовью к родному.
    (7)Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти – прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяной дорожки, по которой так здорово было прокатиться, разбежавшись что есть мочи, в дальнем и близком детстве...
    (8)«С чего начинается Родина?» (9)Песенный вопрос этот кажется неточным и риторическим; родина ни с чего не начинается — она была, она есть, она будет вечно, если говорить о ней применительно ко всем и ко всякому; в отдельном же человеке она не начинается тоже - сам человек и есть Родина, (10)Любовь к ней - естественное чувство. (11)Самостоянье и величие человека зависят от этой естественной любви, а растоптавший любовь эту жалок и ничтожен. (12)0н изгой в отчем доме. (13)Ему всё равно, где жить и что видеть окрест. (14)Такой живёт страстями мелкими - он сам себя отрёк от самостоянья. (15)Родины в нём нет.
   (16)Неважно, какой он, отчий дом, где он стоит или, может, не стоит вовсе, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. (17)Даже несуществующий, он есть вечно в твоём сознании и будет, пока будешь ты.
                                                                                                                                   (По А. Лиханову)
*Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 г.) - прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвящённых детям.

Формулируем проблему:

А.А.Лиханов, автор прочитанного мною текста, поднимает проблему (чего?) ____________________.

Пишем комментарий по проблеме:

     Автор обращает наше внимание на то, что _____________________________________________

_________________________________________. __________________________, по мнению А.Лиханова, ____________________________________________. В качестве примера, подтверждающего точку зрения публициста, он приводит_____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Формулируем позицию автора:

     Позиция автора предельно ясна: он искренне убеждён в том, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пишем комментарий по проблеме:

     Автор обращает наше внимание на то, что любовь к родине – это «естественное чувство». Без него, по мнению А.Лиханова, человек «жалок и ничтожен». В качестве примера, подтверждающего точку зрения публициста, он приводит пронзительные по своей глубине пушкинские строки, свидетельствующие о любви к родине, которая начинается с любви к отчему дому.

Формулируем позицию автора:

     Позиция автора предельно ясна: он искренне убеждён в том, что «самостоянье и величие человека зависят» от врождённого чувства патриотизма.

Пишем начало абзаца по аргументам и подбираем аргументы:

     Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю, что _______________________________

_______________________________. В качестве первого аргумента….

Пишем начало абзаца по аргументам и подбираем аргументы:

     Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю, что все мы должны любить свою родину. В качестве первого аргумента….

Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

Академик считает, что Родина - это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».

     Вторым аргументом может послужить…..

1) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

2) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил  в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

3) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время гражданской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

4) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тосковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что  душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

Текст №5

     (1)Мы ждали своих ребят из поиска.

     (2)Никогда не забуду ее тонкое лицо, склоненное над рацией, и тот блиндаж начальника штаба дивизиона, озаренный двумя керосиновыми лампами. (3)Вверху, над накатами, — звезды, тишина, вымерзшее пространство декабрьской ночи, ни одного выстрела, везде извечная успокоенность сонного человеческого часа. (4)А под накатами молча лежали солдаты на нарах, и, засыпая, я с мучительным наслаждением видел какое-то белое сияние её коротко подстриженных, по-детски золотистых волос.

     (5)Разведчики вернулись на рассвете, когда все в блиндаже уже спали, обогретые печью, успокоенные затишьем. (6)Вдруг звонко и резко заскрипел снег в траншее, раздался за дверью всполошенный оклик часового, послышались голоса, смех, хлопанье рукавицами.

     (7)В блиндаж вместе с морозным паром весело ввалились, затопали валенками двое рослых разведчиков, с накаленно-багровыми лицами, с густо заиндевелыми бровями. (8)Ввели трех немцев-языков в зимних каскетках с меховыми наушниками, в седых от инея длинных шинелях. (9)Сонный блиндаж шумно заполнился топотом ног, шуршанием мерзлой одежды, дыханием людей, наших и пленных, одинаково прозябших в пространстве декабрьских полей. (10)И тут я увидел, как радистка Верочка, медленно, будто в оцепеняющем ужасе, встала возле своей рации, и как один из пленных, высокий, красивый, оскалив в заискивающей улыбке молодые чистые зубы, поднял и опустил плечи, вроде бы желая погреться в тепле. (11)И тогда Верочка странно дрогнула лицом. (12)Светлые волосы от резкого движения головы мотнулись над сдвинутыми бровями, и, бледнея, кусая губы, она шагнула к пленным, как в обморочной замедленности расстегивая на боку маленькую кобуру трофейного “вальтера”.

     (13)Потом немцы закричали заячьими голосами, и тот, высокий, инстинктивно защищаясь, суматошно откачнулся с широко разъятыми предсмертным страхом глазами.

     (14)И тут же она, страдальчески прищурясь, выстрелила и, вся дрожа, запрокинув голову, упала на земляной пол блиндажа, стала кататься по земле, истерически плача, дергаясь, вскрикивая, обеими руками охватив горло, точно в удушье.

     (15)До этой ночи мы все были влюблены в неё. (16)Тоненькая, синеглазая, она предстала в тот миг перед нами совсем в другом облике, беспощадно разрушающем прежнее — нечто слабое, загадочное в ней.

     (17)Пленного немца она ранила смертельно. (18)Он умер в госпитале. (19)После того наша общая влюбленность, восхищение мальчишек сменились чувством брезгливой жалости, отвращением. (20)И я уже не мог теперь представить, как можно (даже в воображении) целовать Верочку, на наших глазах сделавшую то, что … .

                                                                                                                                                                         (По Ю.Бондареву)

   

*Бондарев Юрий Васильевич (родился в 1924г.) – прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, автор книг, посвящённых военному времени.

Формулируем проблему:

     Ю.В.Бондарев, автор прочитанного мною текста, поднимает проблему (чего?) _________________

______________________________________________________________________________________.

Формулируем проблему:

     Ю.В.Бондарев, автор прочитанного мною текста, поднимает проблему (чего?) противоестественности участия женщины в военных действиях.

Обратим внимание на ошибочные формулировки: героизма, патриотизма.

Контекст многое меняет, как видим. Вот каков в реальности финал этой бондаревской зарисовки:

     Никто не знал, что в сорок втором году в окружении под Харьковом она попала в плен, её изнасиловали четверо немецких солдат, надругались над ней — и отпустили, унизительно подарив свободу.

     Ненавистью и мщением она утверждала справедливость, а мы, в той священной войне убивавшие с чистой совестью, не могли простить её за то, что выстрелом в немца она убила в себе наивную слабость, нежность и чистоту, этот идеал женственности, который так нужен был нам тогда.

Пишем комментарий по проблеме:

     Автор рассказывает нам историю, произошедшую в годы Великой Отечественной войны. С некоторым трепетом он описывает ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Этим событием стало ___________________________________________________________________.

Формулируем позицию автора:

     Позиция автора скрывается за ________________________________________________________. Он считает, что_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пишем комментарий по проблеме к тексту:

     Автор рассказывает нам историю, произошедшую в годы Великой Отечественной войны. С некоторым трепетом он описывает героиню повествования Верочку, в которую «все были влюблены» до одного события, сменившего чувство влюблённости «чувством брезгливой жалости, отвращением». Этим событием стало убийство Верочкой безоружного пленного немца.

Формулируем позицию автора:

     Позиция автора скрывается за ощущениями героев повествования. Он считает, что женщина – это олицетворение жизни, всего самого светлого и прекрасного, что в этой жизни существует, поэтому убийство радисткой пленного немца вызывает потрясение у свидетелей произошедшего и резко меняет отношение к ней солдат.

Пишем начало абзаца по аргументам и подбираем аргументы:

     Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю, что _______________________________

_______________________________________________________. В качестве первого аргумента….

Пишем начало абзаца по аргументам и подбираем аргументы:

     Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю, что женщины и война – понятия несовместимые. В качестве первого аргумента….

     Вторым аргументом может послужить ……

О том, как важно владеть навыками анализа всех видов информации, свидетельствует и тот факт, что на экзаменах выпускники неправильно интерпретируют даже простой текст. Давайте сначала прочитаем исходный текст, а затем – фрагменты сочинений по нему и попробуем определить «разгадали» ли авторы этих работ текстовую информацию.

Текст №6

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде человек. (2)Это был старый газетный волк, как он сам себя с гордостью называл.

(3)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью – любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать ее было совсем невозможно.

(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки.

(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта. (6)Эти листы и в руки-то взять было  противно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.

(7)Нацелив на верстку острый свой карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.

(8)Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение».

(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни.

(10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос…

(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото».

(12)Золотом называлось все, что возможно. (13)Уголь и нефть –  «черное золото». (14)Хлопок – «белое золото». (15)Газ – «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота.

(17)Он вернул заметку ответственному секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновенное».

 (19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки фенолога».

(21)Фенолог бегал из угла в угол по кабинету и заламывал руки.

 – (22)Борис Евгеньевич, – взывал он к редактору. – Я вас очень прошу, не правьте мою заметку, ведь она такая маленькая.

– (23)Ишь, чего захотел, – ответил редактор, помешивая ложечкой остывший в стакане чай. – (25)Как не править, когда вы пишете: «Наступила пора бабьего лета». (26) У нас женщины –  труженицы, а вы их оскорбительно называете бабами.

– (27)Я не их, а лето называю бабьим, так говорят в народе.

– (28)Все слова, что в народе говорят, да в газету? – редактор покачал головой.

– (29)Но ведь не писать же «женское лето»,  – сказал фенолог.

– (30)Именно женское.

– (31)Борис Евгеньевич, – завопил фенолог, – вы меня убиваете. (32)Спросите у любого человека, хотя бы у этой посетительницы... (33)Девушка, – обратился он к одной посетительнице, –  вы вот, я вижу, из народа. (34)У вас такое время, когда осенью тепло, когда солнышко светит, как называют?

– (35)Кто как хочет, так и называет, – сказала девушка уклончиво. (36)Ей не хотелось идти против редактора.

– (36)Вот видите, –  оживился редактор.  – (37)А у нас газета. (38)Мы не можем называть кто как хочет.

                                                                                            (По В. Войновичу)

Фрагменты сочинений по данному тексту

1) «Борис Евгеньевич Ермолкин, по мнению автора, (и я с ним согласна!), – незаурядный человек. Согласитесь, сколько нужно труда и терпения, чтобы исправить заметку, «забыв о собственной семье»! И если молодому поколению нужно выбрать идеал для подражания, образец отношения к труду, то этот человек достоин подобного».

2) «Люди, столь преданные своему призванию, как Б. Е. Ермолкин, есть в любом коллективе. На них держалось, держится и будет держаться любое производство. Благодаря таким, как он, прогресс не стоит на месте».

3) «Это умный, начитанный редактор, прекрасно знающий тонкости и синонимы русского языка, которому выпала тяжёлая доля – руководить коллективом журналистов, плохо разбирающихся в своей профессии. Можно себе представить, во что превратилась бы газета, если бы этот «замечательный в своем роде» редактор сам лично не проверял всё, что ему приносили. Спасибо ему!»

4) Когда я читал газеты, то даже не предполагал, что столько сил нужно потратить, чтобы статья стала интересной и грамотной, чтобы в ней не было слов разговорного стиля. Можно только позавидовать той редакции, в которой работает столь фанатично преданный делу Ермокин Б. Е.».

 – Как вы думаете, сумели ли авторы этих фрагментов «расшифровать» информацию предложенного текста? Выявили ли они проблемы, обозначенные автором? (Авторы этих фрагментов не  «расшифровали» информацию предложенного текста, не выявили проблем, обозначенных автором, не поняли иронии В. Войновича, а это привело к неверной трактовке авторской позиции.)

– На какие детали должны были обратить внимание авторы сочинений, чтобы выявить авторскую иронию?

(1) «замечательный в своем роде»

(2) «он сам себя с гордостью называл»

(30) «Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью –выправить…так, чтобы читать ее было совсем невозможно».

(4) «С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки».

(6) «…он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие».

(7) «Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался … и ястребом кидался, если попадалось … хоть одно живое».

– Если бы выпускники внимательно читали текст, разве эти детали, даже 2 – 3 самые яркие (см. предл. 3,7), позволили так понять его содержание? (Конечно, нет!)

При изложении собственной точки зрения и ее аргументации

востребованными могут стать фразы:

Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...

Я часто задумываюсь над...

По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда

актуальны, так как...

Можно согласиться с автором...

В целом я согласен с автором текста, однако...

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с

тем, что...

Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...

Не во всем можно согласиться с автором текста...

Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной.

Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с

другой стороны...

Не вызывает сомнения...

Меня особенно тронуло...

Меня привлекает в этом тексте...

Меня взволновало...

Нельзя остаться равнодушным при...

Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие

аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...

В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие

доказательства...

Доказательством этой мысли может служить тот факт...

Начало сочинения

Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена

по-разному. Чаще всего она прямо связывается с определением темы и

проблематики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может

представлять собой:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку его основных проблем, которые поднимает или

затрагивает автор исходного текста;

в) изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам,

которые были затронуты автором исходного текста;

г) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах,

которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой

в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

д) лирическое размышление, связанное с темой текста.

Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть связана

также с идеей текста или основным выводом автора. В таком случае она

приобретает вид «опрокинутого начала». («...Так завершается статья, очерк,

рассказ».)

Помните! Сочинение (особенно по художественному и художественно-

публицистическому текстам) нежелательно начинать с фраз типа «Темой

текста является...», «В этом тексте говорится...», «Основными проблемами

текста являются...» и др.

В тех случаях, когда уже в самом начале сочинения определяется

тема и проблематика исходного текста, можно использовать некоторые

стилистические фигуры, например именительный представления,

риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму

изложения и т. д.:

а) Талант... Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о

его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за

самые простые действия, часто в ироническом значении. Пора вернуть

слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в

сути понятия «талант» вместе с автором.

б) Книга... Может ли человечество обойтись без нее в век

электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации

заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы

на эти вопросы мы найдем в статье...

в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не

вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?

г) Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то святыня,

которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то

только источник обогащения.

Внимание! Вступление к сочинению-рассуждению может быть

небольшим (3—5 предложений). Используемые во вступлении к сочинению

синтаксические фигуры по содержанию должны обязательно соотноситься с

темой и проблематикой исходного текста.

Завершение сочинения

Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному,

также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно

выражена позиция автора исходного текста по отношению к

рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная

позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано

общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть

оформлена как:

а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения),

например:

Проанализировав содержание текста и его языковые особенности,

можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие

хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор

учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку

нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не

формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется

недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;

б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в

начале сочинения), например:

Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и

не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он

позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не

только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в

себе и других главное, настоящее»;

в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее

.

Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое

дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая

мачеха»;

г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо

выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и

подтверждающее справедливость мнения его автора), например:

«Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и

писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно

спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом

любви и добра.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город Ноябрьск"

Урок  немецкого языка по теме «Город» проводился в 7 классе (база) по учебнику:  И.Л.Бим. Л.В. Садомова, Н.А. Артёмова     Немецкий язык. Шаги 3. Учебник для 7...

История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...

"Показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии стратегии развития молодежной политики муниципального образования город Ноябрьск до 2020 года "Активная жизнь"

показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии "Активная жизнь"- основные напрвления проектной линии;- наименование показателя- единица измерения- формула расчета...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в рамках городского школьного университета «Перспектива».

Анализ результатов ЕГЭ за 2008/2009 учебный год показал, что необходим поиск новых форм и методов по подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена. И такая новая форма была пр...

Протоколы ГМО учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

Здесь представлены тексты протоколов ГМО учителей русского языка и литературы города Ноябрьска (руководитель ГМО - Шитова И.Г.)....